Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

франс анатоль

Энциклопедический словарь

Франс Анатоль (France), настоящие имя и фамилия Анатоль Франсуа Тибо (Thibault) (1844-1924), французский писатель. В проникнутых иронией, пафосом релятивизма романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) - критика современной действительности, неприятие буржуазного практицизма; в романе «Таис» (1890) - развенчание христианского фанатизма и аскетизма. Гротескно-фантастические романы «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914) - остроумная антирелигиозная и политическая сатира, в пародийной форме представляющая отдельные моменты французской истории. Скепсис и пессимизм относительно смысла истории, прогрессивной роли в ней революции (роман «Боги жаждут», 1912, о Французской революции конца XVIII в.; симпатии Франса на стороне якобинцев) были поколеблены в 1917 революционными событиями в России (500 статей и речей 1918-1924 в защиту Советской республики). Исторические труды «Жизнь Жанны д’Арк» (1908). Нобелевская премия (1921).

* * *

ФРАНС Анатоль - ФРАНС (France) Анатоль (наст. имя Анатоль Франсуа Тибо, Thibault) (1844-1924), французский писатель. В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) скептическая ирония по отношению к современной действительности, критика которой углубляется в серии романов «Современная история» (1897-1901) - сатирическом обозрении Франции кон. 19 в. В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914) - антирелигиозная и политическая сатира. Исторический роман «Боги жаждут», 1912, о Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) . Сборники новелл, критических статей; в публицистике - сочувствие идеям социализма. Нобелевская премия (1921).

* * *

ФРАНС (France) Анатоль (наст. имя и фам. Жак Анатоль Франсуа Тибо, Thibault) (16 апреля 1844, Париж - 13 октября 1924, Сен-Сир-Сюр-Луар, близ Тура), французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1921).

Книгочей, эпикуреец, скептик

Писатель родился в семье книготорговца и букиниста, частыми гостями которого были самые выдающиеся представители литературного Парижа. Своим детским годам он посвятил автобиографические романы «Книга моего друга» (1885), «Пьер Нозьер» (1899), «Маленький Пьер» (1919) и «Жизнь в цвету» (1922). В 1860-е годы Франс вошел в круг парнасцев (см. ПАРНАС (группа поэтов)). Первый сборник «Золотые поэмы» (1873) и стихотворная драма «Коринфская свадьба» (1876) определили его репутацию хорошего, но лишенного оригинальности поэта. Подлинную славу принес ему роман «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), написанный от лица старого и чудаковатого профессора: на страницах романа возникает образ первого чисто франсовского героя - бескорыстного ученого, который стремится уйти от пошлости окружающего мира в старинные рукописи и книги. Нерастраченные чувства одинокого старика находят выход в его трогательной привязанности к молодой девушке, бедной сироте Жанне, внучке женщины, которую он любил в юности. Защищая Жанну от корыстных недоброжелателей, он едва не попадает на скамью подсудимых, но счастье Жанны устраивается, а Боннар уезжает в деревню, где вдали от житейской суеты занимается изучением цветов и насекомых. В 1890 появилась «Таис», в которой Франс показал себя блестящим мастером исторической прозы: в его романе воссоздана Александрия начала нашей эры, где сталкиваются два мира в лице христианского догматика-аскета Пафнутия и прекрасной язычницы - актрисы Таис. В «Харчевне королевы Гусиные лапы» (1892) и «Суждениях господина Жерома Куаньяра» (1893) Франс обращается к эпохе Просвещения. Обе книги объединены образом его любимого героя - аббата Куаньяра. Сначала о своем учителе рассказывает наивный и скромный сын трактирщика Жак Турнеброш, который после множества бурных приключений, кончающихся гибелью аббата, находит «тихую пристань» в книжной лавке, где и пишет свои мемуары. Во второй части собраны и систематизированы мнения Куаньяра по различным вопросам. Главное в обеих книгах - философия аббата, который превыше всего ставит жизнерадостную мудрость Эпикура (см. ЭПИКУР) и святого Франциска Ассизского (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ). Сборники новелл «Перламутровый ларец» (1892) и «Колодезь святой Клары» (1895) свидетельствуют о тяготении Франса к средневековым легендам и историческим хроникам, под которые он искусно стилизует свое повествование. В «Красной лилии» (1894), первом романе на современный сюжет, описывается история страстной любви на фоне Флоренции, тогда как «Сад Эпикура» (1894) содержит философские размышления о счастье, достижимом лишь при сочетании чувственных и интеллектуальных наслаждений. Четыре тома «Литературной жизни» (1888-1894) определили принадлежность Франса к импрессионистической критике, основанной на «впечатлении» и не претендующей на «объективность»: все точки зрения относительны, поэтому эстетика представляет собой «воздушный замок», а главной задачей критика является самовыражение - «рассказ о похождениях души среди шедевров».

Сатирик, публицист, общественный деятель

После избрания в 1896 во Французскую Академию (см. ФРАНЦУЗСКАЯ АКАДЕМИЯ) Франс начал публиковать «Современную историю» (1897-1901), которая состоит из четырех романов: «Под городскими вязами» (1897), «Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899) и «Господин Бержере в Париже» (1901). Тетралогия считается вершиной сатирического мастерства писателя. Центральный ее персонаж - профессор Бержере - принадлежит к излюбленному Франсом типу скептика и чудака, влюбленного в старинные книги и не принимающего окружающую его действительность. Первые три тома повествуют о его жизни в провинции, где он становится свидетелем грязных махинаций и политических интриг, связанных с перевыборами префекта и назначением епископа. В четвертой книге, посвященной столичной жизни профессора, изображена целая галерея деятелей армии и церкви, а также монархических заговорщиков из среды золотой молодежи и светских дам, плетущих интриги в своих будуарах. «Мыслящий герой» постепенно избавляется как от своих иллюзий, так и от социальной апатии, открыто выступив в защиту Дрейфуса (см. ДРЕЙФУСА ДЕЛО).

В начале 1900-х годов Франс сблизился с социалистами - отражением его искреннего интереса к идеям переустройства мира стал сборник эссе «К лучшим временам» (1906). В «Деле Кренкебиля» (1901) центральной становится проблема правосудия, которое превращается в пародию, когда речь идет о судьбе людей бедных и невежественных. Франс печатает в «Юманите» - газете Жореса (см. ЖОРЕС Жан) - утопический роман «На белом камне» (1904). С восторгом встретив русскую революцию 1905-1907, он был потрясен ее поражением. Тема революции становится одной из главных в творчестве писателя, который приходит к мысли об извечном «круговороте истории»: в мире все повторяется, и любой прогресс является иллюзорным. В романе «Остров пингвинов» (1908) в гротескно-карикатурной форме пародируется история Франции: окрещенные по ошибке глупые птицы были превращены в людей, и их эволюция повторила все преступления, совершенные по ходу развития человеческой цивилизации. В романе «Боги жаждут» (1912), посвященном Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ), отвергаются любые формы насилия: главный герой книги, якобинец Гамлен, наделен высокими душевными качествами и готов на любую жертву ради торжества революционной идеи, но в конечном счете превращается в жестокого фанатика. В 1914 появляется «Восстание ангелов» - фантастический роман, отличающийся своеобразным смешением бытового правдоподобия (картины французского общества перед Первой мировой войной) с гиперболизованной фантастикой (изображение ангельского воинства) и идиллической условностью (описания прошлого). Ангелы, возмущенные тиранией Иеговы (см. ИЕГОВА) , спускаются на землю, чтобы научиться у людей делать революцию. Они обретают облик людей, смешиваются с ними и успешно готовят восстание. Но их вождь Люцифер в вещем сне видит себя победителем Иеговы, занявшим престол и превратившимся в такого же грубого деспота. Наутро он отказывается быть предводителем мятежных ангелов. Парадоксальное смешение небесного и земного, «богохульное» сопоставление Бога и земных правителей привело к включению романа в список книг, запрещенных Католической церковью. В начале Первой мировой войны Франс выпустил книгу «На славном пути» (1915), которая отличалась патриотическим и антинемецким духом, но уже через год стал ярым пацифистом и противником милитаризма. Он горячо приветствовал большевистскую Октябрьскую революцию 1917, а в начале 1920-х годов был в числе тех, кто поддержал созданную во Франции коммунистическую партию. К концу жизни Франс достиг апогея славы, и его парижский дом («Вилла Сеид») превратился в место паломничества для молодых писателей, как французских, так и иностранных.

Энциклопедия Кольера

ФРАНС Анатоль (France, Anatole, псевд.; наст. имя - Жак Анатоль Франсуа Тибо, Thibault)

АНАТОЛЬ ФРАНС (1921).

АНАТОЛЬ ФРАНС (1921).

(1844-1924), французский критик, романист и поэт. Родился 16 апреля 1844 в семье книготорговца. Литературную деятельность начинал неспешно: ему было 35 лет, когда вышел в свет первый сборник новелл. Своим детским годам он посвятил автобиографические романы Книга моего друга (Le Livre de mon ami, 1885) и Маленький Пьер (Le Petit Pierre, 1918). Первый сборник Золотые поэмы (Les Pomes dors, 1873) и стихотворная драма Коринфская свадьба (Les Noces corinthiennes, 1876) свидетельствовали о нем как о подающим надежды поэте. Начало известности Франса как выдающегося прозаика своего поколения положил роман Преступление Сильвестра Боннара (Le Crime de Silvestre Bonnard, 1881). В 1891 появилась Таис (Tais), за ней - Харчевня королевы Гусиные лапы (La Rtisserie de la reine Pdauque, 1893) и Суждения господина Жерома Куаньяра (Les Opinions de M.Jrme Coignard, 1893), давшие блестящее сатирическое изображение французского 18 в. В Красной лилии (Le Lys rouge, 1894), первом романе Франса на современный сюжет, описывается история страстной любви во Флоренции; Сад Эпикура (Le Jardin d'picure, 1894) содержит образцы его философских рассуждений о счастье, состоящем в достижении чувственных и интеллектуальных радостей. После избрания во Французскую Академию (1896) Франс начал публикацию цикла Современная история (Histoire contemporaine, 1897-1901) из четырех романов - Под придорожным вязом (L'Orme du mail, 1897), Ивовый манекен (Le Mannequin d'osier, 1897), Аметистовый перстень (L'Anneau d'amthyste, 1899) и Господин Бержере в Париже (M.Bergeret Paris, 1901). Писатель изображает как парижское, так и провинциальное общество с лукавым остроумием, но вместе с тем резко критически. В Современной истории упоминаются актуальные события, в частности дело Дрейфуса. В новелле Дело Кренкебиля (L'Affaire Crainquebille, 1901), переработанной затем в пьесу Кренкебиль (Crainquebille, 1903), разоблачается судебная пародия на правосудие. Сатирическая аллегория в духе Свифта Остров пингвинов (L'le des pingouins, 1908) воссоздает историю становления французской нации. В Жанне д'Арк (Jeanne d'Arc, 1908) Франс попытался отделить факты от легенд в жизнеописании национальной святой, хотя сам скептически относился к любому историческому исследованию, считая суждения о прошлом всегда в той или иной степени субъективными. В посвященном Французской революции романе Боги жаждут (Les Dieux ont soif, 1912) выразилось его неверие в действенность революционного насилия; в написанном на современный сюжет Восстании ангелов (La Rvolte des anges, 1914) подвергнуто осмеянию христианство. Книга На славном пути (Sur la Voie glorieuse, 1915) исполнена патриотического духа, но уже в 1916 Франс выступил с осуждением войны. В четырех томах Литературной жизни (La Vie littraire, 1888-1894) он выказал себя проницательным и тонким критиком, однако крайняя субъективность заставляла его воздерживаться от каких бы то ни было оценок, поскольку в его глазах значимость произведения определялась не столько его достоинствами, сколько личными пристрастиями критика. Он присоединился к Э.Золя в защите Дрейфуса, а из сборника эссе К лучшим временам (Vers les temps meilleurs, 1906 ) явствует его искренний интерес к социализму. Франс поддержал большевистскую революцию 1917 года. В начале 1920-х годов он был в числе тех, кто симпатизировал недавно созданной французской коммунистической партии. В течение многих лет Франс был главной приманкой в салоне своей близкой приятельницы мадам Арман де Кайаве, а его парижский дом ("Вилла Сеид") превратился в место паломничества для молодых писателей - как французских, так и иностранных. В 1921 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Присущее Франсу тонкое остроумие напоминает иронию Вольтера, с которым его многое роднит. В своих философских воззрениях он развивал и популяризировал идеи Э. Ренана.

Умер Франс в Туре 13 октября 1924.

ЛИТЕРАТУРА

Бруссон Ж.Ж. Анатоль Франс в туфлях и халате. Л. - М., 1925 Франс А. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1957-1960 Фрид Я.В. Анатоль Франс и его время. М., 1975 Франс А. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1983-1984 Анатоль Франс. Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке (1877-1982). М., 1985

Афоризмы

Франс (France) Анатоль

(наст. имя - Анатоль Франсуа Тибо; Thibault) (1844 - 1924)

Французский писатель.

Афоризмы, цитаты

Мы не знаем, как поступить с нашей коротенькой жизнью, но все-таки желаем жить вечно.

Безумием революции было желание водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, свободными, воздержанными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех.

Война - преступление, которое не искупается победой.

Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

Лучшие из книг - те, которые дают больше всего пищи для размышлений, и при этом на самые различные темы.

Народы всегда приписывают победы таланту своих генералов и мужеству своих солдат, а поражения непременно объясняют роковой случайностью.

Полезные сервисы