Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

калам

Энциклопедический словарь

Калам - I

кала́м

(араб. - речь, слово), течение в мусульманском богословии. Возникло в VIII-IX вв. в неортодоксальной форме среди мутазилитов; в IX-X вв. адаптировано к суннитскому правоверию ашаритами и матуридитами. Представители калама, мутакаллимы, в отличие от мусульманских традиционалистов, разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально-логические доводы (соотношение Божественной сущности и атрибутов, предопределения и свободы воли человека, Божественной воли и естественной причинности и др.).

II

ка́лам

см. перо.

Большой энциклопедический словарь

КАЛАМ (араб. - речь - слово), течение в мусульманском богословии. Возникло в 8-9 вв. в неортодоксальной форме среди мутазилитов; в 9-10 вв. адаптировано к суннитскому правоверию ашаритами и матуридитами. Представители калама, мутакаллимы, в отличие от мусульманских традиционалистов, разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально-логические доводы (соотношение божественной сущности и атрибутов, предопределения и свободы воли человека, божественной воли и естественной причинности и др.).

-----------------------------------

КАЛАМ - см. Перо.

Энциклопедия Кольера

КАЛАМ (араб. "калм" - "речь"), первое направление арабо-мусульманской теоретической рефлексии, начало которому было положено сразу после зарождения ислама и которое сформировалось в 8 в. Представители калама именуются мутакллимами (араб. "мутакаллим" - "говорящий"). Возникновение этого течения было подготовлено активным обсуждением вопросов, поставленных самим ходом истории. Политическая борьба, начавшаяся в новообразованном исламском обществе вскоре после кончины Мухаммеда, способствовала выдвижению ряда проблем, среди которых важное место занимали этические и социально-политические занимали. Группы рафидитов (араб. "ар-равфи" - "отвергающие", общее название представителей ранней шиитской мысли, не соглашавшихся с переходом халифата к Абу Бекру и Омару, а также династиям Омейядов и Аббасидов), хариджитов (араб. "хавридж" - "вышедшие", мусульмане, не согласившиеся на решение тяжбы о власти между Али и Абу Талибом на третейском суде и выступившие против обоих, а также те, кто выступал против узаконенных мусульманских правителей), мурджиитов (от араб. "мурджи'а" - "откладывающие", общее название мыслителей, не выносивших определенного суждения о зависимости веры или неверия человека от его деяний), участвовавшие в этой борьбе и сформировавшиеся в ее ходе, поставили вопросы о божественной справедливости, свободе воли человека и его праве на активную позицию в противостоянии злу. Эти вопросы затем активно обсуждались в каламе, возникновение которого обычно связывают с именем Вила Ибн 'А (ум. 748). В каламе выделяют два этапа два этапа: ранний, мутазилитский (араб. "му'тазила" - "обособившиеся"), и поздний, ашаритский, по имени Аб ал-асана ал-Аш'ар (ум. ок. 935). Для мутазилизма характерен дух полемики, и количество вопросов, по которым мутазилиты выдвигали различные мнения, во много раз превышает те, по которым среди них царило согласие. В позднем каламе - ашаризме - этот дух свободной аргументации практически исчезает, калам приобретает скорее школьный характер. Мутазилизм - преимущественно философское течение, а ашаризм относится скорее к жанру догматизированного философствования по вопросам вероучения. Помимо свободы воли и ответственности человека за свои действия, в каламе обсуждался фактически весь спектр философских проблем. В области гносеологии разрабатывались вопросы достоверности имеющегося знания, хотя в целом меньшее внимание было уделено вопросам получения нового знания. Исключение составляет известное утверждение некоторых мутазилитов об автономии разума, способного посредством ийс ("соизмерения") установить те же истины, что даны в божественном Откровении. Проблема описания первоначала и его связи с порождаемым им миром была поставлена в каламе как проблема божественных атрибутов. В мутазилизме атрибуты Бога разделялись на "атрибуты самости" (ифт аз-зт) и "атрибуты действия" (ифт ал-фи'л): первые не имеют противоположности (например, живой, знающий), вторые зависят от совершаемого Богом действия и могут быть противоположными (например, оживляющий - умерщвляющий). В целом такая позиция сохранилась и в ашаритском каламе. Особое значение придавалось четырем атрибутам: знанию, могуществу, воле и жизни. Именно они объясняют возникновение мира: Бог знает вещи, способен их произвести и хочет этого, а значение атрибута "жизнь" объясняется устойчивым представлением о том, что действовать может только живое. Влияние этого представления выразилось в формировании сложных теорий, которые объясняют сам факт очевидного наличия действия при отсутствии живого деятеля (например, когда камень падает или катится по склону). Божественные атрибуты понимались в мутазилизме как конфигурация действие - действующее - претерпевающее, например, божественный атрибут "знание" указывает на наличие "знания" у божественной самости, на то, что Бог является "познающим" и что имеются "известные" ему вещи. Проблема, вытекающая из такого понимания, заключается в следующем. "Известные" Богу вещи не совпадают с "подвластными" ему вещами (например, Бог знает о невозможном, но не может произвести невозможное), а оба этих класса - с "желанными" (Бог не желает плохого, хотя знает о нем и способен его произвести), и то же может быть сказано относительно других атрибутов. При этом субъект этих атрибутов, божественная самость (зт), остается одной и той же. Каким образом это тождество самости, одной из составляющих божественных атрибутов, может быть сохранено при различии других составляющих этих атрибутов? Трудность разрешения проблемы тождества и различия при такой ее постановке привела к возникновению многочисленных конкурирующих теорий в мутазилизме, а после длительных обсуждений - к догматизации проблемы в ашаризме, где был выдвинут принцип понимания атрибутов би-л кайф ("без вопроса „как?""), означающий запрет на их исследование. Другим вкладом мутазилитов в развитие философской проблематики была постановка вопроса о том, каким образом вещь наличествует до своего пространственно-временного "существования" (вуджд). Хотя общепринятой была точка зрения о том, что творение Богом вещей означает их "возникновение" (удс) из "небытия" ('адам), в результате чего они и начинают существовать, мутазилиты выдвинули концепцию, согласно которой вещи "утверждены" (сбита) как вещи до своего существования. Понятие "утвержденность" позволяет говорить о вещи как таковой независимо от ее существования и несуществования, не мысля в ней никаких содержательных характеристик. Как существование, так и несуществование считались в арабской философии атрибутами вещи, дополнительными в отношении нее самой и зависящими от чего-то другого, в отличие от утвержденности, которая не привносит ничего дополнительного в понятие вещи. Мутазилитами же была высказана противоположная позиция, отождествлявшая утвержденность и существование, которой было суждено возобладать среди ашаритов. Дискуссия относительно тождества утвержденности и существования составила одну из линий развития арабской философской традиции, а такие ее центральные категории, как самостные "возможность" (имкн) и "необходимость" (арра), развитые в арабском перипатетизме

(см. ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ),

служат фактически разработкой понятия утвержденности (предшествующей существованию). В мутазилитском каламе были разработаны атомистические концепции пространства, времени и вещества. Возможный источник их достоверно не установлен, и они должны быть признаны оригинальными. Эти теории отличаются высокой степенью абстракции, а некоторые вводят понятие атома, принципиально недоступного чувственному восприятию, поскольку он не обладает не только соответствующими акциденциями, но даже и пространственно-временными характеристиками, которые возникают только в определенных конфигурациях атомов. Пространство в этих теориях мыслится как функция вещества и строится от меньших измерений, существующих самостоятельно, к большим, в отличие от континуалистских теорий пространства, поддержанных арабоязычными перипатетиками и рассматривающих меньшее измерение как предел большего, не существующий независимо от последнего. Атомистическая модель времени трактует время как последовательность неделимых атомарных "мгновений" (замн [[фард]], ват [[фард]]), в каждое из которых совершаются два события: уничтожение данного тела и его возникновение заново; эти события не совпадают, но и не рядоположны, так что их следование не создает длительности внутри атома времени. Физическое движение рассматривается как занятие телом двух разных мест в два последовательных мгновения, а покой - как занятие им одного места в два мгновения. Атомистическая теория времени имела особое значение для построения метафизики суфизма (см. СУФИЗМ). Большое внимание в каламе, особенно в мутазилизме, было уделено концепциям действия. Разрабатывались проблемы определения истинного и мнимого действователя, условий действия, видов действия. Арабское языковое и философское мышление имеет тенденцию рассматривать как "действие" (фи'л) не только сам процесс, но и его результат, выражая это понятие отглагольным существительным (масдаром); например, 'илм может обозначать не только "познание", но и "знание", ирда - не только "воление" как действие, но и "воля" как "желание", выражающее такое действие. В силу этого разработка концепций действия имела здесь значение для гораздо более широкого круга проблем, нежели в традициях, жестко разводящих процессуальность и результат действия. В ходе разработки этих теорий была намечена концепция автономной естественной причинности, изменить которую не под силу даже божественной воле. Другим важным выводом стало разделение сфер человеческого и божественного действия и утверждение их взаимной независимости, а значит, и автономии. Эти концепции были поддержаны не всеми мутазилитами. Ашаритские мыслители с большей или меньшей последовательностью их отвергли. Важнейшим понятием, описывающим необходимое условие действия, является "могущество" ( удра) и близкое к нему понятие "способность" (исти'а). Первое употребляется преимущественно в отношении Бога как действователя, второе - в отношение человека. Понятие "способность" использовали еще рафидиты, включая в него "здоровье" (иа) действователя, наличие "принадлежностей" (шу'н) и "материала" (мдда) в момент действия, "орудие" ('ла) действия и его "побуждающую причину" (сабаб мухаййидж), считая именно последнюю фактором, который делает действие "необходимым" (мджаб). Это понимание "способности" почти совпадает с известной четырехчастной аристотелевской классификацией причин, которая была принята в арабском перипатетизме. При этом "действие" занимает в мысли рафидитов то же место, что в перипатетизме принадлежит "вещи", так что способность к действию включает в себя практически те же элементы, что выступают как причины вещи. Кроме того, рафидиты не упоминают формальную причину и признают собственно производящим элементом "побуждающую причину", а не деятеля. Разрабатывая понятие "способности", одни мутазилиты считали, что человек способен к действию не благодаря способности, которая могла бы пониматься как нечто иное, нежели сам человек, но благодаря "самому себе". Большинство, однако, считало, что человек является способным благодаря "способности", а не сам по себе. Эту способность одни считали акциденцией, а другие - здоровым состоянием органов. Мутазилиты трактовали действие человека в тех же категориях, в которых описывали действие Бога: как действие человека совершается благодаря его воле и могуществу, так же и действия Бога описываются как совершающиеся по Его воле и в пределах Его могущества; разница состоит лишь в том, что могущество человека разъясняется в терминах его "способности" (и потому оказывается в большинстве случаев обусловленным), что невозможно в отношении Бога (его способность к действию безусловна). Естественным следствием такого понимания оказывается вопрос о соотношении могущества Бога и человека. При всем различии ответов важным представляется тот факт, что некоторые мутазилиты ясно разграничивали эти две сферы, утверждая, что все, на что способен человек, не входит в сферу способности к действию Бога. Это означало жесткое утверждение автономии действия человека и, соответственно, его ответственности. Исходя из этого, мутазилиты решали центральный вопрос этики: предопределены ли вера и неверие человека Богом или они являются его собственным действием, в пользу второго ответа. Под "верой" ('мн) в арабской мысли понимается не просто исповедание тех или иных теоретических положений, но и связанные с ними действия, так что в сферу понятия "вера" попадает все религиозно-санкционированное поведение человека. Мутазилиты считали, что ни вера, ни неверие не сотворены Богом и что верующий и неверующий сотворены Богом лишенными этих характеристик, а приобретают они их благодаря собственным действиям. Обсуждался также вопрос об отношении воли Бога к действиям людей и, в частности, к их вере и неверию. Мутазилиты признавали Бога "имеющим волю" (мурд), однако расходились в трактовке этого понятия. В целом все они разделяли волю Бога, направленную на вещи, и его волю, направленную на действия людей: первая, независимо от того, понимается ли она как тождественная желаемой вещи или как отличная от нее (мнения по этому вопросу разделились), трактовалась как тождественная "созданию" (таквн) этой вещи, так что желать вещь для Бога означало сотворить ее. Что касается действий людей, то воля Бога, согласно мутазилитам, принципиально не тождественна их сотворению. Одни считали такую волю выраженной в виде приказания (т.е. религиозного Закона), другие - отличной от него. В любом случае человек понимался как самостоятельный действователь, чьи действия могут соответствовать или не соответствовать божественной воле. Одни мутазилиты считали, что божественная воля, направленная на ослушание людей, является действием Бога и потому отлична от другой воли, которая является его самостным атрибутом; другие трактовали волю Бога, направленную на ослушание, как "позволение" (тах лийа) Бога, который как бы занимает нейтральную позицию и не чинит людям препятствий в совершении ими дурных поступков. Некоторые мутазилиты попытались решить трудности, связанные с вопросом об автономном действии человека, с помощью понятия "присвоение". Так, аш-Ша м, в отличие от большинства мутазилитов, считал, что все действия, подвластные человеку, подвластны и Богу. Одно и то же движение может быть совершено и Богом и человеком: если его совершает Бог, оно оказывается для человека "неизбежностью" (арра), а если сам человек, то - его "присвоением" (касб, иктисб). Хотя человек в данном случае и совершает собственный поступок, т.е. "действует", это действие оказывается "присвоением", потому что подпадает под могущество Бога. В связи с этим в сферу обсуждения включается вопрос о том, является ли человек действователем по истине или это метафора, и что значит для человека действовать. Если мутазилиты были единодушны в том, что человек является по истине действователем, причем его действие они истолковывали именно как самостоятельный поступок (так что человек именовался мудис - "производящий", мухтари' - "сотворяющий", мунши' - "устрояющий", т.е. совершающий собственное действие самостоятельно, но с помощью какого-либо орудия, "'ла", или органа тела, "джриа", а не непосредственно (такое непосредственное сотворение, "хал", считалось, как правило, исключительно действием Бога), то позже "действие" человека перетолковывалось как "присвоение" (касб, иктисб), причем, что важно, присваиваемый поступок считался произведением не человека, но Бога. В целом мутазилиты не отошли от признания человека истинным деятелем, однако действие человека перетолковывалось ими как присвоение, а действие Бога - как "сотворение" (хал), так что по существу Бог и человек оказывались действующими существенно различным образом. Об этом различии наглядное представление дает следующий пример. Некоторые мутазилиты применяли понятие "присвоение" для описания таких действий, которые возникают в мертвых вещах (которым поэтому не может быть приписано никакое действие) в результате какого-то другого действия человека, например, для описания движения камня, который катится вниз по склону после того, как человек его толкнул: собственным действием человека является только толчок, а движение камня присваивается человеком, но творится Богом. Для позднего калама характерна позиция ал-Аш'ар, считавшего, что присвоение совершается благодаря "произведенному могуществу" (удра мудаса): человек присваивает все свои действия, которые целиком произведены Богом. Эта противоречивая попытка совместить противоположные утверждения о всемогуществе Бога и полной ответственности человека за свои поступки привела к тому, что теория "присвоения" ал-Аш'ар стала в арабском языке нарицательным обозначением чего-то запутанного и невразумительного. Позиция мутазилитов, утверждавших автономию человеческого действия, известна как учение "кадаритов" (араб. "адариййа", от "адар" - "судьба"). Ее придерживались и представители некоторых других течений исламской мысли, например часть мурджиитов. Сами мутазилиты считали тех, кто утверждал, что человек присваивает поступки, а не действует самостоятельно, "джабаритами" (араб. "джабариййа", от "джабр" - "принуждение"). Противопоставление кадариты - джабариты возникло в каламе и выражало в целом оппозицию мутазилитов и ашаритов, сторонников строгой автономии человеческой воли и человеческого действия и сторонников их ограничения в той или иной мере актом божественного творения. В дальнейшем термин "джабариты" применялся в более широком смысле, для квалификации последователей учений, более жестко, нежели ашариты, отрицавших какую-либо автономию человеческой воли и утверждавших полную предопределенность человеческих поступков. Для мутазилитов характерно стремление к универсализации этического суждения. Оно проявляется как в количественном плане (число этически оцениваемых действий возрастает по сравнению с религиозно-правовой мыслью - фикхом), так и в плане качественном, где универсализация смыкается с ужесточением этического суждения, в трактовке которого наблюдается стремление к устранению столь характерных для суннизма смягчающих исключений. Суннитское вероучение рассматривает любой грех, за исключением многобожия или безбожия (при условии, что они являются сознательным выбором человека, т.е. ему известен призыв к истинному Богу), как в принципе простительный и не лишающий человека возможности попасть в рай. Но уже некоторые мурджииты считали, что любое ослушание является великим грехом, а значит, за любое ослушание следует наказание. Сходную позицию среди мутазилитов занимал Джа'фар бен Мубашшир, утверждавший, что любое намерение нарушить запреты и предписания Закона является великим грехом и любое намеренное ослушание также является великим грехом. Ригористичность позиции мутазилитов заметна и в вопросе о возможности прощения в отношении великих и малых грехов. Она достаточно полно представлена, в частности, мнением ал-Джубб' (учителя ал-Аш'ар), который считал, что совершение великих грехов лишает человека вознаграждения за его веру, что означает, что совершение великого греха лишает человека райского блаженства.

ЛИТЕРАТУРА

Ибрагим Т.К. Материалистические тенденции в учении мутазилитов. - В кн.: Из истории философии освободившихся стран. М., 1983 Сагадеев А.В. Калам (обзор). - В кн.: Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988 Султанов Р.И. К истории становления теологического рационализма. Сравнительный анализ мыслительных схем калама и патристики. - В кн.: Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М., 1990 Смирнов А.В. Что стоит за термином "средневековая арабская философия" (раздел "калам"). - В кн.: Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998

Евразийская мудрость от А до Я.

КАЛАМ -

термин арабо-мусульманской философии, означающий логическое рассуждение по поводу догматов ислама в противовес толкованию, основанному на религиозном авторитете. По сути дела, близок или идентичен философскому методу, где разум имеет самодовлеющее значе ние. Различие усматривается в том, что сторонники калама отталкиваются от авторитета Корана, а философы апеллируют к разуму. Сторонники калама - мутакаллимы - применяют диалектический метод рассуждения, чему способствовали споры в раннем исламе по поводу вечных философских проблем: свободы и ответственности человека, сущности веры, неверия и ересей, а также ряда натурфилософских вопросов. Первая крупная школа калама появилась в 8-9 вв. (мутазилиты). В последующем он был, принят на вооружение рационалистами и реформаторами в мусульманском мире.

Орфографический словарь

кала́м, -а

Словарь ударений

кала́м (во всех значениях )

Формы слов для слова калам

кала́м, кала́мы, кала́ма, кала́мов, кала́му, кала́мам, кала́мом, кала́мами, кала́ме, кала́мах

Синонимы к слову калам

сущ., кол-во синонимов: 4

схоластика, перо, палочка

Грамматический словарь

кала́м м 1a

Словарь иностранных слов

КАЛАМ (греч. kalamos - тростник). Тростниковая палочка, служащая на востоке вместо пера. См. calamus.

Сканворды для слова калам

- Перо из тростника.

- Перо для рисования.

- Мусульманское спекулятивное богослужение.

Полезные сервисы

калам (calame) александр

Большой энциклопедический словарь

КАЛАМ (Calame) Александр (1810-64) - швейцарский живописец. Романтические величественные горные пейзажи ("Гроза на Хандеке", 1839).

Полезные сервисы

калам (в мусульманстве)

Энциклопедический словарь

КАЛАМ (в мусульманстве) - КАЛА́М (араб. - речь, слово), течение в мусульманском богословии. Возникло в 8-9 вв. в неортодоксальной форме среди мутазилитов (см. МУТАЗИЛИТЫ); в 9-10 вв. адаптировано к суннитскому правоверию ашаритами и матуридитами. Представители калама, мутакаллимы, в отличие от мусульманских традиционалистов, разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально-логические доводы (соотношение божественной сущности и атрибутов, предопределения и свободы воли человека, божественной воли и естественной причинности и др.).

Полезные сервисы

калам (перо)

Энциклопедический словарь

КАЛАМ (Перо) - КА́ЛАМ, см. Перо (см. ПЕРО (в графике)).

Полезные сервисы

калам александр

Энциклопедический словарь

Кала́м Александр (Calame) (1810-1864), швейцарский живописец и график. Романтические величественные горные пейзажи («Гроза на Хандеке», 1839).

* * *

КАЛАМ Александр - КАЛА́М (Calame) Александр (1810-1864), швейцарский живописец. Романтические величественные горные пейзажи («Гроза на Хандеке», 1839).

Полезные сервисы

каламага

Этимологический словарь

калама́га

"брачный поезд; повозка, в которой едет невеста", донск. (Миртов), калыма́га, сарат. (РФВ 69, 151). См. колымог.

Полезные сервисы

каламазу

Энциклопедический словарь

Каламазу́ (Kalamazoo), город на севере США, штат Мичиган. 76 тыс. жителей (1988, с пригородами 218 тыс. жителей). Металлообрабатывающая, бумажная, фармацевтическая промышленность.

* * *

КАЛАМАЗУ - КАЛАМАЗУ́ (Kalamazoo), город на севере США, штат Мичиган (см. МИЧИГАН (штат)). Население 75 тыс человек (2004, с пригородами около 200 тыс человек). Металлообрабатывающая, бумажная, фармацевтическая промышленность.

Сканворды для слова каламазу

- Город на севере США.

Полезные сервисы

каламазу (kalamazoo)

Большой энциклопедический словарь

КАЛАМАЗУ (Kalamazoo) - город на севере США, шт. Мичиган. 76 тыс. жителей (1988, с пригородами 218 тыс. жителей). Металлообрабатывающая, бумажная, фармацевтическая промышленность.

Полезные сервисы

каламаика

Словарь иностранных слов

Пляска карпатских славян.

Полезные сервисы

каламайка

Синонимы к слову каламайка

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

Пляска карпатских славян и венгров.

Полезные сервисы

каламандр

Синонимы к слову каламандр

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

каламандровое дерево

Синонимы к слову каламандровое дерево

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

КАЛАМАНДРОВОЕ ДЕРЕВО - чрезвычайно твердое, ценное и красивое, получается с острова Цейлона.

Полезные сервисы

каламанк

Синонимы к слову каламанк

сущ., кол-во синонимов: 1

ткань (474)

Словарь иностранных слов

КАЛАМАНК (ср.-век.-лат. calamancus). Род полосатой шерстяной ткани.

Полезные сервисы

каламария

Сканворды для слова каламария

- Карликовая змея.

Полезные сервисы

каламарь

Толковый словарь Даля

КАЛАМАРЬ - муж., южн., зап., новорос. чернилица.

Синонимы к слову каламарь

сущ., кол-во синонимов: 1

Этимологический словарь

кала́марь

м. "чернильница", южн., зап. (Даль), укр. кала́марь. Судя по ударению, через польск. kаɫаmаrz из лат. calamārium; см. Бернекер 1, 471; Брюкнер 214, не через ср.-греч. καλαμάρι(ον); см. Фасмер, ИОРЯС 11, 2, 395; Гр.-сл. эт. 72.

Словарь иностранных слов

КАЛАМАРЬ (польск.). Чернильница.

Полезные сервисы

каламата

Сканворды для слова каламата

- Столица нома Мессения и порт на юге материковой Греции.

Полезные сервисы

каламбак

Орфографический словарь

каламба́к, -а

Синонимы к слову каламбак

сущ., кол-во синонимов: 2

Сканворды для слова каламбак

- Алойное дерево.

Полезные сервисы

каламбака

Синонимы к слову каламбака

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Полезные сервисы

каламбо

Сканворды для слова каламбо

- Водопад в Замбии.

- Река в Африке.

Полезные сервисы

каламбур

Толковый словарь

м.

Остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова; игра слов.

Толковый словарь Ушакова

КАЛАМБУ́Р, каламбура, муж. (франц. calembour). Игра слов, использование разных значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление. «- "Ты во всем видишь худую сторону… материалист! Впрочем, переменим материю" - и, довольный плохим каламбуром, он развеселился.» Лермонтов.

Толковый словарь Ожегова

КАЛАМБУ́Р, -а, муж. Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов.

| прил. каламбурный, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

КАЛАМБУР - муж., франц. игра слов, по двусмыслию их, двоякому значенью; напр. Нет духу; неельный гость; не мой (не мой); избегай свет, а беды не избежать. Каламбурный, к сему относящийся. Каламбурить, сочинять каламбуры. Каламбурист муж. -стка жен. кто сочиняет каламбуры.

Популярный словарь

Каламбур

-а, м.

Остроумная шутка, игра слов, основанная на их звуковом сходстве и смысловом различии.

[Шабельский:] Жид крещеный, вор прощеный, конь леченый - одна цена. [Анна Петровна:] Вы даже простого каламбура не можете сказать без злости. Злой вы человек (Чехов).

Родственные слова:

каламбури́ст (известный каламбурист), каламбу́рщик (неисправимый каламбурщик), каламбу́рный, каламбу́рить

Этимология:

От французского calembour ‘каламбур’. Заимствовано в конце XVIII в. В словарях - с 1804 г.

Энциклопедический комментарий:

Каламбур представляет собой стилистический оборот или самостоятельную миниатюру определенного автора, основанные на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение, обычно придающих речи оттенок комизма: Шел дождь и два студента. Один в пальто, другой в университет. Каламбуры часто используются в комедийных и сатирических текстах, дружеских шаржах, пародиях, эпиграммах. Каламбурная рифма - это рифма, построенная на омонимических словах или на сочетаниях, представляющих игру слов. Встречается в стихах. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (Пушкин). Область рифм моя стихия, и легко пишу стихи я... Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром (Минаев). Каламбуры иногда переосмысляют устоявшиеся фразеологизмы: Ученье - свет, неученых - тьма (Кроткий). Каламбурная форма передачи мысли придает ей особую выразительность, эмоциональность и занимательность.

Энциклопедический словарь

КАЛАМБУ́Р -а; м. [франц. calembоur] Шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению, или на использовании разных значений одного и того же слова; игра слов. Плохой к. Невольно сказать к.

Каламбу́рный, -ая, -ое. К-ое выражение. К-ая рифма.

* * *

каламбу́р (франц. calembour), игра слов, оборот речи, шутка, основан на комическом обыгрывании звукового сходства имеющих разное значение слов или словосочетаний («Осип охрип, а Архип осип»).

* * *

КАЛАМБУР - КАЛАМБУ́Р (франц. calembour), игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний («Осип охрип, а Архип осип»).

Большой энциклопедический словарь

КАЛАМБУР (франц. calembour) - игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний ("Осип охрип, а Архип осип").

Академический словарь

-а, м.

Остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению или на использовании разных значений одного и того же слова; игра слов.

- Ты во всем видишь худую сторону… материалист! - прибавил он презрительно. - Впрочем, переменим материю, - и, довольный плохим каламбуром, он развеселился. Лермонтов, Княжна Мери.

[франц. calembour]

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАЛАМБУР (французское calembour), игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний ("Осип охрип, а Архип осип").

Словарь слов из произведений русской литературы

Каламбур, а, м.

Остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению, или разных значений одного и того же слова; игра слов.

[Репетилов: Однако ж я, когда, умишком понатужась, Засяду, часу не сижу, И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу. // Грибоедов. Горе от ума //; Но дурной каламбур не утешенье для русского человека. // Лермонтов. Герой нашего времени //

Поговорки

Поднимать каламбур. Жарг. арест. Устраивать скандал, поднимать шум. Б., 124.

Орфографический словарь

каламбу́р, -а

Словарь ударений

каламбу́р

Формы слов для слова каламбур

каламбу́р, каламбу́ры, каламбу́ра, каламбу́ров, каламбу́ру, каламбу́рам, каламбу́ром, каламбу́рами, каламбу́ре, каламбу́рах

Синонимы к слову каламбур

Лингвистические термины

каламбур (фр. calembour)

Оборот речи, употребляемый в публицистическом, художественном, разговорном стиле: игра слов, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства (омонимии) слов и словосочетаний, имеющих разное значение;

остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове прямого и переносного значений: Вроде бы внимательно просмотрел все сочинение… И надо же - просмотрел несколько ошибок.

каламбур (франц. calembour - игра слов), фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. Шел дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (Пушкин).

Морфемно-орфографический словарь

каламбу́р/.

Грамматический словарь

каламбу́р м 1a

Этимологический словарь

Французское - calembour (пустые речи, шутки).

Распространение в языке слово получило на рубеже XVIII-XIX вв. Оно было заимствовано из французского, который, по всей видимости, является его первоисточником. Буквальное значение слова «каламбур» - «игра слов».

Производные: каламбурный, каламбурить.

каламбу́р

"игра слов". Через франц. calembour, происхождение которого, объясняемое из анекдота о попе из Каленберга (см. Клюге-Гётце 275; Брюкнер 213) романисты оспаривают; см. Гамильшег, ЕW 172; Доза 129; Преобр. I, 284. [Уже у Карамзина. См. G. Hüttl Worth, Foreign words in Russian, Lоs Angeles, 1963, стр. 74. - Т.]

Игру слов, основанную на их звуковом сходстве , французы называют calembour; каламбурить можно о чем угодно, хоть о самих каламбурах, как это сделал однажды поэт XIX века Д.И. Минаев, написавший:

Область рифм - моя стихия,

И легко пишу стихи я...

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛАМБУР а, м. calembour. Игра слов, использование разных значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление. Уш. 1934. Потом вошли в моду попугаи и Экономисты, Академические интриги и Энциклопедисты, каланбуры и Магнетизм. Карамз. ПРП 224. Там < в царстве поэзии> находятся городки, называемые Анаграммами, Акростихами, Загадками, Каланбурами - и другие, недостойные любопытства. Топографическое описание поэзии. Карамз. Переводы 6 33. Был князь Долгоруков <прозвищу> каламбур, потому что каламбурами так и сыпал. РА 1876 2 42. || Двусмысленность, шутка. Местные пьесы, где царствует каламбур нечесаный и где гомерический хохот гремит постоянно. 1841. Анненков Письма из-за границы. // А. Париж. письма 16. Возле дам глядит амуром В цветнике из роз; Допотопным каламбуром Всех смешит до слез. Курочкин Общий знакомый. Предмет ее <комиссии> заключался в разработке нового устава "о благопристойном обывателей в своей жизни поведении", так как прежние по сему предмету "временные правила" оказывались преисполненными всякого рода неясностями и каламбурами. Салт. Совр. идиллия. Законность в русской жизни - совсем не каламбур, а подлинное содержание моей лекции. ВЕ 1909 5 238. ♦ Поднимать каламбур. арест. Устраивать скандал, поднимать шум. Мокиенко 2000. - Норм. Перенесенныя < Карамзиным> в русский язык иностранные названия: "рельеф", .. "каламбур", "эскиз". Д. Анучин 100 лет "Писем рус. путешественника". // РМ 1891 2 25. - Лекс. Ян. 1804: каламбур; САН 1847: каламбу/р; Даль: каламбу/р.

Словарь иностранных слов

КАЛАМБУР (фр. calembour; по имени нем. графа Калемберга). Игра слов, основанная на звуковой их аналогии.

Сканворды для слова каламбур

- Стихотворение, что «закалом бурилось».

- Финт словами.

- К какому жанру относится фраза газетного киоскера советских времен: «Правды» нет, «Россию» продали, есть «Труд» за две копейки»?

- Игра слов.

- Шутка поручика Ржевского.

- Шутка на основе созвучных слов.

- Назовите имя немецкого графа, жившего во Франции, но говорившего по-французски так плохо, что постоянно выходила какая-нибудь двусмысленность.

- Французская «игра слов».

- Российский журнал видеокомиксов.

- Именно так французы исказили фамилию немецкого графа Каленберга, жившего во Франции, который безбожно уродовал французские слова.

Полезные сервисы

каламбурец

Толковый словарь

м. разг.

то же, что каламбур

Синонимы к слову каламбурец

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

каламбуривший

Синонимы к слову каламбуривший

Полезные сервисы

каламбуризм

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛАМБУРИЗМ а, м. calembour m. окказ. То же, что каламбур. Каламбуризмы. Пельмени ела Мельпомена. Инфракрасная шапочка. Стойло файлов. Имунно-дефицитные товары. Пистолетье. Валерий Краско. // ЛГ 15.4.1998.

Полезные сервисы

каламбурировать

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛАМБУРИРОВАТЬ calembour m. устар. Придумать, сказать каламбур. Как бы то ни было .. на место переведенного в Симбирск старшего советника Документова назначен был из Министерства некий г. Просвирнин, по поводу коего Петр Петрович скаламбурировал мне? Je le recevais comme du pain beni (я приму его как благословенный хлеб,<то есть как просвиру>). 1854. М. Д. Бутурлин Зап. // РА 1898 2 327.

Полезные сервисы

каламбурист

Толковый словарь

м.

1. Тот, кто сочиняет каламбуры.

2. Любитель каламбурить.

Толковый словарь Ушакова

КАЛАМБУРИ́СТ, каламбуриста, муж. Кто сочиняет, говорит каламбуры.

Толковый словарь Ожегова

КАЛАМБУРИ́СТ, -а, муж. Человек, к-рый любит и умеет каламбурить.

Энциклопедический словарь

КАЛАМБУРИ́СТ -а; м. Тот, кто сочиняет каламбуры, любитель каламбурить. Вы настоящий к.

Академический словарь

-а, м.

Тот, кто сочиняет каламбуры, любитель каламбурить.

- Хе-хе, Степан Петрович, вы всегда такое скажете. Наш стряпчий недаром говорит про вас, что вы настоящий каламбурист. Тургенев, Два приятеля.

[Лиза:] Вы куда думаете ехать? [Чепурной:] Я? А в Могилевскую губернию ---. [Вагин:] Уехал в Могилевскую губернию, - так каламбуристы говорят иногда о покойниках. М. Горький, Дети солнца.

Сборник слов и иносказаний

каламбурист -

каламбурить (каламбурист, каламбурщик)

Делать каламбуры - говорить посредством игры слов)

Каламбур - игра слов

Ср. Нет, этот, мне показалось, не каламбурщик, он и просто говорить, кажется, не умеет, не то что каламбурить.

Достоевский. Бесы. 1, 4, 4.

Ср. Вы хотите сказать, что благородное негодование выдумано подлецами?.. Хе, хе, вы всегда такое скажете. Наш стряпчий недаром говорит про вас, что вы настоящий каламбурист.

Тургенев. Два приятеля.

Ср. Максинька понял этот неприятный для него каламбур и сам решился откаламбуриться хоть немного...

Писемский. Масоны. 4, 1.

Ср. Возле дам глядит амуром

В цветнике из роз;

Допотопным каламбуром

Всех смешит до слез.

В.С. Курочкин. Общий знакомый.

Ср. Однако ж я, когда умишком понатужусь,

Засяду - часу не сижу,

И как-то невзначай я каламбур рожу.

Грибоедов. Горе от ума. 4, 4. Репетилов.

Пример каламбура:

Вперед играть решительно

Не буду в преферанс!

Я - правилами строг!

В нем "взятки брать" приходится,

Избави меня Бог!

Некрасов. Говорун. 2, 2.

Ср. Calembour(g).

По одним, это слово взято из сочинения 1380 года: Philipp Frankfurter - Der Pfaffe von Kalenberg, ein Schelmenbuch.

Ср. Philare'te Chasles. études sur l'Allemagne ancienne et moderne. 1854. Ср. Littré. Dictionn.

По другим, в начале прошлого столетия в Париже жил аптекарь Calembourg, известный шутник и остряк; от него остроты стали называться каламбурами. По другим, при дворе Короля Станислава Лещинского в Люневиле какой-то немецкий дворянин Calembourg говорил таким коверканным французским языком, что это вызывало всеобщий смех. Герцогиня Буффлерс (Boufflers), любовница короля, с особенным удовольствием распространяла эти смешные фразы в Париже и Версале, и с тех пор подобные слова получили название каламбуров. Еще другие (наподобие остроумных филологов, производящих нем. Fuchs от греч. алопекс, άλώπηξ) полагают, что Calembour происходит от итальянского - calamo burlare - шутить пером.

Ср. Wurzbach. Hist. Wörter.

Немецкое - Kalauer = неудачная, плохая острота, намек на плохой сорт кожи, выделываемый в городе "Kalau".

См. допотопный.

См. амур.

См. взятка.

Орфографический словарь

каламбури́ст, -а

Словарь ударений

каламбури́ст

Формы слов для слова каламбурист

каламбури́ст, каламбури́сты, каламбури́ста, каламбури́стов, каламбури́сту, каламбури́стам, каламбури́стом, каламбури́стами, каламбури́сте, каламбури́стах

Синонимы к слову каламбурист

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

каламбур/и́ст/.

Грамматический словарь

каламбури́ст мо 1a

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛАМБУРИСТ а, м. calembouriste m. Тот, кто любить прибегать к каламбурам. БАС-1. <Языков> пользовался уже тогда большой известностью.., как приятный и веселый собеседник , остряк и каламбурист. Панаев Литер. восп. С легким сердцем и веселостью каламбуриста он разом подписывает крах всей истории человечества. 1877. Итак, Андрон был аферист, В карикатуре публицист, И чуть-чуть не каламбурист. Н. Макаров Метаморфозы. // М. Мои восп. Дост. Дн. Месье, мадам, мое почтенье, Явился к вам для развлеченья, Но прежде чем вас позабавить, Хочу я вам себя представить: Пред вами цирковой артист, Акробат, эквилибрист, Клоун, шут, каламбурист, Но не думский скандалист. 1913. В. Лазаренко Дн. // Пам. культ. 1980 216. Каламбуристка и, ж. - Лекс. САН 1847: каламбури/ст; Уш. 1934: каламбури/стка.

Словарь иностранных слов

КАЛАМБУРИСТ (фр.). Говорящий, сочиняющий каламбуры.

Сканворды для слова каламбурист

- Любитель говорить посредством игры слов.

Полезные сервисы

каламбуристка

Толковый словарь Ушакова

КАЛАМБУРИСТКА, каламбуристки. женск. к каламбурист.

Синонимы к слову каламбуристка

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

каламбурить

Толковый словарь

несов. неперех.

Шутить, используя каламбуры.

Толковый словарь Ушакова

КАЛАМБУ́РИТЬ, каламбурю, каламбуришь, несовер. (к скаламбурить) (разг.). Сочинять, говорить каламбуры.

Толковый словарь Ожегова

КАЛАМБУ́РИТЬ, -рю, -ришь; несовер. Говорить каламбуры.

| совер. скаламбурить, -рю, -ришь.

Энциклопедический словарь

КАЛАМБУ́РИТЬ -рю, -ришь; нсв. Произносить каламбуры.

Академический словарь

-рю, -ришь; несов.

Говорить каламбуры.

За обедом он болтал без умолку ---, острил, каламбурил, рассказывал анекдоты. Достоевский, Дядюшкин сон.

Орфографический словарь

каламбу́рить, -рю, -рит

Словарь ударений

каламбу́рить, -рю, -ришь

Формы слов для слова каламбурить

каламбу́рить, каламбу́рю, каламбу́рим, каламбу́ришь, каламбу́рите, каламбу́рит, каламбу́рят, каламбу́ря, каламбу́рил, каламбу́рила, каламбу́рило, каламбу́рили, каламбу́рь, каламбу́рьте, каламбу́рящий, каламбу́рящая, каламбу́рящее, каламбу́рящие, каламбу́рящего, каламбу́рящей, каламбу́рящих, каламбу́рящему, каламбу́рящим, каламбу́рящую, каламбу́рящею, каламбу́рящими, каламбу́рящем, каламбу́ривший, каламбу́рившая, каламбу́рившее, каламбу́рившие, каламбу́рившего, каламбу́рившей, каламбу́ривших, каламбу́рившему, каламбу́рившим, каламбу́рившую, каламбу́рившею, каламбу́рившими, каламбу́рившем

Морфемно-орфографический словарь

каламбу́р/и/ть.

Грамматический словарь

каламбу́рить нсв нп 4a

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛАМБУРИТЬ calembour m. Говорить каламбуры. БАС-1. Когда я тщился острить и каламбурить он <отец> говорил: твои остроты вроде лотереи. С. Толстой Очерки былого 89. - Лекс. Даль-1: каламбу/рить.

Полезные сервисы

каламбурить(каламбурист, каламбурщик)

Сборник слов и иносказаний

Делать каламбуры - говорить посредством игры слов)

Каламбур - игра слов

Ср. Нет, этот, мне показалось, не каламбурщик, он и просто говорить, кажется, не умеет, не то что каламбурить.

Достоевский. Бесы. 1, 4, 4.

Ср. Вы хотите сказать, что благородное негодование выдумано подлецами?.. Хе, хе, вы всегда такое скажете. Наш стряпчий недаром говорит про вас, что вы настоящий каламбурист.

Тургенев. Два приятеля.

Ср. Максинька понял этот неприятный для него каламбур и сам решился откаламбуриться хоть немного...

Писемский. Масоны. 4, 1.

Ср. Возле дам глядит амуром

В цветнике из роз;

Допотопным каламбуром

Всех смешит до слез.

В.С. Курочкин. Общий знакомый.

Ср. Однако ж я, когда умишком понатужусь,

Засяду - часу не сижу,

И как-то невзначай я каламбур рожу.

Грибоедов. Горе от ума. 4, 4. Репетилов.

Пример каламбура:

Вперед играть решительно

Не буду в преферанс!

Я - правилами строг!

В нем "взятки брать" приходится,

Избави меня Бог!

Некрасов. Говорун. 2, 2.

Ср. Calembour(g).

По одним, это слово взято из сочинения 1380 года: Philipp Frankfurter - Der Pfaffe von Kalenberg, ein Schelmenbuch.

Ср. Philare'te Chasles. études sur l'Allemagne ancienne et moderne. 1854. Ср. Littré. Dictionn.

По другим, в начале прошлого столетия в Париже жил аптекарь Calembourg, известный шутник и остряк; от него остроты стали называться каламбурами. По другим, при дворе Короля Станислава Лещинского в Люневиле какой-то немецкий дворянин Calembourg говорил таким коверканным французским языком, что это вызывало всеобщий смех. Герцогиня Буффлерс (Boufflers), любовница короля, с особенным удовольствием распространяла эти смешные фразы в Париже и Версале, и с тех пор подобные слова получили название каламбуров. Еще другие (наподобие остроумных филологов, производящих нем. Fuchs от греч. алопекс, άλώπηξ) полагают, что Calembour происходит от итальянского - calamo burlare - шутить пером.

Ср. Wurzbach. Hist. Wörter.

Немецкое - Kalauer = неудачная, плохая острота, намек на плохой сорт кожи, выделываемый в городе "Kalau".

См. допотопный.

См. амур.

См. взятка.

Полезные сервисы