Одна из ведущих целей обучения иностранному языку, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком (например, умения самостоятельно работать с книгой, пользоваться словарем и т. д.). Такое достаточно широкое толкование позволяет выделить ряд задач, которые в своей совокупности обеспечивают достижение П.
ц. о.:
1) коммуникативные задачи (характеризуют уровень практического владения языком);
2) филологические задачи (связаны с приобретением знаний, навыков, умений по дисциплинам, являющимся базовыми для филолога, - теории языка, методике его преподавания, истории литературы, педагогике, психологии);
3) профессиональные задачи (обеспечивают приобретение знаний, навыков, умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности);
4) социокультурные задачи (обеспечивают необходимый уровень знаний о стране изучаемого языка и способность участвовать в межкультурном общении);
5) предметные задачи (умение пользоваться языком в различных сферах общения в соответствии с содержанием предмета общения;
6) общеучебные задачи (обеспечивают умение работать с книгой, пользоваться ТСО, логично излагать свои мысли и др). П. ц. о. имеют разное содержание в зависимости от контингента обучающихся и этапа обучения. Цель обучения на краткосрочных курсах часто носит ограниченный характер (например, овладение устной речью). Наиболее полную реализацию П. ц. о. получает в работе со студентами-филологами. Для студентов-нефилологов практическая цель в первую очередь связана с овладением языком будущей специальности. Требования к достижению П. ц. о. даются в программах. С учетом коммуникативных задач они включают:
a) умения в разных видах речевой деятельности;
в) социокультурные знания и умения. Задача преподавателя заключается в том, чтобы сформировать у учащихся такие коммуникативные умения (и лежащие в их основе речевые навыки), чтобы обеспечить удовлетворение их коммуникативных потребностей и сфрмировать способность пользоваться языком в рамках планируемого уровня владения языком.