ПРОФЕССИОНА́ЛЬНЫЕ УМЕ́НИЯ ПРЕПОДАВА́ТЕЛЯ.
Умения, которыми должен владеть преподаватель для успешного осуществления профессиональной деятельности. В состав П. у. п. входят четыре группы умений:
1) конструктивные - связанные с отбором и организацией учебного материала;
2) организаторские - связанные с организацией педагогом собственной деятельности и деятельности учащихся;
3) гносеологические, или исследовательские, - позволяющие преподавателю правильно учитывать индивидуальные особенности личности учащихся;
4) коммуникативные - обеспечивающие процесс педагогического общения на уроке.
П. у. п. получили обоснование в виде педагогических функций преподавателя (см. профессиограмма преподавателя). Профессионально значимые коммуникативные умения учителя иностранного языка могут быть представлены в виде четырех групп умений:
1) умения, ориентированные на познание учащихся и самопознание; их функции - профессионально направленное осознание учителем своего личного опыта изучения иностранного языка, соотнесение его с теорией и практикой обучения и проецирование полученных данных на индивидуальные возможности учащихся в конкретных условиях обучения;
2) умения, ориентированные на планирование иноязычного общения; основная функция - планирование целенаправленного обучающего коммуникативного воздействия на учащихся при подготовке к уроку;
3) умения, ориентированные на реализацию плана иноязычного общения и его корректировку; основные функции - включение учащихся в иноязычное общение, создание благоприятного микроклимата на уроке и т. п.;
4) умения, направленные на анализ иноязычного общения; основная их функция - самоконтроль учителя в педагогическом общении, самокоррекция. Качество владения этими умениями зависит от многих факторов, учет которых в процессе образования и самообразования может способствовать развитию педагогического мастерства.