Причинное зарождение
(dependent origination), иначе - зависимое происх., центр, понятие филос. учения буддизма. Буддисты отвергают понятие богатворца, являющегося началом всех начал. Вместо этого они принимают идею П.з. Будды, объясняющую, каким образом все возникает и прекращает существовать. Согласно этому учению, любой аспект индивидуального существования, или модус бытия, находится в зависимости от др.; в нашем мире нет ничего постоянного, независимого или абс., включая даже личное я. Именно постижение П.з. наряду с нирваной составило основу учения Будды о дхарме. П.з. объясняет возникновение страдания (Четыре благородные истины) как цепь двенадцати причин, или нидан. Цепь может возникнуть в любой точке, но обычно начинается с неведения и ведет через стадии осознания, ощущения, страстного желания и привязанности к своей кульминации в новом воплощении, взрослении и смерти. Процесс перерождения (сансара), обусловленный законом причины и следствия (карма), продолжает цепь этих связей до бесконечности. Чередование циклов образно представляет Колесо жизни. Правильное понимание П.з. позволяет, однако, разорвать бесконечный круг. Избавление от духовного незнания веде! к избавлению от каждой из обусловленных нидан, процесс завершается избавлением от кармы и сансары и просветленным вхождением в нирвану. Причинность (в философии) (causation), предположительно необходимая связь между одним событием (причиной) и др. (следствием). Филос. дискуссии по поводу этого понятия сосредоточены преимущ. на анализе того, чем действительно является причинное отношение, какого рода вещи объединяются подобной связью (объекты, события, состояния или процессы?) и как мы можем знать о том, что одна вещь является причиной др. (что отличает подлинную причинную связь от случайной взаимосвязи?). Вторая группа вопросов связана с тем, является ли П. необходимой связью (может ли причина наличествовать, а следствие - отсутствовать?) и имеют ли причинные связи лишь одну направленность во времени (может ли следствие предшествовать причине? может ли причина совпадать во времени со своим следствием?). Мн. темы совр. дискуссии восходят к Юму, к-рый анализировал П. как упорядоченную последовательность пространственно-временных близких объектов. Юм придерживался скептических взглядов (скептицизм) на способность как разума, так и опыта доставлять знание о причинных связях; по его мнению, представление о П. коренится в психолог, явлении обычая или привычки. Эта позиция позволила Юму сочетать представления о человеке как участнике природных причинных связей с утверждением свободной воли. Теория Юма пробудила Канта от его догматических грез и способствовала оформлению его позиции, согласно к-рой причинные связи привносятся в мир человеческим разумом. Достижения совр. теоретич. физики лишь отчасти объяснили сущность П., хотя, по-видимому, склоняются к не-необходимой, вероятностной интерпретации. Напр., в микрофизике пространственно-временное положение частицы может быть определено лишь в вероятностных терминах (согласно принципу дополнительности нем. физика Вернера Гейзенберга, 1901-76).