Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фуко мишель поль

Энциклопедический словарь

Фуко́ Мишель Поль (Foucault) (1926-1984), французский философ, историк культуры и науки. Представитель структурализма. Основные сочинения: «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Наблюдать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975), «История сексуальности» (т. 1, 1976).

* * *

ФУКО Мишель Поль - ФУКО́ (Foucault) Мишель Поль (15 октября 1926, Пуатье - 25 июня 1984, Париж), французский философ, историк культуры и науки, представитель структурализма (см. СТРУКТУРАЛИЗМ) , создатель концепции «археологии знания».

Один из наиболее влиятельных мыслителей послевоенной Европы. Философское образование получил в Высшей нормальной школе, преподавал психологию и философию в ряде средних и высших учебных заведений, в том числе в Коллеж де Франс.

Первые работы Фуко - «Душевная болезнь и личность», «Введение» к книге Л. Бинсвангера (см. БИНСВАНГЕР Людвиг) «Сон и существование» - созданы в контексте своеобразного отталкивания от академической психологии и медицинской психиатрии. Фуко поддерживает распространенные в те годы тенденции феноменологической и экзистенциальной психологии, повлиявшей впоследствии на становление антипсихиатрии. Однако собственный проект Фуко, предполагавший создание экзистенциальной антропологии или «антропологии выражения», не получает развития: в 1961 году выходит «История безумия в классическую эпоху», в которой Фуко объявляет иллюзией антропологический способ постановки философских вопросов. Речь отныне будет идти о генеалогическом исследовании, способном реконструировать исторически сформировавшиеся дискурсивные и властные практики, в поле которых возникают такие научные объекты, как «безумие» или «душевное заболевание». Само понятие «генеалогии» заимствуется Фуко у Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), на протяжении 1960 гг. оно используется как синоним «археологии» - философского и исторического исследования, направленного на изучение условий возможности возникновения тех или иных феноменов культуры. Фуко обращается к археологии некоторых регионов современного знания - в 1966 году выходит знаменитая работа «Слова и вещи. Опыт археологии гуманитарных наук», в которой исследуется образование современной «эпистемы», предполагающей конструирование человека как работающего, живущего и говорящего существа. Одним из выводов, ставшим своеобразным лозунгом всей археологической стратегии, стало «стирание человека», то есть представление о завершении и исчерпании концептуализации человека и соответствующей гуманистической мысли. Теоретическое оформление «археологическая практика» получает в методологической монографии «Археологии знания». Важнейшими понятиями Фуко становятся «дискурс» и «высказывание». Дискурс не относится к сфере «означающего» или просто речи, в действительности, он, согласно предпосылке Фуко, представляет собой набор условий и правил, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, организовывать дисциплинарные единства и проводить между ними границы. В дальнейшем Фуко, вовлеченный во многие политические события 1960-х гг., занимается генеалогией таких институтов современного общества, как клиника («Рождение клиники») и тюрьма («Надзирать и наказывать»), определив современное общество в качестве общества «дисциплинарного типа», покоящегося на практиках интернирования, заключения, разграничения и т.п. По мнению, Фуко современное общество, каким оно предстает уже в 19 веке, образовано гомологичными формами надзора, наказания и принуждения, причем такие формы могут реализовываться как в сфере образования («нормальные школы»), так и в пенитенциарной системе («паноптикум» Бентама (см. БЕНТАМ Иеремия)) или в экономике. Изучение становления пенитенциарной системы у Фуко было тесно связано с участием в «Группе информации о тюрьмах», которая, просуществовав с 1971 по 1972 год, способствовала снятию ограничений на распространение информации о жизни заключенных и о их требованиях.

Определенный поворот в исследованиях Фуко намечается с выходом первого тома «Истории сексуальности», которая так и не была завершена в первоначально предложенном виде. В своей работе Фуко отвергает расхожие представления о буржуазном обществе как обществе подавления сексуальности, показывая, что, напротив, многочисленные властные и дискурсивные практики формируют субъекта в качестве того, кто только и делает, что говорит о своей сексуальности. Принуждение к такому высказыванию является конститутивным для всей современной культуры, в этом отношении психоанализ является лишь одной из ее составляющих. Отвергая «репрессивную теорию» власти, Фуко одновременно отрицает традиционное представление о власти как некоем институциональном центре, воплощенном, прежде всего, в государстве. Власть - это не что-то реально существующее где-то и в какое-то время, это всегда локальный набор отношений сил и противодействий, стратегий и тактик. В таком пространстве власть оказывается не чем-то, что запрещает и вытесняет, а, напротив, чем-то формирующим и определяющим. Фуко отвергает ранее присущий ему взгляд о возможности обнаружения за предметами познания и сформированными властью субъектами некоего изначального опыта, «самого безумия» или же опыта «трансгрессии». Вместе с тем, занимаясь аналитикой власти, Фуко приходит к выводу о недостаточности своего анализа и о необходимости его дополнения «практиками себя» или исторической теорией субъективации. Уже греки предполагали, что для управления другими необходимо научиться управлять собой, то есть отношение к себе, возникая в поле власти, получает определенную автономию, которая задает многообразие исторических практик познания себя и управления собой. В 1980 гг. Фуко читает лекции, посвященные «герменевтике субъекта», то есть проблеме определения различных способов отношения субъекта к самому себе, в каковом отношении он только и может быть задан. Этой же теме посвящен последний созданный Фуко том «Истории сексуальности» - «Забота о себе».

Полезные сервисы

предельные группы симметрии

Энциклопедический словарь

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ СИММЕТРИИ - ПРЕДЕ́ЛЬНЫЕ ГРУ́ППЫ СИММЕ́ТРИ́И (группы Кюри), точечные группы симметрии (см. ТОЧЕЧНАЯ ГРУППА СИММЕТРИИ), содержащие оси симметрии бесконечного порядка.

П. Кюри (см. КЮРИ Пьер) показал, что имеется 7 предельных точечных групп. Симметрия каждой из них наглядно изображается соответствующей геометрической фигурой.

1. Группа , (одна ось симметрии бесконечного порядка). Ей соответствует равномерно вращающийся круговой конус. Группа полярна и энантиоморфна (см. ЭНАНТИОМОРФИЗМ), потому что конус может вращаться вправо и влево.

2. Группа m, (ось симметрии бесконечного порядка и бесконечное число продольных областей симметрии). Ее символизирует покоящийся круговой конус. Группа полярна, но не энантиоморфна.

3. Группа /m, (ось бесконечного порядка, поперечная плоскость симметрии и центр инверсии). Симметрия группы /m - симметрия вращающегося цилиндра. Торцы цилиндра неодинаковы: с одной стороны торца вращение осуществляется по часовой стрелке, с другой - против. Ось симметрии не полярна, оба ее конца можно совместить друг с другом путем отражения в поперечной плоскости симметрии.

4. Группа 2, (ось симметрии бесконечного порядка и бесконечное число поперечных осей 2). Может быть представлена цилиндром, концы которого закручены в разные стороны. В этой группе возможен энантиоморфизм.

5. Группа /mmm, (одна ось бесконечного порядка, одна поперечную и бесконечное множество продольных плоскостей симметрии, бесконечное множество продольных осей 2 и центр симметрии). Симметрия этой группы - симметрия покоящегося цилиндра.

6. Группа /, (центр симметрии и бесконечное множество осей бесконечного порядка и плоскостей симметрии). Описывает симметрию обычного шара.

7. Группа /m, (бесконечное множество осей симметрии бесконечного порядка, без плоскостей и центров симметрии). Изображают ее своеобразным шаром, у которого все диаметры закручены по правому или левом винту соответственно правой или левой энантиоморфной формам.

32 точечные группы симметрии (см. ТОЧЕЧНАЯ ГРУППА СИММЕТРИИ) кристаллических многогранников являются подгрупами семи предельных групп. Например, подгруппами предельной группы m будут группы 6mm, 4mm, 3m, mm2, 1, и т.д.

Предельными группами симметрии описываются не только симметрия кристаллических структур, но и физические свойства.

Симметрия однородного электрического поля относится к группе m. Вектор напряженности электрического поля Е полярный вектор, его можно изобразить полярной стрелкой, но так как положительный и отрицательный заряды физически различны, концы стрелки несовместимы, нет поперечных элементов симметрии

Симметрией /m обладает поле постоянного магнита и магнитное поле прямолинейного тока. Векторы напряженности магнитного поля Н и вектор магнитной индукции В являются аксиальными векторами (см. АКСИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР).

Симметрия 2 характерна для удельного вращения плоскости поляризации в анизотропной среде.

Симметрией /mmm является симметрия одноосного сжимающего или растягивающего механического усилия.

Симметрия / является симметрией таких скалярных воздействий, как гидростатическое сжатие или однородный нагрев.

Симметрией / является симметрия удельного вращения плоскости поляризации в изотропной среде.

Полезные сервисы

шварц иван григорьевич

Энциклопедический словарь

ШВАРЦ Иван Григорьевич - ШВАРЦ Иван Григорьевич (Егорьевич) (нем. Иоганн Георг) [1751, Трансильвания - 17 (28) января 1784, с. Очаково, близ Москвы], философ, масон, лидер и теоретик русских розенкрейцеров.

Основные биографические вехи

О жизни Шварца до приезда в Россию в отечественном масоноведении практически ничего не известно. Во время заграничного путешествия по Европе князь И. С. Гагарин в 1776 познакомился с молодым немцем и предложил ему место воспитателя детей одного из своих друзей. Шварц принял предложение и летом того же года прибыл в Могилев. Через поэта В. И. Майкова (см. МАЙКОВ Василий Иванович), масона английской системы в России, знакомится с князем Н. Н. Трубецким. Князь принял его в свою ложу. В свою очередь Шварц с разрешения главы английской системы масонства в России - Великого Провинциального мастера И. П. Елагина (см. ЕЛАГИН Иван Перфильевич) - организовывает свою масонскую ложу в Могилеве.

Русские братья различных масонских систем находились в постоянных идейных исканиях подлинного масонского братства. До могилевских братьев дошли слухи, что якобы в Курляндии действует старое истинное масонство, и они отправили Шварца в Митаву для установления масонских связей. После возвращения в Могилев он преобразовывает ложу по системе строгого наблюдения.

В 1779 переезжает в Москву, где и происходит его знакомство с Н. И. Новиковым (см. НОВИКОВ Николай Иванович). Здесь он первоначально получает место профессора немецкого языка, а затем и профессора философии университета. При непосредственном участии Шварца были организованы: учительская и переводческая семинарии при университете, первое общество учащейся молодежи - «Собрание университетских питомцев», «Дружеское ученое общество». Деятельность Шварца шла в трех направлениях: 1) распространение правил хорошего воспитания; 2) перевод и издание полезных книг и поддержка издательской деятельности Н. И. Новикова; 3) подготовка квалифицированных преподавателей.

В начале 1781 он начал издавать «Московскую немецкую газету», где распространялись мысли о просвещении. Однако газета на немецком языке не смогла завоевать широкий круг читателей и была закрыта.

В 1781-1782 по поручению «эклектической» ложи «Гармония» Шварц посетил главные центры западноевропейского масонства. По результатам поездки: 1) Россия признана VIII свободной и независимой провинцией масонского мира; 2) Шварц утвержден верховным представителем теоретической степени Соломоновых наук в России, Н. И. Новиков назначен рангом ниже - главным надзирателем теоретической степени, и они организуют круг первых русских розенкрейцеров, составивший основу «Дружеского ученого общества».

Казалось бы, ничего не предвещает неприятностей в деятельности Шварца. Однако в конце 1782 он подает в отставку из университета по формальному поводу, но не прекращает педагогической деятельности и читает лекции у себя дома. Кроме того, в доме Шварца находились специальная масонская типография, состоящая из двух печатных станков. Изданная здесь литература предназначалась для «внутреннего пользования» и в открытую печать не поступала.

Умер Шварц в подмосковном имении князей Трубецких Очакове, где и был похоронен по православному обычаю.

Наследие

В библиографии работ Шварца по рукописным собраниям выделяются: 1) курс эстетической критики; 2) публичные лекции 19 и 26 июня, 3 июля, 17 июля, которые затем превратились в особый курс «философской истории», прочитанный с 17 августа 1782 по 5 апреля 1783; 3) особый курс, отчасти включающий предыдущий, который читался в Дружеском Ученом Обществе, начиная с 23 августа 1782; 4) приватный курс из 17 лекций «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном», который Шварц читал у себя на дому по воскресеньям с 3 сентября по 31 декабря 1782.

Лекции непосредственно связаны и примыкают к тем речам, которые произносились в масонских ложах, выступая своеобразным введением к Теоретической степени Соломоновых наук. «Простое слово Шварца, - вспоминал ученик новиковского кружка А. Ф. Лабзин (см. ЛАБЗИН Александр Федорович), - исторгало из рук многих соблазнительные и безбожные книги и поместило на их место Святую Библию» (Сионской Вестник, 1818, № 2. С. 223).

В лекционных курсах Шварц провозглашал Библию главным источником личной веры и познания мира; она выступает непосредственным предметом изучения на основе аллегорического, метафорического толкования (масонская экзегетика) и содержит весь необходимый свод божественных истин для теоретического познания мира и руководства в повседневной жизни человека. Тем самым Шварц утверждал идею универсального христианства и приравнивал любовь к ближнему к службе ближнему, религиозно освящая практическое служение людям.

В понимании мира исходил из принципов иерархической структуры бытия и мистического реализма, рассматривая человека как «экстракт всего сущего». Познание мира было поставлено Шварцем в прямую зависимость от открытия «внутреннего человека» и «Царства Божия внутри нас».

Переход от «ветхого» к «новому Адаму» основывался на методе «прогрессивного откровения», т. е. божественные истины и духовный смысл мира раскрываются постепенно по мере морального созревания человека. Иначе масонские истины могут «ослепить» человека и нанести ему непоправимый вред.

Шварц выступает как наиболее яркий представитель «религиозного крыла» русского Просвещения. Основываясь на философии Я. Беме (см. БЕМЕ Якоб), он подготавливал почву для восприятия российской общественностью немецкой классической философии и прежде всего натурфилософии Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), где наиболее ярко выражен мистический элемент.

Взгляды Шварца в контексте религиозно-философских исканий русских масонов оказали влияние на развитие сентиментализма (см. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ) и романтизма (см. РОМАНТИЗМ), нашли свое отражение в построении этики дворянского гражданского общества и более широко - в формировании опытной внецерковной религиозной антропологии.

Мировоззренческие ориентации и позиции Шварца нашли выражение на страницах «Московского ежемесячного издания» (1781), «Вечерней зари» (1782), «Покоящегося Трудолюбца» (1784).

Полезные сервисы