м.
1. = тунне́ль
Подземное сооружение в виде сквозного коридора, прохода под землей для железнодорожных путей, автомобильных и пешеходных дорог и т.п.
2. разг.; = тунне́ль
Длинный проход, напоминающий такое сооружение.
м.
1. = тунне́ль
Подземное сооружение в виде сквозного коридора, прохода под землей для железнодорожных путей, автомобильных и пешеходных дорог и т.п.
2. разг.; = тунне́ль
Длинный проход, напоминающий такое сооружение.
ТОННЕ́ЛЬ [тонэль], тоннеля, муж. см. туннель.
ТОННЕ́ЛЬ [нэ ], -я и ТУННЕЛЬ [нэ ], -я, муж. Сооружение в виде коридора, по к-рому проложены пути (под землей, в горах, под каким-н. другим сооружением). Т. метрополитена. Транспортный т. Обводной т.
| прил. тоннельный, -ая, -ое и туннельный, -ая, -ое.
ТОННЕ́ЛЬ и {{stl_8}}тунне́ль{{/stl_8}}, -я, м
Сооружение, представляющее собой сквозной коридор, проход, по которому проложены пути (под землей, в горах, под каким-л. другим сооружением).
Лаз или тоннель нырял под ленточный фундамент, затем уклонялся от прямой только из-за камней или неточного забоя (Солж.).
ТОННЕ́ЛЬ, ТОННЕ́ЛЬНЫЙ см. Тунне́ль.
* * *
тонне́ль - туннель (англ. tunnel), подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки сетей городского хозяйства и др. Тоннели подразделяются на горные, подводные и равнинные, или городские; по назначению - железнодорожные, автомобильные, судоходные, тоннели метрополитенов, гидротехнические, пешеходные и др. Первый судоходный тоннель (около 160 м) был построен во Франции в 1679-81, первый железнодорожный (1190 м) - в Великобритании в 1826-30. Самый длинный (1992) тоннель («Сэйкан») проложен под проливом Цугару между островами Хонсю и Хоккайдо (общая длина 53,85 км, подводной части - 23,3 км).
* * *
ТОННЕЛЬ - ТОННЕ́ЛЬ (туннель) (англ. tunnel), подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки коммуникаций и др. Основные типы тоннелей (по назначению): автодорожные, железнодорожные, тоннели метрополитенов, судоходные, тоннели для разных видов транспорта (в одном сечении), гидротехнические, коммунальные, специального назначения (входящие в состав различных подземных сооружений, в т. ч. военного характера), части путепроводов на месте пересечения городских магистралей.
По расположения тоннели подразделяются на: равнинные, или городские, подводные и горные.
В зависимости от расположения и предназначения выбирается способ проектирования и прокладки трассы. Обязательно учитываются геологические, климатические и топографические условия. Определяется глубина заложения, длина, расположение в плане и профиле, вид поперечного сечения.
Основные способы производства тоннельных работ: горный, требующий до возведения обделки закрепления выработки временной крепью, и щитовой - с применением проходческого щита.
Элементы тоннелей
Для сооружения тоннеля в земле создается выработка - искусственная полость в земной коре. Ее создание начинается с прокладки штольни (см. ШТОЛЬНЯ), которую закрепляют (за исключением редких случаев прокладки тоннелей в крепкой горной породе). Временные крепи постепенно заменяются постоянной обделкой (монолитной или сборной). Обделка - конструктивный элемент, образует внутреннюю поверхность тоннеля. Именно обделка непосредственно воспринимает горное давление и обеспечивает защиту от подземных вод и плывунов.
Портал - входная часть туннеля. Обеспечивает устойчивость бокового и лобового откосов. Рампа - железобетонная конструкция корытообразного сечения, предназначенная для защиты от затопления входных участков.
Строительство
Прежде чем приступить к строительству, необходимо изучить геологическое строение территории, через которую пройдет тоннель. От типа грунта зависит выбор соответствующих методов конструирования. По-разному сооружаются тоннели в мягком грунте (земля, глина), в породах малой и средней плотности (глинистые сланцы, мел, песчаник), в твердой скале (гранит), а также под водой.
При прокладывании самых длинных и глубоких тоннелей иногда решаются на сооружение т. н. пилотного тоннеля, проходящего вдоль главной проходки. Он позволяет сравнить результаты геологических исследований с фактическим строением породы. Это дорогостоящий метод, однако после начала сооружения собственно прокопа пилотный тоннель может быть расширен и использован для технических нужд или как водоотводный канал (в подводных тоннелях).Для неглубоких тоннелей применяют открытый способ прокладки. В раскрытом котловане сооружаются конструкции тоннеля, а затем его засыпают. При закрытом способе прокладки проходка тоннеля и возведение обделки выполняется через стволы шахт или портал.
Щитовой метод разработан англичанином Марком Брунелем (Marc Brunel) при строительстве Лондонского метрополитена в 1863. При этом способе для выдалбливания породы применяется специальный щит, приводимый в действие сервомоторами (так называемый проходческий щит). Это устройство представляет собой соединение трубчатого кожуха длиной в несколько метров, со специальным ножом в передней части. Нож врезается в землю, а труба образует род крыши, которая предотвращает осыпание земли.
В тоннелях, вырубаемых в твердых породах на поверхности земли (например, в горах), гораздо чаще используют бурильные машины. Они проделывают отверстия, в которые помещают взрывчатые вещества, достаточные для взрыва большой мощности (например, нитроглицерин). После вывода машины происходит отпалка очередных зарядов. Выработанную внутри проходки породу шахтеры раздробляют пневматическими молотами и бурами.
Подводные тоннели сооружаются с помощью проходческого щита, открытой технологии или больших автоматических бурильных машин. Эти машины могут достигать 9 м в высоту и более 200 м в длину. Они оснащены врубовыми головками (барабаны с алмазными режущими щитами), на одном месте удерживаются с помощью распорок, прижимаемых к стенкам гидравлическими сервомоторами. Другие сервомоторы продвигают буровую головку вперед. Лазерные лучи, регистрирующие минимальные отклонения от намеченного курса, контролируют продвижение головки. При наличии отклонения запускается система гидравлических сервомоторов, направляющих головку и корректирующих направление бурения.
Стенки тоннелей, вырубаемых в мягком грунте и под водой, укрепляют с помощью тюбингов - элементов в форме выгнутых плит из стали, чугуна, железобетона или бетона. По краям каждого тюбинга находится фланец, позволяющий соединять сегменты, внутри - ребра жесткости. В твердой породе, где вероятность осыпания значительно снижена, установка тюбингов необязательна, стенки тоннеля укрепляются бетонной кладкой. В альпийском тоннеле Симплон (см. СИМПЛОН) сланцевые и гипсовые породы были укреплены стеной, ее толщина - 3 м.
Для удаления отработанной породы часто служат механические погрузчики-скреперы, которые пересыпают щебень в рельсовые вагончики, на конвейер или в кузов грузовика. На стадии экспериментирования находятся другие технологии вырубки пород, в частности с помощью лазерных лучей, ультразвука и струй воды под давлением.
Для обеспечения необходимой вентиляции тоннелей, особенно шоссейных, сооружается система труб и вентиляторов. По трубам, расположенным под проезжей частью, осуществляется приток свежего воздуха, а потолочные трубы очищают туннель от выхлопных газов.
Исторический очерк
История сооружения тоннелей насчитывает ок. 4 тыс. лет. Достоверно первый туннель описан в Древнем Вавилоне: ок. 2180-2160 гг. до н. э. построен подземный переход между царским дворцом и храмом Мардука под водами Евфрата. Строители изменили течение реки, чтобы выкопать по ее дну ров длиной примерно 900 м. Потом они укрепили стены кирпичом, засыпали землей и вернули прежнее течение реки.
Известны подобные сооружения и в античности. Грек Евпалинос из Мегары построил в 6 в. до н. э. на острове Самос километровый тоннель для акведука, а римлянин Луций Кокцеус Авкт (Lucius Cocceus Auctus) в I в. до н. э. прорыл один из самых ранних шоссейных тоннелей, которых проходил в горах из Неаполя в Путеоли (ныне Пуццуоли), его длина составляла 1,4 км.
В Средние века искусство тоннелестроения пришло в упадок. Лишь небольшие тоннели сооружались в военных целях. Постепенно развитие коммуникаций привело к возрождению тоннелестроительства в 17 в. Появление черного пороха сделало возможным прокладку коммуникаций в скальных породах. Первый судоходный тоннель (ок. 160 м) был построен во Франции в 1679-81. После появления в двадцатые годы 19 в. железных дорог, стали сооружаться железнодорожные тоннели (первый такой тоннель построен в Великобритании в 1826-30 на линии Ливерпуль-Манчестер). Появление автомобильного транспорта, развитие шоссейных дорог, совпало с изобретением пироксилина и динамита. В нач. 20 в. были изобретены бурильные машины. Этот период - настоящий взрыв строительства тоннелей. В Альпах их было проложено в 1914-18 гг. 26 тоннелей длиной более 5 км, в т. ч. Сен- Готард (15 км) и Симплон (19,8 км), причем последний протянулся на высоте 2100 м. В наст. время в Альпах продолжают строиться тоннели, хотя пожар в Симплоне и Сен-Готарде в 2002-03 и вызвал протест местных жителей и требования закрыть тоннель. Теперь усиливаются меры противопожарной безопасности. В шоссейных тоннелях каждые 200 м находятся телефоны и огнетушители. Использование огнетушителя автоматически включает сигнал тревоги в контрольном помещении. Пожарные могут проверить причину его включения с помощью телекамер. Пожар или другую чрезвычайную ситуацию можно переждать в эвакуационных помещениях (например, в пилотных тоннелях или специальных комнатах, вырубленных в стенах тоннеля).
Евротоннель, сооруженный в 1988-1993 гг., составляет 50,5 км в длину. Он состоит из трех стволов (двух коммуникационных, диаметром 7,6 м, и технического, диматром 4,8 м). Он был прорыт на глубине 50 м под морским дном. Самый длинный (1992) тоннель («Сэйкан») проложен под прол. Цугару между о-вами Хонсю и Хоккайдо (общая длина 53,85 км, подводной части - 23,3 км).
В 2000 г. было завершено строительство тоннеля, соединяющего норвежские города Орланд (Aurland) и Лердалсёйри (Laerdalsцyri), длиной 24,5 км (часть переправы Осло-Берген). Тогда это был самый длинный шоссейный тоннель в мире.
В России самый длинный тоннель проложен на Бурятском участке трассы БАМ. Это Северомуйский тоннель длиной 15,3 км, строился с 1977 по 2003 г.
ТОННЕЛЬ (туннель) (англ. tunnel) - подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки сетей городского хозяйства и др. Основные способы производства тоннельных работ: горный, требующий до возведения обделки закрепления выработки временной крепью, и щитовой - с применением проходческого щита. Первый судоходный тоннель (ок. 160 м) был построен во Франции в 1679-81, первый железнодорожный (1190 м) - в Великобритании в 1826-30. Самый длинный (1992) тоннель ("Сэйкан") проложен под прол. Цугару между о-вами Хонсю и Хоккайдо (общая длина 53,85 км, подводводной части - 23,3 км).
см. туннель.
ТОННЕЛЬ (туннель), подземный проход. Тоннели обычно прокладывают горным или щитовым способом через одну или несколько точек доступа без нарушения верхнего слоя пород. Многие подземные коммуникационные сооружения, построенные открытым способом, т.е. путем прокладки открытой траншеи с последующим ее покрытием, тоже называют тоннелями.
Классификация. Тоннели классифицируются по назначению: железнодорожные, метрополитена, автодорожные, водоснабжения, канализационные, пешеходные, дренажные, строительные (для пропуска речного потока на время строительства), напорные туннели ГЭС и др. С точки зрения строительства важно, в какой породе закладывается тоннель, - крепкой или слабой. В зависимости от этого выбирается способ проходки тоннеля.
Размеры. Форма поперечного сечения тоннеля может быть круглой, овальной или подковообразной. Прямоугольная и квадратная формы встречаются редко, поскольку при таких формах меньше прочность тоннеля. Строить тоннели диаметром 1-1,5 м нецелесообразно, т.к. рабочим при их проходке пришлось бы работать в согнутом положении. Самый длинный туннель в мире - это Делавэрский водовод Нью-Йорка, тянущийся на 137 км от гор Катскилл до водохранилища Хилл-Вью в Йонкерсе. Выдающимся достижением современной техники явилось сооружение открытого в 1994 тоннеля под проливом Ла-Манш, соединившего железные дороги Великобритании и Франции. Его длина - 52,5 км, глубина заложения - 38,6 м.
Монолитная бетонная перегородка удерживала сжатый воздух в головной рабочей камере, что позволяло комфортно дышать рабочим, удалявшим грунт и монтировавшим тюбинги. 1 - вагонетки с материалами; 2 - водопроводные, воздушные и гидравлические коммуникации; 3 - пожарный рукав; 4 - монтажная стрела; 5 - гидравлические домкраты; 6 - нож щита; 7 - отвал; 8 - обрушение; 9 - домкрат; 10 - платформа; 11 - стойка; 12 - нож щита; 13 - щит; 14 - замешивание раствора; 15 - чугунные тюбинги обделки тоннеля; 16 - защитное ограждение; 17 - раствор; 18 - бетонная перегородка; 19 - бетонная перегородка; 20 - воздушный шлюз для людей; 21 - контроль; 22 - шлюз для материалов.">
ЩИТОВАЯ ПРОХОДКА ТОННЕЛЯ. При сооружении тоннеля им. Линкольна, соединяющего Нью-Йорк с Уихокеном в шт. Нью-Джерси, применялся щитовой способ проходки. Проходческий щит длиной 5,5 м со стальным ножом проталкивали шагами по 80 см сквозь илистый донный грунт р.Гудзон 28 гигантских гидравлических домкратов с усилием подачи каждого, равным 200 т. Домкраты упирались в смонтированное ранее переднее чугунное кольцо обделки тоннеля. Всего в тоннеле было установлено 2031 такое кольцо из 14 тюбингов длиной около 2 м каждое. Монолитная бетонная перегородка удерживала сжатый воздух в головной рабочей камере, что позволяло комфортно дышать рабочим, удалявшим грунт и монтировавшим тюбинги. 1 - вагонетки с материалами; 2 - водопроводные, воздушные и гидравлические коммуникации; 3 - пожарный рукав; 4 - монтажная стрела; 5 - гидравлические домкраты; 6 - нож щита; 7 - отвал; 8 - обрушение; 9 - домкрат; 10 - платформа; 11 - стойка; 12 - нож щита; 13 - щит; 14 - замешивание раствора; 15 - чугунные тюбинги обделки тоннеля; 16 - защитное ограждение; 17 - раствор; 18 - бетонная перегородка; 19 - бетонная перегородка; 20 - воздушный шлюз для людей; 21 - контроль; 22 - шлюз для материалов.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ под проливом Ла-Манш.
ЛИТЕРАТУРА Маковский Л.В. Сооружение городских транспортных и пешеходных тоннелей. М., 1974 Тоннели и метрополитены. М., 1975
Боковой пандус тоннеля Линкольна. Нью-Джерси. США.
ТОННЕЛЬ (туннель), подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки коммуникаций и т.д. Первый известный транспортный тоннель (пешеходный) был проложен под рекой Евфрат в 3-м тысячелетии до нашей эры. Первый судоходный тоннель (около 160 м) построен во Франции в конце 17 в., первый железнодорожный тоннель (около 1,19 км) - в Великобритании в 1826 - 30. Самый длинный тоннель "Сэйкан" (Япония) проложен в 1988 под проливом Цугару (общая длина 53,85 км, подводной части - 23,3 км).
Горный тоннель. Аризона. США.
Тоннель через основание вулкана Алмазная голова. Гонолулу.
тоннель - подземный свод (напр. для железнодорожного пути)
Ср. Tunnel (нем.), Tunnel (англ.) - труба, подземный ход. Tonnelle (фр.), Tonnelle (ит.).
Ср. Узнав от кондуктора, что сейчас будет тоннель - довольно длинный, у молодых екнуло сердце при мысли - сидеть вместе, как бы наедине...
*** Путевые воспоминания.
тонне́ль, тонне́ли, тонне́ля, тонне́лей, тонне́лю, тонне́лям, тонне́лем, тонне́лями, тонне́ле, тонне́лях
сущ., кол-во синонимов: 13
выработка (69)
дюкер (7)
евротоннель (1)
каменный коридор (2)
микротоннель (1)
нора (22)
супертоннель (1)
термотоннель (2)
тоннель-мост (1)
труба (93)
туннель (7)
штольня (6)
тонне́ль
часто также тунне́ль (см.). Форма на -о- из англ. tunnel (tʌnl), возм., подверглась влиянию франц. tunnel, судя по конечному ударению; см. Ушаков 4, 827; Горяев, ЭС 371. Первоисточником является ст.-франц. tonnel "круглый, бочкообразный свод" (Гамильшег, ЕW 873).
ТОННЕЛЬ (англ. tunnel). Подземный ход, в горе или же под рекой, служит преимущественно для проезда железнодорожных поездов.
- Подземный коридор.
- Пробитый в скалах или проходящий под землёй участок дороги.
- Место гибели принцессы Дианы.
- Дорога под Ла-Маншем.
- Роман Роберта Хайнлайна «... в небе».
м. 1. Подземное сооружение для прокладки железнодорожных путей, автомобильных и пешеходных дорог, сетей городского хозяйства и т.п. 2. разг. Длинный проход, напоминающий такое сооружение
прил.
1. соотн. с сущ. тоннель, связанный с ним
2. Свойственный тоннелю, характерный для него.
3. Принадлежащий тоннелю.
4. Имеющий вид тоннеля.
ТОННЕ́ЛЬНЫЙ [тонэльный], тоннельная, тоннельное. см. туннельный.
ТОННЕ́ЛЬ [нэ́], -я и ТУННЕ́ЛЬ [нэ́], -я, м. Сооружение в виде коридора, по к-рому проложены пути (под землей, в горах, под каким-н. другим сооружением). Т. метрополитена. Транспортный т. Обводной т.
см. туннельный.
тонне́льный, тонне́льная, тонне́льное, тонне́льные, тонне́льного, тонне́льной, тонне́льных, тонне́льному, тонне́льным, тонне́льную, тонне́льною, тонне́льными, тонне́льном, тонне́лен, тонне́льна, тонне́льно, тонне́льны, тонне́льнее, потонне́льнее, тонне́льней, потонне́льней
тонне́льщик, тонне́льщики, тонне́льщика, тонне́льщиков, тонне́льщику, тонне́льщикам, тонне́льщиком, тонне́льщиками, тонне́льщике, тонне́льщиках
I.
ТОННЕЛЬЩИК См. также Туннельщик.
II.
ТУННЕЛЬЩИК, ТОННЕЛЬЩИК а, м. Тоннельщик камнелитейных изделий производства. Туннельщик производства кокса. Сл. зан. 2002.