Стри́ндберг Юхан Август (Strindberg) (1849-1912), шведский писатель. Исторические драмы «Местер Улоф» (1872, стихотворная редакция - 1877), «Густав Ваза», «Эрик XIV» (обе 1899, о народоправстве); в русле реализма - социально-критический роман «Красная комната» (1879), сборник рассказов «Браки» (т. 1-2, 1884-86), новеллы «Утопии в действительности» (1885), пронизанные поисками общественных идеалов. В «натуралистических» драмах с элементами импрессионизма «Отец» (1887), «Фрёкен Жюли» (1888) - проблемы семьи и воспитания. Лирико-философские, по стилю символико-экспрессионистские драмы «Путь в Дамаск» (трилогия, 1898-1904), «Пляска смерти» (ч. 1-2, 1901), «Соната призраков» (1907) - о кризисе индивидуализма. Психологический роман «На шхерах» (1890), развенчивающий ницшеанский культ сильной личности, и «Чёрные знамёна» (1905). В автобиографическом романе «Ад» (1897) и «Легенды» (1898) - влияние мистики.
* * *
СТРИНДБЕРГ Юхан Август - СТРИ́НДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849-1912), шведский писатель. Драма «Местер Улоф» (1872) посвящена конфликту между вождем шведской Реформации и королевской властью. Романы «Красная комната: Очерки из жизни художников и литераторов» (1879), «Сын служанки» (1886), «Исповедь глупца» (1888), «Ад» (1897), «Легенды» (1898), «Одинокий» (1903) носят отчетливо автобиографический характер. Сборники новелл «Браки I» и «Браки II» (1884-1885) вызвали острую общественную дискуссию. Непродолжительное увлечение идеями социализма прослеживается в сборнике новелл «Утопии в действительности» (1885) и ницшеанства - в повестях «Чандала» (1889) и «В открытом море» (1890). Достаточно разнородная по идейному содержанию и стилистике проза Стриндберга едина в одном - она отвергает сентиментально-романтический подход к явлениям жизни, главенствовавший до него в шведской литературе. То же касается драматургии - наиболее живой части стриндберговского наследия. Основными ее вехами явились в 1880-е «натуралистические трагедии» «Отец» (1887) и «Фрекен Жюли» (1888), а в заключительном периоде творчества - драмы «Пляска смерти» (1901) и «На пути в Дамаск» (1898-1904), цикл исторических пьес о шведских королях 13-18 вв. (наиболее известна из них в России поставленная Е. Б. Вахтанговым (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) пьеса «Эрик XIV»,1899), символические пьесы, предвосхищающие экспрессионистскую и абсурдистскую драму: «Игра снов» (1902), «Непогода», «Пепелище», «Соната призраков», «Пеликан» (все - 1907), «Большая дорога» (1909).
***
СТРИ́НДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (22 января 1849, Стокгольм - 14 мая 1912, там же), шведский писатель.
Сын служанки
Август Стриндберг родился от неравного брака: его отец, владелец конторы по фрахту судов, был женат на своей служанке. Семья жила на грани нужды, царившая в ней напряженная атмосфера (после банкротства и смерти жены отец женился во второй раз) многократно воспроизводились писателем в его произведениях (в частности, в автобиографическом романе «Сын служанки»,1886).
«Красная комната»
Первая значительная драма Стриндберга «Местер Улоф» (1872) о конфликте между вождем шведской Реформации и королевской властью не имела успеха. Он пришел к писателю лишь с публикацией социально-критического романа «Красная комната» (1879), который выдержал сразу четыре издания. Автор не щадит в романе ни один из общественных институтов, но с доброжелательной иронией относится к молодому герою романа, который в конце концов смиряется с жизнью, скрывая свой протест под маской приспособленца.
Главная тема
Стриндберг женился на разведенной жене своего друга Сири фон Эссен и тем самым осложнил себе семейную жизнь. С середины 1880-х гг. тема семьи становится для него главной. Ей посвящены сборники новелл «Браки» (1884) и «Браки II» (1885) о расчете в любви и браке и о биологическом, психологическом и социальном неравенстве между полами - тема, шокировавшая обывателя. В 1887-1888 гг. Стриндберг пишет роман «Исповедь глупца», историю взаимоотношений с женой, по собственному признанию, «ужасную книгу». Нелепость предъявляемых им жене обвинений очевидна - тем более захватывает читателя скандальное содержание книги.
Сильные люди
Параллельно Стриндберг создает реалистическую повесть «Островитяне» (1887). Ее герой - работник Карлссон, разбогатевший за счет женитьбы на старухе, - натура по-своему сильная, погибает из-за своей алчности. Логическим развитием его образа явились в дальнейшем герои-интеллектуалы повестей «Чандала» (1889) и «В открытом море» (1890); супермены ницшеанского типа, они терпят поражение при столкновении с силами природы.
«Мое любимое занятие - писать пьесы»
Почти все 1880-е гг. семья Стриндбергов прожила за границей - в Швейцарии, Дании, Франции и Германии. Это объясняется не только непоседливостью писателя - он активно продвигал свои пьесы на сцены европейских театров и искал живого контакта с новейшими достижениями театра и драматургии. Неудивительно, что наиболее живую и оригинальную часть его наследия составили пьесы, а сам он наряду с А. П. Чеховым (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), М. Метерлинком (см. МЕТЕРЛИНК Морис), Г. Гауптманом (см. ГАУПТМАН Герхард) и Г. Ибсеном (см. ИБСЕН Генрик) считается одним из творцов и теоретиков новой драмы.
«Натуралистические трагедии»
Мировую славу принесли Стриндбергу пьесы «Отец» (1887) и «Фрекен Жюли» (1888). Суть конфликта в первой драме - борьба за власть над дочерью. По мере развития действия жена зарождает у мужа сомнения относительно истинности его отцовства. Одновременно она убеждает окружающих в том, что муж сошел с ума: он воображает, что его дочь рождена от другого. Героиня добивается своего, ей верят, ибо все поступки и слова Ротмистра противоречат мелким понятиям окружения о нормальности. Любое его высказывание истолковывается как признак умопомешательства и приближает неизбежный конец.
Не менее логична развязка в пьесе «Фрекен Жюли» - истории взаимного влечения эмансипированной дворянки и развращенного лакея. Героиня пьесы воплощает собой разложение дворянского класса: она чувствует в лакее энергию «простолюдинов» - именно им, полагает Жюли, принадлежит будущее. Однако лакей, мечтающий стать «капиталистом», оказывается хамом. Осознав это, фрекен Жюли кончает жизнь самоубийством, чему немало способствует и лакей, осуществивший своего рода «социальный реванш» и теперь стремящийся спрятать концы в воду.
Творческий манифест
В «Предисловии» к «Фрекен Жюли» Стриндберг утверждает множественность мотивов человеческого поведения, она, по его мысли, должна воплощаться в наделенном динамикой, «сценическом характере». С другой стороны, жизнь следует изображать как борьбу, поединок «всех против всех», - принцип, полностью реализующийся им в драматургическом творчестве.
Годы кризиса
Годы упорного труда (служа в 1874-1882 гг. в Королевской библиотеке, Стриндберг написал несколько объемистых монографий и сборников исторических очерков: «Старый Стокгольм», 1882; «Шведский народ», 1882; «Судьбы и приключения шведов», 1882-1883), судебное преследование на родине (за богохульство в одном из рассказов «Браки»), разлад в семье и скандальная слава нанесли писателю серьезную психическую травму. В 1890-е гг. Стриндберг почти ничего не пишет, полностью отдаваясь занятиям живописью, ботаникой, географией, химией, астрономией и теософией. Он по-прежнему скитается по Европе, изживает развод с Сири фон Эссен (1891) и кратковременный брак с австрийской журналисткой Фридой Уль. В 1894-1897 гг. во время пребывания в Париже его настигает наиболее длительный приступ душевной болезни, в течение которого он обращается к религии - причудливому конгломерату из вероучения шведского мистика 18 в. Э. Сведенборга (см. СВЕДЕНБОРГ Эмануэль) и христианства, лишенного основных догматов - веры в Деву Марию и Иисуса Христа. Опыт религиозного обращения и ход болезни отражен Стриндбергом в его духовидческих романах «Ад» (1897) и «Легенды» (1898), написание которых явилось для него, по-видимому, терапией.
Возвращение
В 1897 писатель возвращается в Швецию. Последующие 11 лет - период нового творческого подъема. В это время Стриндберг создает 29 драматических произведений, в том числе 12 пьес на сюжеты из истории Швеции, камерные и символические драмы (помимо упомянутых ниже, «На пути в Дамаск», 1898-1904, «Большая дорога», 1909), лирическую повесть «Одинокий» (1904), роман на политическую злобу дня «Черные знамена» (1907) и множество публицистических статей и заметок.
«И из грязи могут расти цветы»
Эта реплика из драмы «Пляска смерти» (1901), где впервые появляются новые элементы - примирение с жизнью и надежда на юное поколение, буквально реализуется в одноактной пьесе «Игра снов» (1902), написанной Стриндбергом для его третьей жены, молодой актрисы Харриет Боссе. На сцене из унавоженной жижи вырастает дом-цветок. За стенами дома-цветка томится девушка, к которой приходит Офицер; он является к заветной двери снова и снова, но не может переступить порог. Таков первый эпизод пьесы, одна из переплетающихся линий фрагментарного сна, в котором царят мечтания, иронические нелепости, разочарования, грустные и злые парадоксы, личная и классовая несправедливость, но над всем парит пелена сострадания, через которую Стриндберг показывает фантасмагорию Жизни - своей и каждого.
Камерные пьесы
Последней новацией Стриндберга в драматургии явились его символические «камерные пьесы» «Пожарище», «Соната призраков», «Пеликан» и «Ненастье» (все - 1907). Каждая из пьес - разработка одного драматургического мотива. Ощущением неизбежности распада и разложения проникнуто мрачно-ирреальное действие «Сонаты призраков», катастрофичности, которой чревата ложь, - «Пеликан», отрешенности по отношению к прошлым обидам и конфликтам - «Ненастье». Особенно виртуозно построена последняя пьеса: престарелый ее герой никого в своей жизни не прощает, но и никому не желает зла, он не вмешивается в схватку, и конфликт происходит где-то рядом, обходя его стороной.
СТРИНДБЕРГ Юхан Август (Strindberg, Johan August)
АВГУСТ СТРИНДБЕРГ (портрет Э.Мунка).
(1849-1912), крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной драмы. Его пьесы предвосхитили появление экспрессионизма и театра абсурда. Родился 22 января 1849 в Стокгольме. Вскоре после его рождения отец разорился и материальное положение семьи ухудшилось. Когда ему было 13 лет, умерла мать, а женитьба отца в том же году на молодой экономке только укрепила мятежные настроения подростка. Воспитанный в строгих правилах пиетизма, религиозный и мечтательный, Стриндберг пережил в безрадостные годы своей юности ряд мистико-эротических потрясений. В 1867, с большим трудом сдав экзамены, поступил в Упсальский университет, где начал изучать эстетику и иностранные языки. Нужда вынудила его оставить занятия и пойти работать сначала учителем в народной школе, а затем репетитором в семье доктора Ламма в Стокгольме. Это знакомство побудило его заняться медициной, но, провалив первый экзамен и заинтересовавшись театром, Стриндберг решил стать актером. В 1869 он был принят учеником в Королевский театр, однако застенчивость и затруднения с речью вскоре закрыли для него и эту профессию. В том же году он начал писать. В 1870 Стриндберг вернулся в Упсалу, решив заняться драматургией. Некоторое время спустя его стихотворные пьесы В Риме (I Rom) и Изгнанник (Den fredsse) были поставлены в Королевском театре, а прозаическая пьеса Вольнодумец (Fritnkaren) опубликована. Хотя эти произведения и были прохладно приняты, они принесли автору стипендию из личного фонда Карла XV. В 1872 Стриндберг оставил университет, не получив диплома, и стал журналистом и критиком в Стокгольме. В области художественной критики Стриндберг в целом придерживался романтических тенденций своего времени, хотя как писатель принадлежал к авангарду. Работы Ч.Дарвина, С.Кьеркегора и Г.Брандеса подготовили его к восприятию агностицизма и нового радикализма. В 1872 Стриндберг написал свою первую серьезную историческую драму Местер Улоф (Mster Olof). После многочисленных переделок пьеса была поставлена в 1878, но, к разочарованию автора, не привлекла большого внимания. В 1874 Стриндберг неожиданно получил пост помощника библиотекаря в Королевской публичной библиотеке. Его общественное положение упрочилось. В 1877 актриса Сири фон Эссен развелась с мужем, бароном Врангелем, и вышла замуж за Стриндберга. Опубликованная в 1879 Красная комната (Rda rummet) принесла Стриндбергу славу "шведского Золя", хотя он еще не читал произведений французского мастера. Книга предвосхищает 1880-е годы, с их поколением новых, решительных и критически настроенных писателей, отвергавших сложившиеся порядки в религии, политике, обществе и искусстве. В вопросе эмансипации женщин Стриндберг занимал далеко не прогрессивную позицию, феминизм, охвативший Скандинавию, отчасти под воздействием пьесы Ибсена Кукольный дом, весьма озадачивал его. Он продолжал выступать со страстными обличениями шведского общества, опубликовал сборник стихотворений и несколько пьес, в т.ч. Странствия Счастливчика Пера (Lycko-Pers resa, 1882), соединив наивную сказку с социальной сатирой. В 1883 на грани нервного срыва, вызванного переутомлением, материальными и домашними заботами и ответной враждебностью шведского общества, Стриндберг уехал с женой и детьми сначала во Францию, затем в Швейцарию. Семейное счастье шло на убыль, и в 1884 увидел свет первый том Браков (Giftas) - саркастических новелл, обличающих нравы женщин. В 1887, снова находясь за границей, он написал роман Жители острова Хемсе (Hemsborna), не без юмора изображающий жизнь на шхерах. Одновременно он начал цикл жестких, т.н. "натуралистических драм" о вражде между полами. Пьеса Отец (Fadren) была поставлена в Копенгагене в конце 1887, а в 1894 - в парижском "Свободном театре" Антуана. Стриндберг видел в ней греческую трагедию на современный сюжет. Затем появились Фрекен Жюли (Frrken Julie), Кредиторы (Fordringsgare) и проникнутый горечью автобиографический роман Слово безумца в свою защиту (на франц. яз. - Le plaidoyer d'un fou; на швед. - En dres frsvarstal). Фрекен Жюли предвосхищает драму Ибсена Гедда Габлер (1890): это портрет современной неврастенички, не знающей, какую роль - мужскую или женскую - надлежит ей играть в мире, где меняются половые ролевые установки. Сильное влияние на Стриндберга оказали Ф.Ницше, с которым он теперь состоял в переписке, и Золя. В 1891 Стриндберг и Сири фон Эссен расстались; сын и две дочери остались на попечении матери. Бракоразводный процесс ярко описан в небольшой пьесе Узы (Bandet, 1892). Стриндберг проводил много времени в Германии, став в Берлине литературной знаменитостью. Там в 1893 он познакомился с молодой австрийской журналисткой Фридой Уль и женился на ней. Вместе с ней он посетил Англию, где встретился с Дж.Т.Грейном, открывшим тогда в Лондоне "Независимый театр". После возвращения они жили в стесненных обстоятельствах на доходы от имения в Моравии, принадлежавшего родителям матери Фриды. Фрида познакомила его с трудами Сведенборга, и Стриндберг проводил время, ставя химические опыты или погрузившись в изучение философии, ботаники и оккультизма. От Фриды Уль у него была дочь, но этот брак оказался менее продолжительным, чем первый, и таким же несчастливым. Депрессия привела Стриндберга на грань душевного заболевания. Подолгу живя один в Париже в крайней нужде, он предавался изысканиям в области как естественных наук, так и сверхъестественного, включая алхимию. Его здоровье оказалось основательно подорванным. В 1896 он выбрался из этого ада, описанного им в романе с таким же названием (Inferno, 1897), и вернулся в Швецию. Он рассказал о возрождении религиозной веры в глубоко эмоциональной драме о паломничестве Путь в Дамаск (Till Damaskus, 1898). Затем последовал очень плодотворный драматургический период: Преступление преступлению рознь (Brott och brott, 1899), остросюжетная психологическая пьеса, действие которой происходит в Париже; большой исторический цикл, начатый Местером Улофом, - Густав Ваза (Gustav Vasa), Эрик XIV (Erik XIV, 1899) и др.; небольшая пьеса об искуплении Пасха (Psk, 1900). Несмотря на новые веяния в творчестве, в 1901 Стриндберг вернулся к старой теме о муках брака и написал глубокую драму Пляска смерти (Ddsdansen). Не будучи ни трагедией, ни комедией, она передает ощущение абсурдности существования, одновременно и смешного, и суетного. Сразу за ней появились сказочные пьесы Невеста-девственница (Kronbruden) и Лебедь белая (Svanevit), а позже значительное символическое произведение Игра снов (Ett drmspel, 1902). В том же году Стриндберг женился на молодой шведской актрисе Харриет Боссе, которая сыграла роли Дамы в драме Путь в Дамаск и Элеоноры в Пасхе. У них родилась дочь, но брак оказался недолгим и закончился разводом в 1904. Последние годы Стриндберг вел затворническую жизнь в Стокгольме, продолжая необычайно плодотворно работать над очерками и драмами. Из произведений этого периода обращают на себя внимание несколько томов философских размышлений Синяя книга (En ble bok, 1907-1912) и роман Одинокий (Ensam, 1903). Воплотилась мечта его жизни о создании экспериментального театра: в 1907 открылся "Интимный театр", репертуар которого состоял целиком из пьес Стриндберга. Его последней работой для театра стала еще одна драма о паломничестве Большая дорога (Stora landsvgen, 1909), написанная в основном нерифмованным стихом, в которой он подводит итоги своей необычной жизни. Шестидесятитрехлетие писателя рабочие отметили факельным шествием, позже ему вручили крупную сумму денег, собранную рабочими, которая была воспринята как своего рода антинобелевская премия.
Умер Стриндберг в Стокгольме 14 мая 1912.
ЛИТЕРАТУРА
Шарыпкин Д.М. А.Стриндберг и Г.Ибсен в русской литературе. - В кн.: Шарыпкин Д. М. Скандинавская литература в России. М., 1980 Неустроев В.П. Литература скандинавских стран. М., 1980 Ерхов Б.А. Август Стриндберг. Биоблиографический указатель. М., 1981 Стриндберг А. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1986 Стриндберг А. Игра снов: Избранное. М., 1994