Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

трезини доменико

Энциклопедический словарь

Трези́ни Доменико (Trezzini) (около 1670 - 1734), архитектор, мастер раннего русского барокко. По происхождению швейцарец, с 1703 работал в России. Летний дворец Петра I (1710-1714), собор Петропавловской крепости (1712-1733), здание 12 коллегий (ныне университет, 1722-1734) - в Санкт-Петербурге.

* * *

ТРЕЗИНИ Доменико - ТРЕЗИ́НИ (Trezzini) Доменико [ок. 1670, г. Астано, близ Лугано, Швейцария - 19 февраля (2 марта) 1734, Петербург], русский архитектор и инженер. По происхождению швейцарец. С 1703 работал в России.

Первый архитектор Петербурга: по его проекту заложена Александро-Невская лавра (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА); выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (см. ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ), начата перестройка Петропавловской крепости (см. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ) в камне, выстроены Летний дворец Петра I (см. ПЕТР I Великий) (1710-14), Петровские ворота, Петропавловский собор (1712-33), Здание двенадцати коллегий (ныне университет, 1722-34). Однако из градостроительных работ след в истории русской архитектуры оставил только проект планировки Васильевского острова. Постройки Трезини, отличающиеся регулярностью планов, скромностью декора, сочетанием крупных ордерных элементов с барочными деталями, характерны для раннего барокко (см. БАРОККО).

Поступление на русскую службу

Учился архитектуре в Венеции, вернувшись в Швейцарию, женился на Джованне ди Вейтис. В поисках работы некоторое время жил в Дании, но постоянной работы не нашел. Посол Петра I (см. ПЕТР I Великий) Измайлов, искавший специалистов-строителей, 1 апреля 1703 заключил с Трезини («с господином Трецином») договор о поступлении на русскую службу. Жалование 20 червонцев в месяц показалось Трезини более чем достаточным, и летом того же года он вместе с другими иностранными специалистами морем прибыл в Архангельск.

Кронштадт

Первой самостоятельной работой Трезини стало строительство форта Кроншлот (Кронштадт), который не сохранился, но его изображения имеются на старинных гравюрах. Спустя два месяца после окончания строительства шведская эскадра попыталась прорваться в устье Невы и два дня бомбардировала форт, но безрезультатно.

Петропавловская крепость

Зимой 1706 Петр I поручает архитектору начать перестройку в камне земляной Петропавловской фортеции. Этой работе Трезини посвятил 28 лет своей жизни. Через два года в крепости уже были выстроены пороховые погреба, началось возведение казарм, бастионов Меншикова и Головкина.

В 1718 завершены в камне парадные Петровские ворота - единственный сохранившийся образец триумфального сооружения начала 18 в. Петровские ворота имеют форму однопролетной триумфальной арки, увенчаны массивным аттиком (см. АТТИК) с полукруглым фронтоном, украшены деревянным резным барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (скульптор К. Оснер; перенесен с деревянных Петровских ворот, построенных в 1708). В том же году Трезини выполнил и большую модель Александро-Невского монастыря.

К осени 1720 была завершена многоярусная колокольня Петропавловского собора, не успели только укрыть шпиль листами позолоченной меди (высота 112 м, на 32 м выше колокольни Иван Великий Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский); общая высота со шпилем 122, 5 м). В августе того же года впервые заиграли на колокольне куранты (обошлись казне в 55 тыс. рублей). Петр лично поднялся на колокольню, чтобы осмотреть город.

Собор достраивался и украшался еще более десяти лет (1712-33). Его план нетрадиционен для русского культового зодчества: прямоугольное вытянутое здание разделено на три нефа пилонами (см. ПИЛОН) с раскрепованными пилястрами (см. ПИЛЯСТРА), поддерживающими крестовые своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами (см. ЛЮНЕТ (в архитектуре)) и заканчивающимся небольшой главкой. Резной деревянный позолоченный иконостас выполнен в виде триумфальных ворот, что характерно для европейского барокко (1722-26, архитектор И. П. Зарудный (см. ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович), иконы - А. М. Поспелов). Собор стал усыпальницей Петра I и других русских императоров.

Весной 1710 на месте, где теперь Эрмитажный театр, был заложен каменный Зимний дом для императора (не сохранился). К этому времени Трезини фактически стал главным архитектором столицы. Выполнил по указанию Петра I типовые («образцовые») проекты жилых домов и пригородных дач для различных слоев населения: «именитых», «зажиточных», «подлых».

Васильевский остров

В 1710-х гг. у Петра возникает план создания на Васильевском острове центра города, и в 1716 Трезини составляет его проект. В основу проекта легла любимая идея Петра - сеть каналов по типу амстердамских (в дальнейшем на их месте пролегли современные проспекты и линии Васильевского острова).

По приказу Петра Трезини строит на Васильевском острове первое правительственное здание - Здание двенадцати коллегий (ныне Петербургский университет; 1722-42; позже частично перестроено). Здание, предназначенное для Сената, Синода и других коллегий (по их числу название), членится на одинаковые секции, перекрытые отдельными крышами. Фасады секций, оформленные в стиле петровского барокко, объединены в единую прямолинейную композицию, вытянувшуюся перпендикулярно Неве на 383 м. С западной стороны во всю длину здания пристроена 2-этажная галерея.

Жил Трезини сначала в Греческой слободе (в районе набережной р. Мойка и современной улицы Халтурина), затем в собственном доме (1720-е гг., сохранился в перестроенном виде) на Васильевском острове. Свою первую жену оставил в Астано и, вероятно, в 1709 женился вторично. Среди учеников - М. Г. Земцов (см. ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич).

Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

Большой энциклопедический словарь

ТРЕЗИНИ Доменико (ок. 1670-1734) - российский архитектор. Представитель раннего барокко. По происхождению швейцарец, с 1703 работал в России. Летний дворец Петра I (1710-14), собор Петропавловской крепости (1712-33), здание 12 коллегий (ныне университет, 1722-34) - в Санкт-Петербурге.

Гуманитарный словарь

ТРЕЗИ́НИ Доменико (ок. 1670-1734) - швейц. архитектор, уроженец Тичино (Тессина), учился в Италии, в 1699- 1703 работал в Дании, где, по его словам, "делал многие фортификационные и иные узорчатые палатные мастерства", т. е. возводил воен. и гражд. постройки. Приехал в Россию по контракту в июле 1703, в февр. следующего года прибыл в СПб., откуда был послан в Нарву и строил там "государевы палаты", триумфальные ворота, ремонтировал разруш. при штурме крепостные сооружения. По возвращении в СПб. Т. возглавлял стр-во Петропавловской крепости (1706-33), Петровские ворота к-рой стали первым примером синтеза архитектуры и скульптуры в СПб. Именно отсюда берет начало эта характерная черта арх. облика рос. столицы, к-рая затем последовательно воплощалась архитекторами на протяжении двух столетий. По его же проекту в крепости строился Петропавловский собор (1712-32), к-рый ни по внеш. виду, ни в плане не был похож на традиц. рус. 4-столпные, крестовокупольные шатровые или 5-купольные правосл. церкви. Внутр. пространство прямоугольного в плане 3-нефного собора расчленено мощными пилонами на три равных по выс. пролета. Это была первая зальная церковь в России, а ее колокольня - самая высокая постройка в гос-ве. В эти же годы по проектам Т. и под его рук. были возведены осн. постройки новой столицы: Летний (1710-12) и Зимний (1711-12) дворцы Петра I, мазанковые Канцелярии на Городовом о-ве (1714-18), построенные из шести одинаковых секций. Залож. здесь осн. принципы структуры адм. здания позднее были воплощены в Гос. коллегиях на Васильевском о-ве двенадцатикратным повторением плана корпуса одной коллегии. Канц. стояли "в линию", "единой фасадой", как жилые дома по набережным, с той разницей, что оба здания - и Канц., и Коллегии - были поставлены к Неве торцовыми фасадами, а гл. фасадом были обращены к площади - соотв. к Троицкой и на Стрелке Васильевского о-ва. Размах деят-ности Т. соответствовал размаху стр-ва в СПб. Когда города как такового еще не было, он возводил крепость, затем построил первые дворцы. Когда настало время строить город, он проектировал р-ны гор. застройки - Моск. сторону (1712), Выборг. сторону (1715), Васильевский о-в (1715), комплекс Александро-Невского мон., для к-рого сделал "абрис, как быть всему кам. строению" (1715). В проекте монастыря Т. нашел необычное для России решение. Все здания комплекса расположены по периметру, образуя внутри огромную площадь. Гл. здание - собор, к-рый в рус. монастырях обычно находился в центре комплекса, зодчий выдвинул к выходящей на Неву линии периметральной застройки. Еще одну церковь он поместил в сев.-вост. углу ансамбля. Оба жилых корпуса Невской линии к С. и Ю. от собора он разбил на три секции каждый и расположил их уступами от собора в сторону Невы. Благодаря этому перемещающаяся по фасаду в течение дня светотень оживляет длинные двухэтажные корпуса и придает живописность Невской линии монастыря. Но значение Т. для СПб. заключалось не только в создании им планов застройки гор. р-нов, прокладки улиц и возведения крупнейших и важнейших построек того времени, к-рые своими размерами и сегодня поражают зрителя. Город состоит не только из них, а прежде всего из домов его жителей. Именно Т. составил первые в России "образцовые проекты" для постройки неск. типов одно- и двухэтажных жилых домов - мазанковых и кирп., на европ. манер (1714), по к-рым велась жилая застройка в СПб. Эти дома не обладали к.-л. особыми арх. достоинствами, но они решали задачу придания городу регулярности, европ. вида и противодействия стихийности в условиях массовой жилой застройки территории. Расцвет арх. деят-ности Т. приходится на 1720-е гг. По своим проектам он начинает стр-во двухэтажного кам. здания Мор. и Сухопутного госпиталей на Выборг. стороне (1720-25), здания Гос. (Двенадцати) коллегий (1722-33), двухэтажных кам. "надворных палат" при новом Зимнем дворце (1726), дворца имп. Петра II на Васильевском о-ве (1727), но все эти постройки не были завершены при его жизни. Не выделяясь среди работавших в то время в СПб. др. арх. талантом и знаниями, Т. превосходил их всех добросовестностью, трудолюбием, энергией и преданностью планам Петра I. В то время именно эти качества были решающими. Поэтому второе и третье десятилетия застройки СПб. проходили "под знаком" Т. В 1726 имп. Екатерина I пожаловала Т. "за ево труд и прилежность в полковники от фортификации". Т. разработал и осуществил многочисл. проекты зданий разл. назначения и оказал заметное влияние на развитие петерб. архитектуры 1-й пол. 18 в. В его постройках нашел выражение тот арх. стиль, к-рый в истории рус. архитектуры определяется термином "Петровское барокко".

Полезные сервисы