Франс Анатоль (France), настоящие имя и фамилия Анатоль Франсуа Тибо (Thibault) (1844-1924), французский писатель. В проникнутых иронией, пафосом релятивизма романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) - критика современной действительности, неприятие буржуазного практицизма; в романе «Таис» (1890) - развенчание христианского фанатизма и аскетизма. Гротескно-фантастические романы «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914) - остроумная антирелигиозная и политическая сатира, в пародийной форме представляющая отдельные моменты французской истории. Скепсис и пессимизм относительно смысла истории, прогрессивной роли в ней революции (роман «Боги жаждут», 1912, о Французской революции конца XVIII в.; симпатии Франса на стороне якобинцев) были поколеблены в 1917 революционными событиями в России (500 статей и речей 1918-1924 в защиту Советской республики). Исторические труды «Жизнь Жанны д’Арк» (1908). Нобелевская премия (1921).
* * *
ФРАНС Анатоль - ФРАНС (France) Анатоль (наст. имя Анатоль Франсуа Тибо, Thibault) (1844-1924), французский писатель. В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) скептическая ирония по отношению к современной действительности, критика которой углубляется в серии романов «Современная история» (1897-1901) - сатирическом обозрении Франции кон. 19 в. В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914) - антирелигиозная и политическая сатира. Исторический роман «Боги жаждут», 1912, о Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) . Сборники новелл, критических статей; в публицистике - сочувствие идеям социализма. Нобелевская премия (1921).
* * *
ФРАНС (France) Анатоль (наст. имя и фам. Жак Анатоль Франсуа Тибо, Thibault) (16 апреля 1844, Париж - 13 октября 1924, Сен-Сир-Сюр-Луар, близ Тура), французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1921).
Книгочей, эпикуреец, скептик
Писатель родился в семье книготорговца и букиниста, частыми гостями которого были самые выдающиеся представители литературного Парижа. Своим детским годам он посвятил автобиографические романы «Книга моего друга» (1885), «Пьер Нозьер» (1899), «Маленький Пьер» (1919) и «Жизнь в цвету» (1922). В 1860-е годы Франс вошел в круг парнасцев (см. ПАРНАС (группа поэтов)). Первый сборник «Золотые поэмы» (1873) и стихотворная драма «Коринфская свадьба» (1876) определили его репутацию хорошего, но лишенного оригинальности поэта. Подлинную славу принес ему роман «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), написанный от лица старого и чудаковатого профессора: на страницах романа возникает образ первого чисто франсовского героя - бескорыстного ученого, который стремится уйти от пошлости окружающего мира в старинные рукописи и книги. Нерастраченные чувства одинокого старика находят выход в его трогательной привязанности к молодой девушке, бедной сироте Жанне, внучке женщины, которую он любил в юности. Защищая Жанну от корыстных недоброжелателей, он едва не попадает на скамью подсудимых, но счастье Жанны устраивается, а Боннар уезжает в деревню, где вдали от житейской суеты занимается изучением цветов и насекомых. В 1890 появилась «Таис», в которой Франс показал себя блестящим мастером исторической прозы: в его романе воссоздана Александрия начала нашей эры, где сталкиваются два мира в лице христианского догматика-аскета Пафнутия и прекрасной язычницы - актрисы Таис. В «Харчевне королевы Гусиные лапы» (1892) и «Суждениях господина Жерома Куаньяра» (1893) Франс обращается к эпохе Просвещения. Обе книги объединены образом его любимого героя - аббата Куаньяра. Сначала о своем учителе рассказывает наивный и скромный сын трактирщика Жак Турнеброш, который после множества бурных приключений, кончающихся гибелью аббата, находит «тихую пристань» в книжной лавке, где и пишет свои мемуары. Во второй части собраны и систематизированы мнения Куаньяра по различным вопросам. Главное в обеих книгах - философия аббата, который превыше всего ставит жизнерадостную мудрость Эпикура (см. ЭПИКУР) и святого Франциска Ассизского (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ). Сборники новелл «Перламутровый ларец» (1892) и «Колодезь святой Клары» (1895) свидетельствуют о тяготении Франса к средневековым легендам и историческим хроникам, под которые он искусно стилизует свое повествование. В «Красной лилии» (1894), первом романе на современный сюжет, описывается история страстной любви на фоне Флоренции, тогда как «Сад Эпикура» (1894) содержит философские размышления о счастье, достижимом лишь при сочетании чувственных и интеллектуальных наслаждений. Четыре тома «Литературной жизни» (1888-1894) определили принадлежность Франса к импрессионистической критике, основанной на «впечатлении» и не претендующей на «объективность»: все точки зрения относительны, поэтому эстетика представляет собой «воздушный замок», а главной задачей критика является самовыражение - «рассказ о похождениях души среди шедевров».
Сатирик, публицист, общественный деятель
После избрания в 1896 во Французскую Академию (см. ФРАНЦУЗСКАЯ АКАДЕМИЯ) Франс начал публиковать «Современную историю» (1897-1901), которая состоит из четырех романов: «Под городскими вязами» (1897), «Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899) и «Господин Бержере в Париже» (1901). Тетралогия считается вершиной сатирического мастерства писателя. Центральный ее персонаж - профессор Бержере - принадлежит к излюбленному Франсом типу скептика и чудака, влюбленного в старинные книги и не принимающего окружающую его действительность. Первые три тома повествуют о его жизни в провинции, где он становится свидетелем грязных махинаций и политических интриг, связанных с перевыборами префекта и назначением епископа. В четвертой книге, посвященной столичной жизни профессора, изображена целая галерея деятелей армии и церкви, а также монархических заговорщиков из среды золотой молодежи и светских дам, плетущих интриги в своих будуарах. «Мыслящий герой» постепенно избавляется как от своих иллюзий, так и от социальной апатии, открыто выступив в защиту Дрейфуса (см. ДРЕЙФУСА ДЕЛО).
В начале 1900-х годов Франс сблизился с социалистами - отражением его искреннего интереса к идеям переустройства мира стал сборник эссе «К лучшим временам» (1906). В «Деле Кренкебиля» (1901) центральной становится проблема правосудия, которое превращается в пародию, когда речь идет о судьбе людей бедных и невежественных. Франс печатает в «Юманите» - газете Жореса (см. ЖОРЕС Жан) - утопический роман «На белом камне» (1904). С восторгом встретив русскую революцию 1905-1907, он был потрясен ее поражением. Тема революции становится одной из главных в творчестве писателя, который приходит к мысли об извечном «круговороте истории»: в мире все повторяется, и любой прогресс является иллюзорным. В романе «Остров пингвинов» (1908) в гротескно-карикатурной форме пародируется история Франции: окрещенные по ошибке глупые птицы были превращены в людей, и их эволюция повторила все преступления, совершенные по ходу развития человеческой цивилизации. В романе «Боги жаждут» (1912), посвященном Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ), отвергаются любые формы насилия: главный герой книги, якобинец Гамлен, наделен высокими душевными качествами и готов на любую жертву ради торжества революционной идеи, но в конечном счете превращается в жестокого фанатика. В 1914 появляется «Восстание ангелов» - фантастический роман, отличающийся своеобразным смешением бытового правдоподобия (картины французского общества перед Первой мировой войной) с гиперболизованной фантастикой (изображение ангельского воинства) и идиллической условностью (описания прошлого). Ангелы, возмущенные тиранией Иеговы (см. ИЕГОВА) , спускаются на землю, чтобы научиться у людей делать революцию. Они обретают облик людей, смешиваются с ними и успешно готовят восстание. Но их вождь Люцифер в вещем сне видит себя победителем Иеговы, занявшим престол и превратившимся в такого же грубого деспота. Наутро он отказывается быть предводителем мятежных ангелов. Парадоксальное смешение небесного и земного, «богохульное» сопоставление Бога и земных правителей привело к включению романа в список книг, запрещенных Католической церковью. В начале Первой мировой войны Франс выпустил книгу «На славном пути» (1915), которая отличалась патриотическим и антинемецким духом, но уже через год стал ярым пацифистом и противником милитаризма. Он горячо приветствовал большевистскую Октябрьскую революцию 1917, а в начале 1920-х годов был в числе тех, кто поддержал созданную во Франции коммунистическую партию. К концу жизни Франс достиг апогея славы, и его парижский дом («Вилла Сеид») превратился в место паломничества для молодых писателей, как французских, так и иностранных.