ТИШЕНДОРФ (Tischendorf) Константин (1815-74) - немецкий лютеранский богослов. Осуществил критическое издание греческого текста Нового Завета и Септуагинты (перевода Библии т. н. семидесятью толковниками). Из трех своих путешествий по Востоку привез большое собрание греческих, сирийских, арабских и др. рукописей, в т. ч. древнейшую греческую рукопись Библии (т. н. Синайский кодекс, издан в Петербурге в 1862), подаренную им в 1869 Александру II.
тишендорф константин
Энциклопедический словарь
ТИШЕНДОРФ Константин - ТИ́ШЕНДОРФ Лобеготт Фридрих Константин фон (Lobegott Friedrich Constantin von Tischendorf) (18 января 1815, Ленгенфельд, Саксония - 7 декабря 1874, Лейпциг), немецкий протестантский богослов и ученый, российский дворянин, издатель Синайского кодекса (см. СИНАЙСКИЙ КОДЕКС) и одного из первых критических изданий греческого текста Ветхого и Нового Завета.
Родился в семье врача, с 1829 обучался в гимназии в Плауэне. В 1834 продолжил обучение в Лейпцигском университете, где занялся текстологией Нового Завета (см. НОВЫЙ ЗАВЕТ). Став в 1840 доктором философии, в том же университете начал преподавать на кафедре богословия. В 1841 увидело свет его первое критически осмысленное издание Нового Завета, над которым он продолжал работать в течение всей жизни. В 1840-1843 гг. совершил несколько поездок по Европе в поисках древних рукописей, затем на долгое время обосновался в Париже. В результате ему удалось издать парижский палимпсест (см. ПАЛИМПСЕСТ) - так называемый Парижский кодекс, или Кодекс Ефрема (5 в.), в работе над которым он приложил немало усилий для расшифровки столь плохо сохранившейся рукописи.
В 1844 предпринял первую поездку на Восток в Египет для поисков древних рукописей Нового Завета. В монастыре Св. Екатерины он обнаружил древнюю рукопись Ветхого завета (см. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ) на греческом языке Септуагинты (см. СЕПТУАГИНТА), однако монахи дали ему только 43 листа, которые он привез в Лейпциг и опубликовал. Помимо этого, из каждой своей поездки Тишендорф привозил большое количество древних греческих, сирийских, арабских рукописей. В 1849 под его руководством вышло второе критическое издание Нового Завета, ознаменовавшее собой крупнейшее продвижение в текстологии на тот момент.
В 1853 Тишендорф снова отправился в Египет, в монастырь Св. Екатерины и попытался купить у монахов оставшиеся части кодекса, но получил отказ. Его не покидали подозрения, что синайские монахи продолжают что-то от него скрывать. Вернувшись в Лейпциг, Тишендорф решил обратиться за помощью к российскому правительству, которое оказывало значительную помощь монастырю Св. Екатерины. В 1856 он обратился с письмом к министру просвещения А. С. Норову, который постарался донести его суть до императора Александра II. В результате Тишендорфу были выданы значительные средства русским правительством для поездки в Египет. Третий его приезд в монастырь зимой 1859 уже как представителя российского императора оказался , он ничего не нашел, но перед самым его отъездом монастырский эконом предложил ему посмотреть рукопись, находившуюся у него в келье. Там Тишендорф обнаружил не только виденные им уже листы, но и еще 260 листов, содержащие Новый Завет целиком. Он послал в Лейпциг официальное сообщение о своей находке и в том же1859 году привез рукопись в Петербург, где занялся подготовкой к ее публикации. В 1862 Кодекс, озаглавленный «Codex Bibliorum Sinaiticus Petropolitanus, спасенный из мрака под покровительством Его Императорского Величества Александра II, доставленный в Европу и изданный к вящему благу и славе христианского учения трудами К. Т.» был издан (к юбилейным торжествам в честь тысячелетия Русского государства) в Лейпциге, в 4-х экземплярах, тиражом 300 экземпляров (позднее, в 1933 Кодекс были продан Британскому музею). В награду Тишендорф был возведен в потомственное дворянство.
Тогда же в 1862 стало известно о сенсационном заявлении одного из греческих книготорговцев-библиофилов Константина Симонида, в котором утверждалось, что рукопись была подделана (и чуть ли не самим Симонидом). Тишендорф призвал на помощь научное сообщество, которое пришло к единодушному мнению, что Кодекс действительно относится к 4 в. (в частности, позднее это подтверждали многочисленные публикации Британского музея). В 20 в. подлинность находок Тишендорфа также оспаривалась (Н. А. Морозов (см. МОРОЗОВ Николай Александрович), А. Т. Фоменко (см. ФОМЕНКО Анатолий Тимофеевич)).
В 1872 были издан труд всей его жизни Тишендорфа, знаменитое восьмое критическое издание Нового Завета (с учетом всех имеющихся на тот момент древних рукописей). Помимо этого, он написал различные статьи по библеистике и текстологии.
Тишендорф поддерживал дружеские отношения со многими немецкими деятелями культуры и искусства, в том числе с Ф. Мендельсоном (см. МЕНДЕЛЬСОН Феликс) и Р. Шуманом (см. ШУМАН Роберт (композитор)). Скончался в Лейпциге в результате инсульта.