Структу́рная лингви́стика -
совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит
понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с чётко выделимыми структурными
элементами (единицами языка, их классами и пр.)
и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам)
формальному описанию языка. Своё название С. л. получила благодаря
особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть
отношений (противопоставлений) между элементами языковой системы
(см. Система языковая, Оппозиции языковые), упорядоченных и
находящихся в иерархической зависимости в пределах определённых
уровней (см. Уровни языка).
Структурное описание языка предполагает такой анализ реального
текста, который позволяет выделить обобщённые инвариантные единицы
(схемы предложений, морфемы, фонемы) и
соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих
правил реализации. Эти правила определяют границы варьирования языковых
единиц в речи, допустимого с точки зрения сохранения ими
самотождественности, т. е. фиксируют набор допустимых синонимических
преобразований единицы языка. В зависимости от уровня анализа правила
реализации формулируются как правила позиционного распределения
конкретных вариантов единицы, например принцип дополнительной
дистрибуции в фонологии и морфологии (см. Дистрибутивный анализ), или как трансформационные
правила в синтаксисе (при трансформационном
анализе), регулирующие переход от инвариантной глубинной структуры предложения к множеству её
реализаций (поверхностное представление). На
базе С. л., с перемещением исследовательских интересов от
статического представления структуры языка к динамическому, развилась
порождающая грамматика (см. Генеративная
лингвистика); идеи структурного анализа языка во многом определили
постановку и решение задач, связанных с машинным переводом (см. Автоматический перевод). Сочетание
С. л. с типологией привело к возникновению структурной типологии,
исследующей общие закономерности строения отдельных фрагментов
языковой системы и языка в целом (см. Типология лингвистическая, Универсалии языковые). С. л. открыла дорогу для
широкого проникновения в языкознание математических методов
исследования (см. Математическая
лингвистика).
С. л. сложилась в 20-30‑х гг. 20 в. как особое направление, отличное
от господствовавшего в конце 19 в. младограмматического
направления (см. Младограмматизм), с
его исключительным вниманием к истории языковых элементов, и отличное
от традиционного описания грамматики, с её
нестрогим понятийным аппаратом и «предвзятостью» в описании языков любых
структур посредством понятий грамматики латыни и
основных европейских языков. С. л. рождалась из поисков более
последовательной системы основных понятий языкознания и из
стремления разработать столь же строгие методы синхронного описания (см.
Синхрония) современных языков, каким
был сравнительно-исторический метод для сравнительно-исторического языкознания. Первая
попытка строгого описания языка была предпринята ещё древнеиндийским
учёным Панини (см. Индийская
языковедческая традиция), в средние века это нашло выражение в
построении всеобщей рациональной грамматики (см. Универсальные грамматики) и в
философско-лингвистических опытах Р. Декарта и Г. В. Лейбница. На
возникновение С. л. значительное влияние оказали труды И. А. Бодуэна
де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, О. Есперсена, Э. Сепира, Л. Блумфилда и
особенно Ф. де Соссюра (см. Женевская
школа), деятельность Московского
лингвистического кружка (созданного 1915), в котором формировались
взгляды одного из создателей и ведущих теоретиков С. л. -
Р. О. Якобсона. Заметную роль в формировании С. л. сыграла русская
формальная школа в литературоведении, в частности ОПОЯЗ (работы Е. Д. Поливанова, Л. П. Якубинского,
Ю. Н. Тынянова, Б. М. Эйхенбаума, С. И. Бернштейна), а также труды
В. Я. Проппа, Б. В. Томашевского, О. М. Брика. В 20-40‑х гг. сложились
школы С. л., сыгравшие существенную роль в разработке её концепций и
методов: пражская (см. Пражская
лингвистическая школа), копенгагенская (см. Глоссематика), американская (см. Дескриптивная лингвистика), лондонская школа; в СССР в русле идей С. л.
развивались концепции ленинградской
фонологической школы и московской
фонологической школы, представители которых (особенно
последней) разрабатывали не только проблемы фонологии, но и
грамматики и общей теории языка. Эти школы, однако, не исчерпывают всего
разнообразия концепций, разработанных в рамках С. л. Многие учёные, не
принадлежа к определённой школе, внесли важный вклад в развитие теории
С. л.: А. Мартине (разработка теории языка в аспекте «система -
функция», создание функциональной лингвистики,
применение системно-структурного анализа в диахронической фонологии), Э. Бенвенист (проблемы
языкового знака, грамматической структуры языка), Л. Теньер (разработка
структурного синтаксиса), А. В. де Гроот (проблема грамматических единиц, структурная грамматика),
Е. Курилович (теория знака, теория грамматической структуры, создание
структурной диахронической морфологии) и другие. В СССР различные
аспекты С. л. развивали А. А. Реформатский (знаковая
теория языка, методы С. л., фонология), И. И. Ревзин (общая теория
моделирования, фонология, грамматика),
А. А. Холодович (общая и грамматическая теория), Ю. К. Лекомцев
(фонология, грамматика, теория метаязыка),
Т. П. Ломтев (общая теория, фонология); обсуждение теоретических
вопросов С. л. и практическое применение структурных методов
содержатся в трудах Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, Т. В. Булыгиной
(Шмелёвой), В. Г. Гака, А. А. Зализняка, В. А. Звегинцева,
Вяч. В. Иванова, Г. А. Климова, Ю. С. Мартемьянова, И. А. Мельчука,
Т. М. Николаевой, В. М. Солнцева, Ю. С. Степанова, В. Ю. Розенцвейга,
В. Н. Топорова, Б. А. Успенского и других.
В развитии С. л. имеется несколько этапов. Первый этап (примерно до
50‑х гг.) характеризовался повышенным, а в некоторых случаях
исключительным вниманием к структуре плана выражения как более
доступной строгому описанию, что приводило к забвению содержательной
стороны, преувеличению роли отношений между элементами системы и
игнорированию самих элементов как языковых сущностей. С. л.
критиковалась также за слишком статичное и «правильное»
представление системы языка, игнорирование социальных и
психологических факторов функционирования и вариативности языка.
С 50‑х гг. начинается второй этап развития С. л., для которого
характерен поворот к изучению плана содержания и к динамическим моделям
языка (в частности, развивается трансформационный анализ в
грамматике; см. Трансформационный
метод). Методы и приёмы анализа, разработанные первоначально в
фонологии, переносятся в грамматику и семантику (см. Компонентного анализа метод). Принципы и методы
С. л. начинают применяться в сравнительно-историческом языкознании
(в работах Якобсона, Мартине, Куриловича, У. Ф. Лемана, Э. А. Макаева,
Т. В. Гамкрелидзе, Иванова, В. К. Журавлёва, В. В. Мартынова,
В. А. Дыбо, В. Мажюлиса и других). Вместе с тем расширение фронта
исследований и одновременное применение наряду со структурными
методами также иных приёмов и методов исследования привело к тому, что
С. л., углубив наши представления об устройстве языка, разработав
аппарат строгого описания его системы, «растворилась» в новых
направлениях, вызванных к жизни новыми теоретическими поисками.
С 70‑х гг. С. л. перестаёт существовать как обособленное направление,
противостоящее «традиционному» языкознанию; разработанные С. л.
методы исследования наряду с другими применяются и в других
лингвистических дисциплинах (психолингвистике,
социолингвистике и др.). С. л. повлияла на
развитие структурных методов исследования в других гуманитарных науках -
литературоведении, искусствознании, этнологии, истории, социологии,
психологии. Именно на почве этих наук сформировался структурализм как
философско-методологическая основа
конкретно-научных гуманитарных исследований (известный также как
«французский структурализм», так как его создание и развитие
связывается с именами К. Леви-Строса, Р. Барта, М. П. Фуко, Ж. де
Лакана); структурализм испытал влияние различных буржуазных философий
(неокантианства, феноменологии Э. Гуссерля, логического позитивизма).
Структурализм в этом смысле следует отличать от С. л. как особого
этапа в развитии лингвистической мысли, связанного с переходом от
эмпирического «атомистического» описания фактов языка к их системному
осмыслению. Основу этого перехода составило использование структурного
анализа, моделирования, формализации лингвистических процедур. К тому
времени, когда идеи структурализма в гуманитарных науках усиленно
разрабатывались (начало 70‑х гг.), чёткие контуры лингвистического
структурализма как особой системы научных воззрений на язык оказались
уже размытыми, основные понятия и принципы С. л. стали составной частью
общей теории языка.
Основные направления структурализма, М., 1964;
Новое в лингвистике, пер. с англ., в. 1-4, М., 1960-65;
Апресян Ю. Д., Идеи и методы современной структурной
лингвистики. (Краткий очерк), М., 1966;
Засорина Л. Н., Введение в структурную лингвистику, М.,
1974;
Структурализм: «за» и «против», М., 1975;
Автономова Н. С., Философские проблемы структурного анализа
в гуманитарных науках, М., 1977;
Ревзин И. И., Современная структурная лингвистика, М.,
1977;
Jacobson R., Retrospect, в его кн.:
Selected writings, v. 2, The Hague - P., 1971,
p. 711-722;
Lepschy G. C., A survey of structural
linguistics, L., 1972;
Harris Z. S., Structural linguistics, Chi. - L.,
1986.
В. А. Виноградов.