I ж.
Средневековая философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
II ж.
Бесплодное умствование.
I ж.
Средневековая философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
II ж.
Бесплодное умствование.
СХОЛА́СТИКА, схоластики, мн. нет, жен. (греч. scholastike от schole-школа).
1. Общее название средневековой идеалистической философии, строившей философскую систему не на анализе действительности, а на догматах церкви (филос., ист.).
2. Знание, оторванное от жизни и практики, основывающееся на формальных рассуждениях без проверки их на опыте, бесплодное умствование, начетничество, буквоедство (книжн.).
СХОЛА́СТИКА, -и, жен.
1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви.
2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.
| прил. схоластический, -ая, -ое.
СХОЛАСТИКА - жен., греч. философия внешности, основанная на логике или на диалектике; вообще, школярство, школярное направленье, сухое, тупое, безжизненое. -тик, человек -тического духа; педанту, сухой школяр.
Схоластика
-и, только ед., ж.
1) Направление средневековой философии, занимавшееся теоретическим обоснованием религиозных догматов с помощью умозрительных, формально-логических аргументов.
Относить науку и религию к двум совершенно различным областям, и притом делать это искренне без задней мысли - значит возвращаться к схоластике, к эпохе, предшествующей Абеляру, т. е. совершать анахронизм на девять столетий, ни более ни менее (Чаадаев).
2) Формальное знание, оторванное от жизни и практики; бесплодное умствование.
Родственные слова:
схола́стик, схоластици́зм, схоласти́ческий (схоластические споры), схоласти́чный (схоластичные споры), неосхола́стика
Этимология:
От латинского scholasticus (← греч. scholastikos ‘школьный’, ‘ученый’ ← scholē ‘школа’). В русском языке - с середины XIX в.
Энциклопедический комментарий:
Схоластика получила наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в Средние века. Истоки ее восходят к позднеантичной философии. Ранняя схоластика (XI-XII вв.) сложилась в условиях подъема феодальной цивилизации и папской власти. Поздняя схоластика (XIII-XIV вв.) испытала воздействие обострившихся идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Возрождение оттеснило схоластику на периферию умственной жизни. Частичное оживление традиций схоластики произошло в т. н. второй схоластике (XVI-XVII вв.), развивавшейся в период Контрреформации, главным образом в Испании. Просвещение нанесло второй схоластике решающей удар. В конце XIX-XX вв. традиции схоластики возрождаются в неотомизме.
СХОЛА́СТИКА -и; ж. [от греч. scholastikos - учёный]
1. Господствующее направление средневековой философии, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов. Ранняя средневековая с.
2. Формальное знание, оторванное от жизни и практики, бесплодное умствование. Ваши рассуждения - с. чистейшей воды!
* * *
схола́стика (от греч. scholastikós - школьный, учёный), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. Ранняя схоластика (XI-XII вв.) находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (XII-XIII вв.) - христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), её главный центр - Парижский университет, основной жанр - «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (XIII-XIV вв.) - Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (так называемая вторая схоластика, XVI-XVII вв., Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения. См. также Неосхоластика. В переносном смысле - оторванное от жизни умствование.
* * *
СХОЛАСТИКА - СХОЛА́СТИКА (от греч. scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (см. РЕАЛИЗМ (в философии)) (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (см. НОМИНАЛИЗМ) (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр (см. АБЕЛЯР Пьер)). Зрелая схоластика (12-13 вв.) - христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (см. АВЕРРОИЗМ) (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр Парижский университет, основной жанр - «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (13-14 вв.) - Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ) связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (т. н. вторая схоластика, 16-17 вв. - Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения. См. также Неосхоластика (см. НЕОСХОЛАСТИКА) .
СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos - школьный - ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (12-13 вв.) - христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр Парижский университет, основной жанр - "сумма", энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (13-14 вв.) - Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (т. н. вторая схоластика, 16-17 вв. - Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения. См. также Неосхоластика. В переносном смысле - оторванное от жизни умствование.
-и, ж.
1. Господствующее направление средневековой философии, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов.
2. Формальное знание, оторванное от жизни и практики, бесплодное умствование.
До прошлого года я так же, как вы, нарочно старался отуманивать свои глаза вашею этою схоластикой, чтобы не видеть настоящей жизни. Чехов, Дядя Ваня.
[От греч. σχολαστικός - ученый]
Термин "схоластика" этимологически связан с заимствованным из греческого языка словом schola (школа). В образовательных центрах эпохи раннего христианства схоластами называли учителей учрежденных церковью школ, поэтому термином "схоластика" стали со временем обозначать целый комплекс явлений, характеризовавших интеллектуальную жизнь главным образом Римско-католической церкви на протяжении нескольких веков. Эпоху схоластики можно разделить на несколько периодов.
Пять периодов схоластики. Первый из этих периодов - еще не схоластика в строгом смысле слова, а скорее эпоха приготовления путей для ее расцвета. Он начинается в 9 в. с Иоанна Скота Эриугены (ок. 810-878) и завершается в конце 12 в. деятельностью таких выдающихся богословов, как Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Жильбер Порретанский (1076-1154) и другие представители Шартрской школы, Гуго Сен-Викторский (1096-1141) и другие богословы школы при Сен-Викторском аббатстве, Петр Абеляр (1079-1142), Бернар Клервоский (1091-1153), Петр Ломбардский (ок. 1100-1160) и многие другие. Зароненные ими семена способствовали возбуждению интеллектуальных интересов во всех классах общества и привели к резкому увеличению числа учащихся (а значит, и школ при соборах и аббатствах), а впоследствии к возникновению многочисленных университетов 13 в. Второй период, охватывающий 13 в., называют "золотым веком схоластики". Это была эпоха таких выдающихся мыслителей, как Альберт Великий (1206-1280), Бонавентура (1221-1274) и Фома Аквинский (1224-1274). Затем наступил период упадка интеллектуальной активности, продлившийся до эпохи Возрождения, открывающей новый, четвертый период. Выдающимися мыслителями этой эпохи были Фома Каетан (1469-1534), Франциск Сильвестр из Феррары (ум. 1526), Франческо де Виториа (ум. 1546), Доминго Баньес (умер в 1604), Луис Молина (умер в 1600), Роберто Беллармино (1542-1621), Франсиско де Суарес (1548-1617) и др. Впоследствии влияние Декарта (1596-1650) и других философов Нового времени привело к сужению круга схоластических мыслителей и утраты ими своего былого авторитета, однако во второй половине 19 в. схоластика вступила в пору нового расцвета, которая длится до сегодняшнего дня. Этот последний период принято называть неосхоластикой. Первоначальный импульс к развитию неосхоластики дали энциклика Aeterni Patris (1879) папы Льва XIII, содержавшая призыв вернуться к подлинному учению средневековой схоластики (прежде всего к учению Фомы Аквинского), а также ряд более поздних энциклик.
Внутреннее многообразие схоластики. Что представляет собой схоластика? Ответить на этот вопрос тем более трудно, что сам этот термин прилагался к весьма широкому кругу мыслителей, не только отделенных друг от друга веками, но и различавшихся по своим взглядам. Хотя все они были согласны между собой относительно вопросов вероучения, ясно выраженных в божественном Откровении и официально утвержденных Римско-католической церковью, однако в рамках этого вероучения каждый схоласт развивал и интерпретировал эти истины в свете своих собственных философских представлений и опираясь на свои собственные идеи. Во всем, что оставалось за гранью принятого церковью вероучения, можно обнаружить глубочайшие и зачастую непримиримые различия в подходах и позициях. Так, например, в 13 в. многие идеи, выдвинутые Фомой Аквинским, радикальным образом отличались от идей, которые отстаивал учитель Фомы, Альберт Великий, или другой выдающийся теолог той же эпохи - Бонавентура. В следующем веке теологи, называвшие себя томистами, вели ожесточенные споры и с последователями Дунса Скота (ок. 1275-1308), и со сторонниками Уильяма Оккама (ок. 1285-1349), которые, в свою очередь, часто не соглашались друг с другом. В 20 в. мы обнаруживаем столь же широкое многообразие взглядов. Помимо скотистов, оккамистов и суаристов, здесь существуют еще томисты, называющие себя эссенциалистами, и томисты, называющие себя подлинными экзистенциалистами (отличая себя от "радикальных" экзистенциалистов, Ж.П.Сартра и другие философов). Таким образом, под схоластикой следует понимать не столько общность учений, сколько единую духовную среду, в которой различные схоласты развивали свои учения.
Золотой век схоластики. Что же это была за среда? Быть может, ответить на этот вопрос будет легче всего, если мы обратимся к "золотому веку" схоластики. В эту эпоху духовная атмосфера характеризовалась, во-первых, безусловным приоритетом веры над разумом и, во-вторых, существованием специфических и тщательно разработанных методов обучения "школяров".
Приоритет веры. Чтобы понять, откуда взялась идея превосходства веры над разумом, достаточно вспомнить о том, что средневековые университеты по своему происхождению непосредственно связаны с соборными и монастырскими школами. Сложнее представить себе, что означало признание этого приоритета на практике и к каким последствиям оно приводило. Прежде всего, медицина и право (как каноническое, так и гражданское), будучи университетскими дисциплинами, оказывались всецело подчинены церковному контролю. Еще важнее, что под контролем находился и факультет "свободных наук" (т.е. философии). Иногда этот контроль выражался в осуждении местными епископами, следовавшими советам (порою граничившим с подстрекательством) представителей теологических факультетов, тех философских выводов, которые противоречили истинам веры. Примером тому может служить осуждение в 1270 тринадцати философских тезисов, в том числе следующих: "Что человеческая воля изъявляет себя и осуществляет выбор по необходимости... Что мир вечен... Что душа повреждается, когда повреждается тело... Что Бог не обладает знанием частных и особенных вещей... Что человеческие поступки не направляются божественным Провидением". Особенно большое значение имело то, как сами теологи использовали философию. В центре их внимания находились сообщенные в божественном Откровении истины, которые надлежало не только защищать от еретических толкований, но также разъяснять, развивать и интерпретировать надлежащим образом. Чтобы осуществить эти задачи, теологам обычно приходилось опираться на идеи мыслителей предшествующих эпох, в том числе и философами. В результате они не только приходили к более глубокому пониманию отдельных богословских положений, но и развивали собственно философские концепции. Например, поскольку теологи в связи с тринитарным и христологическим учением разрабатывали понятия "Лица" и "природы", в их трудах можно обнаружить более глубокое проникновение в философию "личности" и "природы", чем в сочинениях философов, не искушенных в решении богословских проблем. Точно так же, поскольку они были заняты выяснением смысла понятия "бытия" применительно к Богу и его творениям, в их трактатах мы обнаруживаем различные варианты метафизики бытия, использующей достижения предшествующей философской традиции, но при этом далеко превосходящей то, что было сделано более ранними философами. Именно теологи 13 в. внесли существенный и весьма ощутимый вклад в развитие метафизики, психологии, теории познания и других философских дисциплин. Сложившееся в схоластике отношение к теологии привело к очень важным последствиям, выразившимся в своего рода "двойственности подходов", характеризующей самую атмосферу интеллектуальной жизни в "золотой век" схоластики. Теологи видели свою задачу в защите, развитии и истолковании истин, утверждаемых верой. Одним из средств, обеспечивающих осуществление этой задачи, явилось тщательное изучение ими трудов своих предшественников. Естественно, это были в первую очередь сочинения христианских авторов - Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и других греческих, а также латинских отцов церкви: Августина, Илария Пиктавийского, Боэция, Беды Досточтимого, Исидора Севильского и других. Однако они с жадностью читали и (там, где это было возможно) использовали все доступные им сочинения Платона, Аристотеля, Прокла и других философов, равно как и сочинения арабских (аль-Фараби, аль-Газали, Авиценны, Аверроэса) и еврейских (ибн-Гебироля, Моисея Маймонида) средневековых авторов.
"Школьная" методология. Помимо признания превосходства веры над разумом, атмосфера схоластической мысли характеризовалась также использованием специфических методов, подчиненных задачам "школьного" обучения. Главным и наиболее примечательным из этих методов был метод дискуссии (т.е. метод "вопросов" и "ответов", предполагавший рассмотрение каждой темы в форме: "Здесь возникает вопрос..."), почти в обязательном порядке использовавшийся всеми схоластами. Подобный подход был направлен прежде всего на то, чтобы приходить к окончательному заключению относительно рассматриваемого предмета или проблемы лишь после того, как будут взвешены и оценены все возможные ответы на поставленный вопрос. Однако цель этого метода состояла не только в том, чтобы прийти к правильному заключению, но и в том, чтобы приучить ученых думать, оценивать утверждения и приходить к разумным и обоснованным выводам. Этот метод был одинаково эффективен и тогда, когда подобному дискуссионному рассмотрению подвергались фундаментальные и общепризнанные учения, и тогда, когда он применялся для исследования новых и спорных положений. Именно он определил жанровое своеобразие большинства схоластических сочинений, выходивших из стен средневековых университетов. Например, Quaestiones disputatae (Спорные вопросы) представляли собой не что иное, как запись отчета о реально происходивших диспутах, проводившихся еженедельно или раз в две недели и выявлявших самый широкий спектр различных мнений и точек зрения. К жанру quaestiones disputatae принадлежит, в частности, сочинение Фомы Аквинского Об истине, которое относится к периоду его преподавания в Парижском университете (1256-1259) и содержит 253 отдельных вопроса, касающихся проблемы истины и проблемы блага. Средневековые "суммы" представляли собой целостное и систематическое изложение философии или теологии в полном их объеме (отсюда сам термин "сумма"), основанное на том же методе всестороннего рассмотрения вопросов. Этот метод использовался даже в комментариях к Петру Ломбардскому, Аристотелю, Боэцию и Книге о причинах, когда необходимо было выйти за пределы уже исчерпанного буквального смысла. Другой особенностью средневековой "школьной" методологии были постоянные усилия преподавателей и учащих мыслить и излагать свои мысли в наиболее ясной, точной и строгой форме.
Схоластика в последующие эпохи. Интеллектуальная атмосфера последующих веков характеризовалась теми же двумя основными чертами, однако имела и свои характерные особенности. В 14 в. к представлению о превосходстве веры над разумом прибавилось заметное недоверие к разуму и философским спекуляциям (что объясняется осуждением в Париже в 1277 аверроистской интерпретации Аристотеля), что впоследствии привело к разрыву между теологией и философией. Многие схоласты стали применять проблемный метод не столько для решения фундаментальных проблем, сколько для защиты учения Фомы Аквинского от критики Дунсом Скотом или, наоборот, для защиты Дунса Скота от критики со стороны томистов и Оккама. Однако в эпоху Возрождения многие церковные мыслители пришли к убеждению, что признание превосходства веры вовсе не предполагает скептического отношения к философии. Кроме того, они обратились к решению проблем, относящихся к области политических теорий, - например, к проблеме отношений церкви и государства, папы и светских государей, к вопросу о происхождении и сущности гражданского общества и к вопросу о возможности единства наций. Решая эти вопросы, схоласты внесли существенный вклад в развитие западной демократии. Они пытались также уяснить соотношение между свободой человеческой воли и божественным предопределением, однако, несмотря на затраченные усилия и множество сочинений, посвященных этому предмету, в этой сфере им не удалось достичь значительных успехов. Несмотря на здоровое и плодотворное обращение мыслителей этой эпохи к обсуждению принципиальных проблем, много сил и энергии по-прежнему тратилось на распри между иезуитами, францисканцами и доминиканцами. В довершение проблемный метод со временем выродился в "тезисный" метод. Этот последний состоял в том, что учитель выдвигал определенное положение или тезис, который он собирался отстаивать. Затем он разъяснял свою точку зрения, приводя доказательства, призванные подтвердить правильность его позиции, а потом отвечал на предложенные возражения. С педагогической точки зрения, этот метод был гораздо менее плодотворным, чем проблемный метод, поскольку не предполагал предварительной оценки и рассмотрения всех возможных ответов на поставленный вопрос. Кроме того, в 16 и 17 вв. развивалась схоластика кальвинистского толка, которая представляла собой философию, признающую превосходство веры (хотя и не признающую догматического авторитета Римской церкви) и основанную на "тезисном" методе. Как же эти две основные особенности, характеризующие схоластику, отразились в неосхоластике? С известными оговорками можно признать, что современная схоластика возродила многие наиболее замечательные черты средневековой схоластики. Благодаря непредвзятому изучению оригинальных творений теологов и философов предшествующих эпох многие современные схоласты вновь пришли к убеждению, что учение о превосходстве веры над разумом вовсе не упраздняет христианскую философию, а обогащает и развивает ее.
ЛИТЕРАТУРА
Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
СХОЛАСТИКА (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. Ранняя схоластика (11 - 12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (12 - 13 вв.) - христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр - Парижский университет, основной жанр - "сумма" (энциклопедический свод ответов на вопросы). Поздняя схоластика (13 - 14 вв.) - Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (так называемая вторая схоластика, 16 - 17 вв., Ф. Суарес, М. Молина). Смотри также Неосхоластика. В переносном смысле - оторванное от жизни, умствование.
СХОЛАСТИКА
(лат.-школа): 1. Европейская средневековая философия, стремившаяся рационально обосновать и чисто логически доказать истинность христианского вероучения. Развивалась в средневековых университетах (центр - Парижский университет). Используя философское наследие Аристотеля и Платона, переосмысленное с позиций христианской догматики, схоластика систематизировала католическое вероучение и создала своды («суммы») теологических комментариев этого вероучения. Мыслители эпохи Возрождения рассматривали схоластику как одно из негативных явлений средневековой традиции, мешавшее развитию естественных н общественных наук, решительно критиковали ее. Они первыми стали считать схоластику синонимом бесплодного и бессодержательного, оторванного от жизни умствования, пустой словесной игры. 2. Школьная философия; возникла в средневекоеых школах; ее основные черты - уважение к традиции, отказ поставить под сомнение религиозную. веру. Главным спором схоластики был так называемый спор об «универсалиях», т.е. о реальности или нереальности общих идей (реализм и номинализм).
Схоластика
(scholasticism), тип философии, получивший наиб, полное развитие в ср.-век. ун-тах. Ср.век. филос. соч. отличались, как правило, специфическим формальным стилем, отражавшим принятый в ун-тах метод обучения: сначала ставился вопрос, затем излагались и обсуждались мнения неск. Предшествующих философов или отцов церкви; в заключение приводился и защищался собственный ответ, причем весьма часто внимание обращалось на самые назначит, пункты согласия или расхождения автора с его предшественниками. В искусном исполнении такой метод изложения способен создать впечатление мощной и оригинальной умственной деят-ти, опирающейся на ресурсы живой интеллектуальной традиции. Но соч. второстепенных авторов демонстрируют лишь умение следовать формальной стороне рассуждения, ограничивая существо вопроса сухими и бесцветными выкладками, Именно таким авторам термин С. обязан пренебрежительным подтекстом.
Схоластика, и, ж.
Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных доказательств; знания, оторванные от жизни и практики; бесплодное умствование. [Войницкий:] До прошлого года я так же, как вы, нарочно старался отуманивать свои глаза вашею этою схоластикой. // Чехов. Дядя Ваня //*
схола́стика, схола́стики, схола́стик, схола́стике, схола́стикам, схола́стику, схола́стикой, схола́стикою, схола́стиками, схола́стиках
сущ., кол-во синонимов: 7
гелертерство (2)
догматизм (4)
калам (4)
начетничество (8)
схоластицизм (1)
талмудизм (3)
умствование (9)
Заимств. в XIX в. из лат. яз., где scholastica «школьные диспуты, риторические упражнения» - суф. производное от schola «ученое собеседование, диспут, лекция» < «школа» - < греч. scholē «школа» < «досуг». См. школа.
схола́стика
Книжное заимств. из лат. scholastica, напротив, схола́стик представлено уже в цслав., ст.-слав. схоластикъ (Супр.). Из греч. σχολαστικός.
СХОЛАСТИКА (от лат. scholasticus - принадлежащий школе). Смешение философии и теологии, характеризующее собою направление человеческой мысли в средние века.
- Средневековое учение, использовавшее формальную логику для доказательства догматов веры.
- Средневековая религиозно-идеалистическая философия.
- Формальные, отвлеченные, оторванные от жизни рассуждения.
- Это направление средневековой философии пыталось объединить догматы теологии и логику Аристотеля.