Основная единица, наряду со словообразовательным гнездом, входящая в систему синхронного словообразования. Ее также характеризуют как основную единицу классификации производных слов, класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и характеризующихся одинаковыми словообразовательными свойствами:
1) производностью от слов одной и той же части речи;
2) общим способом словообразования;
3) одним и тем же словообразовательным значением;
4) тождественным словообразовательным формантом. Например, образование отглагольных существительных при помощи суф. -ни(е) |-ени(е)|-ти(е)|-ани(е)|- и (е) можно представить в виде следующей схемы:
СТ ● от производящей основы глаголов
● при помощи суф. -ни(е)|ени(е)|-ти(е)|-aни(е)|-и(е)
● образуем существительные
1) со значением отвлеченного процессуального признака;
2) имеющие книжную окраску;
3) выражающие отвлеченность и обобщенность научной речи;
4) вступающие преимущественно в именные словосочетания, сущ. + сущ. Р.п. (свечение планет, закаливание металла, сжатие воздуха);
5) употребляемое в пассивных конструкциях (Зажигание включается...;
Наблюдение производится..., Сверление осуществляется..., Давление измеряется...).
Модель действия по схеме СТ дает возможность описать непосредственно конкретные словообразовательные процессы:
I II Ш IV
води(ть) - вожд- + -ени(е) = вождение - процесс, названный глаголом "водить".
В русском языке достаточно большое количество отглагольных существительных образуется по данному словообразовательному типу: желать - желание, известить - известие, издавать - издание, пригласить - приглашение, примирять - примирение, вступать - вступление, согласиться - согласие.