Ха́йдеггер Мартин (Heidegger) (1889-1976), немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Ученик Э. Гуссерля. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности («Бытие и время», 1927). Темы работ позднего Хайдеггера - происхождение «метафизического» способа мышления, характеризуемого как «забвение бытия».
* * *
ХАЙДЕГГЕР Мартин - ХА́ЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889-1976), немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования («Бытие и время», 1927). Темы работ позднего Хайдеггера - происхождение «метафизического» способа мышления, поиск пути к «истине бытия».
* * *
ХА́ЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 - 26 мая 1976), немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию 20 в. Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. В философской традиции Хайдеггер опирается на Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) и особенно на И. Канта (см. КАНТ Иммануил), становление его как философа проходило в чтении Августина (см. АВГУСТИН Блаженный), М. Лютера (см. ЛЮТЕР Мартин), Б. Паскаля (см. ПАСКАЛЬ Блез), Г. В. Ф. Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Ф. В. Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), С. Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен), Ф. Гельдерлина (см. ГЕЛЬДЕРЛИН Фридрих), Р. М. Рильке (см. РИЛЬКЕ Райнер Мария), Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Его непосредственные предшественники - Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), В. Дильтей (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), прямые учителя - Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) и Г. Риккерт (см. РИККЕРТ Генрих); раннему Хайдеггеру ближе всего К. Ясперс (см. ЯСПЕРС Карл), Р. Бультман (см. БУЛЬТМАН Рудольф), Макс Шелер (см. ШЕЛЕР Макс), Ханна Арендт (см. АРЕНДТ Ханна).
Ранний период
Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге. С 1909 студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете. После докторантуры и доцентуры у Риккерта (см. РИККЕРТ Генрих) был ассистентом у Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) (профессора Фрейбургского университета с 1916), в 1923-28 профессором Марбургского университета. С 1929, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, занимает кафедру философии Фрейбургского университета. Уже в ранних лекционных курсах Хайдеггер отказывается от расхожего философского инструментария - понятий субъекта, объекта, познания, духа, материи - и проводит феноменологическую «деструкцию» (разбор) схем разума.
«Бытие и время»
В работе «Бытие и время» (1927) Хайдеггер вновь ставит «вопрос о бытии», отодвинутый европейской философией в сферу абстракций, как подлинное дело человеческого существа, «присутствия», открытого бытия (Dasein). Хайдеггер развертывает анализ исходного «бытия-в-мире», в которое «присутствие» оказывается всегда уже «брошено» и из которого оно ответно бросает себя на свои фактические возможности. Присутствие исходно «понимает» (разбирается) в своем мире, «расположено» (настроено) и имеет дело с целостностью мира в своей «заботе» и в «решимости» перед лицом смерти как возможности безусловной невозможности быть. Неотменимая временность присутствия предстает в «экстазах» его «всегда-уже-бывшести» (брошенности), актуальности (настоящего) и способности «настать для себя» (будущности). В сущностной временности укоренена историчность, трансцендентным горизонтом которой остается мир.
После «поворота». Лекционные курсы
В начале 1930-х гг. происходит «поворот» в философствовании Хайдеггера. К главной своей цели он продолжает идти уже путем осмысления бытия как истины (алетейи - «непотаенности») и «события», особенно в работе «К философии: о событии», (1936-38), сопоставимой по значимости с «Бытием и временем», но впервые опубликованной лишь в 1989. Вокруг «истинствования» человека в «просвете свободы» движется мысль Хайдеггера в лекционных курсах «О существе человеческой свободы» (1930), «Бытие и истина» (1933-34).
В мае 1933 Хайдеггер избран ректором Фрейбургского университета как человек, который в условиях прихода к власти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоять университетскую автономию. Ректорство Хайдеггера, ставшее впоследствии предметом придирчивого расследования, продолжалось до февраля 1934, когда он оставил этот пост. В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше «воля к власти», «вечное возвращение» и др., Хайдеггер исследует явление «нигилизма» как упущение онтологической разницы между бытием и сущим, ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство, в конечном счете к опустошению земли, по плоскости которой активно движется «работающий зверь» - забывший свою истину человек. Хайдеггер обращается к поэзии и искусству как «хранителям бытия» и собеседникам философии. Создание лекционных курсов (более 50 томов в Полном собрании сочинений), прервалось в ноябре 1944, когда как идеологически ненужный режиму он был направлен на рытье окопов, а с приходом французской оккупационной администрации лишен прав преподавания. Оно отчасти возобновляется курсом «Что называется мышлением?» (1951-52) и семинарами по Гераклиту и Пармениду, Гегелю, Канту (отчасти в Ле Торе, Франция), по феноменологии Гуссерля (1973).
«Письмо о гуманизме»
В знаменитом письме французскому другу (Жану Бофре) «О гуманизме» (1947) Хайдеггер отклоняет типичное сближение его с экзистенциализмом Ж. П. Сартра (см. САРТР Жан Поль) и Ясперса (см. ЯСПЕРС Карл) (с последним он по существу разошелся уже в рецензии 1919-21 на «Психологию мировоззрений»). Экзистенциалистской замкнутости на человеке Хайдеггер противопоставляет внимание к «измерению бытия», через которое человек впервые только и узнает свое призвание быть «пастухом бытия» в «доме бытия» - языке.
Философия техники и языка
В докладах «Взгляд в то, что есть» (Бремен, 1949) и «Вещь» (Мюнхен, 1950) наукотехника, движущая сила новоевропейской истории, раскрывается как «постав», позиция сплошного «исследующего устанавливания» сущего для распоряжения им. «Постав» правит и субъектом, который втягивается в его систему необходимой составной частью. По мере тотальной организации мира «постав» все вернее минует истину бытия, но тем яснее позволяет осмыслить истину как нечто не поддающееся установлению. В докладе «Язык» (Бюлерхеэ, 1950) и в книге «Путь к языку» (1959) слово мысли и поэзии, заслоненное обычным представлением знака как заместителя вещи, выступает у Хайдеггера как зов мира, ожидающего, чтобы человек «сказал» его.
Наследие и влияние
С 1973 под руководством Хайдеггера начато издание Полного собрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должно включить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизни опубликованных едва ли на 1/5. Библиография литературы о Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий. Отдельные темы и приемы его мысли развертывают как прямые его ученики (Х. Г. Гадамер (см. ГАДАМЕР Ханс Георг), Х. Арендт, Ж. Бофре), так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж. Деррида (см. ДЕРРИДА Жак)). Современная этика (Э. Левинас (см. ЛЕВИНАС Эмманюэль), А. Глюксман (см. ГЛЮКСМАН Андре)), политология (Р. Рорти (см. РОРТИ Ричард) ), философия техники (Ш. Ширмахер), богословие, в т. ч. православное (Х. Яннарас), идеологическая публицистика пропитаны идеями Хайдеггера. Весомость его мысли лишь подчеркивается критикой в его адрес (Ясперс, Р. Карнап (см. КАРНАП Рудольф), Т. Адорно (см. АДОРНО Теодор), Г. Грасс (см. ГРАСС Гюнтер), Ю. Хабермас (см. ХАБЕРМАС Юрген)) и повторяющимися попытками его развенчания.