Штра́ус (Strauß) Давид Фридрих (18081874), немецкий богослов и философ-младогегельянец. В сочинении «Жизнь Иисуса» (тт. 12, 183536) отрицал достоверность Евангелия, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму («Старая и новая вера. Исповедь», 1872).
штраус (strau?) давид фридрих
Большой энциклопедический словарь
ШТРАУС (Strau?) Давид Фридрих (1808-74) - немецкий теолог и философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В сочинении "Жизнь Иисуса" (т. 1-2, 1835-36) отрицал достоверность Евангелий, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.
Полезные сервисы
штраус (strauss) бото
штраус (strauss) франц йозеф
Большой энциклопедический словарь
ШТРАУС (Strauss) Франц Йозеф (1915-88) - государственный деятель ФРГ, председатель Христианско-социального союза (ХСС) с 1961; премьер-министр земли Бавария с 1978. В 1953-62, 1966-69 на различных министерских постах в федеральном правительстве.
Полезные сервисы
штраус (семья музыкантов)
Иллюстрированный энциклопедический словарь

Иоганн Штраус-отец (1804 - 49).
ШТРАУС (Straus), семья австрийских музыкантов. Наиболее известны: Иоганн Штраус-отец (1804 - 49), скрипач, дирижер, композитор. Дирижер венских придворных балов, автор вальсов, галопов и другой танцевальной музыки. Иоганн Штраус-сын (1825 - 99), композитор, дирижер, скрипач. Дирижировал собственным оркестром, с которым гастролировал в Европе (в том числе в России), США. В его музыке, проникнутой стихией танца и романтически одухотворенной, достигли расцвета венский вальс ("На прекрасном голубом Дунае", 1867; "Сказки Венского леса", 1868; "Весенние голоса", 1883) и венская оперетта (всего 16; "Летучая мышь", 1874, "Цыганский барон", 1885). Автор около 500 произведений танцевальной музыки.

Иоганн Штраус-сын (1825 - 99).

Памятник Иоганну Штраусу-сыну. Вена, Австрия.
Полезные сервисы
штраус бото
штраус давид фридрих
Энциклопедический словарь
Штра́ус Давид Фридрих (Strauß) (1808-1874), немецкий богослов и философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В сочинении «Жизнь Иисуса» (т. 1-2, 1835-36) отрицал достоверность Евангелия, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.
* * *
ШТРАУС Давид Фридрих - ШТРА́УС (Straub) Давид Фридрих (1808-74), немецкий теолог и философ-младогегельянец (см. ГЕГЕЛЬЯНСТВО). В сочинении «Жизнь Иисуса» (т. 1-2, 1835-36) отрицал достоверность Евангелий, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.
Полезные сервисы
штраус иоганн
Энциклопедический словарь
Штраус Иоганн - I
Штраус-отец, (Strauß) (1804-1849), австрийский скрипач, дирижёр, композитор. Наряду с Й. Ланнером создатель венского вальса. Сыновья - Иоганн, Йозеф и Эдуард также сочиняли танцевальную музыку.
II
Штраус-сын, (Strauß) (1825-1899), австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Старший сын И. Штрауса-отца. Дирижировал собственным оркестром, с которым гастролировал в Европе (в том числе неоднократно в России), США (прославился как «король вальса»). В его музыке, проникнутой стихией танца, романтически одухотворённой, достигли расцвета венский вальс («На прекрасном голубом Дунае», 1867; «Сказки Венского леса», 1868; «Весенние голоса», 1883) и венская оперетта (всего 16, в том числе «Летучая мышь», 1874, «Цыганский барон», 1885). Автор около 500 произведений танцевальной музыки.
Большой энциклопедический словарь
ШТРАУС Иоганн (Штраус-отец) (1804-49) - австрийский скрипач, дирижер, композитор. Наряду с Й. Ланнером создатель венского вальса. Сыновья - Иоганн, Йозеф и Эдуард также сочиняли танцевальную музыку.
-----------------------------------
ШТРАУС Иоганн (Штраус-сын) (1825-99) - австрийский композитор, скрипач и дирижер. Создал классический тип венского вальса ("На прекрасном голубом Дунае", 1867, "Сказки Венского леса", 1868, "Весенние голоса", 1883, и др.). 16 оперетт, в т. ч. "Летучая мышь" (1874), "Цыганский барон" (1885) и др. Выступал как дирижер во многих странах, в т. ч. неоднократно в России в 1856-69.
Полезные сервисы
штраус иоганн (штраус-отец)
штраус иоганн (штраус-сын)
Энциклопедический словарь
ШТРАУС Иоганн (Штраус-сын) - ШТРА́УС Иоганн-сын (1825-1899), австрийский композитор, скрипач и дирижер. Создал классический тип венского вальса («На прекрасном голубом Дунае», 1867, «Сказки Венского леса», 1868, «Весенние голоса», 1883). Автор 16 оперетт, в том числе «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885). Выступал как дирижер во многих странах, в том числе неоднократно в России в 1856-1869.
Полезные сервисы
штраус рихард
Энциклопедический словарь
Штра́ус Рихард (Strauss) (1864-1949), немецкий композитор, дирижёр. Работал с различными оркестрами, гастролировал в Европе (в России в 1896), США. Симфонические поэмы «Дон Жуан», «Смерть и просветление» (обе 1889), «Тиль Уленшпигель» (1895), «Так сказал Заратустра» (1896) и другие отличаются философской концептуальностью в сочетании с красочностью и блеском оркестрового звучания. В операх «Саломея» (1905), «Электра» (1908) - черты экспрессионизма, в операх «Кавалер розы» (1910), «Ариадна на Наксосе» - неоклассицизма (всего около 15 опер).
* * *
ШТРАУС Рихард - ШТРА́УС Рихард (1864-1949), немецкий композитор и дирижер. Симфонические поэмы «Дон Жуан» (1889), «Тиль Уленшпигель» (1895), «Дон Кихот» (1897), «Жизнь героя» (1898) отличаются красочностью оркестровки, применением звукоизобразительных эффектов. Оперы «Саломея» (1905) и «Электра» (1908) отразили тяготение Штрауса к экспрессионизму, опера «Кавалер розы» (1910) - к неоклассицизму. Как дирижер пропагандировал современную музыку, работал со многими оркестрами мира.
Большой энциклопедический словарь
ШТРАУС Рихард (1864-1949) - немецкий композитор и дирижер. Симфонические поэмы "Дон Жуан" (1889), "Тиль Уленшпигель" (1895), "Дон Кихот" (1897), "Жизнь героя" (1898) и др. отличаются красочностью оркестровки, применением звукоизобразительных эффектов. Оперы "Саломея" (1905) и "Электра" (1908) отразили тяготение Штрауса к экспрессионизму, опера "Кавалер розы" (1910) - к неоклассицизму. Как дирижер пропагандировал современную музыку, работал со многими оркестрами мира.
Энциклопедия Кольера
ШТРАУС Рихард (Strauss, Richard)

РИХАРД ШТРАУС.
(1864-1949), немецкий композитор. Родился в Мюнхене 11 июня 1864 в семье валторниста придворного оркестра. Штраусу исполнилось всего двадцать лет, когда его Первая симфония фа минор (ор. 12) была сыграна в Нью-Йорке. Ранние сочинения Штрауса традиционны по стилю и выдержаны в строгих классических формах, но в 1885-1886 его композиторский стиль пережил столь радикальную эволюцию, что в течение двух десятилетий (1890-е и 1900-е годы) Штраус и К.Дебюсси (1862-1918) считались самыми передовыми представителями новых течений, в том числе программной музыки. Штраус сделал также успешную дирижерскую карьеру. Он много гастролировал, совмещая концертную деятельность с работой в Королевской опере в Берлине (1898-1918) и Венской опере, которой Штраус руководил вместе с Ф.Шальком с 1919 по 1924. В ноябре 1933 Штраус, который находился на пенсии, был вызван в Берлин и назначен президентом Имперской музыкальной палаты (исполнял эту должность до июня 1935). Ходили слухи, что его отношения с национал-социалистами становились все более прохладными, но все-таки партия заказала ему в 1941 Торжественную музыку в честь 2600-летия союзной с рейхом японской монархии (Festmusik zur Feier des 2600-jhrigen Bestehens des Kaiserlichen Japan, ор. 84). Умер Штраус в Гармиш-Партенкирхене 8 сентября 1949. Хотя Штраус сочинял почти во всех основных жанрах, главные его достижения связаны с песнями, симфоническими поэмами и операми. Количественно преобладают песни, часто объединенные в циклы или опусы, с фортепианным или оркестровым аккомпанементом (опубликовано свыше 30 опусов). Ранние песни, такие как Посвящение (Zueignung), Тайное приглашение (Heimliche Aufforderung) и Утро (Morgen) из ор. 27, Сон в сумерках (Traum durch die Dmmerung) из ор. 29, выдержаны в лучших традициях немецкого романса (Lied). Симфоническая поэма "Из Италии" (Aus Italien, ор. 16) появилась в период перехода композитора от классического стиля к новому. Дон Жуан (Don Juan, ор. 20) принес Штраусу первый большой успех в симфоническом жанре, а "Озорные проделки Тиля Уленшпигеля" (Till Eulenspiegels lustige Streiche, ор. 28, 1895) - до сих пор одна из часто исполняемых поэм композитора. Макбет (Macbeth, ор. 23, 1890) исполняется ныне значительно реже, но острый драматизм Смерти и просветления (Tod und Verklrung, ор. 24, 1891) обеспечивает сочинению почетное место в репертуаре многих оркестров. Более поздние симфонические поэмы - Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, ор. 30, 1896), Дон Кихот (Don Quichote, ор. 35, 1897), Жизнь героя (Ein Heldenleben, ор. 40, 1898), Домашняя симфония (Sinfonia domestica, ор. 53, 1904) и Альпийская симфония (Alpensinfonie, ор. 64, 1915) - в свое время вызвали споры; ныне большинство из них вошло в мировой оркестровый репертуар. Имея под рукой хороший литературный источник, Штраус умел выстроить эффектную драматургию. Это обусловило его постоянное тяготение к опере, и три-четыре из его опер несомненно относятся к лучшему из созданного в этом жанре в 20 в. Первые оперы Штрауса - Гунтрам (Guntram, 1894) и Пожар (Feuersnot, 1901) - были сочтены слишком вагнерианскими, слишком запутанными и мрачными, но последовавшая за ними Саломея (Salome, 1905) завоевала весь мир. В Электре (Elektra, 1909) он попытался достичь еще более сильной, жестокой экспрессии. Внезапный поворот от экспрессионизма к иному стилю произошел в Кавалере розы (Der Rosenkavalier, 1911) с его прелестными вальсами и гениальной мудростью. Большинство критиков единодушно признают эту оперу главным шедевром Штрауса. Вторая редакция Ариадны на Наксосе (Ariadne auf Naxos), появившаяся в 1916 (первая редакция - 1912), завоевала широкое признание после постановки в 1947. Среди многочисленных поздних опер Штрауса: Женщина без тени (Die Frau ohne Schatten, 1919), Интермеццо (Intermezzo, 1925), Елена Египетская (Die gyptische Helena, 1928), Арабелла (Arabella, 1933), Молчаливая женщина (Die schweigsame Frau, 1935), День мира (Der Friedenstag, 1938), Дафна (Daphne, 1938), Любовь Данаи (Die Liebe der Danae, 1940) и Каприччио (Capriccio, 1942).
ЛИТЕРАТУРА
Ступель А.М. Р. Штраус. Л., 1972
Полезные сервисы
штраус франц йозеф
Энциклопедический словарь
Штра́ус Франц Йозеф (Strauss) (1915-1988), председатель Христианско-социального союза (ХСС) в ФРГ с 1961, премьер-министр земли Бавария с 1978. В 1953-62, 1966-69 на различных министерских постах в федеральном правительстве.
* * *
ШТРАУС Франц Йозеф - ШТРА́УС (Strauss) Франц Йозеф (1915-88), государственный деятель ФРГ, председатель Христианско-социального союза (ХСС) с 1961; премьер-министр земли Бавария с 1978. В 1953-62, 1966-69 на различных министерских постах в федеральном правительстве.