ШЕСТИДЕСЯТНИКИ - ШЕСТИДЕСЯ́ТНИКИ, поколение советской интеллигенции, сформировавшееся после XX съезда КПСС (см. ДВАДЦАТЫЙ СЪЕЗД КПСС) в основном в 1960-е гг. (отсюда название).
Понятие «шестидесятники» появилось еще в 19 в., но относилось преимущественно к народникам (см. НАРОДНИЧЕСТВО) и нигилистам (см. НИГИЛИЗМ). В 20 в. шестидесятниками стали называть Сформированное «оттепелью» советских людей, принадлежащий в основном к интеллигенции. Их называли также «детьми ХХ съезда», по судьбоносному событию, которое и дало импульс шестидсятничеству. На этом съезде впервые партийная практика была подвергнута проверке не с точки зрения интересов «пролетариата», то есть партийного руководства, а с точки зрения «общечеловеческой» морали, что сразу же было подхвачено молодыми общественными деятелями, деятелями науки и культуры. В 1960-1970-е гг они внесли весомый вклад в отечественную культуру (А. А. Вознесенский (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич), Б. Ш. Окуджава, (см. ОКУДЖАВА Булат Шалвович) Б. А. Ахмадулина (см. АХМАДУЛИНА Белла), Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович), В. П. Аксенов (см. АКСЕНОВ Василий Павлович), О. Н. Ефремов (см. ЕФРЕМОВ Олег Николаевич), Ю. П. Любимов (см. ЛЮБИМОВ Юрий Петрович) и др.)
Хотя на критику политики КПСС было по-прежнему наложено табу, в обществе начались жаркие споры между сталинистами и антисталинистами. Ключевой морально-политической проблемой современности для большинства «шестидесятников» было противостояние «ленинизма» и «сталинизма». Получил развитие «самиздат», который стал на долгие годы источником неискаженной информации.
Мировоззренческой основой «шестидесятничества» постепенно становился конфликт индивидуальной автономии личности и произвола власти. В 1960-1970-е гг. большинство шестидесятников выступали за умеренные демократические реформы в рамках существующего строя, их идеалом был демократический социализм «с человеческим лицом». Из их рядов вышли советники высших руководителей СССР, крупные писатели, кинорежиссеры, журналисты. В условиях «застоя» росло увлечение «шестидесятников» достижениями стран Запада, часть влиятельных шестидесятников стала переходить на позиции западничества и либерализма (А. Д. Сахаров (см. САХАРОВ Андрей Дмитриевич), Г. Померанц), либо почвенничества (А. И. Солженицын (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич), И. Р. Шафаревич (см. ШАФАРЕВИЧ Игорь Ростиславович), писатели-«деревенщики»). Часть шестидесятников приняла участие в диссидентском движении (см. ДИССИДЕНТЫ в СССР), часть - эмигрировала из СССР.
В 1980-е гг. усилились позиции шестидесятников в аппарате КПСС и средствах массовой информации. В начале перестройки видные шестидесятники стали излагать в своих выступлениях в СМИ все более смелые демократические идеи в рамках коммунистической идеологии, тем не менее они опасались выступать еще более открыто, так как за это могли быть исключены из КПСС и сняты с руководящих постов. Таких публицистов, как Ю. Н. Афанасьев (см. АФАНАСЬЕВ Юрий Николаевич), Г. Х. Попов (см. ПОПОВ Гавриил Харитонович), М. Ф. Шатров (см. ШАТРОВ Михаил Филиппович), Е. В. Яковлев (см. ЯКОВЛЕВ Егор Владимирович), В. А. Коротич (см. КОРОТИЧ Виталий Алексеевич) и др. стали называть «прорабами перестройки». Позиции в партийно-государственных структурах и СМИ помогли шестидесятникам возглавить демократическое движение. Однако результаты реформ 1990-х гг. вызвали у большинства шестидесятников разочарование, так как их итоги существенно разошлись с их идеалами.