БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (1881-1966) - швейцарский психиатр. Противопоставил психоанализу т. н. экзистенциальный анализ; критерий психического здоровья - непрерывность самостановления, открытого будущему.
бинсвангер людвиг
Энциклопедический словарь
Би́нсвангер Людвиг (Binswanger) (1881-1966), швейцарский психиатр. Противопоставил психоанализу так называемый экзистенциальный анализ; критерий психического здоровья - непрерывность самостановления, открытого будущему.
* * *
БИНСВАНГЕР Людвиг - БИ́НСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (13 апреля 1881, Кройцлинген, Швейцария - 05 февраля 1966, там же), швейцарский психиатр и психоаналитик.
Родился в семье психиатров: его отец и дед владели клиникой Бельвю в Кройцлингене, руководство которой он затем унаследовал, дядя - клиникой в Йене. Изучал медицину в Лозанне и Гейдельберге, стажировался в Цюрихе в клинике Бургхельцли (1907) под руководством Ойгена Блейлера (см. БЛЕЙЛЕР Эйген); в этой клинике он также знакомится с К. Абрахамом (см. АБРАХАМ Карл) и К. Г. Юнгом (см. ЮНГ Карл Густав), под руководством которого защищает докторскую диссертацию (1907). В том же году происходит его встреча с Фрейдом (см. ФРЕЙД Зигмунд), дружеские отношения с которым он сохранил до смерти последнего. В 1908 поступает работать ассистентом в клинику Бельвю (Bellevue), которой руководит его отец, Роберт Бинсвангер. После внезапной смерти отца в 1911 принимает руководство клиникой. Возглавляет реорганизацию Швейцарского психоаналитического общества, во главе которого стоял Юнг, после разрыва Юнга с Фрейдом.
Был награжден степенью почетного доктора философского факультета университета г. Базеля (1941), медицинского факультета университета Фрайбурга (1959), был почетным членом многочисленных научных обществ, был награжден «Интернациональной медалью Крепелина».
Ученик Блейлера и Фрейда, Бинсвангер начинал как психотерапевт и психоаналитик, однако впоследствии значительно изменил свою систему под влиянием философии: феноменологии Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) и экзистенциализма Хайдеггера. Бинсвангер называет свою систему «Dasein-анализ», она известна также под названиями «экзистенциальный психоанализ» или «экзистенциальная психиатрия». Эта система получила широкую известность в Германии (М. Босс) и в Англии (Р. Лэйнг (см. ЛЭЙНГ Рональд)).
В своей теории Бинсвангер отталкивается от психоанализа и экзистенциализма. Онтологию Хайдеггера - заброшенность, бытие-к-смерти, «обмирщение» и др. он кладет в основу и объяснения, и терапии психозов. Бинсвангер подчеркивает роль «картины мира», которая составляет тотальность бытия личности. Человек не продукт, а творец своего мира. Он выделяет четыре модуса бытия-в-мире: модус бытия одинокого человека, двоих людей, многих людей, анонимный модус. Полемизировал с Фрейдом, обращая внимание на экзистенциальную первичность религиозного и этического «измерений» Dasein, на то, что этическая сторона Dasein может являться основанием экзистенциального конфликта, но не его порождением. Не полностью Бинсвангер заимствует и систему Хайдеггера; он делает попытку творчески переработать ее, добавив понятие «любви» как особого модуса «бытия-с-другими», «бытия-над-миром».
В основе болезненных нарушений психики лежит неправильное взаимодействие человеческого Я (которое, вслед за Хайдеггером, он трактует как Dasein) с миром, а также неправильное, искаженное представление о себе. Экзистенциальный конфликт - это неиспользование возможностей, заложенных в человеческом существовании. Психоаналитическая практика, по Бинсвангеру, должна раскрыть пациенту экзистенциальные конфликты, его неудовлетворенность бытием, избегание выбора и ответственности и т. п. Это позволит ему высвободить силы, которые он ранее тратил на непродуктивную защиту от конфликтов, напр., на избегание, и использовать их для осознанного и ответственного решения и выбора.
Многие мысли Бинсвангера близки к идеям гуманистической психологии (А. Маслоу (см. МАСЛОУ Абрахам)), логотерапии (В. Франкл); в философии - к М. Шелеру (см. ШЕЛЕР Макс), Ж. П. Сартру (см. САРТР Жан Поль). Он оказал влияние на Р. Лэйнга.