Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хайдеггер мартин

Энциклопедический словарь

Ха́йдеггер Мартин (Heidegger) (1889-1976), немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Ученик Э. Гуссерля. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности («Бытие и время», 1927). Темы работ позднего Хайдеггера - происхождение «метафизического» способа мышления, характеризуемого как «забвение бытия».

* * *

ХАЙДЕГГЕР Мартин - ХА́ЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889-1976), немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования («Бытие и время», 1927). Темы работ позднего Хайдеггера - происхождение «метафизического» способа мышления, поиск пути к «истине бытия».

* * *

ХА́ЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 - 26 мая 1976), немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию 20 в. Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. В философской традиции Хайдеггер опирается на Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) и особенно на И. Канта (см. КАНТ Иммануил), становление его как философа проходило в чтении Августина (см. АВГУСТИН Блаженный), М. Лютера (см. ЛЮТЕР Мартин), Б. Паскаля (см. ПАСКАЛЬ Блез), Г. В. Ф. Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Ф. В. Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), С. Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен), Ф. Гельдерлина (см. ГЕЛЬДЕРЛИН Фридрих), Р. М. Рильке (см. РИЛЬКЕ Райнер Мария), Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Его непосредственные предшественники - Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), В. Дильтей (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), прямые учителя - Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) и Г. Риккерт (см. РИККЕРТ Генрих); раннему Хайдеггеру ближе всего К. Ясперс (см. ЯСПЕРС Карл), Р. Бультман (см. БУЛЬТМАН Рудольф), Макс Шелер (см. ШЕЛЕР Макс), Ханна Арендт (см. АРЕНДТ Ханна).

Ранний период

Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге. С 1909 студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете. После докторантуры и доцентуры у Риккерта (см. РИККЕРТ Генрих) был ассистентом у Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) (профессора Фрейбургского университета с 1916), в 1923-28 профессором Марбургского университета. С 1929, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, занимает кафедру философии Фрейбургского университета. Уже в ранних лекционных курсах Хайдеггер отказывается от расхожего философского инструментария - понятий субъекта, объекта, познания, духа, материи - и проводит феноменологическую «деструкцию» (разбор) схем разума.

«Бытие и время»

В работе «Бытие и время» (1927) Хайдеггер вновь ставит «вопрос о бытии», отодвинутый европейской философией в сферу абстракций, как подлинное дело человеческого существа, «присутствия», открытого бытия (Dasein). Хайдеггер развертывает анализ исходного «бытия-в-мире», в которое «присутствие» оказывается всегда уже «брошено» и из которого оно ответно бросает себя на свои фактические возможности. Присутствие исходно «понимает» (разбирается) в своем мире, «расположено» (настроено) и имеет дело с целостностью мира в своей «заботе» и в «решимости» перед лицом смерти как возможности безусловной невозможности быть. Неотменимая временность присутствия предстает в «экстазах» его «всегда-уже-бывшести» (брошенности), актуальности (настоящего) и способности «настать для себя» (будущности). В сущностной временности укоренена историчность, трансцендентным горизонтом которой остается мир.

После «поворота». Лекционные курсы

В начале 1930-х гг. происходит «поворот» в философствовании Хайдеггера. К главной своей цели он продолжает идти уже путем осмысления бытия как истины (алетейи - «непотаенности») и «события», особенно в работе «К философии: о событии», (1936-38), сопоставимой по значимости с «Бытием и временем», но впервые опубликованной лишь в 1989. Вокруг «истинствования» человека в «просвете свободы» движется мысль Хайдеггера в лекционных курсах «О существе человеческой свободы» (1930), «Бытие и истина» (1933-34).

В мае 1933 Хайдеггер избран ректором Фрейбургского университета как человек, который в условиях прихода к власти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоять университетскую автономию. Ректорство Хайдеггера, ставшее впоследствии предметом придирчивого расследования, продолжалось до февраля 1934, когда он оставил этот пост. В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше «воля к власти», «вечное возвращение» и др., Хайдеггер исследует явление «нигилизма» как упущение онтологической разницы между бытием и сущим, ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство, в конечном счете к опустошению земли, по плоскости которой активно движется «работающий зверь» - забывший свою истину человек. Хайдеггер обращается к поэзии и искусству как «хранителям бытия» и собеседникам философии. Создание лекционных курсов (более 50 томов в Полном собрании сочинений), прервалось в ноябре 1944, когда как идеологически ненужный режиму он был направлен на рытье окопов, а с приходом французской оккупационной администрации лишен прав преподавания. Оно отчасти возобновляется курсом «Что называется мышлением?» (1951-52) и семинарами по Гераклиту и Пармениду, Гегелю, Канту (отчасти в Ле Торе, Франция), по феноменологии Гуссерля (1973).

«Письмо о гуманизме»

В знаменитом письме французскому другу (Жану Бофре) «О гуманизме» (1947) Хайдеггер отклоняет типичное сближение его с экзистенциализмом Ж. П. Сартра (см. САРТР Жан Поль) и Ясперса (см. ЯСПЕРС Карл) (с последним он по существу разошелся уже в рецензии 1919-21 на «Психологию мировоззрений»). Экзистенциалистской замкнутости на человеке Хайдеггер противопоставляет внимание к «измерению бытия», через которое человек впервые только и узнает свое призвание быть «пастухом бытия» в «доме бытия» - языке.

Философия техники и языка

В докладах «Взгляд в то, что есть» (Бремен, 1949) и «Вещь» (Мюнхен, 1950) наукотехника, движущая сила новоевропейской истории, раскрывается как «постав», позиция сплошного «исследующего устанавливания» сущего для распоряжения им. «Постав» правит и субъектом, который втягивается в его систему необходимой составной частью. По мере тотальной организации мира «постав» все вернее минует истину бытия, но тем яснее позволяет осмыслить истину как нечто не поддающееся установлению. В докладе «Язык» (Бюлерхеэ, 1950) и в книге «Путь к языку» (1959) слово мысли и поэзии, заслоненное обычным представлением знака как заместителя вещи, выступает у Хайдеггера как зов мира, ожидающего, чтобы человек «сказал» его.

Наследие и влияние

С 1973 под руководством Хайдеггера начато издание Полного собрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должно включить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизни опубликованных едва ли на 1/5. Библиография литературы о Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий. Отдельные темы и приемы его мысли развертывают как прямые его ученики (Х. Г. Гадамер (см. ГАДАМЕР Ханс Георг), Х. Арендт, Ж. Бофре), так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж. Деррида (см. ДЕРРИДА Жак)). Современная этика (Э. Левинас (см. ЛЕВИНАС Эмманюэль), А. Глюксман (см. ГЛЮКСМАН Андре)), политология (Р. Рорти (см. РОРТИ Ричард) ), философия техники (Ш. Ширмахер), богословие, в т. ч. православное (Х. Яннарас), идеологическая публицистика пропитаны идеями Хайдеггера. Весомость его мысли лишь подчеркивается критикой в его адрес (Ясперс, Р. Карнап (см. КАРНАП Рудольф), Т. Адорно (см. АДОРНО Теодор), Г. Грасс (см. ГРАСС Гюнтер), Ю. Хабермас (см. ХАБЕРМАС Юрген)) и повторяющимися попытками его развенчания.

Энциклопедия Кольера

ХАЙДЕГГЕР Мартин (Heidegger, Martin) (1889-1976), немецкий философ-экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию 20 в. Будучи студентом и ассистентом Э.Гуссерля, внес серьезный вклад в развитие феноменологии. Однако взгляды Хайдеггера весьма отличаются от взглядов Гуссерля. Последний акцентировал внимание на рефлексивных и по большей части рациональных формах опыта сознания, в то время как Хайдеггер придавал особое значение лежащей в их основе экзистенциальной ситуации. Согласно Хайдеггеру, подлинное понимание должно начинаться с наиболее фундаментальных уровней исторического, практического и эмоционального существования человека - тех уровней, которые поначалу могут и не осознаваться и которые, возможно, влияют на деятельность самого разума. Хайдеггер родился 26 сентября 1889 в Мескирхе (ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия). Окончил иезуитское училище, гимназию (1909), поступил в университет во Фрайбурге-им-Брайсгау, где защитил докторскую диссертацию (1913). В 1920 Хайдеггер стал ассистентом Гуссерля. В 1923 получил звание профессора Марбургского университета, а через пять лет Гуссерль назвал его своим преемником на кафедре философии во Фрайбурге. В 1933 был избран деканом факультета. Оказавшись на вершине преподавательской карьеры, Хайдеггер вскоре вынужден был уйти в отставку. После войны жил вначале уединенно, но позже возобновил преподавательскую деятельность и вел ее до 1957. Умер Хайдеггер в Мескирхе 26 мая 1976. Хайдеггера как мыслителя занимали прежде всего формы повседневного существования, или, по его словам, способы "бытия в мире". Он разделял глубокий скептицизм Гуссерля в отношении некоторых тенденций развития современной научной мысли, особенно связанных со все возрастающей зависимостью от чисто формальных, количественных аспектов математического знания и их приложением к таким далеким от них областям исследований, как социальные науки. Хайдеггер полагал, что современное научное мышление не видит различия между способом бытия человеческого субъекта и способом бытия, характерным для физических объектов. Научное мышление игнорирует само понятие бытия, сам смысл того, что значит существовать. В Бытии и времени (Sein und Zeit, 1927) Хайдеггер предлагал исследовать смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, - эту задачу он называл "фундаментальной онтологией". Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия - человеческого существования. Однако, в отличие от Гуссерля, для которого подобное описание возможно только на рефлексивном уровне чистого сознания, Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует. Человеческий субъект уже "здесь", он присутствует (Dasein, здесь-бытие), "заброшен" в пред-существующий мир. Хайдеггер анализировал несколько первичных способов ("экзистенциалов") человеческого "бытия в мире", таких, как инструментальное обращение с вещами, понимание и истолкование мира, использование человеком языка, понимание того, что существует "другой" и забота о других, а также настроения и наклонности. В каждом из этих способов бытия человеческое существование отличается от существования объектов. Таким образом, человеческое существование объясняется исходя из контекста реальных и практических отношений человека с миром. К несчастью, человек оказывается все более поглощенным повседневными заботами и забывает о своем бытии. Он теряет чувство своей "подлинности" и впадает в усредненное существование, в "неполноценные" способы бытия в мире. Это - бестревожный путь конформизма. Человек превращается в одного из "них" (das Man), вливается в анонимную толпу, принимает ее ценности и усваивает ее способы поведения и мышления. Однако, опираясь на свой глубинный, личностный опыт, человек может вновь обрести подлинность существования. Например, тревога (Angst) разрушает привычные схемы жизни и отношений, что приводит к уединению. Тогда безличные "люди" больше не могут доминировать, поскольку "они" уже не дают человеку чувства комфортности и безмятежного существования. Для Хайдеггера и экзистенциалистов опыт тревоги не только освобождает человека от мертвящего конформизма, но и открывает ему его собственное бытие как бытие ответственной за свое существование личности, способной к решительным действиям. Хайдеггер подчеркивает конечный характер человеческого существования; поскольку всякий опыт носит временной характер, человек может размышлять о его границах, определяющих бытие в предчувствии смерти (Sein zum Tode, бытие-к-смерти). Хайдеггер всегда полагал, что проблематика мира и "другого" является важнейшей для рассмотрения человеческого существования, однако его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе Что такое метафизика? (Was ist Metaphysik?, 1930) и во Введении в метафизику (Einfhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную "технологическую" интерпретацию природы. В своих проницательных работах о языке и литературе, таких как Гельдерлин и сущность поэзии (Hlderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), Толкования поэзии Гельдерлина (Erlauterungen zu Hlderlins Dichtung, 1937), Отрешенность (Gelassenheit, 1959) и Путь к языку (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя или поэта. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть "сказанным" или "начертанным". Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии: Учение Платона об истине (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947), Кант и проблема метафизики (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929), Лесные тропы (Holzwege, 1950), Ницше (Nietzsche, 1961) и Вопрос о вещи (Die Frage nach dem Ding, 1962).

ЛИТЕРАТУРА

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993 Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997

Словарь народов и культуры

Хайдеггер Мартин

(Heidegger, Martin) (1889-1976), нем. философ, ученик Гуссерля (феноменология), один из основоположников экзистенциализма. В своей гл. работе Бытие и время (1927) X. предпринял попытку вернуть философию к первостепенно важному, по его мнению, вопросу: что такое бытие? X. никогда не утверждал, что способен ответить на этот вопрос, но тем не менее разработал новую систему филос. понятий, в к-рой традиц. метафизика и эпистемология уступили место анализу осн. х-к человеческого существования (бытие в мире). Нек-рые полагают, что филос. достижения X. перечеркнуты его связями с нацизмом.

Полезные сервисы