Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

радищев

Грамматический словарь

Ради́щев ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

РАДИЩЕВ

Среди редких славянских имен время от времени встречаются до сих пор Радимир, Радомир (усеченная форма Радим) - ‘радеющий о мире’; Радислав - ‘радеющий о славе’. В XVI в. эти имена были «увековечены» в фамилиях Радилов, Радимиров, Радимов, Радихин, Радич, Радищев, Радлов, Радомирский, Радославлев, Радославов, Радус, Радьков, Радяев.

РАДИЛОВ РАДИМОВ РАДИН РАДИЩЕВ РАДЯЕВ РАДИК РАДКЕВИЧ

1. Радим, Рада, Радя, Радище - различные формы древнерусского имени Радимир (радеть за мир). Рада, Радя - могут быть формами церковного имени Родион (которое на слух воспринимается как Радион).

2. Радой на северо-востоке России называется болотистая низина; стало быть, Радины могут быть потомками выходца из такой местности. (Ф). Радищев - отчество от формы Радиш или Радище, возможных из древнерусских нецерковных мужских имен Радимир, Ратибор и др. В Новгороде (1260) летопись зафиксировала мужское имя в форме Радища. Буква щ передает и звук [шч], и звук [шш]. Не менее вероятна форма Радище из канонического мужского имени Родион: (см. Родионов) в период формирования фамилий людей недворянского происхождения именовали с уничижительным формантом -к-(а), а духовенство несколько отличалиа- к именам священников добавляли -ище, а не -к-(а) (поп Иванище).(Н). От этх же основ произошли также фамилии Радилов, Радяев. Впрочем, последняя может быть связана с глаголом радеть - заботиться. (Э). В "Ономастиконе" Веселовского есть Радилов Василий, 1483 г., Москва; Радиловы, XVIЧXVII вв., Можайск, Верея и Тула Радища, чернец Мирожского монастыря, около 1475 г., Псков Радищев Кунай Елизарович, 1627 г., Малый Яроспавец;

РАДИЩЕВ

Среди редких славянских имен время от времени встречаются до сих пор Радимир, Радомир (усеченная форма Радим) - ‘радеющий о мире’; Радислав - ‘радеющий о славе’. В XVI в. эти имена были «увековечены» в фамилиях Радилов, Радимиров, Радимов, Радихин, Радич, Радищев, Радлов, Радомирский, Радославлев, Радославов, Радус, Радьков, Радяев.

Сканворды для слова радищев

- По одной из версий, фамилия этого российского литератора и философа восходит к уменьшительной форме имени Родион, известной с XIII века.

- Русский прозаик, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

- Малая планета.

- В 1790 году именной указ Екатерины II заменил ему смертную казнь на десятилетнюю ссылку в Илимский острог.

- Самый известный путешественник из Петербурга в Москву.

Полезные сервисы

радищев ал-др ник

Гуманитарный словарь

РАДИ́ЩЕВ Ал-др Ник. (1749-1802) - писатель, деятель рус. Просвещения. Родился в семье богатого помещика Саратовской губ. С 1756 живет в семье дир. Московского ун-та А. М. Аргамакова, родственника Р. по материнской линии; вместе с детьми Аргамакова обучается домашним образом у профессоров ун-та. В нояб. 1762 Р. привозят в Петербург и определяют в Пажеский корпус. Здесь будущий писатель-просветитель познакомился с А. М. Кутузовым, дружбой с к-рым впоследствии дорожил всю жизнь. В 1766 в преддверии создания Комиссии по сост. Нового Уложения и нуждаясь в хорошо подготовл. юристах, Екатерина II, по совету дир. АН В. Г. Орлова, отправляет в Лейпцигский ун-т группу молодых дворян, в числе к-рых оказывается и Р. До 1771 он изучает в Лейпциге юрид. науки, лит-ру, медицину, овладевает несколькими иностр. языками. Известно, что в те же годы на юрид. ф-те ун-та обучался ровесник Р. И. В. Гете, однако о контактах между ними сведений нет. Весьма значительным было в то время влияние на Р. его товарища Ф. В. Ушакова, поклонника Геллерта и Гельвеция.

По возвращении из Лейпцига в 1771 Р. был назначен протоколистом в Сенат. В 1773 он выпускает перевод кн. Г. Мабли "Размышления о героической истории", снабдив его собственными примечаниями, в одном из к-рых отмечает, что самодержавие есть "наипротивнейшее человеческому естеству состояние". В мае 1773 Р. переходит из Сената в штаб Финляндской дивизии, где служит до весны 1775. По службе ему доводилось знакомиться с делами беглых рекрутов, с донесениями о разраставшейся крестьянской войне под предводительством Пугачева, с манифестами самого Пугачева и др. сведениями того же порядка. После недолгой отставки, связанной с женитьбой на Анне Васильевне Рубановской, Р. поступает на службу в Коммерц-коллегию, Ее глава, либерально настроенный граф А. Р. Воронцов, потомок древнего рос. рода, находившийся в оппозиции к Екатерине II, в 1780 порекомендовал Р. для работы в столичной таможне, к-рая и стала местом его службы. Почти 10 лет Р. фактически руководил ее работой, а в апр. 1790 был официально назначен ее директором.

Основные лит. труды создаются им в два последних десятилетия 18 в. Подобно многим писателям века, он начинает как переводчик. Жанровый репертуар оригин. произведений Р. невероятно разнообразен. Напис. под очевидным влиянием Руссо "Дневник одной недели" (1780-е гг.), ода "Вольность" (ок. 1781-83) и поэма "Творение мира" (кон. 1780-х гг.), "Сафические строфы" и "Идиллия" (вероятно, рубеж 1770-80-х гг.). Вместе с тем в кон. 1780-х гг. писатель отчетливо начинает тяготеть к прозе ненормативной, максимально свободной, не сков. требованиями классич. представлений 18 в. В 1789 он выпускает "Житие Федора Ушакова", в 1790 - "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске". В том же году в своей домашней типографии Р. печатает знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву". Писатель Р. до шумного скандала с "Путешествием" современникам был известен мало. Публикация большинства его произв. приходится на нач. 19 в. Очевидно, следует отделять объективную роль его произв. в общественном сознании эпохи от радищевского к нему отношения. Писатель создавал произв. в духе "Путешествия" Йорика, т. е. Стерна. Путешествие частного лица из города-государства Петербурга в патриархальную Москву совершалось на фоне миграции просвещ. дворянства из города в деревню, возникновения идиллий и пасторалей, обострившегося интереса к романам Руссо и т. п. Частный человек начал ощущать себя гражданином. Отсюда его неизбежный интерес к орг-ции об-ва, в к-ром он живет, стремление усовершенствовать его, размышления, связ. с проблемами времени.

Столь же естественно, что для Екатерины II радищевское "путешествие" существовало на ином фоне: недавняя пугачевщина, Вел. Франц. рев-ция, война за независимость в Сев. Америке. Написанное Р. приобретало в этой ситуации прежде всего политический смысл. Он оказывался "бунтовщиком хуже Пугачева". 30 июня 1790 Р. арестовывают. В июле Сенат приговаривает его к смертной казни "посредством отсечения головы". Императрица заменяет казнь десятилетней ссылкой в сибирский острог. Смерть Екатерины в 1796 досрочно принесла Р. свободу: нов. имп. разрешает писателю вернуться в подмосков. имение.

Творчество Р. этого периода связано с интересом к фольклору и слав. мифологии. Он пишет "Бову", "Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам" и др. Полную свободу писатель получил в марте 1801, когда на престол вступил Александр I. Указом нового царя писатель назначается в Комиссию по составлению законов и активно работает над составлением проектов законодат. реформ. В тот же год он пишет оду "Осьмнадцатое столетие", посвящ. итогам уже прошедшего века.

Р. внес определ. вклад в развитие рус. науки - прежде всего как географ и экономист. Он поднимал вопрос о необходимости районирования России на науч. основе; в его письмах и дневниках имеется описание отд. терр. империи, сопровождающееся анализом социальных отношений ("Письмо о китайском торге", "Записки путешествия в Сибирь", "Дневник путешествия из Сибири"). Составил экон.-геогр. обзор Петерб. губ. Разработал программу изуч. наместничеств и губерний, к-рая должна была дать материал для выяснения экономики отд. частей России и осветить положение крестьянства. Р., как и прежде, порицал крепостническую систему.

Страшное потрясение, пережитое Р. в 1790, не прошло бесследно: все последующие годы он продолжал страшиться неминуемой кары за свое инакомыслие. И в 1802, не вынесши психического перенапряжения, Р. покончил с собой.

А. Н. Радищев. Неизвестный худ. 18 в.

А. Н. Радищев. Неизвестный худ. 18 в.

Полезные сервисы

радищев александр николаевич

Энциклопедический словарь

Ради́щев Александр Николаевич (1749-1802), мыслитель, писатель. Ода «Вольность» (1783), повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801-02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

* * *

РАДИЩЕВ Александр Николаевич - РАДИ́ЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802), русский мыслитель, писатель. Ода «Вольность» (1783), повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801-02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

Большой энциклопедический словарь

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801-02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

Энциклопедия Кольера

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) писатель, философ. Родился в Москве в дворянской семье 20 августа 1749. Учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766-1770). В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее - в Коммерц-коллегию. Радищев активно участвовал в литературной жизни: опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории (1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780), Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и др. Все изменилось после публикации в 1790 Путешествия из Петербурга в Москву. Радищев был арестован и объявлен государственным преступником за свои "богомерзкие сочинения". Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой "в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание". В ссылке Радищев занимался научными изысканиями, писал Сокращенное повествование о приобретении Сибири, Письмо о Китайском торге, философский трактат О человеке, о его смертности и бессмертии (1790-1792). В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 император Александр I разрешил ему переезд в столицу. В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов ("О законоположении", "Проект гражданского уложения" и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ. Умер Радищев в Петербурге 12 сентября 1802. Философские воззрения Радищева несут не себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе". Согласно его гносеологическим воззрениям, "основанием всего естественного познания является опыт". При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с "опытом разумным". В мире, в котором нет ничего "опричь телесности", свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. "Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?" Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот "имеет силу о вещах сведому". Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. "Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое", "особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться". Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию "разумного эгоизма", считая, что отнюдь не "себялюбие" является источником нравственного чувства: "человек есть существо сочувствующее". Будучи сторонником идеи "естественного права" и всегда отстаивая представления о естественной природе человека ("в человеке никогда не иссякают права природы"), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: "Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов". Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального "естественного" жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода "болезни" он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что "сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака укрова". В трактате О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: "Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?". Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера, М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева - это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на "естественность" миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.

ЛИТЕРАТУРА

Лапшин И.И. Философские воззрения А.Н. Радищева. Пг., 1922 Радищев А.Н. Сочинения, тт. 1-2. М. - Л., 1941 Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952

Полезные сервисы

радищев кирилл александрович

Энциклопедический словарь

Ради́щев Кирилл Александрович (1921-1944), участник Движения Сопротивления во Франции. Сын русского эмигранта. Потомок А. Н. Радищева. Казнён гитлеровцами.

Полезные сервисы

радищев кирилл алексеевич

Энциклопедический словарь

РАДИЩЕВ Кирилл Алексеевич - РАДИ́ЩЕВ Кирилл Алексеевич (1921-44), участник движения Сопротивления во Франции. Сын русского эмигранта. Потомок А. Н. Радищева. Казнен фашистами.

Большой энциклопедический словарь

РАДИЩЕВ Кирилл Алексеевич (1921-44) - участник движения Сопротивления во Франции. Сын русского эмигранта. Потомок А. Н. Радищева. Казнен фашистами.

Полезные сервисы

радищев, александр николаевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Александр Николаевич Радищев.

Александр Николаевич Радищев.

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749 - 1802), русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф.В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках; в 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801 - 02) Радищев вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

Полезные сервисы

радищевец

Орфографический словарь

ради́щевец, -вца, твор. п. -вцем, род. п. мн. ч. -вцев

Полезные сервисы

радищевский

Орфографический словарь

ради́щевский (от Ради́щев)

Полезные сервисы

радищевы

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

РАДИЩЕВЫ

В 1604 и 1627 гг. в Малом Ярославце упоминается крещёный татарин Кунай Радищев (Веселовский 1974, с. 265), возведённый в дворянский чин (ОГДР, V, с. 61). Имя от тюркского слова кун "день, солнце, радость" (Баскаков 1979, с. 258).

Полезные сервисы