Химе́нес Хуан Рамон (Jiménez) (1881-1958), испанский поэт. С 1936 в эмиграции (Куба, США, Пуэрто-Рико). В лирике - традиции фольклорных жанров, импрессионистичная живописность, утверждение единства всего сущего и созидательная ценности душевной гармонии (сборники «Пасторали», «Звонкое одиночество», оба 1911, «Вечные мгновения», 1918, «Единое время», 1946, и др.). Лирическая проза (книга «Платеро и я», 1914), критические эссе («Испанцы трёх миров», 1942; «Бесконечный поток», 1961). Нобелевская премия (1956).
* * *
ХИМЕНЕС Хуан Рамон - ХИМЕ́НЕС (Jimenez) Хуан Рамон (1881-1958), испанский поэт. Сборники модернистских стихов «Нимфы» (1901), «Печальные арии» (1903), «Духовные сонеты» (1917), «Вечности» (1918). Лирическая повесть «Платеро и я» (1914), критическое эссе «Бесконечный поток» (1961). Хименес оказал заметное влияние на испанскую поэзию 20-х гг. ( в частности, Гарсиа Лорку (см. ГАРСИА ЛОРКА Федерико) ). Нобелевская премия (1956).
* * *
ХИМЕ́НЕС (Jimenez) Хуан Рамон (24 декабря 1881, Могер, Испания - 29 мая 1958, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико), испанский поэт; один из трех, вместе с М. де Унамуно (см. УНАМУНО Мигель де) и А. Мачадо (см. МАЧАДО-И-РУИС Антонио), крупнейших испанских поэтов 20 века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1956).
Автор многочисленных сборников стихов, переработанных и собранных самим автором в трех поэтических антологиях (наиболее полная - «Третья поэтическая антология», 1957). Перу Хименеса также принадлежит знаменитая «поэма в прозе» «Платеро и я» (1914) - элегическое повествование о почившем «друге» автора - ослике серебристого цвета по кличке Платеро. Хименес является одним из создателей нового - постромантического - языка испанской поэзии, соединившего в себе опосредованный «модернизмом» Р. Дарио (см. ДАРИО Рубен), опыт французского «Парнаса (см. ПАРНАС (группа поэтов))», импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) и традиции испанского песенного фольклора. Идея Красоты, которая «спасает» мир, приобщая временное и бренное к вечности, - центральная тема творчества Хименеса, лирика и философа в одном лице.
Поэзия Хименеса 1900-х - первой половины 1910-х годов
Хуан Рамон Хименес родился в андалузском городке Могере (провинция Уэльва) в семье богатого виноторговца. Учась в университете в Севилье, начинает публиковать свои стихи в мадридских журналах. В 1900, оставив университет, переезжает в Мадрид, где в том же году выходят две первые книжечки его стихотворений - «Души фиалок» (Almas de violeta) и «Кувшинки» (Ninfeas), - созданные под влиянием «модернизма». В Мадриде состоялось личное знакомство Хименеса с Р. Дарио, признавшем в молодом поэте своего ученика и посвятившем ему свое программное стихотворение «Лебеди». В сборнике «Стихотворения» (Rimas. 1902), в книге «Грустные напевы» (Arias tristes. 1902-1903), написанной в санатории под Мадридом, где поэт лечился от нервного потрясения, вызванного внезапной смертью отца, Хименес заявляет о себе как об обладателе собственного голоса, чистого и проникновенного. В них, как и в сборниках «Далекие сады» (1903-1904) и «Пасторали» (1904-1905), продолжая «модернистский» «поход за Красотой», Хименес восстанавливает связь с национальной поэтической традицией, представленной, в частности, лирикой Г. А. Беккера (см. БЕККЕР Густаво Адольфо), и с испанскими коплой и романсом. Диалог отраженных друг в друге «я» поэта и одухотворенного космоса, краткость человеческой жизни и щемящая красота вечно возрождающейся природы, близость мира живых и мира мертвых, - основные темы поэзии молодого Хименеса, полной точных примет пейзажей Андалусии, Страны Басков и юга Франции, где поэт продолжал лечение.
В 1905 году Хименес возвращается в Могер, где живет до 1912 года, полностью посвятив себя поэзии. За эти годы им написаны десять книг стихотворений, в том числе «Зеленые листья», «Весенние баллады», «Элегии», «Звонкое одиночество», «Простое искусство», «Деревенские стихи», «Меланхолия». Поэзия Хименеса могерского периода пронизана напряженным переживанием жизни в каждом из ее неповторимых мгновений, богатством размеров и строфических форм, внутренней музыкальностью и живописностью. В Могере Хименес создает свой особый, почти ничем не связанный с современностью поэтический мир - мир «голубеющего» Бога, монотонных осенних дождей, предрассветных туманов, цветущих рощ, перелетающих в цветка на цветок бабочек, пения птиц, колокольного звона, воспоминаний о детстве, о первой любви, об ушедшем веке старинных карет и ветшающих замков.
В Мадриде. «Платеро...»
В 1912 Хименес возвращается в Мадрид и поселяется в Студенческой резиденции, где знакомится со своей будущей женой Зенобией Кампруби. В 1913 выходит его очередной сборник стихов - «Лабиринт», а в 1914 - «андалузская элегия» «Платеро и я», принесшая Хименесу известность (поэт продолжал дорабатывать книгу вплоть до 1916). «Платеро…» вместе со сборником стихов «Лето» (1914-1915) завершают первый этап его творчества.
«Поэт-молодожен»
Начало второго этапа творчества Хименеса отмечено созданием «Духовных сонетов» (1914-15, опубликованы 1917) и «переломной» книги Хименеса «Дневник поэта-молодожена» (1916, опубликована в 1917), позднее переиздававшийся под названием «Дневник поэта и моря». Хименес начал писать «Дневника поэта…» на борту лайнера, на котором он плыл в Америку (бракосочетание Хименеса и Зенобии, американки по отцу, происходило в Нью-Йорке). «Дневник…» представляет собой собрание написанных свободным стихом лирических зарисовок и философских размышлений, «стихотворений в прозе» и афористических заметок. В Нью-Йорке Хименес составил первую антологию своих стихотворений, чтобы подвести итог сделанному и начать писать в новом стиле - в духе «нагой» поэзии.
Вернувшись из Америки, Хименес обосновывается с женой в Мадриде, где продолжает уединенный образ жизни и работает над новыми книгами стихов. В них он отказывается от мелодичности и звукоподражательности, предпочитая стихотворные ритмы и размеры, максимально приближенные к разговорной речи, с одной стороны, к импровизациям народных певцов, с другой. Поэт отвергает чувственность и живописность иллюзорного внешнего мира ради воссоздания в слове единичных непреходящих сущностей - слов-имен, слов-предметов, которые останутся в вечности. В этом стиле написаны стихотворения, вошедшие в книги «Вечные мгновения» (Eternidades. 1918), «Камень и небо» (1919), «Красота» (1923), «Поэзия» (1923). Одновременно Хименес создает свою вторую поэтическую антологию (опубл. 1922).
Творческая пауза
1924-1934 - так называемое «молчаливое десятилетие» творчества Хименеса. Поэт живет в Мадриде, руководит рядом литературных журналов, поддерживает молодых поэтов, но сам почти не печатается, хотя и продолжает писать. Стихотворения этих лет опубликованы в книге «Все времена года» (La estaciуn total. 1946) в США (Хименес с женой покинули Испанию сразу после начала гражданской войны)
Последний период
В эмиграции Хименес живет на Кубе, затем (с1939) в США, где читает лекции в университетах, с 1951 - в Пуэрто-Рико под опекой столичного университета г. Сан-Хуан. Стихотворения Хименеса 1936-1953 в виде отдельных циклов («На другом берегу», «Полуденный холм, «Реки, что уходят») были опубликованы в «Третьей поэтической антологии». Записи лекций Хименеса, его журнальные воспоминания и размышления вошли в книги: «Бесконечный поток» (1961), «Модернизм» (1962), «Эстетика и эстетическая этика» (1967). Тысячи неопубликованных стихотворений, оставшихся в архиве поэта после его смерти, были собраны исследователями творчества Хименеса в двух томах его «Неизданных поэтических книг», «Модернизм»». Первые переводы стихотворений Хименеса в России появились в 1957.