Толковый словарь
I м.
1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в конце XVII - начале XIX в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и её чувства, использовавшее в своём творчестве исторические и народно-поэтические темы, проникнутое оптимизмом и стремлением в ярких образах показать высокое назначение человека.
2. Метод воспроизведения действительности в её идеализированном виде.
II м.
1. Мироощущение, умонастроение, характеризующееся идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью и чувствительностью.
2. Эмоционально-приподнятое, возвышенное отношение к чему-либо.
Толковый словарь Ушакова
РОМАНТИ́ЗМ, романтизма, мн. нет, муж. (франц. romantisme).
1. Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века, боровшееся с канонами классицизма 18 века, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народнопоэтические темы (лит.).
2. Умонастроение, характеризующееся преобладанием мечтательной созерцательности и чувства над рассудком, идеализацией действительности (книжн.). «Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца.» Белинский.
Толковый словарь Ожегова
РОМАНТИ́ЗМ, -а, муж.
1. Направление в искусстве конца 18 первой четверти 19 в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств.
2. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Революционный р.
3. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью (книжн.).
| прил. романтический, -ая, -ое.
Популярный словарь
Романтизм
-а, только ед., м.
1) Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся вниманием к человеческой индивидуальности, стремлением к национальному своеобразию.
Немецкий романтизм.
Романтизм Гюго.
Романтизм в живописи.
В.
А.
Жуковский - один из создателей русского романтизма.
Жанры и формы фортепьянного творчества Шопена обобщают важнейшие тенденции музыкального романтизма (Царева).
2) Художественный метод в литературе и искусстве, проникнутый оптимизмом, верой в будущее, стремящийся показать в ярких, приподнятых образах высокое назначение человека.
Романтизм ранних произведений М. Горького.
3) книжн. Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.
Ни лета́, ни опытность, ни долгая замужняя жизнь не в силах были излечить ее от склонности к романтизму и поэтическим грезам (Григорович).
Синонимы:
рома́нтика
Родственные слова:
рома́нтик, романти́ческий, псевдороманти́зм, романтизи́ровать, романтиза́ция
Этимология:
От французского romantisme (← лат. Romanus ‘римский’).
Словарь существительных
РОМАНТИ́ЗМ1́, -а, м
Состояние внутреннего мира, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.
Вся натура Наташи была пронизана романтизмом.
РОМАНТИ́ЗМ2́, -а, м
Направление в литературе и искусстве конца XVIII - начала XIX вв., возникшее как оппозиция классицизму, характеризующееся идеализацией прошлого, стремившееся к изображению индивидуального, национального своеобразия, мистике и фантастике, к изображению идеальных героев и свободных чувств, не связанных долгом.
Если определить существо нестеровского творчества каким-нибудь термином, ярлыком, то можно, может быть, сказать, что это религиозный романтизм (В. Сол.).
Энциклопедический словарь
РОМАНТИ́ЗМ -а; м. [франц. romantisme]
1. Направление в литературе и искусстве конца 18 - первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся в национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и свободных чувств, не связанных долгом. Р. Гюго. Р. Жуковского.
2. Художественный метод в литературе и искусстве, проникнутый оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Р. ранних произведений Горького.
3. Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью. Р. молодости. Юношеский р. Склонность к романтизму.
◁ Романти́ческий; Романтиза́ция (см.).
* * *
романти́зм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII - первой половине XIX вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца XVIII в., в рационализме идеологии Просвещения, в идеях общественного прогресса, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремлённость к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворённой и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.
Романтизм в музыке сложился в 20-х гг. XIX в. под влиянием литературного романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально напряжённому, что определило главенство музыки и лирики в романтизме.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо - в скульптуре и архитектуре (например, неоготика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главный представитель романтизма: в литературе - Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке - Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, И. Брамс; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тёрнер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.
* * *
РОМАНТИЗМ - РОМАНТИ́ЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.
Зарождение. Аксиология
Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), художественные поиски предромантических течений (сентиментализм (см. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ), «штюрмерство»), Великая французская революция (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ), немецкая классическая философия. Романтизм - это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения - стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс - новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.
Парадоксы романтизма
Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества - с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, - с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт - с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль (см. БАРОККО) или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления - обладанию, динамики - статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.
Поэзия как философский камень
В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» - наброска, принадлежащего Шеллингу (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) или Гегелю (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих): «Высший акт разума… есть акт эстетический… Поэзия становится… наставницей человечества; не станет более философии… Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна… быть мифологией разума»). Философия для Новалиса (см. НОВАЛИС) и Ф. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих) - главных теоретиков немецкого романтизма - вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов (см. ФЕНОМЕН). Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от построенной им картины универсума делает романтиков соавторами диалектического метода, созданного немецким трансцендентализмом (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ). Разновидностью диалектики можно считать и романтическую «иронию» с ее методом «выворачивания наизнанку» любой позитивности и принципом отрицания претензий любого конечного явления на универсальную значимость. Из этой же установки следует предпочтение романтизмом фрагментарности и «сократичности» как способов философствования, что в конечном счете (наряду с критикой автономии разума) привело к размежеванию романтизма с немецкой классической философией и позволило Гегелю определить романтизм как самоутверждение субъективности: «подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой - духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».
Новый взгляд на внутренний мир
Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец - знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли (см. ШЕЛЛИ Мэри)).
Понимание прошедших эпох
В поисках культурных союзников романтическая мысль обращается к античности и дает ее антиклассицистское толкование как эпохи трагической красоты, жертвенного героизма и магического постижения природы, эпохи Орфея (см. ОРФЕЙ) и Диониса (см. ДИОНИС). В этом отношении романтизм непосредственно предшествовал перевороту в понимании эллинского духа, осуществленному Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих).
Средневековье также могло рассматриваться как близкая по духу, «романтическая» по преимуществу культура (Новалис (см. НОВАЛИС)), но в целом христианская эпоха (включая современность) понималась как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с конечным посюсторонним миром. С этой интуицией тесно связано романтическое переживание зла как неизбывной вселенской силы: с одной стороны, романтизм увидел здесь глубину проблемы, от которой Просвещение как правило попросту отворачивалось, с другой - романтизм с его поэтизацией всего сущего частично утрачивает этический иммунитет Просвещения против зла. Последним объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии 20 в.
Влияние на науку
Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма (см. МИКРОКОСМ) и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых - адептов раннего Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) - таких, как Карус, Окен (см. ОКЕН Лоренц), Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизм (от герменевтики Шлейермахера (см. ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих), философии языка Новалиса (см. НОВАЛИС) и Ф. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих)) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.
Романтизм и религия
В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).
Этапы
Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм), Ф. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих), Новалис (см. НОВАЛИС), Тик (см. ТИК Людвиг), позже - Шлейермахер и Шеллинг (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм)), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской (см. ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЕ РОМАНТИКИ) и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь (см. СТАЛЬ Жермена) «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
Философы-романтики
Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ)». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), Гельдерлина (см. ГЕЛЬДЕРЛИН Фридрих), Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен), Карлейля (см. КАРЛЕЙЛЬ Томас), Вагнера-теоретика, Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих). Историософия Баадера (см. БААДЕР Франц Ксавер фон), построения «любомудров (см. ЛЮБОМУДРЫ)» и славянофилов (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра (см. МЕСТР Жозеф Мари де) и Бональда (см. БОНАЛЬД Луи Габриель Амбруаз) во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов (см. СИМВОЛИЗМ) кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ).
Важнейшие представители романтизма в искусстве
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика (см. ЛОЖНАЯ ГОТИКА)). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).
Главные представители романтизма в литературе - Новалис (см. НОВАЛИС), Жан Поль (см. ЖАН ПОЛЬ), Э. Т. А. Гофман (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей), У. Вордсворт (см. ВОРДСВОРТ Уильям), В. Скотт (см. СКОТТ Вальтер), Дж. Байрон (см. БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон), П. Б. Шелли (см. ШЕЛЛИ Перси Биш), В. Гюго (см. ГЮГО Виктор), А. Ламартин (см. ЛАМАРТИН Альфонс), А. Мицкевич (см. МИЦКЕВИЧ Адам), Э. По (см. ПО Эдгар Аллан), Г. Мелвилл (см. МЕЛВИЛЛ Герман), М. Ю. Лермонтов (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич), В. Ф. Одоевский (см. ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович); в музыке - Ф. Шуберт (см. ШУБЕРТ Франц), К. М. Вебер (см. ВЕБЕР Карл Мария фон), Р. Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард), Г. Берлиоз (см. БЕРЛИОЗ Гектор), Н. Паганини (см. ПАГАНИНИ Никколо), Ф. Лист (см. ЛИСТ Ференц), Ф. Шопен (см. ШОПЕН Фридерик); в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен), Т. Жерико (см. ЖЕРИКО Теодор), Ф. О. Рунге (см. РУНГЕ Филипп Отто), К. Д. Фридрих (см. ФРИДРИХ Каспар Давид), Дж. Констебл (см. КОНСТЕБЛ Джон), У. Тернер (см. ТЕРНЕР Уильям), в России - О. А. Кипренский (см. КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович), А. О. Орловский (см. ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович).
Большой энциклопедический словарь
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme) - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия.
Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главные представители романтизма в литературе - Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке - Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.
Академический словарь
-а, м.
1. Направление в литературе и искусстве конца 18 - первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств.
Романтизм Гюго. Романтизм Байрона.
2. Художественный метод в литературе и искусстве, проникнутый оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
Романтизм ранних произведений М. Горького.
3. Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.
Ни лета, ни опытность, ни долгая замужняя жизнь не в силах были излечить ее от склонности к романтизму и поэтическим грезам. Григорович, Проселочные дороги.
Все из этого времени вспоминается мне каким-то сверкающим и свежим. --- Деревянные дачи в сосновых рощах, таинственные сходки на этих дачках или в Москве, молодой романтизм и пробуждение мысли. Короленко, С двух сторон.
[франц. romantisme]
Энциклопедия Кольера
Три поколения, которые определяли характер интеллектуальной жизни западного мира между 1770 и 1850, вошли в историю под названием романтиков. Понятие "романтизм", как и другие понятия, возникшие в процессе борьбы идей (такие, как классицизм, Возрождение, пуританство, барокко), остается неопределенным. Подобно всем явлениям, характеризуемым этими терминами, романтизм должен трактоваться двояко: это, во-первых, некоторые устойчивые качества человеческого сознания, а во-вторых, эпоха, в которую эти качества становятся главенствующими в культуре. Чтобы понять романтизм в первом из этих значений (оставляя в стороне второе, относящееся к историческому периоду между 1770 и 1850), мы должны абстрагироваться от бытового смысла термина "романтичный". В действительности слово "романтизм" происходит от нескольких понятий, имеющих то или иное отношение к романскому миру. Прежде всего подразумеваются языки, на которых говорили народы, жившие на юге Европы после падения Римской империи, - все они возникли из классической латыни. Архитектурный стиль, преобладавший у этих народов в описываемую эпоху, тоже принято называть романским. Говоря о "романтической истории", имеют в виду рассказ, созданный на одном из этих живых языков: естественно, что такому рассказу свойственна простота изложения, - он стремился быть интересным для всех слушателей, и увлекательные приключения описывались при помощи узнаваемых деталей. Таким образом, эта словесность представляла собой нечто противоположное классике сразу в двух отношениях: ее простонародный язык противостоял классическому литературному языку, а будничный, правдоподобный материал народных баллад и сказаний контрастировал с благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии. Лишь при том условии, что нам известен характер этих отступлений от классических норм, может быть понят великий культурный сдвиг, когда классицизм 17 - начала 18 вв. сменяется в конце 18 - первой половине 19 в. романтизмом. Преобладающий интерес переместился из области высокого, благородного, классического по стилю в сферу общепонятного, правдоподобного, романтического по характеру стиля и тематики. Те, кто возвестил об этой новой тенденции, обладали вкусом к народным сказаниям, поэзии, музыке и начали с того, что обратились к жанрам, которые на протяжении полутора столетий пренебрежительно рассматривались как слишком мелкие и безыскусные. Таким образом, существенным качеством истинного романтизма является преобладающий интерес ко всему простому и естественному, любовное внимание к чувствам и переживаниям обычных людей, к повседневной жизни, которая заключает в себе истину, особенно если эта жизнь протекает в естественной среде, - словом, отказ от того искусственного, что неизбежно сопутствует городской цивилизации. Глубокие изменения вкусов и установок не происходят в одночасье, и поэтому для рассматриваемого периода характерна преемственность, которая соединяет классический 18 век и романтическое движение 1790-1800-х годов. Именно деятели т.н. Просвещения начали собирать и публиковать популярные в народе баллады, а дикорастущий английский сад предпочитали правильно разбитым французским паркам, именно они попытались вытеснить трагедию в стихах, изображающую образ жизни высокой аристократии, предложив написанную прозой пьесу или сентиментальный роман, рисующий семейные отношения, причем особенно их привлекало все чувствительное, сопровождающееся бурными слезами и объятиями. Их восхищали искусственно стилизованные руины в готическом духе, резко выделяющиеся на фоне безукоризненной правильности классицистского стиля в архитектуре. Что-то искусственное заключалось в самом побуждении, продиктовавшем этот возврат к простоте и правде чувств. Однако оставалась неподдельной потребность воплотить такие переживания и мысли, которые долгое время подавлялись или игнорировались. Обращаясь к предтечам романтизма, мы убеждаемся, что их мышлению были присущи особенности, не сочетающиеся друг с другом. Так, С.Джонсон, будучи в полной мере человеком 18 столетия, утверждает, что Лондон способен одарить всем, чего ни пожелает душа, но вместе с тем он знает столь глубокие и искренние религиозные чувства, что его уже никак не отнесешь к числу "просветительских". Поэт и критик Г.Э.Лессинг высказывается о нравственных вопросах и о поэзии как убежденный классицист, однако, касаясь драмы, отстаивает "дикого", не признающего правил У.Шекспира, ставя его творения выше тщательно отделанных пьес Вольтера. Х.Уолпол, дилетант, обожающий пересуды в гостиных, на первый взгляд, кажется воплощением светскости и фривольности, тем не менее именно ему принадлежит первый готический роман Замок Отранто, произведение, преследующее цель вызвать у читателя ужас и использующее для этого самые фантастические поверья. Всплески чувств, не нашедших воплощения в литературе, порождают также мистификации Т.Чаттертона, а затем Дж.Макферсона, Поэмы Оссиана которого заставили позабыть о классической эпике на полстолетия. Во Франции Д.Дидро возглавляет Энциклопедию, это детище Просвещения, и вместе с тем стремится укрепить авторитет прозаической драмы, а также объявляет поучительными романы С.Ричардсона с выраженными в них моральными переживаниями. Наконец, Ж.Ж.Руссо, первым открыто порвавший с просветительскими доктринами, и в творчестве, и в самой своей жизни осуществляет почти все устремления нового движения. Произведениями Руссо впервые с необходимой полнотой выражено новое представление о человеке и достойной его жизни. Не являясь ни бунтом против предшественников, ни формой реакции на их взгляды, романтизм предстает как радикальное осуществление тех начал просветительства, которые можно было бы назвать его оборотной стороной. Этим объясняется и тот факт, что событие, значительное для всей европейской истории - Французская революция, - является апогеем Века разума, но в то же время неиссякающим источником коллизий и проблем, характеризующих собственно романтизм. Дата 1789 может рассматриваться как рубеж, разделяющий предромантизм и период полного расцвета романтической культуры. Это была в полном смысле слова новая культура, так как революция разрушила и смела старые формы мышления: не только монархические и феодальные, но и просветительские и классицистские. Те, кому к 1800 исполнилось от двадцати до тридцати лет, уже не были последователями и учениками своих прямых предшественников. Среди людей этого поколения был политический мыслитель Ж.де Местр, который, ненавидя революцию и все ее следствия, тем не менее не мог не принимать ее во внимание. Местр был романтиком-монархистом, другие романтики оказались приверженцами республиканского устройства, социализма, анархизма. Некоторые тяготели к консерватизму, других больше влекли либеральные или радикалистские тенденции. Одни пропагандировали ортодоксальную религиозность, другие были убежденными пантеистами или атеистами. Единство романтизму как определенному периоду истории культуры придает свойственная ему вера в необходимость переустройства, устремление к созиданию после гигантской встряски. Если у нас достаточно оснований аргументированно утверждать, что существует человек Возрождения, то их не меньше и для того, чтобы говорить о романтике как особом типе личности. Между людьми, которых разделяет три столетия, много общего: и 16, и 19 век нуждались в человеке сильных страстей и героических устремлений, решившемся создать новый порядок вещей на развалинах прежнего; и та, и другая эпоха ознаменованы великими свершениями во всех искусствах, но также и громадными неудачами и трагедиями; и для той, и для другой характерны ярко выраженный индивидуализм и огромное многообразие человеческих типов. Поэтому свойственный каждой из эпох тип личности подвержен модификациям, на что указывают биографии виднейших их представителей. Дж.Г.Байрон, например, был либералом и республиканцем, тогда как В.Скотт - консерватором и монархистом, однако дух творчества делает и того и другого романтиками. Если задачей Просвещения были критика, разрушение, насаждение истины, то романтизм утверждал творчество, новаторство, постижение. Есть и другое различие: просветители в своей деятельности опирались на мысль о том, что несколько простых разумных принципов могут применяться всегда и всюду. Философы предшествовавшего периода, как правило, были рационалистами типа Р.Декарта и И.Ньютона. Во имя торжества разума, обладающего универсальным значением, они и стремились подорвать основы, на которых держался прежний порядок вещей, на их взгляд, представлявший собой нагромождение нелепостей. Романтики сочли эти верования 18 столетия слишком наивными и отвлеченными. Их увлекала многоликость мира, абстрактные истины они стремились испытать и дополнить конкретными наблюдениями. Де Местр говорил, что ему доводилось иметь дело со многими людьми - французами, русскими, персами, - но никогда с Человеком. С этим суждением полностью согласились бы и два других романтика, которые, если ограничиться поверхностными наблюдениями, были антагонистами: Э.Берк, противник Французской революции, и Руссо, чьи идеи способствовали ее наступлению. Относительно того, что мир людей и явлений не может быть простым, единообразным, разумно устроенным, но предстает сложным, многоликим и нередко иррациональным, между романтиками не возникало расхождений. Этим объясняется интерес к истории, необычайно выросший в тот период. История побуждала изучать каждый народ по отдельности, прослеживая, как сформулировал Берк, его не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых рождений. В свою очередь, подобный взгляд способствовал подъему культурного самосознания народов, которое пришло на смену преобладавшим в 18 в. наднациональным верованиям и требованиям верности своему монарху. Примеры нового национального сознания явили немец И.Г.Гердер и итальянец Дж. Мадзини. Это сознание было культурным в том смысле, что воспринимало каждую нацию как уникальную сущность, ценя ее особенный вклад в культуру, составляющую достояние всей Европы. Еще не возникало мысли об абсолютном превосходстве той или иной культуры, не было ни гегемонистских, ни националистических побуждений; Европу воспринимали как букет, составленный из самых разных цветов. Интерес к национальному прошлому не мог не пробудить внимания к Средневековью, потому что каждый народ обнаруживал свои корни в этой эпохе. Романы Скотта, как шотландские, так и европейские, стали свидетельствами этой широко распространившейся моды на все средневековое, включая готическую архитектуру, исторические памятники, тексты, написанные старинным языком, поиски истоков, к которым восходят те или иные идеи и установления. Вернувшийся интерес к Средним векам совпал с мощным религиозным возрождением. Даже материалисты, атеисты и пантеисты отстаивали свои верования с необыкновенным жаром. Анемичный, надуманный, благовоспитанный деизм 18 в. более не находил опоры. Теперь считалось, что новый порядок отношений между людьми, каким бы он ни был, невозможен без веры, причем искренность, безраздельность религиозного чувства значила больше, чем догма. Уже беглое перечисление особенностей романтического мышления показывает, что оно не опиралось на те или иные положения, а скорее стремилось стать всеобъемлющим. Романтики не столько восставали против 18 столетия, сколько подвергли основательной ревизии взгляды своих духовных отцов. Особенно заметно это сказалось в той восторженности, с которой они воспринимали греческие и римские древности. В 18 в. античное наследие было окружено особой любовью, однако восхищение античностью не ослабевает и в 19 в., когда происходит открытие культуры Средневековья. Романтики высоко ценили, изучали и использовали в своем творчестве как античное, так и средневековое наследие. Стремление греков освободиться от турецкого ига пробудило живой отклик в сердцах большинства романтических художников. Байрон отдал борьбе за свободу Греции свое состояние и жизнь. Британский музей пополнился коллекцией мраморов Парфенона, вывезенных Т.Элгином, а Д.Китс написал Оду греческой урне. Можно заключить, что романтики не предали забвению материал классического искусства, но вложили в него новое чувство, придали новую атмосферу, и отныне он органично сочетался со многими интересами и веяниями, почерпнутыми из многообразия новой истории всех народов. Романтизм исходит из противоречивой природы человека, который и величествен и беспомощен, ему суждены и взлеты и крайние падения, им руководят и разум и иррациональная жизненная сила. Он не может отказаться от своих обязанностей на земле, поскольку, как указал в 17 в. Б.Паскаль, а в наше время сформулировали экзистенциалисты, человек "причастен", вовлечен в борьбу еще до того, как он осознает, что она действительно происходит. Поэтому романтики особенно дорожат качествами, способными помочь личности в этой борьбе, такими, как энергия, готовность к риску, способность накапливать жизненный опыт, отвага, интеллект, воображение. Независимо от религиозной ориентации, политических или национальных пристрастий романтиков, живших в эпоху, когда это движение находилось в своем апогее, для многих из них личностью, наиболее полно воплотившей все эти качества, был Наполеон. Начав с нуля, он сумел стать выдающимся государственным деятелем и полководцем, человеком, создавшим самого себя во времена, "благоприятствующие талантам, которые свершают свою карьеру"; более того, он воплощает черты гениальной личности - каковы бы ни были преследуемые им цели, он обладал тремя высшими качествами: воображением, позволяющим вынашивать грандиозные замыслы, умением правильно анализировать множество конкретных обстоятельств и неистощимой энергией, подчиняющей реальность его планам. Помимо многого другого, что ассоциируется с романтизмом, эта эпоха ознаменована расцветом литературы, первым неоспоримым качеством которой является увлечение политическими и общественными проблемами. По сути дела, с романтизмом в литературе утверждается реалистическое начало. Писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, фактологической достоверности. Понятие "местный колорит", которое они сделали общепринятым, указывает на то, что они стремились тщательно отбирать используемые детали. В подтверждение сказанного достаточно назвать лишь несколько имен и указать на некоторые жанры. Романтические поэты были преимущественно лириками и поэтами природы. И.В.Гете, У.Вордсворт, В.Гюго, А.Мюссе, П.Б.Шелли, Байрон, Китс писали о том, что видели непосредственно - в самих себе и вокруг. Гете говорил, что у него нет строки, которая не была бы навеяна его собственным опытом, а Вордсворт в предисловии к Лирическим балладам (1800) охарактеризовал поэтическую революцию, осуществляемую им вместе с С.Колриджем: стихотворения отныне не будут представлять собой набор условных образов и мыслей, изложенных особой поэтической речью, они будут передавать, причем самым простым языком, все то, что действительно происходит в жизни или в сознании поэта. Жанр, который приобрел ведущее положение в эпоху романтизма и по сей день сохраняет свою притягательность, - это, разумеется, роман. Даже если, в отличие от произведений Скотта или А.Мандзони, роман впрямую не касается истории, он все равно глубоко связан с исторической жизнью, поскольку говорит о том, что и впрямь могло бы случиться с людьми, о которых мы знаем многое: их имена, привычки, жилища, материальный достаток, любовные переживания, - все это воссоздается с подробностями, вплоть до мельчайших. Присущая романтикам жажда истины нередко заставляла их пренебрегать жанровыми различиями. Они воспринимали роман как средство постижения истории, а историю - как способ проникновения в тайны психологии, знание которых, в свою очередь, использовалось в полемике по злободневным вопросам. У такого мыслителя, как, например, Гердер, задачам революционного обновления культуры служат и разрабатываемые им лингвистические доктрины, и история мифов, и философские концепции, и путевые заметки. Литераторов того времени более всего занимала мысль о том, как определить положение человека в обществе. В отличие от просветителей 18 в., они, обличая существующие пороки, не прибегали к аллегориям и другим формам иносказания. Свой протест они выражали в стихах, памфлетах и романах напрямую, добиваясь сильного драматического эффекта. В этом отношении консерватор Скотт столь же непримирим и последователен, как радикал Байрон. Монархисту Скотту свойственно острое чувство сострадания бедным и униженным, для которых он добивается справедливости. Байрон обливает презрением тиранов, венценосцев, надменных аристократов, преуспевающих филистеров, а в конце творческого пути создает широкую сатирическую панораму Дон-Жуан. Каждый писатель обличал те язвы, которые были ему известны лучше остальных. Начиная с У.Блейка и Р.Бернса вплоть до В.Гюго и А.С.Пушкина никто из великих поэтов-романтиков не считал, будто поэтическая муза выше невзгод, претерпеваемых рядовыми людьми. В этом смысле особенно интересен пример Шелли, у которого репутация мастера красивых слов и воспевания грез, однако же он упорно штудировал политические теории, философию, естественные науки, а его поэзия в значительной своей части непосредственно затрагивает экономические и политические коллизии тогдашней Англии. Во Франции романтические поэты, особенно Гюго и А.Виньи, постоянно обращались к проблемам, поставленным Французской революцией. Гюго, отдавший политике долгие годы, все более и более уверялся в необходимости обеспечить широким массам вначале политическое, а затем экономическое равноправие. Роялист в свои восемнадцать лет, он под конец жизни, в восемьдесят три года, выступает как социалист-республиканец. На середине его пути появляются Отверженные, роман, задуманный как своеобразная библия для угнетенных и вобравший сорок лет опыта участия в революционных начинаниях, близкое знакомство с нищетой, социальной несправедливостью, деспотизмом. На первый взгляд, на другом полюсе от Гюго, а на поверку расходясь с ним не больше, чем Байрон расходился со Скоттом, находится О.Бальзак, создатель большого цикла романов Человеческая комедия. Бальзак хотел, чтобы под сенью монархии властью обладала постоянно обновляющаяся аристократия, ряды которой будут пополняться даровитыми людьми. Гюго мечтал о демократическом самоуправлении. Между двумя этими полюсами могли бы расположиться все остальные европейские романтические поэты, историки, теологи, романисты и создатели политических теорий. В Англии должны быть упомянуты Т.Карлейль, Дж.Милль, Бернс, Блейк, Байрон, Шелли, Вордсворт, Колридж, Д.Г.Ньюмен, Т.Де Куинси и У.Хэзлит ; во Франции - Ф.Шатобриан, А.Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Т.Готье, А.Дюма, Ш.Фурье, К.А.Сен-Симон, Стендаль, П.Мериме и Ф.Гизо ; в Германии - Гете, Ф.Шиллер, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Ф.Гельдерлин, Г.В.Ф.Гегель, Ф.Шлейермахер, Г.Клейст и Г.Бюхнер ; в Италии - В.Монти, Мандзони, У.Фосколо, С.Пеллико, Дж.Леопарди ; в Испании - А.Ривас и Х.Эспронседа ; в Польше - А.Мицкевич ; в России - А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и Н.В.Гоголь. Естественные науки переживают в эпоху романтизма не менее плодотворный период, чем литература и социальная мысль. На эти годы приходится расцвет химии и вырабатывается единое представление о законах физической энергии, но еще существеннее, что это время т.н. "революции в биологии", т.е. огромный шаг вперед в области изучения живых форм. Если облик 17 и 18 вв. в интеллектуальном отношении определили труды математиков и астрономов (Г.Галилея, Декарта, Ньютона), то в 19 и 20 столетиях та же роль принадлежит биологическим дисциплинам и эволюционному учению. В эпоху романтизма считали, что идея эволюции не ограничивается только биологическими процессами. Любая область знаний об обществе, как и любая философская доктрина, основывалась на предположении, что в мире все подвижно и подвержено изменению - Становление существеннее, чем Бытие. Если классицизм и Просвещение тяготели к стабильности, упорядоченности, возвещая "вечные" истины, романтиков привлекали "истины в движении". Обращаясь к истории, они старались понять законы становления современного им общества. Социальные реформаторы предваряли свои схемы разъяснениями эволюции человечества от первых лет его пребывания на земле вплоть до новейшей стадии цивилизации. Такой метод был применен и основоположником социологии О.Контом, и создателями доктрины социализма Фурье и Сен-Симоном, а также Гегелем, объяснившим логику эволюции и разработавшим философию истории, из которой впоследствии многое почерпнул для своего учения о революции К.Маркс. В эпоху романтизма путешественники конца 18 в. собрали обширный материал об активно изучавшихся в ту пору южных морях и недавно открытой Австралии. Эту информацию в начале 19 в. попытались систематизировать, положив начало новым наукам этнологии и антропологии. Эти дисциплины изучали внешние формы жизни и деятельности человека. Другая тенденция, начало которой дала Исповедь Руссо, основывается на интроспекции как способе уяснения, чт собою на самом деле представляет человек. Наблюдения поэтов, романистов, творцов автобиографий, дополненные данными, собранными врачами и путешественниками, пытались прояснить некоторые побудительные мотивы наших поступков. То бессознательное, или дорефлективное, что заключено в нашей природе и навязывает некие желания и устремления, было отмечено как составная часть не только индивидуального, но и общественного поведения, причем сфера его действия не исчерпывается художественным творчеством, правовыми и моральными нормами, но охватывает также религиозные верования и предрассудки. Осознание важности этого фактора, который вслед за Руссо и поэтами, испытавшими его влияние, постигали А.Шопенгауэр, Э.Гартман, Ф.Ницше, Ф.М.Достоевский и З.Фрейд, - вероятно, самое ценное, чем обогатила нас романтическая мысль. Возможно, наиболее яркий пример синтетичности, присущей романтизму, дает жизнь и творчество Гете, который достиг главенствующего положения в просветительской философии. Он испытал воздействие Руссо и Шекспира, но не удовлетворился ролью их ученика и стал наставником новой литературы в Германии. Почитатель античного искусства и литературы, Гете вместе с тем в драме Фауст (основанной на легендах позднего Средневековья) создал прообраз романтика, стремящегося обосновать свои моральные убеждения на жизненном опыте и вернуть душевный покой, обретя индивидуальную веру. Поэт, драматург, критик, философ, Гете был и естествоиспытателем, его Опыт о природе - образец поэтической мысли, поднимающейся до философии. Единство эпохи романтизма предопределено сходством проблем, которые понимались как требующие непременного осмысления. Рационалист Д.Юм доказывал неспособность человеческого ума постичь истину. Позиция Юма представляла собой последнюю стадию рационалистской деструкции, когда разум ниспровергает самое себя. Философам следующего поколения, и прежде всего И.Канту, предстояло решать чисто романтическую задачу созидания на руинах прошлого. Кант разрешил дилемму, сформулированную Юмом, отделив явления, представляющие собой результат человеческого восприятия, от вещей-в-себе, составляющих неизменную, но непостижимую структуру вселенной. Сам факт, что вещи-в-себе остаются навеки недоступными разуму, не должен был вызывать отчаяние или даже скепсис. Кант утверждал, что человек всегда способен проникнуть в смысл явлений, так как все люди мыслят одними и теми же понятиями времени и пространства, причины и следствия, схожести и различия. Эти понятия надлежит именовать "категориями", в системе которых может быть интерпретировано все богатство опыта. Ни одно явление и никакой опыт не существуют вне деятельности человеческого сознания, устанавливающего, какой опыт предшествует данному факту и какой из него воспоследует, а также являются ли факты схожими или различными и т.п. Последователи Канта приняли этот подход к науке, однако разошлись относительно того, существуют ли вещи-в-себе и возможны ли источники познания, находящиеся вне сферы активности мыслящей личности. Лидером школы, принявшей эту точку зрения, стал Фихте, оказавший воздействие на таких писателей, как Карлейль, освободившийся от скептицизма 18 в. благодаря знакомству с произведениями Гете, Фихте и Шиллера. На противоположном полюсе по отношению к Фихте находятся т.н. натурфилософы. Само название школы дает понять, что для нее видимый мир воплощенных форм обладает большей важностью, чем воспринимающее сознание. В этом смысле натурфилософом был и Гете, и примечательно, что учение о природе, оказавшееся для него приемлемым, он нашел в трудах почти забытого в ту пору моралиста 17 в. Б.Спинозы. Его суть в том, что природа есть одно из проявлений Бога, "живое одеяние Божества", а также сколок человеческого сознания. Изучить природу в ее проявлениях - то же самое, что познать Бога и Его творение. Это романтическая трактовка "классического" ньютоновкого принципа, согласно которому изучение отвлеченных законов природы равнозначно постижению Бога. Доказательством того факта, что романтизм как духовное движение, общее для всей культуры Запада, обладает логикой и единством, служит американский романтизм. Не испытывая прямого немецкого или английского влияния, два поколения, представленные Р.У.Эмерсоном, Г.Д.Торо, Т.Паркером, Б.Олкотом, Маргарет Фуллер, Н.Готорном, Э.А.По, У.Уитменом, Г.Мелвиллом, а также художниками В.Олстоном, Т.Коулом и Э.Б.Дюраном, прошли через те же искания и создали несколько философских концепций жизни. Подобно своим европейским единомышленникам, они доверяли религиозному и поэтическому чувству, не примирявшемуся с абстракциями и пустыми догмами, и тайну существования стремились разгадать, обращаясь к природе, воспитывая в себе сильные моральные побуждения, стремясь как можно прочнее отгородиться от клана торгашей и искателей практических выгод. Наконец, они видели в человечестве единую сущность, которая, не до конца это сознавая, поглощена решением великой задачи, не имеющей ничего общего с обыденными заботами ремесла, мыслями о классовых интересах и национальной политике. Романтизм был эпохой познания мира и открытий, поэтому нет ничего удивительного в том, что Эмерсон, Карлейль, Колридж, Вордсворт, Шиллер, Гете и др. были увлечены философией в такой же мере, как и точными науками, а общественные проблемы занимали их столь же сильно, как вопросы веры. Всем им жизнь виделась как целостность, которую можно было расщеплять и изучать, однако существование в виде изолированных фрагментов оказывалось невозможным. "Мы умерщвляем, расчленяя", - сказал Вордсворт, и в этих словах нет враждебности к науке, они означают другое: поскольку перед нами всего лишь фрагмент, по нему никогда нельзя судить обо всем древе жизни. Образ древа выбрал и Гете, формулируя свое убеждение в том, что есть глубокое несоответствие между опытом, который обретен непосредственно, и абстрактными построениями: "Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет". Эти слова говорят о романтическом восприятии жизни: скорее творческом, чем критическом, более конкретном, чем умозрительном, преимущественно синтетичном, а не аналитичном.
ЛИТЕРАТУРА
Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966 Проблемы романтизма, тт. 1-2. М., 1967, 1971 Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1978 Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980 История всемирной литературы, т. 6. М., 1989 Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни. М., 1993 От абсолюта свободы к романтике равенства: Из истории политической философии. М., 1994 Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб, 1996 Романтизм и его исторические судьбы: Материалы международной научной конференции, ч. 1-2. Тверь, 1998
Гуманитарный словарь
РОМАНТИ́ЗМ - эпоха в европ. культуре 1-й пол. 19 в., идейное и худож. движение, возникшее как трагич. переживание Франц. рев-ции и как реакция на рационализм философии Просвещения и эстетики классицизма. Сходные во многом идеи и худож. формы, проявившиеся во 2-й пол. 18 в. до Франц. рев-ции, принято называть преромантизмом.
В центре мира Р. находится личность человека, устремленная к полной внутр. свободе, к совершенству и обновлению. Свободная романтич. личность воспринимала жизнь как исполнение роли, театр. действо на подмостках всемирной истории. Р. был пронизан пафосом личной и гражд. независимости; идея свободы и обновления питала и стремление к героическому протесту, в т. ч. к нац.-освободит. и рев. борьбе. Вместо провозглашенного классицистами "подражания природе" романтики положили в основу жизни и иск-ва творческую активность, преображающую и творящую мир. Мир классицизма предзадан - мир романтизма непрерывно создается. Основой Р. явилась концепция двоемирия (мира мечты и мира реального). Разлад между этими мирами - отправной мотив Р. От неприятия существующего реального мира происходило бегство из просвещенного мира - в темные века прошлого, в далекие экзотич. страны, в фантастику. Эскапизм, бегство в "непросвещенные" эпохи и стили, питал принцип историзма в романтич. иск-ве и жизненном поведении. Р. открыл самоценность всех культ. эпох и типов. Соответственно теоретиками Р. на рубеже 18-19 вв. в кач-ве основного принципа худож. творчества был выдвинут историзм. В странах, менее затронутых Просвещением, человек Р., осознав равноценность культур, устремлялся к поиску нац. основ, историч. корней своей культуры, к ее нац. истокам, противопоставляя их сухим универсальным принципам просветительского мироздания. Поэтому Р. породил этнофильство, для к-рого характерен исключит. интерес к истории, к нац. прошлому, фольклору. В каждой стране Р. приобрел ярко выраженную нац. окраску. В иск-ве это проявилось в кризисе академизма и создании нац.-романтич. историч. стилей.
Р. в России, как и во всей Европе, начался в атмосфере наполеоновских войн, но, в отличие от др. стран, Россия завершила их своим триумфом. Это наложило отпечаток на развитие Р., в частности, определило значительность ампира в рус. иск-ве и ярко выраженный военный дух, принизавший всю рус. жизнь романтич. эпохи. Этот дух питали и Кавказские войны - на их фоне прошла вся история рус. Р., и почти все видные деятели романтич. культуры принимали в них участие. При этом Кавказ, отчасти Крым, Бессарабия, а также мирная, но первозданно-суровая Финляндия сыграли в рус. романтич. сознании необходимую роль экзотич. мира. Завершение рус. Р. отмечено Крымской войной, поражение в к-рой переживалось как национальный позор; "Севастопольские рассказы" и обращенный к эпохе Р. роман "Война и мир" Л. Толстого развенчали романтич. эстетизацию войны.
В начале эпохи Р. был создан первый великий труд по рус. истории - "История государства Российского" Н. Карамзина, давший столь необходимое тому времени знание и осмысление ее перипетий. К эпохе Р. относится формирование самостоят. рус. философии, в частности философии истории. Россия увлекалась философами германского Р. - Шеллингом и Гегелем. Философами рус. Р. были П. Чаадаев, В. Одоевский, В. Белинский, Аксаковы и пр. В этот период оформилось противостояние западников и славянофилов, ставшее определяющим в русской историософии и политологии. Романтиками были не только декабристы, но и император Николай I.
В эпоху Р. в спорах "архаистов и новаторов" завершилось формирование рус. лит. яз. и наступил расцвет рус. лит-ры. Наиб. яркими представителями Р. в рус. поэзии были К. Батюшков, В. Жуковский, М. Лермонтов, в прозе - А. Бестужев-Марлинский, Н. Гоголь. Пушкин, в молодые годы разделявший со своими сверстниками романтич. идеи и романтич. эстетику, в дальнейшем вырос из них и вступил на непроторенные пути, на к-рых он не имел последователей.
В рус. изобр. иск-ве Р. проявился в творчестве А. Орловского, портретной живописи О. Кипренского, оказал влияние на формирование рус. пейзажа (С. Щедрин, М. Воробьев, М. Лебедев, И. Айвазовский). Одним из наиб. ярких и последоват. проявлений Р. в рус. иск-ве стало творчество К. Брюллова, к-рое испытало также и влияние классицизма. Сочетание идей Р. и классицизма характерно для творчества Ф. Бруни, Ф. Толстого. Мотивы Р. присутствуют также в творчестве П. Федотова и А. Иванова. Образцом Р. в рус. скульптуре является творчество мастеров ампира, позднее - творчество А. Логановского, Н. Пименова, П. Клодта, И. Витали.
В сфере муз. иск-ва на рус. Р. оказали влияние его известнейшие представители - Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Н. Паганини. Вопрос о рус. Р. долгое время считался дискуссионным из-за пресловутой теории "реакционного Р.", к-рому якобы не могли быть подвержены прогрессивные отечеств. композиторы-классики. Флюиды Р. явственно ощутимы, однако, в рус. музыке. Характерный для романтич. эстетики принцип двоемирия, разделения на реальный и фантастич. миры, воспевание "духов стихий" сказались в "Русалке" А. Даргомыжского, "Садко" Н. Римского-Корсакова и др. Мотив устремленности к Востоку как царству прекрасных грез сказался в многочисл. произв. отечеств. авторов, создавших богатейшую традицию рус. муз. ориентализма, начиная с "Руслана" М. Глинки, "Демона" А. Рубинштейна, "Князя Игоря" А. Бородина вплоть до сочинений П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова и др. Приверженность романтич. эстетики к сюжетам из далекой старины, к образам нац. истории сказалась в творчестве А. Верстовского ("Аскольдова могила"), М. Глинки ("Иван Сусанин"), в народных муз. драмах М. Мусоргского.
Уже в 1830-е гг. параллельно Р. появились новый тип мировоззрения и новые худож. течения, общим признаком к-рых был интерес к реальной, наблюдаемой действительности и к практическому действию. К 1860-м гг. Р. в рус. культуре исчерпал себя, и конец царствования Николая I был и концом рус. Р. Романтич. эстетика осталась уделом немногих художников, живущих духовно вне своего времени (Т. Готье во Франции, Ф. Тютчев, А. Толстой в России), и одновременно превратилась в китч, став достоянием стремящихся к высоким идеалам и красоте широких масс.
Реакцией на господство позитивного мировоззрения во 2-й пол. 19 в. стал неоромантизм кон. 19 столетия. В России на него оказали влияние неоромантич. идеи Германии, Скандинавии, Франции и Англии. Р. (особенно присущий ему мистицизм) оказал влияние на рус. символизм (напр., М. А. Врубель), сказался на формировании эстетич. концепции стиля модерн в рус. иск-ве. В неоромантизме вновь происходит обращение к нац. традициям своих стран. Идея непрерывного созидания мира получила воплощение в архитектуре только в неоромантизме - модерне. Рус. неоромантизм проявился и в др. течениях, в творчестве писателей и поэтов, пришедших в культуру из социальных низов. Образцами альтернативного неоромантизма были босяцкий Р. молодого М. Горького, имевший огромный успех во всех социальных слоях и в разных странах, Р. А. Грина, позже - Р. А. Гайдара. Увлеченность наивно понимаемым Р. как стремлением к возвышенной мечте проявилась в историко-литературных построениях Горького, к-рый разделил Р. на революционный и консервативно-реакционный, на долгие годы определив советский подход к Р. Неоромантизм мечты и активного действия питал пафос социалистич. преобразований и раннего диссидентства и ярко сказался в творчестве многих деятелей иск-ва раннего сов. периода и вновь - в период "оттепели" 1950-60-х гг., когда в доме каждого интеллигента висел портрет Э. Хемингуэя, ставшего едва ли не самым читаемым писателем в России.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
РОМАНТИЗМ (французское romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре сформировавшееся в конце 18 - 1-й половине 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в идеологии Просвещения и прогрессе общества, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Напряженный и мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или национально-освободительной (в том числе революционной) борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска или трагикомического. Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Главные представители романтизма в литературе - Новалис, Жан Поль, Э.Т.А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, Дж. Констебль, У. Тернер, О.А. Кипренский и др. В музыке романтизм охватил весь 19 в. и занял ведущее положение в этом направлении культуры. Представители романтизма - Ф. Шуберт, К.М. Вебер, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, А. Брукнер, Ф. Лист, Р. Вагнер, Х. Вольф, Г. Малер, Э. Григ, Я. Сибелиус.
Евразийская мудрость от А до Я.
РОМАНТИЗМ
(франц.): идейно-художественное движение в европейской духовной культуре конца 18 - первой половины 19 в., пришедшее на смену классицизму. Широта и разнообразие форм романтизма затрудняют его периодизацию и определение. Завоевав Европу и Америку, романтизм стал целой культурной эпохой, как это было прежде с Ренессансом, классицизмом и Просвещением.
Сборник слов и иносказаний
романтизм -
романтическое. Романтизм
Ср. Пери вы моя! Виденье райской стороны!.. - лепетал он восторженно на своем романтическом языке времен "Светланы и Рыцаря Тогенбурга" (Жуковского и Шиллера).
Маркевич. Бездна. Пролог. 16.
Ср. Так он писал темно и вяло,
Что романтизмом мы зовем...
А.С. Пушкин. Евг. Онег. 6, 23.
Ср. Romantisch.
Ср. Klassisch ist das Gesunde, romantisch - das Kranke.
Göthe. Spr. in Prosa. Maxim. n. Reflex. 7.
Это слово впервые появилось в 1734 г. (Bernischer Spectateur) и получило гражданство, после того как Тик (Tieck) издал свои стихи в 1800 г. под заглавием: Romantische Dichtungen - "Романтические стихотворения".
Ср. Köpke. Ludwig Tieck.
Различие между классической поэзией древних и романтической Средних веков и нового времени окончательно определил -
A. W. Schlegel. Charakteristiken u. Kritiken 1801.
Ср. H. Breitinger. Die Gegenwart. 1734. Klassisch und Romantisch, а также Joh. Jak. Breitinger, там же 1740.
В Англии слово "romantic" было известно еще в XVII в.
Ср. Friedländer. Darstellung ans der Sittengeschichte Roms. 1881.
См. симптом.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова романтизм
романти́зм, романти́змы, романти́зма, романти́змов, романти́зму, романти́змам, романти́змом, романти́змами, романти́зме, романти́змах
Синонимы к слову романтизм
сущ., кол-во синонимов: 3
Идеография
▲ склонность личности
↑ к, идеализация
идеализм - доминирование идеальных представлений; стремление к идеалам.
идеалист. идеалистический.
романтизм. романтика.
романтик. романтический. романтичный.
поэзия. поэтичность. поэтизировать. опоэтизировать.
поэтичный. поэтический.
платонизм. платонический.
мечтательность.
мечтатель.
воздыхатель.
воспарить (# духом).
витать [парить] в облаках [в эмпиреях. между небом и землей].
рыцарь печального образа.
см. возвышенное, давать завышенную оценку, приверженность, добродетель
корысть, покончить с собой
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
РОМАНТИЗМ а, м.
1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в в своем творчестве исторические и народно-поэтические темы. БАС-1. Особенное свойство сочинений, в которых, не следуя примерам классических писателей, подражают природе, не всегда изящной. САН 1847. Романтизм .. первобытно невоспитан. Это юность, жизнь, бьющее через край ощущение жизни естественного человека, но также бледность, упадок, maladie du siècle, La Belle Dame Sans Merci, Безжалостная Прекрасная Дама, Танец Смерти, и, разумеется, сама Смерть. А. Найман Сэр. // Октябрь 2000 11 9.
2. Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением в ярких образах показать высокое назначение человека. БАС-1.
3. Мироощущение, характеризующееся идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью и чувствительностью. БАС-1. Ни лета, ни опытность, ни долгая замужняя жизнь не в силах были излечить ее склонности к романтизму и поэтическим грезам. Григорович Просел. дороги. Неистребимый романтизм отношения к Советской власти, к идее и к тому, что должно быть, доверие к старым кадрам большевизма .. заставляет меня делать последнюю попытку. 13. 11. 1937. М. А. Спиридонова Заявление в НКВД. // Источник 1998 1 70. || Эмоционально приподнятое отношение к чему-л. БАС-1. - Да-с, не коммерция ваша .. создала и изобрела железную дорогу и винт; их созда романтизм в науке. Писемский Тысяча душ. Романтизм до первого ревматизма. Н. Горянова Нельзя. // Знамя 2002 6 13. - Лекс. САН 1847: романти/зм.
Словарь иностранных слов
РОМАНТИЗМ (ново-лат. с греч. окончанием). Литературное направление, начавшееся у романских народов и состоящее в обращении к источникам народной поэзии и жизни, в противоположность псевдо-классическому направлению.
Сканворды для слова романтизм
- Направление в искусстве конца 18 - начала XIX века.
- Направление в европейской литературе в начале XIX века.
- К этому литературному течению принадлежали поэты-озёрники.
Полезные сервисы