ШТАЙНЕР Рудольф - ШТА́ЙНЕР (Штейнер) (Steiner) Рудольф (1861-1925), немецкий философ-мистик, основоположник антропософии (см. АНТРОПОСОФИЯ). Продолжатель натурфилософии И. Гете, в 1900-х гг. возглавлял немецкую секцию Теософского (см. ТЕОСОФИЯ) общества, в 1913 создал Антропософское общество . По проекту Штайнера в Дорнахе было построено здание Гетеанума - «свободного университета науки о духе», основанного Штайнером.
* * *
ШТАЙНЕР (Штейнер) (Steiner) Рудольф (27 февраля 1861, Кралевец, Австрийская империя, ныне Хорватия - 30 марта 1925, Дорнах, Швейцария), немецкий философ и ученый, основоположник антропософии (см. АНТРОПОСОФИЯ) .
Получил естественнонаучное образование в Венском политехническом институте. Испытал влияние Р. Циммермана и Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), университетские лекции которых посещал. Приобрел известность благодаря философскому обоснованию гетеанского типа естествознания, интерпретации мировоззрения Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), защите теории развития Геккеля и даже благодаря позитивному резонансу его главной книги «Философия свободы» среди представителей ненасильственного анархизма (см. АНАРХИЗМ) .
В 1902 создал и возглавил немецкую секцию Теософского общества (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна) , однако в 1913 в силу расхождений с руководством общества по христологическим вопросам секция была из него исключена, и приверженцы Штайнера основали Антропософское общество. Штайнер сотрудничает с ним, в декабре 1923 реорганизует его, становится его председателем и открывает Свободную высшую школу духовного знания.
Как реформатор-практик Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики (см. ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ), антропософской медицины (в т. ч. омелотерапии рака), лечебной педагогики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии (см. ЭВРИТМИЯ) , новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре; инициировал движение кон. 1910-х - нач. 1920-х гг. за разделение трех сфер «социального организма» - культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штайнером группа протестантских священников и богословов во главе с Ф. Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан - движение за обновление религиозной жизни.
Философское творчество Штайнера мало изучено, в частности не выяснен до конца вопрос о периодизации его идейного развития (так, строго имманентная философия раннего Штайнера, включающая спинозистские космологические и теологические импликации, сменяется поздней панентеистической картиной антропогенеза, содержащей трансцендентные духовные начала и т. п.). Свое место в традиции философского мышления Штайнер представлял в 1922 следующим образом: «Я связал два принципа. У Иоганна Готлиба Фихте я научился тому, что такое чистый акт, деятельность Я, отвратившаяся от внешнего мира, а у Аристотеля я взял полноту всеобъемлющего эмипиризма. Лишь тот, кто способен дополнить Фихте с помощью Аристотеля, находит полную действительность, таков и был мой путь» ("Antroposophical Movement" (London), 1934, vol. XI, № 3, p. 19). Первое его сочинение «Очерк теории познания гетевского мировоззрения» (1886, рус. пер. 1993) содержит программу перегруппировки опытных фактов частных дисциплин с целью построения феноменологической научной картины мира. Так, в каузальном объяснении процессов неорганической природы Штайнер ставит во главу угла систему прафеноменов (предложенную И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)), роль которых аналогична функции теоретической модели в традиционном естествознании. Диссертация «Истина и наука» (1892, рус. пер. 1913) посвящена анализу акта познания и восхождению к беспредпосылочному началу философии, а также критике соответствующих положений И. Канта (см. КАНТ Иммануил) и разрешению задачи допредикативного обоснования феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) (проблема, к которой позднее обратится Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд)). «Философия свободы» (1894, рус. пер. Париж, 1932-34) строится на контрапункте встречных лейтмотивов: с одной стороны, познание есть продолжение эволюции, с другой - свобода поступка мыслима лишь с точки зрения радикального этического индивидуализма. Из дальнейших философских публикаций выделяются «Миросозерцание Гете» (Goethes Weltanschauung, 1897), фундаментальный обзор «Эгоизм в философии» (Der Egoismus in der Philosophi, 1899), анализ типа познания, присущего спекулятивному мистицизму от Экхарта (см. ЭКХАРТ Иоганн) до Ангелуса Силезиуса (см. АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС) («Мистика на заре нового времени», 1901, рус. пер. 1917), истолкование языка античной и евангельской символики («Христианство как мистический факт и мистерии древности», 1902, рус. пер. 1917), доклад на IV философском конгрессе в Болонье («Психологические основы и теоретико-познавательная позиция теософии» - Die psychologischen Grundlagen und die erkenntnistheoretische Stellung der Theosophie, 1911), реконструкция четырех периодов становления западного сознания («Загадки философии, изложенные в очерке ее истории» - Die Raetsel der Philosophie in ihrer Geschichte als Umriss dargestellt, 1914) и опыт разрешения психофизической проблемы («О загадках души» - Von Seelenraeseln, 1917). Философским вопросам посвящены курсы лекций: «Антропософия, психософия, пневматософия» (Antroposophie, Psychosophie, Pneumatosophie, 1909. 1910. 1911 - о процессах восприятия и образования суждений, о Брентано (см. БРЕНТАНО Франц) и пневматологии Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) ), «Мысль человеческая и мысль космическая» (1914, рус. пер. 1999 - типология мировоззрений), общедоступные лекции «Философия Фомы Аквината» (Die Philosophie des Thomas von Aquino, 1920), курс «Время зарождения естествознания и его дальнейшее развитие» (Der Entstehungsmoment der Naturwissenschaft in der Weltgeschichte und ihre seitherige Entwicklung, 1922-23) и др.
Последнюю треть жизни Штайнер посвящает своеобразному культурному эксперименту - воссозданию утраченного смысла мистериальных и эзотерических знаний в понятийной форме, в виде допускающей проверку дискуссии. И если способность Штайнера к интеллектуальному созерцанию и подотчетному уму ясновидению ставит его в ряд таких классиков описания сверхфизических сфер бытия, как Я. Беме (см. БЕМЕ Якоб), Э. Сведенборг (см. СВЕДЕНБОРГ Эмануэль) или Е. П. Блаватская (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна) , то главным методическим принципом его философии остается при этом рационалистический эмпиризм: сквозь игольное ушко критической рефлексии исследователя должно проходить научное осмысление всякого чувственного и сверхчувственного материала.