м.
Опорная деталь вращающихся или качающихся частей механизмов.
ПОДШИ́ПНИК, подшипника, муж. (тех.). Опора в неподвижной части машины, на которой лежит шейка (шип) вала или оси. Шариковый подшипник. Роликовый подшипник.
ПОДШИ́ПНИК, -а, муж. Часть опоры вращающейся или качающейся части механизма. Шариковый п. Роликовый п.
| прил. подшипниковый, -ая, -ое. П. завод.
ПОДШИ́ПНИК, -а, м
Опорная деталь вращающегося или качающегося механизма.
Вместо грузила Иван привязал к леске маленький подшипник.
ПОДШИ́ПНИК -а; м. Опорная деталь вращающихся механизмов. Роликовый п. Шариковые подшипники. П. перегрелся. Сменить п.
◁ Подши́пниковый, -ая, -ое. П-ые кольца. П. завод. П-ое производство. П-ые сплавы.
* * *
подши́пник - опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают подшипники качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения - шарики или ролики) и скольжения (например, втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).
* * *
ПОДШИПНИК - ПОДШИ́ПНИК, опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают подшипники качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения - шарики или ролики) и скольжения (напр., втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).
ПОДШИПНИК - опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают подшипники качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения - шарики или ролики) и скольжения (напр., втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).
-а, м.
Опорная деталь для вращающихся или качающихся частей машин, механизмов, приборов и других устройств.
Роликовый подшипник.
ПОДШИПНИК - конструктивный узел машин и механизмов, поддерживающий или направляющий вращающийся вал или ось. Если шейка вала в подшипнике скользит непосредственно по опорной поверхности, то он называется подшипником скольжения. Если же между шейкой вала и опорной поверхностью имеются шарики или ролики, то такой подшипник называется подшипником качения. Назначение подшипника - уменьшать трение между движущейся и неподвижной частями машины, так как с трением связаны потери энергии, нагрев и износ.
Подшипники скольжения. Подшипник скольжения представляет собой массивную металлическую опору с цилиндрическим отверстием, в которое вставляется втулка, или вкладыш, из антифрикционного материала. Шейка, или цапфа, вала с небольшим зазором входит в отверстие втулки подшипника. Для уменьшения трения и износа подшипник обычно смазывается, так что вал отделен от втулки пленкой вязкой маслянистой жидкости. Рабочие характеристики подшипника скольжения определяются его размерами (длиной и диаметром), а также вязкостью смазки и скоростью вращения вала.
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ. Шейка вала обычно смазывается. 1 - шейка вала (цапфа); 2 - подшипник.
Смазка. Для смазки подшипника скольжения можно использовать любую достаточно вязкую жидкость - масло, воду, бензин и керосин, водные и масляные эмульсии, а в некоторых случаях даже газы (например, нагретый воздух и продукты сгорания в реактивных двигателях) и жидкие металлы. Применяются также пластичные и твердые ("консистентные") смазки, но их смазывающие свойства отличны от свойств жидкостей и газов. В тех случаях, когда естественной циркуляции смазки в подшипнике недостаточно для его охлаждения, предусматривают систему принудительной циркуляции с теплоизлучающими радиаторами и теплопоглотителями.
Гидростатические подшипники. Подшипник скольжения, в который смазка подается под давлением (обычно масляным насосом) из внешнего источника, называется гидростатическим подшипником.
Несущая способность такого подшипника определяется в основном давлением подаваемой смазки и не зависит от окружной скорости вала.
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК. Смазка подается под давлением из внешнего источника. 1 - шейка вала; 2 - подшипник; 3 - подвод смазки.
Гидродинамические подшипники. Подшипник скольжения, работающий со смазкой, можно рассматривать как насос. Для того чтобы перемещать вязкую среду из области низкого давления в область высокого давления, необходимо затрачивать энергию внешнего источника. Смазка, прилипшая к контактным поверхностям, при вращении вала сопротивляется полному стиранию и выдавливается в область, где давление повышается, благодаря чему поддерживается зазор между этими поверхностями. Подшипник скольжения, в котором описанным образом создается область повышенного давления, удерживающая нагрузку, называется гидродинамическим.
Подшипники качения. В подшипнике качения трение скольжения заменяется трением качения, благодаря чему снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ.
Шарикоподшипники. Наиболее распространенным подшипником качения является шарикоподшипник. Форму канавок (беговых дорожек) внутреннего и наружного колец подшипника качения необходимо очень точно контролировать при изготовлении, чтобы, с одной стороны, не было проскальзывания шариков относительно кольца, а с другой - они имели достаточно большую площадь опоры. Сепаратор задает точное положение шариков и предотвращает их взаимное трение. Кроме однорядных шариковых подшипников выпускаются подшипники с двумя и несколькими рядами шариков (двухрядные, многорядные), а также подшипники других конструкций.
ШАРИКОПОДШИПНИК. Применяется обычно при сравнительно небольших радиальных нагрузках и больших скоростях вращения. 1 - наружное кольцо; 2 - шарик; 3 - внутреннее кольцо; 4 - сепаратор.
Роликоподшипники. В роликовых подшипниках элементами качения являются ролики - цилиндрические, бочкообразные, конические, игольчатые или витые. Конструкции роликоподшипников тоже разнообразны.
КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОПОДШИПНИК. Применяется при больших радиальных и осевых нагрузках и при больших скоростях вращения. 1 - наружное кольцо; 2 - ролик; 3 - внутреннее кольцо; 4 - сепаратор.
Смазка. Срок службы подшипника качения определяется усталостным износом шариков (роликов) и беговых дорожек в кольцах.Такие подшипники тоже требуют смазки для уменьшения трения и износа. Важное значение имеет рабочая температура, так как при повышенных температурах не только сказывается неодинаковое тепловое расширение элементов подшипника, что ведет к увеличению проскальзывания, а следовательно и износа, но и уменьшается твердость материалов подшипника.
Подшипниковые материалы. Подшипники скольжения изготавливаются из различных металлов, сплавов, пластмасс, композитов и других материалов. Длительное время основным подшипниковым материалом был баббит, запатентованный А.Баббитом в 1839. Этот сплав на основе олова или свинца с небольшими добавками сурьмы, меди, никеля и др. допускает ряд вариантов состава, различающихся относительным содержанием компонентов. Сплавы баббита стали как бы эталоном для оценки других подшипниковых материалов, среди которых - сочетания материалов, хорошо зарекомендовавших себя по отдельности: баббит и сталь; баббит, сталь и бронза; свинец с индием; серебро и сталь; графит и бронза. Среди пластмассовых материалов для подшипников скольжения выделяются найлон и тефлон, не требующие смазки. В качестве материалов втулок подшипников скольжения применяются также углеграфиты, металлокерамики и композиты.
ЛИТЕРАТУРА
Вокресенский В.А. и др. Расчет и проектирование опор жидкостного трения. М., 1983 Гаевик Д.Г. Подшипниковые опоры современных машин. М., 1985 Галахов М.А., Бурмистров А.Н. Расчет подшипниковых узлов. М., 1988
ПОДШИПНИК, опора для цапфы (шипа) вала или вращающейся оси, деталь многих машин, приборов, механизмов. Нагрузки в подшипниках воспринимаются телами качения (шариковые, роликовые, игольчатые подшипники) или поверхностью скольжения (например, вкладышем, находящимся в корпусе машины). Упорный подшипник, воспринимающий осевые нагрузки, называется подпятником.
подши́пник, подши́пники, подши́пника, подши́пников, подши́пнику, подши́пникам, подши́пником, подши́пниками, подши́пнике, подши́пниках
- Механизм, где шарики катаются за ролики.
- «Рассыпчатая» деталь вращающихся механизмов.
- Опора вращающейся или качающейся части механизма.
- Деталь из двух колец с шариками.
- Что можно найти внутри буксы?
прил.
1. соотн. с сущ. подшипник, связанный с ним
2. Свойственный подшипнику, характерный для него.
3. Имеющий в своей конструкции подшипник или подшипники.
ПОДШИ́ПНИКОВЫЙ, подшипниковая, подшипниковое (тех.). прил. к подшипник. Подшипниковые сплавы.
ПОДШИ́ПНИК, -а, м. Часть опоры вращающейся или качающейся части механизма. Шариковый п. Роликовый п.
подши́пниковый, подши́пниковая, подши́пниковое, подши́пниковые, подши́пникового, подши́пниковой, подши́пниковых, подши́пниковому, подши́пниковым, подши́пниковую, подши́пниковою, подши́пниковыми, подши́пниковом, подши́пников, подши́пникова, подши́пниково, подши́пниковы, подши́пниковее, поподши́пниковее, подши́пниковей, поподши́пниковей