Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

универсалии

Толковый словарь

мн.

Структурные характеристики, присущие всем языкам мира и отражающие закономерности строения языковой системы как таковой (в лингвистике).

Толковый словарь Ожегова

УНИВЕРСА́ЛИИ, -ий, ед. -алия, -и, жен. (спец.). Совокупность понятий, общих для всех или многих языков, но по-разному в них выражающихся. Универсалия залоговых отношений в языках разного строя.

Энциклопедический словарь

Универса́лии (от лат. universalis - общий), общие понятия. Онтологический статус универсалий - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях X-XIV вв.): существуют ли универсалии «до вещей» как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

* * *

УНИВЕРСАЛИИ - УНИВЕРСА́ЛИИ (от лат. universalis - общий), общие понятия. Онтологический статус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

Большой энциклопедический словарь

УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis - общий) - общие понятия. Онтологический статус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии "до вещей", как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), "в вещах" (аристотелизм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

Гуманитарный словарь

УНИВЕРСА́ЛИИ (языковые) - закономерности, присущие всем яз. мира и человеч. яз. вообще. Хорошо известны мн. т. н. тривиальные У. типа: 1) все яз. являются звуковыми; 2) все яз. членораздельны: любое высказывание обычно состоит из эл-тов, к-рые в раз л. комбинациях повторяются в др. высказываниях; 3) все яз. обладают системой правил, в соответствии с к-рыми осуществляется построение высказываний.

Хотя эти У. эмпирически не проверены, поскольку до сих пор описаны далеко не все яз., у нас есть основания считать их действительными для всех яз. Зная, как устроен речевой аппарат, мы можем, напр., утверждать, что во всех яз. представлены согл. и глас. наши представления об общих закономерностях человеч. мышления дают нам право утверждать, что во всех яз. есть указательные местоимения и т. д.

Известно неск. классификаций У. Наиб. существенно разграничение на элементарные и импликативные У. Элементарными являются У. вида: "во всех яз. есть X" - напр., "во всех яз. выражены отношения между субъектом и предикатом". Импликативными наз. У. вида: "если в яз. есть X, то в нем есть и Y" - напр., "если в яз. есть сочетание согласных "плавный + носовой", то в нем существует и сочетание согласных "плавный + шумный"". Элементарные У. составляют ядро язык, системы, импликативные - фиксируют иерархически упорядоч. отношения между эл-ми язык, системы.

Принято также различать абсолютные (полные) и статистич. (неполные) У. Абсолютные У. - это всего лишь др. термин для обычных У. Статистич. У. наз. высказывания вида: "для абсолютного большинства яз. имеет место X" - напр., "в абсолютном большинстве яз. есть не менее двух гласных: исключение аранта, абазинский, праиндоевропейский".

Различают и противопоставляют синхронич. (ахронич.) У., формулирующие закономерности язык. систем, и диахронич. У., выражающие закономерности язык. изменений. Примером диахронич. У. может служить утверждение: "во всех яз., где у глагола есть категория времени, позже других появляется форма будущего времени".

По источнику данных, на основе к-рых формулируются У., различаются дедуктивные и индуктивные У. Первые вытекают из исходных теоретич. допущений и потому обязательны для всех яз. Вторые устанавливаются эмпирически, но принципиально не доказуемы.

Знакомство с язык. У. наглядно показывает одни и те же принципы, и все они строятся по одному чертежу.

Лит.: Успенский Б. А. Структурная типология языков. М., 1965; Новое в лингвистике. М., 1970. Вып. 5.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

УНИВЕРСАЛИИ (от латинского universalis - общий, всеобщий), общие понятия. Онтологический статус универсалий - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях 10 - 14 вв.): существуют ли универсалии "до вещей" как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), "в вещах" (аристотелизм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

Евразийская мудрость от А до Я.

УНИВЕРСАЛИИ

(множ. число от универсалия): общие идеи или термины, наличествующие в любом знании. «Спор об универсалиях», оживлявший собой средневековую философию, касался природы общих идей: являются ли они простыми абстракциями, которым не соответствует никакая реальностьноминализм» Росцелина), или же они, наоборот, обладают реальным существованием, предваряющим собой и структурирующим любое познание вещей («реализм» Скотта). Синтезом этих двух точек зрения, соответствующих сегодняшним понятиям эмпиризма и рационализма, стал концептуализм (Абеляр), согласно которому общие идеи существуют в уме до процесса познания, но проявляются лишь при «случае»» конкретного познания: по сути своей, сначала это учение было изложено Аристотелем (во «Второй Аналитике»), а позднее - подхвачено Кантом.

Словарь народов и культуры

Универсалии

(universals), общие понятия, к-рые используются в философии для объяснения того, как мы можем мыслить или выражать наиб, общие понятия, говоря, напр., что белки имеют рыжий цвет, а не опред. объект имеет данный цвет, а также устанавливать, соответствует или не соответствует данная конкретная реальность понятию. Так, напр., словом белка выражается понятие белка, и тот, кто знает его содержание, представляет себе совершенно опред. животное. Когда мы формулируем понятие, то обретаем знание об У. Первой и наиб, знаменитой теорией У. было учение об идеях Платона. Философы и сейчас спорят о том, существуют ли У. независимо от объектов, к-рые являются их частными проявлениями, или же они порождены мышлением (номинализм).

Лингвистика

Универса́лии

(от лат. universalis - общий, всеобщий)

языковые - свойства, присущие всем языкам или большинству из них. Теория языковых

универсалий рассматривает и определяет: 1) общие свойства всех

человеческих языков в отличие от языков животных. Например, в

человеческом языке канал для любой языковой коммуникации является вокально-слуховым: на языке

человека возможно легко порождать и легко воспринимать новые создаваемые

сообщения; в языке человека непрерывно возникает новая идиоматика и

т. д. 2) Совокупность содержательных категорий, теми или иными

средствами выражающихся в каждом языке. Например, во всех языках

выражены отношения между субъектом и предикатом, категории посессивности, оценки, определённости​/​неопределённости,

множественности, все языки знают членение на тему и рему.

3) Общие свойства самих языковых структур, относящиеся ко всем языковым

уровням. Например, во всяком языке не может существовать менее десяти и

более восьмидесяти фонем; если в языке

существует сочетание согласных вида «плавный +

носовой», то существует сочетание вида «плавный + шумный»; если есть

противопоставление согласных по твёрдости - мягкости, то нет

политонии гласных: во всяком языке есть

противопоставление компактных - диффузных гласных; отношение

количества гласных к количеству согласных в звуковой цепи не может быть

больше двух; если в языке слово всегда односложно, то оно одноморфемно и в языке существует музыкальное ударение; если существует флексия, то есть и деривационный элемент; если выражено множественное

число, то есть ненулевой морф, его выражающий; если существует падеж с только нулевым алломорфом, то для всякого

такого падежа существует значение субъекта при непереходном глаголе; если

субъект в языке стоит перед глаголом и объект стоит перед глаголом, то в

языке есть падеж; если субъект стоит после глагола и объект стоит после

субъекта, то прилагательное помещается после

имени; если в языке существует предлог и не

существует послелог, то существительное в родительном падеже помещается

после существительного в именительном падеже; если в языке

существует послелог и не существует предлог, то существительное в

родительном падеже стоит перед существительным в именительном

падеже, и т. д. Известны и универсалии, относящиеся ко всем языковым

уровням: для всякого противопоставления

маркированный член имеет более редкую встречаемость, чем не

маркированный (см. также Семантика, Семиотика). Известны универсалии

лексико-семантического плана, например: ‘тяжёлый по весу’ приобретает

значение ‘трудный’; ‘горький по вкусу’ - значение ‘горестный, скорбный’;

‘сладкий по вкусу’ - ‘приятный’; ‘пустой, полый’ -

‘бессодержательный, несерьёзный’; ‘большой по размеру’ - ‘важный’ и

т. д.

Существует несколько классификаций универсалий, строящихся на разных

основаниях. Так, различают следующие универсалии: 1) дедуктивные

(т. е. обязательные для всех языков) и индуктивные (явление имеет место

во всех известных языках); 2) абсолютные (полные) и статистические

(неполные). К последним примыкают и так называемые фреквенталии,

воплощающиеся в частотные явления, встречающиеся во многих

языках; 3) простые (утверждающие наличие или отсутствие некоторого

явления) и сложные (утверждающие определённую зависимость между разными

явлениями); 4) синхронические и диахронические.

Теория диахронических универсалий активно развивается с 70‑х гг.

20 в. Признание универсалий в диахронии (например, утверждение, что

самое позднее глагольное время в языке - это

Futurum) предполагает принятие идеи

однонаправленности языкового развития. Концепции этого рода

высказывались в советском языкознании 30‑х гг. 20 в. (работы

И. И. Мещанинова, В. И. Абаева, С. Д. Кацнельсона и других). Идея

диахронических универсалий опирается также на гипотезу о системной

близости языков архаической структуры и на позднейшую вариативность

новых языков. Идея однонаправленности языковой эволюции не предполагает

оценки языков, необходима исследовательская работа по изучению

компенсаторных и функционально синонимических

явлений в языках нового времени. К более частным диахроническим

универсалиям относятся: закон о формировании местоимений вначале указательных, личных и

вопросительных, а лишь впоследствии - возвратных, притяжательных,

неопределённых и отрицательных; положение о

возникновении местоименных слов из

первичных диффузных по функции коммуникативных элементов. Поиск

диахронических универсалий связывается с

коммуникативно-дискурсивными установками общения, т. е. в теорию

универсалий вводится человек с его эволюционизирующими

стандартами общения (Т. Гивон, Ч. Н. Ли, А. Тимберлейк и другие).

Таким образом объясняется и утверждается разное по времени изменение

структур с одушевлёнными и неодушевлёнными

актантами, разные этапы появления глагольных

времён (аорист часто предшествует перфекту), позднейшее возникновение

грамматического субъекта из первоначальной темы (тематического

элемента, топика) и др. Диахронические универсалии связываются с

изменением «картины мира» носителей языка: так, в древнейших текстах

обычно повторяется один топик (см. Диахроническая типология), появление

многообразных топиков ведёт к возникновению инициальной анафоры, а последняя - к возникновению порядка слов типа SVO (SOV), а не только VOS

(VSO).

Знание диахронических универсалий проливает свет и на данные

синхронной типологии, позволяя прогнозировать исчезновение одних явлений

и возникновение других. Теория диахронических универсалий является

существенной опорой для реконструкции прежних

состояний одного языка и для сравнительно-исторического языкознания. При

реконструкции некоторого праязыкового состояния существенно «вычесть»

из данных архаичного языка знание универсалий древних структур, с одной

стороны; с другой стороны, знание диахронических универсалий даёт

возможность верифицировать реконструируемые состояния (особенно это

относится к реконструкции синтаксических

явлений по данным современных, даже близких, языков). Диахронические

универсалии существенны и для этимологии:

например, вряд ли возможно, чтобы первичные коммуникативные односложные

частицы восходили к «застывшим» местоименным словоформам.

Таким образом, верификация через универсалии, как синхронические, так

и диахронические (как первичный этап лингвистического анализа),

связана с задачами ареальной лингвистики, типологии и исторической реконструкции. Только при

негативной проверке на статус универсалии у анализируемого

лингвистического явления можно говорить об ареальном схождении,

генетической близости, заимствовании.

Существенна верификация через универсалии и для фактов, например, экспериментальной фонетики: нередко исследователь, проделавший

большую работу, объявляет специфически языковым факт универсальный.

Утверждения о наличии универсалий восходят к античным грамматикам; в средние века (13 в.)

возникает термин grammatica universalis: с

появлением грамматики Пор-Рояля (см. Универсальные грамматики) это понятие обретает

лингвистическую основу. Объектом современной лингвистики языковые

универсалии становятся с начала 60‑х гг. 20 в. (главным образом в СССР и

США). Накопление материала по различным языковым универсалиям в

60-70‑е гг. было стимулировано успехами структурно-системного описания

языков, в особенности фонологии, а также

расширением границ структурной типологии, знакомством с языками Африки, Юго-Восточной Азии и Океании.

Теория универсалий проделала эволюцию от поисков поверхностных и

затем импликативных универсалий, главным образом в синхронии, к

поискам диахронических универсалий и к широкому типологическому

сопоставлению способов реализации одной и той же содержательной

универсалии (последнее характерно для европейской лингвистики).

В 80‑е гг. наблюдается обращение исследователей к универсалиям

текста и порядку компонентов в синтаксических структурах. Эти

универсалии находят объяснение в «картине мира», понимаемой через язык

(новое семантическое направление, возникшее из анализа «глубинных структур» семантики).

Актуальным для современной теории универсалий является установка на

интерпретацию универсалий. Например, выдвижение к началу высказывания важных по смыслу элементов

интерпретируется через большую звучность (и большую

воспринимаемость) начальной позиции высказывания, подъём интонации в конце общего вопроса объясняется

сжатостью голосовых связок говорящего, внутренне не закончившего

коммуникацию, понижение тона в конце повествовательного высказывания -

релаксацией связок. Выход за пределы внутрисистемной интерпретации

влечёт за собой новые возможности объяснения действия универсалий:

социальные причины, кодификация, появление письменности и пр.

Интерпретация и верификация накопленных универсалий может облегчить

поиск новых универсалий, сделав его не только эмпирическим, но и

априорным.

Успенский Б. А., Структурная типология языков. М.,

1965;

Языковые универсалии и лингвистическая типология, М., 1969;

НЛ, Языковые универсалии, в. 5, М., 1970;

Универсалии и их место в типологических исследованиях. Тезисы

докладов, М., 1971;

Кацнельсон С. Д., Типология языка и речевое мышление, Л.,

1972;

Универсалии и типологические исследования, М., 1974;

Мещанинов И. И., Проблемы развития языка, Л., 1975;

Принципы описания языков мира, М., 1976;

Категории бытия и обладания в языке, М., 1977;

Категория определённости - неопределённости в славянских и

балканских языках, М., 1979;

Universals of language, 2 ed., Camb. (Mass.) - L.,

[1966];

Greenberg J. H., Language universals, The Hague -

P., 1966;

Donzé R., La grammaire générale et raisonnée de

Port-Royal, Berne, [1967];

Universals in linguistic theory, N. Y. - [a. o.],

[1968];

Comrie B., Language universals and linguistic

typology. Syntax and morphology, Oxf., 1981;

Apprehension, pt 1-2, Tübingen, 1982 (Language universals

series, ed. by H. Seiler, v. 1);

Lehmann Ch., Der Relativsatz, Tübingen,

1984 (Language universals series, ed. by

H. Seiler, v. 3);

Explanations for language universals, B. - [u. a.],

1984.

Т. М. Николаева.

Лингвистические термины

универсалии ( < лат. universalis общий)

Общие понятия; в лингвистике: У. языковые - общие для всех языков свойства, напр. во всех языках существует категория отрицания.

Методические термины

УНИВЕРСА́ЛИИ (от лат. universalis - общий).

Явления, фиксируемые во всех языках; существование У. способствует пониманию законов языка и переносу навыков из одного языка в другой.

Словарь иностранных слов

УНИВЕРСАЛИИ [< лат. universalis - всеобщий] - 1) филос. общие места, общие предметы, предметы понятийных знаний, имеющие только свойства, общие данному классу предметов и имеющие существование, не зависимое от конкретных вещей (напр. «дом вообще» наряду с «конкретным домом»); на основании отношения к этой концепции философы делились в схоластической философии на номиналистов и реалистов; 2) лингв. лингвистические у. - языковые явления (свойства, характеристики), обнаруживаемые во всех языках (напр., наличие в любом языке фонем, личных местоимений, фразеологизмов и др.).

Полезные сервисы

универсалии графические

Грамматологический словарь

Универсалии графические - свойства, присущие большинству письменных систем. Некоторые из них:

а. В процессе любого письма задействованы два предмета (См. Атрибуты письма): «то, чем пишут» (эргограф) и «то, на чем пишут» (басанограф). Знаки письма наносятся режущим или красящим предметом (ножом, пером, кистью) на ровную материальную поверхность (камень, дерево, лист, ткань, бумагу, кожу). Исключение из этого правила - огам, знаки которого наносились на грани камня и узелковое письмо кипу, которое является взаимодействием не двух атрибутов письма, а лишь одного (нити).

б. Существует три основных вида образования слов на письме: при помощи рисунка, слоговых и буквенных знаков (См. Система письма). Причем, история знает примеры, когда одинаковые виды словообразования у разных народов возникали независимо друг от друга. (Китайские и египетские пиктограммы, силлабограммы индейцев чероки и эфиопов, буквенно-фонетическое письмо корейцев и греков).

в. Развитие письма исторически должно проходить 3 основные стадии (пиктографическую, слоговую и фонетическую). См. Стадиальности теория. Финикийское письмо проходило 3 вышеуказанные стадии тысячелетия, письменность же разработанная африканцем Нджойей прошла эти стадии за несколько лет.

г. Существует 4 основных направлений строк письма (См. Направление строк письма, Векторная грамматология, Анизотропия графическая) : причем на ранних этапах существования» письма», его направление не было четко закреплено (См. Афазия графическая, Бустрофедон).

д. Универсалии графические тесно связаны с универсалиями лингвистическими (См. Язык и письмо), которые отражают отношение между согласными и гласными (способы слогостроения). Так, в любом языке число фонем (а значит и графем в алфавитах) ограничено т.е. примерно не менее 10 и не более 80 (в искусственном языке Альптэ всего пять букв). Количество графем указывает на систему письма - около 80 - фонетическая система, ок. 300 - слоговая, свыше 300 - иероглифическая). За гласным «а» признается особая роль. (См. Присущий гласный).

е. Все знаки любого алфавита составлены из ограниченного числа элементов (См. Простейшие знаки, Элементы графем). Чем меньше таких элементов, тем выше монотонность письма - однообразие письменных знаков создает стиль письма. Очень редко, когда буквы алфавита состоят из одинакового количества элементов (как например, коды).

ж. В любом монотонном ряду алфавитных знаков найдется, как минимум, один знак (т.н. Контрастёр), резко отличающийся по форме от других.

з. Любая эстетически продвинутая письменная система стремится к выработке матрики - наиболее встречаемого элемента графем, как правило, горизонтальной черты.

В настоящее время вопросы о графических универсалиях окончательно не решены.

Полезные сервисы

универсалии языковые

Энциклопедический словарь

Универса́лии языковы́е - явления и свойства, характерные для всех или большинства языков мира (например, каждый язык имеет личные местоимения 1-3-го лица).

* * *

УНИВЕРСАЛИИ ЯЗЫКОВЫЕ - УНИВЕРСА́ЛИИ ЯЗЫКОВЫ́Е, явления и свойства, характерные для всех или большинства языков мира (напр., каждый язык имеет личные местоимения 1-3-го лица).

Большой энциклопедический словарь

УНИВЕРСАЛИИ ЯЗЫКОВЫЕ - явления и свойства, характерные для всех или большинства языков мира (напр., каждый язык имеет личные местоимения 1-3-го лица).

Полезные сервисы