Эпикур
(341-270 гг. до н.э.) философ, родился на о-ве Самос
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги.
Нельзя получить от бесконечной жизни больше наслаждения, чем от того времени, которое мы представляем конечным.
Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах.
Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.
Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых.
Большинство людей то бегут смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом.
Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.
Все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее - трудно достижимо.
Лучше уж верить басням о богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками, - басни дают надежду умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая неизбежность.
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым.
Жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея досуга.
Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.
В философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после изучения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучение и наслаждение.
Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
Мы не столько имеем надобность в помощи друзей, сколько в уверенности относительно помощи.
Кто говорит, что все происходит в силу необходимости, тот не может сделать никакого упрека тому, кто говорит, что все происходит не в силу необходимости: ибо он утверждает, что это самое происходит в силу необходимости.
Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
При философской дискуссии более выигрывает побежденный - в том отношении, что он умножает знания.
Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.
Большие страдания быстро выводят из жизни, а длительные не велики.
Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.
Законы изданы ради мудрых - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
Живи незаметно!
Даже под пыткою мудрец счастлив.
Гадания не существует, а если бы оно существовало, то предсказываемое следовало бы считать совершающимся помимо нас.
Эпикур (…) считает худшей душевную боль, потому что тело мучится лишь бурями настоящего, а душа - и прошлого, и настоящего, и будущего. Точно так же и наслаждения душевные больше, чем телесные.
Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.
Никогда не хотел я нравиться народу - ведь народ не любит того, что я знаю, а я не знаю того, что любит народ.
Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным. (Мнение эпикурейцев.)
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мною, если исполнится то, чего я ищу, вследствие желания, и - если не исполнится?
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
Величайший плод справедливости - безмятежность.
Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
Привыкай думать, что смерть для нас - ничто; ведь все, и хорошее, и дурное, заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
Редко судьба препятствует мудрому.