Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пантомима

Толковый словарь

ж.

1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями.

отт. Соответствующий жанр в театральном искусстве.

2. Цирковое представление феерического характера, в котором эффектные постановочные номера объединены определенным сюжетом.

3. Сюжетная сцена в балете, опере, драме, основанная на бессловесной драматически выразительной игре исполнителей.

отт. Игра актера в подобной сцене.

4. Жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.

Толковый словарь Ушакова

ПАНТОМИ́МА, пантомимы, жен. (от греч. pantomimos - все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями.

|| Сценарий для такого представления, а также сопровождающая его музыка.

Толковый словарь Ожегова

ПАНТОМИ́МА, -ы, жен. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.

| прил. пантомимный, -ая, -ое и пантомимический, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

ПАНТОМИМА - жен., греч. выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом.

| Род балета, драматическое зрелище без речей, немая игра; пантомимическое, -мимное зрелище.

Популярный словарь

Пантомима

-ы, ж.

1) только ед. Вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика.

2) Мимическое представление без слов.

Разыграть пантомиму.

Родственные слова:

пантоми́мный

Этимология:

От французского pantomime. Восходит к греческому pantomimos (← пан... и mimos ‘все воспроизводящий подражанием’). В русском языке - с XIX в.

Энциклопедический комментарий:

Истоки искусства европейской пантомимы - в театре Древней Греции и Рима. В России пантомима входила в состав многих народных игр и обрядов, выступлений скоморохов. В XIX в. пантомима ставилась на подмостках балаганов и в цирках. Современная пантомима включает в себя искусство мима (один актер) и представления со всеми признаками театрального спектакля.

Словарь существительных

ПАНТОМИ́МА, -ы, ж

Представление, в котором все мысли и чувства персонажей выражаются мимикой и жестами.

До сих пор пантомима шла безукоризненно, жест был безошибочно правилен (Дост.).

Энциклопедический словарь

ПАНТОМИ́МА -ы; ж. [от греч. pantomimos - всё воспроизводящий подражанием]

1. Театральное представление без слов, в котором чувства и мысли действующих лиц выражаются жестами, мимикой. Искусство пантомимы. Цирковая п.

2. Устар. Жесты, мимика как дополнительные средства общения (обычно при незнании или плохом знании языка). Прибегнуть к пантомиме. Объясняться при помощи пантомимы.

Пантомими́ческий, -ая, -ое. П-ие элементы в балете. П-ие приёмы в драматической роли без слов. Пантоми́мный, -ая, -ое. П-ые средства. П-ые представления. П-ая сцена.

* * *

пантоми́ма (от греч. pantomimos, буквально - всё воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика.

* * *

ПАНТОМИМА - ПАНТОМИ́МА (от греч. pantomimos, букв. - все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика.

Большой энциклопедический словарь

ПАНТОМИМА (от греч. pantomimos - букв. - все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика.

Академический словарь

-ы, ж.

Театральное представление без слов, в котором чувства и мысли действующих лиц выражаются жестами, мимикой.

||

Жесты, мимика как дополнительное средство общения (обычно при незнании или плохом знании языка).

[Переводчик] весьма плохо говорил по-корейски, но все-таки с помощью пантомим мог передать обыкновенный разговор. Пржевальский, Путешествие в Уссурийском крае.

[От греч. παντόμιμος - всё воспроизводящий подражанием]

Энциклопедия Кольера

ПАНТОМИМА - театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики. Элементы пантомимы можно найти во всех примитивных культурах, где мимические сцены являются частью религиозных ритуалов. Как самостоятельный вид театрального искусства пантомима впервые появилась в Риме в эпоху императора Августа (27 до н.э. - 14 н.э.). Греческое pantomimus означало "тот, кто изображает все" и относилось к актеру и виду искусства в целом. Римский танцор Пилад Киликийский первым стал выступать с серьезными сольными номерами, разыгрывая пантомимы на мифологические сюжеты. В отличие от Пилада, его современник и соперник Батилл Александрийский потешал римлян веселыми представлениями. Его любимым персонажем был козлоногий сатир, пляшущий с прекрасными дриадами. Как писал греческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский (125-180) в трактате О танце (De saltatione), хорошему мимическому актеру необходимо иметь гибкое мускулистое тело, превосходную память, глубокое знание мифологии, серьезное музыкальное образование. Исполняя пантомиму, актер надевал плащ и шелковистую тунику, доходящую до лодыжек. Его игре аккомпанировал оркестр из свирелей, флейт, кимвалов и труб. Хор рассказывал о происходящем на сцене. Пантомима была модным развлечением при императорском дворе, в царствование Адриана (117-138) актеры занимали придворные должности. Однако в 534, по настоянию императора Юстиниана, танцы и представления были запрещены как безнравственные с точки зрения церковной морали. Церковные запреты не смогли уничтожить любовь к пантомиме, и в Средние века это искусство сохранилось благодаря странствующим мимам и менестрелям. Пантомима вновь расцвела в 16-18 вв. в импровизированных фарсах бродячих итальянских актеров, получивших название комедии дель арте. Из Италии комедианты отправились через Альпы во Францию, Германию и Испанию, играя на понятном всем языке жестов. Главными героями комедий обычно были распутник Панталоне, старый купец-венецианец; доктор-педант Грациано; знатная дама Коломбина и ее слуги-дзанни (zanni): Арлекин, Пульчинелла и др. Под влиянием классической мифологии и комедии дель арте Д.Уивер (1673-1760), балетмейстер театра "Друри-Лейн", поставил в 1702 пантомиму. Английская пантомима напоминала скорее театрализованный балет. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, переплетались с баловством влюбленных Арлекина и Коломбины. Такие пантомимы давались в качестве интермедий в антракте трагедий и комедий. Со временем, исчерпав себя как жанр, пантомимы стали основой для водевилей. Сегодня в Англии пантомима - традиционное развлечение на Рождество. В 1750 хореограф Ж. Ж. Новер (1727-1807) представил публике драматические балеты (ballets d'action). Он отказался от геометрической выстроенности придворного балета, танцоры его театра доносили мифологические предания на языке жестов. В 1819 Ж.Г.Б.Дебюро вывел на сцену парижского Театра Фюнамбюль (1816-1862) Пьеро, отвергнутого влюбленного, изможденного, бледного, в белом балахоне, ставшего классическим персонажем пантомимы. Атмосфера скромного Театра Фюнамбюль (букв. "канатный плясун") удивительно точно передана в фильме М.Карне Дети райка (Les enfants du Paradis, 1944). В 1933 Ж.-Л.Барро и его учитель Э.-М.Декру начали работать над новым искусством пантомимы, "построенной на тишине". Они считали, что пантомима проигрывает, если актер жестами "играет" слова, вместо того чтобы использовать пластику как самодостаточный язык. Идеи Барро воплотил на сцене М.Марсо (р. 1923). Знаменитый бродяжка Бип, герой многих скетчей Марсо, вызывал у зрителей такой же добрый и немного грустный смех, как и немые фильмы Ч.Чаплина. Творчество Марсо возбудило интерес к пантомиме. По всему миру стали появляться мимические труппы, каждая из которых обладала неповторимым очарованием. Популярный американский актер Р. Скелтон вел еженедельную телепрограмму, в которой царил дух комедии дель арте. Для овладения техникой классической пантомимы требуются годы. Как и танцору, миму необходимо ежедневно выполнять целый комплекс упражнений, чтобы в совершенстве владеть телом. Современный мим, как и драматический актер, стремится перевоплотиться в своего героя, передать его чувства. Актер должен овладеть приемами классической пантомимы, а также балетными пируэтами и арабесками. Необходимость передать идею спектакля с помощью ярких, выразительных жестов сделала пантомиму одним из самых привлекательных видов театрального искусства.

ЛИТЕРАТУРА

Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., С Хайченко Е.Г. Метаморфоза одной маски: Джозеф Гримальди. М., 1994

Гуманитарный словарь

ПАНТОМИ́МА - вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средства создания худож. образа - пластика, мимика. История П. восходит к глубокой древности: первое из дошедших до нас упоминаний относится к 5 в. до н. э. Большинство исследователей и практич. деятелей т-ра сходятся на том, что П. возникла в тот день и час, когда возникло иск-во актера. Анализируя "паузы" вел. актеров, К. С. Станиславский писал: "Все они умеют досказать то, что недоступно слову; нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь". Наиб. емкое определение дает основоположник совр. П. Э. Декру: "П. - суть способа драм. игры". Утверждение на подмостках новой эстетики всегда сопровождалось в истории развития т-ра ярчайшими достижениями иск-ва П. с его пластич. образностью, базирующейся на той или иной специфич. технике движения: так было в эпоху антич. мира, в эпоху средневековья, в итал. нар. комедии 16-17 вв., в клоунаде Дж. Гримальди (18-19 вв.), в романтич. П. Дебюро, в 20 в., когда в результате "рев-ции т-ра", начавшейся на рубеже веков и сказавшейся в первые десятилетия, во Франции появилась теория и школа "чистый мим", созд. Декру. Один из его выдающихся учеников - М. Марсо - способствовал возрождению П. как специфич. жанра сценич. иск-ва. Ж.-Л. Барро, др. не менее выдающийся его ученик, с успехом применил мн. открытия его школы при постановке драм. спектаклей.

Лит.: Румнев А. О пантомиме: Театр, кино. М., 1964; Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., 1985.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Спектакль в театре пантомимы. Парк Тиволи. Копенгаген, Дания.

Спектакль в театре пантомимы. Парк Тиволи. Копенгаген, Дания.

ПАНТОМИМА (от греческого pantomimos, буквально - все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика. Возникла в Древней Греции и Риме. Крупнейшие актеры (мимы) - Ж.Б. Дебюро и М. Марсо (Франция), Л. Фиалка (Чехия), А.А. Елизарьев и В.И. Полунин (Россия).

Уличный мим. Монмартр, Париж.

Уличный мим. Монмартр, Париж.

Бюст Войкерсена, первого мима, выступавшего в парке Тиволи. Копенгаген.

Бюст Войкерсена, первого мима, выступавшего в парке Тиволи. Копенгаген.

Сборник слов и иносказаний

пантомима -

пантомим (пантомима)

выразительное, немое объяснение посредством различных телодвижений (род балета театрального - игра без речей)

Ср. И в тот же день, среди прелестнейших долин, сыграл любви с ней пантомин.

Писемский. Взбаламученное море. 2, 9.

Ср. Едва замечалось в нем такое настроение (случалось ему задумываться) - все вокруг умолкло. Рожков мгновенно прерывал разговор, теща, предупрежденная выразительной пантомимой, останавливала свое вязанье, жена опускала глаза...

Григорович. Порф. Петр. Кукушкин. 4.

Ср. Pantomimus (лат.) - подражатель.

Ср. Παντόμιμος (παν, все - μιμος, подражатель) - пантомимист.

Полутолковый словарь

Пантомима - обязательное приложение к одесскому языку.

По улице идет одессит, прижимая к груди огромный арбуз двумя руками. Прохожий его спрашивает:

- Молодой человек, как пройти из отсюда до Трехугольного переулка?

Одессит кладет арбуз на тротуар и разводит руки:

- Не знаю.

- Сема, чего ты сегодня такой молчаливый?

- А ты хочешь, чтобы я в такой холод руки с карманов повытягал?

Орфографический словарь

пантоми́ма, -ы

Словарь ударений

пантоми́ма

Формы слов для слова пантомима

пантоми́ма, пантоми́мы, пантоми́м, пантоми́ме, пантоми́мам, пантоми́му, пантоми́мой, пантоми́мою, пантоми́мами, пантоми́мах

Синонимы к слову пантомима

сущ., кол-во синонимов: 4

Морфемно-орфографический словарь

пант/о/ми́м/а.

Грамматический словарь

пантоми́ма ж 1a

Этимология

Заимствовано из французского, где pantomime восходит к латинскому pantomimes, образованному от греческого pan (pantos) "все" и mimos - "немой".

Этимологический словарь

Заимств. в XIX в. из франц. яз., где pantomime < лат. pantomimos, сложения греч. pan, pantos «все» и mimos «немой». Ср. немая сцена. См. мимика, паника.

Словарь галлицизмов русского языка

ПАНТОМИМА ы, ж. и устар. ПАНТОМИМ а, м. pantomime m. <лат. pantomimus, гр.

1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. БАС-1. Pantomime. Пантомим. Ария, по которой два или многие танцовщики, танцуя совершают действие, которое также называется пантомимом. 1790. Танц. сл. Первая часть есть предмет подражания живописи, которая все видимое представляет на ровной поверхности; разного художества представляющего то же в высокой работе и, наконец в пантомиме. 1803. Батэ О свободных науках. // Копорская 95. Гардель бесподобен в трагической пантомиме. Карамзин ПРП 232. Вторая картина этого акта .. представляет сцену пантомимы, устроенной Гамлетом в присутствии двора. Чайк. Муз. фельетоны. [Арап:] Я арап, арапски песни и арапски пантомины играю. Петрушка. 1905. // Фолькл. театр 208. || Цирковое представление феерического характера, в котором эффектные постановочные номера объединены определенным сюжетом. БАС-1. Программа <цирка> была составлена заманчиво, хотя и безграмотно, и, между прочим, гласила следующее: "В заключение поставлена будет большая пантомима-феерия, аранжированная директором, в которой примут участие все наличныя силы труппы". В. Светлов Дочь воздуха. // Набл. 1887 7 1 154.

2. Сюжетная сцена в балете, опере, драме, основанная на бессловесной игре исполнителей; игра актера в данной роли. Ацис и Галатея. Балет с пантоминою. 1764. Битовт 279. Затем, амфитеатр обратился к другому театру, где представлен был балет пантомим, названный Триумф Благоденствия. 1775. Всеволодский Ист. 240. Увидеть во сне, что Вы смотрите пантомиму, означает, что Ваши друзья обманывают Вас. Во сне 308. || перен. Она с каким-то офицером пантомим любви опять разыграла. Шеллер-Мих. Чужие грехи. // Ш. 9 204.

4. Жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора. БАС-1. Разговор, по незнанию ею русскаго, а мною немецкаго языка, беседование шло более на пантомине. Винский 61. Я делалей любовныя изъяснения пантомимами. 1789. Крылов Почта духов. // К. 1847 1 39. Мешаясь с ними <горцами>, офицеры Заводили речи - на словах И пантомимой - о конях, Кинжалах, шашках. Полежаев Эрпели. Человеческие и собачьи пантомимы. Соврем. 1858 февр. // Погосян 247. Гулявцев сделал пантомиму, выражавшую подобающее сожаление, и поспешил в залу. А. Чернолесов Светские люди. // ОЗ 1871 199 1 35. Горничная, старая Гречанка, ничего не понимала что мы ей объясняли пантомимами и только твердила "Куриц". В. Путев. зап. поклонницы гроба господня. // РВ 1882 3 81. - Норм. Не пантомина, а пантомима.- Лекс. САН 1847: пантоми/ма; СИЗ : пантомима 1758 (-мина 1768 ).

Словарь иностранных слов

ПАНТОМИМА (греч., от pan и mimos - подражатель). 1) передача мысли телодвижениями без помощи речи. 2) пьеса, в которой актеры передают желания и чувства телодвижениями.

Сканворды для слова пантомима

- Молчаливая клоунада.

- Сценка в жестах.

- Сценическое искусство, в котором образ создается пластикой, мимикой, жестами.

- Спектакль жестов.

- Безмолвное искусство.

- Чему покровительствовала муза Полигимния?

- Мимическое представление без слов.

Полезные сервисы

пантомима-балет

Слитно. Раздельно. Через дефис

пантоми/ма-бале/т, пантоми/мы-бале/та, ж.

Полезные сервисы