ж.
Острая, режущая боль.
РЕЗЬ, рези, жен.
1. Острая, режущая боль. «Человек без рези в животе, без тошноты, без боли умирает (от яда).» Пушкин.
2. только ед. То же, что резьба (обл. спец.).
3. Место, край ткани после отреза (порт.).
РЕЗЬ, -и, ж
Признак заболевания, проявляющегося как острая режущая боль.
Резь в желудке мучила больного всю ночь.
-и, ж.
Острая, режущая боль.
Он почувствовал легкую резь в животе. Куприн, Изумруд.
[Кондрат] вдруг почувствовал острый комок в горле, резь в глазах. Шолохов, Поднятая целина.
сущ., кол-во синонимов: 10
боль (120)
вырезывание (8)
дизурия (4)
колика (4)
мухоловка (12)
процент (16)
растение (4422)
резуха (13)
резьба (15)
узор (36)
резь I
острая режущая боль; колика
И вдруг он почувствовал легкую резь в животе.
До привала в середине пути я добрел с ощутимой резью в ногах.
резь II
то же, что резьба [I]
Даже если приглядеться к строениям конца XVII, особенно XVIII века, то видишь: камни сомкнуты приемами деревянной стройки: по зодческому замыслу, они ― дерево, лишь притворившееся камнем, древняя резь, запрятанная под каменную орнаментацию.
I ж.
1. процесс действия по гл. резать I 4.
2. Результат такого действия; вырезывание, выделка разных узоров на твёрдых материалах.
3. Узорчатый рисунок, вырезанный на каком-либо твёрдом материале.
II ж.
Спиральная, винтовая нарезка.
РЕЗЬБА́, резы (резьба, резьбы - устар.), мн. нет, жен.
1. Вырезывание, выделка разных узоров на дереве, кости. Специалист по художественной резьбе.
2. Узорчатый рисунок, вырезанный на дереве, кости. Красивая резьба. Художественная резьба. «Честолюбивой позолотой не ослепляя наших глаз, она (чаша) не суетной работой, не резьбою пленяет нас.» Пушкин.
3. Спиральная винтовая нарезка (тех.). Мелкая резьба. У винта стерлась резьба.
РЕЗЬБА́, -ы, жен.
1. см. резать.
2. Рисунок, вырезанный на твёрдом материале. Узорчатая р. Ларец с резьбой.
3. Спиральная винтовая нарезка.
| прил. резьбовой, -ая, -ое (к 3 знач.; спец.). Резьбовое крепление.
РЕЗЬБА́ -ы́; ж.
1. к Ре́зать (6 зн.). Увлекаться резьбой по камню. Художественная р. Рама старинной резьбы.
2. Рисунок, узор, вырезанный на дереве, кости, камне и т.п. Ларец с резьбою. Наличники украшены деревянной резьбой.
3. Техн. Винтовая нарезка. Наружная р. Треугольная р.
◁ Резьбово́й, -а́я, -о́е. Техн. (1, 3 зн.). Р. резец. Р. калибр (служащий для измерения, проверки резьбы).
* * *
резьба́ (техн.), чередующиеся выступы и впадины на поверхности тел вращения, расположенные по винтовой линии. Различают резьбу треугольную, прямоугольную, трапецеидальную, круглую. Резьбы бывают одно- и многозаходные. По назначению делят на крепёжные, силовые и ходовые. В зависимости от направления винтовой линии различают правую (наиболее распространённую) и левую резьбу. Изготовляют пластической деформацией (например, обкаткой) и резанием на универсальных (токарных и др.), специализированных (резьбофрезерных и др.) станках или вручную с помощью инструмента общего (резцы, фрезы и др.) или специального (метчики, плашки и др.) назначения.
* * *
РЕЗЬБА - РЕЗЬБА́, в технике - чередующиеся выступы и впадины на поверхности тел вращения, расположенные по винтовой линии. Различают резьбу треугольную, прямоугольную, трапецеидальную, круглую. Резьбы бывают одно- и многозаходные. По назначению делят на крепежные, силовые и ходовые. В зависимости от направления винтовой линии различают правую (наиболее распространенную) и левую резьбы. Изготовляют пластической деформацией (напр., обкаткой) и резанием на универсальных (токарных и др.), специализированных (резьбофрезерных и др.) станках или вручную с помощью инструмента общего (резцы, фрезы и др.) или специального (метчики, плашки и др.) назначения.
РЕЗЬБА - в технике - чередующиеся выступы и впадины на поверхности тел вращения, расположенные по винтовой линии. Различают резьбу треугольную, прямоугольную, трапецеидальную, круглую. Резьбы бывают одно- и многозаходные. По назначению делят на крепежные, силовые и ходовые. В зависимости от направления винтовой линии различают правую (наиболее распространенную) и левую резьбы. Изготовляют пластической деформацией (напр., обкаткой) и резанием на универсальных (токарных и др.), специализированных (резьбофрезерных и др.) станках или вручную с помощью инструмента общего (резцы, фрезы и др.) или специального (метчики, плашки и др.) назначения.
-ы́, ж.
1. Художественная обработка дерева, камня, кости и других материалов резанием.
Художественная резьба.
◊
В простенках между окон вставлены были зеркала в вычурных рамах старинной резьбы. Достоевский, Братья Карамазовы.
Я приступил к резьбе, стараясь ни на йоту не отходить от сущности живописного оригинала. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи.
2. Рисунок, узор, вырезанный на дереве, кости, камне и т. п.
На этой равнинке стояла очень старая изба, вся украшенная кружевной резьбой. Гладков, Повесть о детстве.
3. тех.
Винтовая нарезка.
Наружная резьба. Треугольная резьба.
РЕЗЬБА́ - иск-во вырезания орнаментов и фигур и произв. этого иск-ва. Мат-лами для Р. могут служить дерево, кость, камень, металл, лак и др. Различается много видов Р. Цельные предметы, в т. ч. скульптуры, детали предметов, напр. мебели, имеющие 3 измерения, наз. объемной Р. Рельефная Р. может быть разной глубины; если вырезаются только линии, образующие узор по гладкой поверхности, то Р. наз. контурной, если рисунок заглублен в фон - выемчатой; существует много разновидностей рельефной Р. При полном удалении фона образуется ажурная, или пропильная, или сквозная Р. Накладной наз. Р., наложенная на гладкий фон; она по виду близка рельефной, но неизмеримо легче в изготовлении. Часто разные виды Р. сочетаются в одном предмете (сквозная и рельефная, объемная и контурная и т. д.), Р. может также сочетаться с др. техниками: напр., контурная с затиркой контура краской, резные предметы часто подвергаются доп. обработке (позолота, окраска, полировка и т. д.).
В рус. нар. иск-ве наибольшее распространение получили разл. формы Р. по дереву - осн. мат-лу традиц. жилища и утвари. Практически каждый бытовой предмет вырезался из дерева и декорировался рельефной резьбой с солярными символами, орнаментами, фигурками птиц и животных. Образцом чисто рус. иск-ва явл. выемчатая и пропильная Р. по бересте. Пропильной, реже рельефной Р. украшены карнизы и наличники домов. Сложными резными орнаментами украшались с 17 в. иконостасы. С 16-17 вв. под Сергиевым Посадом существует богородская Р.: игрушки с подвижными деталями и мелкие скульптуры из мягкого дерева, часто объединяемые в композиции. С нач. 18 в. в Р. проникает стиль барокко, в петровское время получила распространение Р. по дубу, образцы к-рой сохранились в Летнем дворце и дворцах Петергофа. Выполненная в царских дворцах франц. мастерами, эта Р. оказала воздействие на работу рус. мастеров в мебели и новых родах иск-ва, таких, как аллегорич. резной декор кораблей. Шедевром иск-ва Р., соединившим рус. традиции с формами барокко, явл. резной из липы иконостас Петропавловского собора в СПб. Исключит. ложности и прихотливости форм достигает Р. в оформлении интерьеров и мебели елизаветинского времени, особенно в работах Ф. де Растрелли: резной декор позволял добиться сложности объема и свободы формы, невозможной в лепнине. В эпоху классицизма деревянная Р. сохраняется гл. обр. в мебели, почти полностью сменившись в архит. декоре лепниной. Однако одновременно строились классич. здания из дерева (дворцы в Кускове и Останкине, т-р на Каменном о-ве в Петербурге), с резными из дерева классич. архит. деталями; деревянный классицизм получил широчайшее распространение в провинц. и усадебном стр-ве, где классич. резные декор. детали сохранялись вплоть до нач. 20 в. В нач. 19 в. зародился "фольклоризирующий" стиль рус. архитектуры, проявившийся в проектах идеальных деревень со щедро украшенными резьбой домиками (К. И. Росси, О. Монферран, А. И. Штакеншнейдер). С этого времени профессиональная деревянная архитектура и народная активно взаимодействовали друг с другом, заимствуя и перабатывая прежде всего мотивы Р. В интерьерах неоготики возродилась Р. по дубу (напр., "Коттедж" в Петергофе). В последующем развитии историзма Р. в интерьере почти не встречается, и в сер. 19 в. даже в имп. дворцах применялась лепнина, окрашенная так, чтобы имитировать дерево. Со времени протомодерна Р. вновь распространяется на отделку интерьера, достигает нового расцвета в модерне (напр., интерьеры дворца вел. кн. Ольги Александровны в СПб.), затем приходит в упадок.
Наряду с Р. по дереву, в России развились оригинальные промыслы Р. по кости, распространенные гл. обр. на Севере (холмогорская резная кость). Прекрасные художеств. зделия из слоновой кости создавали на токарных станках имп. Петр I и имп. Мария Федоровна.
Сюжетная и орнаментальная Р. по мягкому белому камню была свойственна др.-рус. архитектуре Владимира и Суздаля. Ярчайшим примером явл. Дмитровский собор Владимира. Позже Р., часто орнаментальная, широко распространилась в зодчестве 17 в., украшая наличники, колонны и др. архит. детали каменных церквей и палат. С переходом в архитектуре 18 в. к кирпичным оштукатуренным фасадам Р. по камню в архитектуре становится редкостью, применяясь немногими архитекторами, отделывавшими фасады натуральным камнем (А. Ринальди - дворец в Гатчине, и особенно А. Н. Воронихин, облицевавший Казанский собор в СПб. пудостским известняком, из к-рого выполнены также каннелированные коринфские колонны и рельефы фасадов); иногда резными были только отд. детали (коринфские капители колонн Английского дворца, арх. Дж. Кваренги). Тогда же развивается изготовление резных худож. изделий из камня - алебастра, мрамора, яшмы, создаются гранильные фабрики в Петергофе, Екатеринбурге, на Алтае, и дворцы наполняются каменными резными вазами (лучшее собрание - в Павловске). На рубеже 18-19 вв. Р. по камню входит в моду: геммы и камеи украшают императорские короны (Наполеона) и парадный костюм. Р. становится иск-вом монархов: в 1780-х гг. имп. Екатерина II работает с тверд. камнем, а имп. Мария Федоровна режет чаще слоновую кость и янтарь.
В учебную программу Воспитательного об-ва благородных девиц вводятся токарное дело и Р. Однако в архит. отделке интерьера резной камень в период классицизма был редкостью, получив нек-рое распространение только в след. эпоху - в сер. и 2-й пол. 19 в. В кон. 19 - нач. 20 в. для Петропавловского собора в СПб. были изготовлены огромные монолитные резные надгробия имп. Александра II (из яшмы) и имп. Марии Александровны (из родонита); сложная Р. по камню применена в отделке интерьера петерб. храма Спаса на Крови. В эпоху модерна получает распространение каменная Р. на фасадах, выполнявшаяся как по известняку, так и по граниту и др. твердым породам камня.
Отд. видом явл. применение Р. в ювелирном иск-ве: прорезной металл, заполнение Р. по благородному металлу эмалью (т. н. эмаль по резьбе).
В наст. время сохраняется неск. худож. промыслов, продолжающих традиции иск-ва Р. - по дереву, кости, камню, гл. обр. для изготовления сувениров.
Резьба по дереву. Людогощинский крест. Мастер Я. Федосов. 1359
Резьба по кости. Жарг. мол. Шутл. О худом, костлявом человеке. Максимов, 200.
Пойти не по резьбе. Жарг. мол. 1. Случиться, произойти неожиданно. 2. Сойти с ума. Максимов, 336.
С левой резьбой. Жарг. мол. Неодобр. 1. О глупом человеке. 2. О психически ненормальном человеке. Максимов, 220.
РЕЗЬБА, -ы, ж.
Дополнительная работа, выполняемая по просьбе начальства с целью получения каких-л. льгот, привилегий; подобострастие, лесть.
См. также нарезаться, 2.
B́ сущ; 22 см. Приложение II
резьбы́
Кадила темь, и вечер тощий
Свивался в огненной резьбе́.
Я проводил тебя до рощи,
К твоей родительской избе.
С. А. Есенин, «Весна на радость не похожа…»
Сведения о старой норме ударения:
Делая ударение ре́зьба, вы следуете старой норме. Такое ударение можно встретить у поэтов:
Честолюбивой позолотой
Не ослепляя наших глаз,
Она не суетной работой,
Не ре́зьбою пленяла нас.
А. С. Пушкин, Друзьям («Вчера был день разлуки шумной…»)
резьба́, ре́зьбы, резьбы́, ре́зьб, резьбе́, ре́зьбам, резьбу́, резьбо́й, резьбо́ю, ре́зьбами, ре́зьбах
сущ., кол-во синонимов: 15
вызорочье (3)
вырезывание (8)
глиптика (5)
декоративно-прикладное искусство (14)
ламбрекен (4)
литоглифика (1)
металлообработка (59)
микрорезьба (1)
нарезка (10)
петроглиф (2)
резь (10)
рисунок (63)
узор (36)
узорочье (4)
феллопластика (1)
- «Лыжня» для гайки.
- Винтовая трасса.
- «Кружева» на наличнике.
- «Поножовщина» по дереву.
- Общее у болта и гайки.
- След от плашки.
- Что отличает винт от гвоздя?
- Внутри гайки.
- Техника обработки дерева.
- Ювелирная техника.
- Спиральная винтовая поверхность на соединительных деталях.
- «Инталия» в переводе с итальянского.
дюймовая резьба наиболее распространена в США, Англии и Японии, в России встречается как правило в составе запасных частей или оборудования поставляемых из этих стран. Она имеет угол при вершине 55° (резьба Уитворта) в отличие от метрической 60°. Номинальный диаметр измеряется в долях дюйма, а шаг - в количестве витков на дюйм длины. Параметры этой резьбы установлены стандартами UNC (Unified Coarse - резьба с крупным шагом) и UNF (Unified Fine - резьба с мелким шагом). На практике резьба с шагом UNF встречается крайне редко
I прил.
1. соотн. с сущ. резьба I, связанный с ним
2. Свойственный резьбе [резьба I 1.], характерный для неё.
3. Имеющий резьбу [резьба I 2.].
4. Предназначенный для резьбы [резьба I 1.].
II прил.
1. соотн. с сущ. резьба II, связанный с ним
2. Имеющий резьбу [резьба II].
РЕЗЬБОВО́Й, резьбовая, резьбовое (тех.). Служащий для резьбы, употребляющийся при резьбе. Резьбовые лекала.
-а́я, -о́е. тех.
1. Имеющий резьбу (в 3 знач.).
Резьбовое кольцо.
||
Осуществляемый с помощью резьбы.
Резьбовое соединение.
2. Предназначенный, служащий для нарезки резьбы.
Резьбовой резец.
||
Предназначенный, служащий для измерения, проверки резьбы.
Резьбовой калибр.
резьбово́й, резьбова́я, резьбово́е, резьбовы́е, резьбово́го, резьбовы́х, резьбово́му, резьбовы́м, резьбову́ю, резьбово́ю, резьбовы́ми, резьбово́м, резьбова́, резьбово́, резьбовы́, резьбове́е, порезьбове́е, резьбове́й, порезьбове́й
ре́зьбонарезно́й, ре́зьбонарезна́я, ре́зьбонарезно́е, ре́зьбонарезны́е, ре́зьбонарезно́го, ре́зьбонарезны́х, ре́зьбонарезно́му, ре́зьбонарезны́м, ре́зьбонарезну́ю, ре́зьбонарезно́ю, ре́зьбонарезны́ми, ре́зьбонарезно́м, резьбонарезна́, резьбонарезно́, резьбонарезны́, резьбонарезне́е, порезьбонарезне́е, резьбонарезне́й, порезьбонарезне́й
Резьбообраба́тывающие станки́ - группа металлорежущих станков для образования резьб на различных заготовках. Различают резьбообрабатывающие станки токарно-винторезные, резьбофрезерные, резьбошлифовальные, гайко-, болто-, трубо- и муфтонарезные. Образование резьб может производиться также на сверлильных, расточных и накатных станках.
* * *
РЕЗЬБООБРАБАТЫВАЮЩИЕ СТАНКИ - РЕЗЬБООБРАБА́ТЫВАЮЩИЕ СТАНКИ́, группа металлорежущих станков для образования резьб на различных заготовках. Различают резьбообрабатывающие станки: токарно-винторезные, резьбофрезерные, резьбошлифовальные, гайко-, болто-, трубо- и муфтонарезные. Образование резьб может производиться также на сверлильных, расточных и накатных станках.
РЕЗЬБООБРАБАТЫВАЮЩИЕ СТАНКИ - группа металлорежущих станков для образования резьб на различных заготовках. Различают резьбообрабатывающие станки: токарно-винторезные, резьбофрезерные, резьбошлифовальные, гайко-, болто-, трубо- и муфтонарезные. Образование резьб может производиться также на сверлильных, расточных и накатных станках.
прил., кол-во синонимов: 7