ЦЕ́ЛОСТНЫЙ ПОДХО́Д (англ. holistic approach).
Совокупность принципов изучения и рассмотрения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с начала XX в., в школах так называемой целостной психологии рассматривается как антитеза элементаристскому подходу. Основные составляющие Ц. п.:
1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и степень ее целостности;
2) выделение целостных единиц анализа, которые наиболее адекватны целям объяснения свойств целого;
3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития;
4) законы развития целого. Ц. п. является составной частью более общего системного подхода, который в методике учитывает многообразие факторов (лингвистических, психологических, социальных, экономических), обеспечивающих успешность обучения иностранному языку.