Трези́ни Доменико (Trezzini) (около 1670 - 1734), архитектор, мастер раннего русского барокко. По происхождению швейцарец, с 1703 работал в России. Летний дворец Петра I (1710-1714), собор Петропавловской крепости (1712-1733), здание 12 коллегий (ныне университет, 1722-1734) - в Санкт-Петербурге.
* * *
ТРЕЗИНИ Доменико - ТРЕЗИ́НИ (Trezzini) Доменико [ок. 1670, г. Астано, близ Лугано, Швейцария - 19 февраля (2 марта) 1734, Петербург], русский архитектор и инженер. По происхождению швейцарец. С 1703 работал в России.
Первый архитектор Петербурга: по его проекту заложена Александро-Невская лавра (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА); выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (см. ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ), начата перестройка Петропавловской крепости (см. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ) в камне, выстроены Летний дворец Петра I (см. ПЕТР I Великий) (1710-14), Петровские ворота, Петропавловский собор (1712-33), Здание двенадцати коллегий (ныне университет, 1722-34). Однако из градостроительных работ след в истории русской архитектуры оставил только проект планировки Васильевского острова. Постройки Трезини, отличающиеся регулярностью планов, скромностью декора, сочетанием крупных ордерных элементов с барочными деталями, характерны для раннего барокко (см. БАРОККО).
Поступление на русскую службу
Учился архитектуре в Венеции, вернувшись в Швейцарию, женился на Джованне ди Вейтис. В поисках работы некоторое время жил в Дании, но постоянной работы не нашел. Посол Петра I (см. ПЕТР I Великий) Измайлов, искавший специалистов-строителей, 1 апреля 1703 заключил с Трезини («с господином Трецином») договор о поступлении на русскую службу. Жалование 20 червонцев в месяц показалось Трезини более чем достаточным, и летом того же года он вместе с другими иностранными специалистами морем прибыл в Архангельск.
Кронштадт
Первой самостоятельной работой Трезини стало строительство форта Кроншлот (Кронштадт), который не сохранился, но его изображения имеются на старинных гравюрах. Спустя два месяца после окончания строительства шведская эскадра попыталась прорваться в устье Невы и два дня бомбардировала форт, но безрезультатно.
Петропавловская крепость
Зимой 1706 Петр I поручает архитектору начать перестройку в камне земляной Петропавловской фортеции. Этой работе Трезини посвятил 28 лет своей жизни. Через два года в крепости уже были выстроены пороховые погреба, началось возведение казарм, бастионов Меншикова и Головкина.
В 1718 завершены в камне парадные Петровские ворота - единственный сохранившийся образец триумфального сооружения начала 18 в. Петровские ворота имеют форму однопролетной триумфальной арки, увенчаны массивным аттиком (см. АТТИК) с полукруглым фронтоном, украшены деревянным резным барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (скульптор К. Оснер; перенесен с деревянных Петровских ворот, построенных в 1708). В том же году Трезини выполнил и большую модель Александро-Невского монастыря.
К осени 1720 была завершена многоярусная колокольня Петропавловского собора, не успели только укрыть шпиль листами позолоченной меди (высота 112 м, на 32 м выше колокольни Иван Великий Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский); общая высота со шпилем 122, 5 м). В августе того же года впервые заиграли на колокольне куранты (обошлись казне в 55 тыс. рублей). Петр лично поднялся на колокольню, чтобы осмотреть город.
Собор достраивался и украшался еще более десяти лет (1712-33). Его план нетрадиционен для русского культового зодчества: прямоугольное вытянутое здание разделено на три нефа пилонами (см. ПИЛОН) с раскрепованными пилястрами (см. ПИЛЯСТРА), поддерживающими крестовые своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами (см. ЛЮНЕТ (в архитектуре)) и заканчивающимся небольшой главкой. Резной деревянный позолоченный иконостас выполнен в виде триумфальных ворот, что характерно для европейского барокко (1722-26, архитектор И. П. Зарудный (см. ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович), иконы - А. М. Поспелов). Собор стал усыпальницей Петра I и других русских императоров.
Весной 1710 на месте, где теперь Эрмитажный театр, был заложен каменный Зимний дом для императора (не сохранился). К этому времени Трезини фактически стал главным архитектором столицы. Выполнил по указанию Петра I типовые («образцовые») проекты жилых домов и пригородных дач для различных слоев населения: «именитых», «зажиточных», «подлых».
Васильевский остров
В 1710-х гг. у Петра возникает план создания на Васильевском острове центра города, и в 1716 Трезини составляет его проект. В основу проекта легла любимая идея Петра - сеть каналов по типу амстердамских (в дальнейшем на их месте пролегли современные проспекты и линии Васильевского острова).
По приказу Петра Трезини строит на Васильевском острове первое правительственное здание - Здание двенадцати коллегий (ныне Петербургский университет; 1722-42; позже частично перестроено). Здание, предназначенное для Сената, Синода и других коллегий (по их числу название), членится на одинаковые секции, перекрытые отдельными крышами. Фасады секций, оформленные в стиле петровского барокко, объединены в единую прямолинейную композицию, вытянувшуюся перпендикулярно Неве на 383 м. С западной стороны во всю длину здания пристроена 2-этажная галерея.
Жил Трезини сначала в Греческой слободе (в районе набережной р. Мойка и современной улицы Халтурина), затем в собственном доме (1720-е гг., сохранился в перестроенном виде) на Васильевском острове. Свою первую жену оставил в Астано и, вероятно, в 1709 женился вторично. Среди учеников - М. Г. Земцов (см. ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич).
Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.