Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

речитатив

Гуманитарный словарь

РЕЧИТАТИ́В (итал. recitativo, от recitare - декламировать) - тип вокального интонирования (в опере, кантате, оратории); вокальный стиль, прибл. к естеств. речи. Сохранение фиксиров. муз. высоты звука, регул. и ритм. обеспечивает, тем не менее, ясно различимую грань между собственно речью и "речеподобием" Р., остающегося в пределах границ, заданных условностями муз. иск-ва. Возникновение Р. как типа пения связано с рождением в начале 17 в. оперного жанра. Заявленная теоретиками оперы задача - реставрация декламации античной трагедии как путь к обретению утраченной в полифоническом многоголосии внятности и выразительности словесн. текста - стимулировала поиск нового типа сольной мелодики, характериз. сочетанием декламационности и напевности. Классический образец "нового стиля" - оперное творчество К. Монтеверди. Впоследствии мелодич. и декламационное начала Р. обособились. С кон. 17 в. на долю речитативных разделов досталась драматическая интрига - как правило, в "поясняющем" ключе, в то время как лирическое начало сосредоточилось в вокальных номерах. Вырабатываются два типа Р. в операх с номерной структурой - secco ("сухой") с аккомпанементом чембало (клавесина) и accompagnato ("аккомпанированный") - в сопровождении группы оркестровых инструментов. Дальнейшая эволюция Р. неотделима от стремления к утверждению нового идеала оперы, конструир. на путях преодоления "условности" в пользу "жизненной правды". Этим объясняется особое внимание к Р., объедин. всех великих оперных реформаторов - К. В. Глюка, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского. В 19 в. граница между Р. и арией становится более подвижной - речитативный тип мелодики воздействует на ариозные эпизоды, вокальные эпизоды; вокальные интонации, в свою очередь, проникают в Р. и ведут к его мелодизации. Эта тенденция удерживается и в ряде сочинений 20 столетия: речитативно-ариозный стиль характерен для поздних опер Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, К. Дебюсси, М. Равеля.

Полезные сервисы

спесивцева ольга ал-др

Гуманитарный словарь

СПЕСИ́ВЦЕВА Ольга Ал-др. (1895-1991) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1913 (кл. К. Куличевской), позднее совершенствовалась у Е. Вазем, А. Вагановой. В 1913-24 артистка Мариинского т-ра / Гос. т-ра оперы и балета, с 1920 балерина. Среди ее ролей: Пьеретта ("Арлекинада"), мазурка, 7-й вальс ("Шопениана"), Фея Драже ("Щелкунчик"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Китри ("Дон Кихот"), Аврора ("Спящая красавица"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Никия ("Баядерка"), Жизель ("Жизель"). В 1924-32 балерина в Гранд-опера (Париж). В ее репертуаре "Жизель", "Встречи", "Трагедия Саломеи", "Творения Прометея" и др. Одноврем. (частично под фамилией Спесива) выступала в "Рус. балете Дягилева": в 1916-17 партнерша В. Нижинского в "Сильфидах", "Видении розы", в 1921-22 - Аврора, в 1927 - Кошка ("Кошка"), в 1929 - Одетта. Гастролировала в Аргентине, Австралии, европ. городах, танцевала в Опера Комик (Париж) балеты М. Фокина "Психея", "Мефисто-вальс" (1935). В 1943-63 находилась на излечении в санатории для нервнобольных. С 1963 жила в Нью-Йорке на ферме фонда Л. Толстого. "Природа щедро одарила С. - великолепная фигура, нежная пластика рук, идеальная форма ног, лицо камеи с большими пылающими глазами, красивый прыжок с элевацией и баллоном. Что бы она ни танцевала, зритель воспринимал ее как воплощение красоты на сцене, как носительницу идеала, иногда поруганного, но остающегося идеалом" (Ф. Лопухов). Неотрывна от творч. биографии С. Жизель, ее она танцевала почти 20 лет. С годами трактовка образа становилась все острее и трагичнее, говорили уже об экспрессионизме ее танца.

О. А. Спесивцева

О. А. Спесивцева

Полезные сервисы

акция

Практический толковый словарь

экон. (от англ. share, амер. stock, фр. action, нем. Aktie) - ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на долевое участие в управлении им и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Владелец (собственник) А. называется акционером. А. относится к классу основных (традиционных) ценных бумаг, в который также входят облигации, векселя, чеки и т.п. В Российском законодательстве А. относятся к эмиссионным ценным бумагам. Права и свойства А.: право на участие в управлении акционерным обществом (право голоса или иные права на участие в управлении); право на доход в форме дивиденда; право на часть активов компании в случае ее ликвидации.

Полезные сервисы