Толковый словарь
ж.
1. Музыкально-драматическое произведение (нередко комедийного характера) с элементами разговора и танцев.
отт. Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене.
2. Совокупность представлений такого жанра, объявленная театром.
3. разг.
Театр, в котором ставятся такие музыкально-драматические произведения комедийного характера.
4. разг.
Опереточная труппа.
Толковый словарь Ушакова
ОПЕРЕ́ТТА, оперетты, жен. (итал. operetta, букв. маленькая опера) (муз. театр).
1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты.
|| Соответствующее театральное представление. Пойти на оперетту.
2. Театральная труппа, играющая оперетты. Служить в оперетте.
Толковый словарь Ожегова
ОПЕРЕ́ТТА, -ы и (устар.) ОПЕРЕТКА, -и, жен.
1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в к-ром пение чередуется с танцами и диалогом. Жанр оперетты.
2. Представление такого произведения на сцене. Играть в оперетте.
| прил. опереточный, -ая, -ое. Опереточные страсти (перен.: не воспринимаемые всерьёз).
Популярный словарь
Оперетта
-ы, ж.
1) только ед. Жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой), с танцем и текстом.
Вы предпочитаете оперу или оперетту?
2) Произведение такого жанра.
Оперетта Кальмана.
Дуэт из оперетты.
3) Сценическая постановка такого произведения.
Премьера оперетты.
4) Театр, труппа такого театра.
В течение блокады я часто бывала в оперетте и очень полюбила ее (Мичурина-Самойлова).
Родственные слова:
опере́тка разг., опере́точный
Этимология:
От итальянского operetta ‘маленькая опера’ (← лат. opera). В русском языке - с XVIII в.
Энциклопедический комментарий:
До середины XIX в. термин "оперетта" обозначал небольшие оперы. Как самостоятельный жанр оперетта сложилась в 1850-е гг. во Франции. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В конце XIX - начале XX в. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты возникли и в других странах. В России оперетта развивалась на основе национальной комической оперы, народной и массовой песенности. Среди наиболее известных оперетт - "Прекрасная Елена" (1864 г.) и "Перикола" (1868 г.) Ж. Оффенбаха, "Летучая мышь" (1874 г.) и "Цыганский барон" (1885 г.) И. Штрауса-сына, "Веселая вдова" (1885 г.) Ф. Легара, "Сильва" (1915 г.) И. Кальмана, "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова, "Вольный ветер" (1947 г.) И. О. Дунаевского, "Трембита" (1949 г.) Г. С. Милютина и др.
Словарь существительных
ОПЕРЕ́ТТА1́, -ы, ж
Музыкально-театральный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные номера, а также танцы перемежаются диалогами.
«Сильва» И. Кальмана - захватывающие эмоции, бурная ликующая музыка - до сих пор одна из самых популярных оперетт в мире.
ОПЕРЕ́ТТА2́, -ы, ж
Представление, преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные номера, а также танцы чередуются с диалогами.
В театрах шла «Ревность» Арцыбашева и венские оперетты (Пауст.).
Энциклопедический словарь
ОПЕРЕ́ТТА -ы; ж. [итал. operetta]
1. только ед. Жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой), с танцем и текстом. История русской оперетты. Вы предпочитаете оперу или оперетту?
2. Произведение такого жанра. Дуэт из оперетты. Писать, ставить оперетту.
3. Сценическая постановка такого произведения. О. в трёх действиях. Смотреть классическую оперетту. Режиссёр-постановщик оперетты.
4. Театр, труппа такого театра. Городская о. Гастроли Венгерской оперетты.
◁ Опере́тка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Разг. (обычно небольшая или низкопробная).
* * *
опере́тта (итал. operetta, буквально - маленькая опера), 1) до середины XIX в. небольшая комическая опера.
2) Музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже в середине XIX в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В конце XIX - начале XX вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман, Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.
* * *
ОПЕРЕТТА - ОПЕРЕ́ТТА (итал. operetta, букв. - маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах (см. ОФФЕНБАХ Жак), Ш. Лекок (см. ЛЕКОК Шарль), Ф. Зуппе (см. ЗУППЕ Франц), И. Штраус-сын (см. ШТРАУС Иоганн (Штраус-сын)), Ф. Легар (см. ЛЕГАР Ференц), Р. Планкет (см. ПЛАНКЕТ Робер), И. Кальман (см. КАЛЬМАН Имре); Н. М. Стрельников, Б. А. Александров (см. АЛЕКСАНДРОВ Борис Александрович), И. О. Дунаевский (см. ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович), Г. С. Милютин (см. МИЛЮТИН Георгий Сергеевич), Д. Д. Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Т. Н. Хренников (см. ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич) .
Большой энциклопедический словарь
ОПЕРЕТТА (итал. operetta - букв. - маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.
Академический словарь
-ы, ж.
Музыкальное комедийное произведение, сочетающее вокальную и инструментальную музыку с танцем и с текстом, часть которого поется, а часть произносится обычной речью.
Оперетты Кальмана.
||
Театральное исполнение такого произведения, а также театр, где оно исполняется.
В течение блокады я часто бывала в оперетте и очень полюбила ее. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.
[итал. operetta]
Энциклопедия Кольера
ОПЕРЕТТА - в современном понимании, развлекательное представление лирического или комического характера; в музыкальной партитуре оперетты вокальные номера и танцы чередуются с оркестровыми фрагментами концертного типа. Оперетта - не "маленькая опера" (как было в 18 в.), не комическая опера с диалогами, не комедия с музыкальными вставками и не драматическая пьеса, насыщенная музыкой. Происхождение. Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьезной оперы ок. 1600 появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. Служанка-госпожа (1733) Дж.Перголези - образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех Служанки-госпожи в Париже побудил Ж.Ж.Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его Деревенский колдун (1752) - один из трех источников, лежащих в основе opra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б.Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.
Французская оперетта. Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж. Оффенбах (1819-1880), истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кельна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях - "Буфф-Паризьен". В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор - динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, - создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. Так, Ф. Эрве (1825-1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883); Ш.Лекок (1832-1918) - Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э. Одран (1842-1901) - Маскотту; Р. Планкет (1848-1903) - Корневильские колокола (1877) и А. Мессаже (1853-1929) - Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты.
Венская классическая оперетта. Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус-младший (1825-1899), чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Вино, женщины и песни и Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе (1819-1895) и К.Милеккер (1842-1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых либретто.
Английская оперетта. Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами бессмертного сотрудничества У. Гилберта (1836-1911) и А. Салливена (1842-1900). Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как Фрегат ее величества "Пинафор" (1878), Пираты Пензанса (1880), Микадо (1885), Гвардеец (1888) и Гондольеры (1889). За Гилбертом и Салливеном последовали Э.Джерман (1862-1936) с его Веселой Англией (1902) и С. Джонс (1869-1914), автор Гейши (1896).
Венская оперетта 20 в. В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже - в случаях, например, Продавца птиц (1891) К. Целлера, Бала в Опере (1898) Р. Хойбергера, Бродяг (1900) К. Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта - имели вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки и марши не только для украшения своих партитур, но и в музыкально-драматургических целях - для обрисовки ситуации и развития действия. К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар (1870-1948) придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая вдова (1905) - одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты навстречу опере - тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873-1925), написавший Долларовую принцессу (1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870-1954), автор Мечты о вальсе (1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882-1953), автор оперетт Сари (1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924).
ЛИТЕРАТУРА
Янковский М. Искусство оперетты. М., 1982 Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М., 1987
Гуманитарный словарь
ОПЕРЕ́ТТА - муз.-театральный жанр, преимуществ. веселого, развлекат. характера, где пение и инструмент. эпизоды перемежаются с разговорными диалогами. Как самостоят. жанр О. утверждается ок. сер. 19 в. "Днем рождения" ее считают 5 июля 1855, когда состоялось успешное открытие камерного театра Ж. Оффенбаха "Les Bouffes parisiens" премьерой двух его одноактных пьес "Белая ночь" и "Двое слепцов", хотя за год до этого открылся сходный театрик "Les Folies concertantes" под рук. Эрве (псевд. Ф. Ронже), во многом предвосхитившего, наряду с А. Гриссаром и Л. Клаписсоном, искания Оффенбаха. Историч. предшественниками О. являются франц. водевиль, получивший широкое распространение и на рус. сцене, англ. балладная опера и немецкий зингшпиль, к-рый часто также именовался О.
Вершинные классич. образцы О. представлены в творчестве Оффенбаха (к-рый, однако, чаще использовал в кач-ве жанрового определения своих сочинений термины opera bouffa, opera bouffon) - "Прекрасная Елена", "Орфей в аду" и др. Жанровой основой музыки Оффенбаха часто служат вальс и особ. канкан, являющийся символом ликующего оптимизма, радости жизни. Наряду с франц., особое признание в России и широкую репертуарную популярность получила венская О., связанная с именами И. Штрауса ("Летучая мышь", "Цыганский барон", "Венская кровь"), К. Миллекера ("Нищий студент"), Ф. Зуппе ("Прекрасная Галатея"), К. Целлера ("Продавец птиц"), Ф. Легара "(Граф Люксембург", "Веселая вдова"), И. Кальмана ("Королева чардаша", "Графиня Марица", "Принцесса цирка", "Фиалка Монмартра"). Особую грань в иск-ве О. явило творчество англ. мастеров Гилберта и Сэлливана (оперетта "Микадо", 1885; за три года выдержала более 9000 представлений по всему миру).
В России О. появилась в кон. 1860-х гг. Это были постановки "Прекрасной Елены" и др. О. Ж. Оффенбаха. В 1867 А. П. Бородин создал О.-пастиччо на рус. тему "Богатыри" на либретто В. А. Крылова, близкую по типу к О. Однако в последующие годы в жанре О. не было создано ничего значительного. Развитие О. в сов. период связано с именами И. О. Дунаевского и Н. М. Стрельникова. Большое влияние на О. оказали кинокомедии с музыкой Дунаевского ("Веселые ребята", 1934; "Цирк", 1936; "Волга-Волга", 1938). В О. органич. вошли песни-марши и лирич. песни. В числе лучших - О. Дунаевского "Золотая долина" (1937), "Вольный ветер" (1947), "Белая акация" (1955), имеющие в целом лирико-романтич. характер. Среди репертуарных О., созданных другими композиторами, - "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова (1937); "Трембита" (1949), "Поцелуй Чаниты" (1967) и "Цирк зажигает огни" (1960) Ю. С. Милютина; "Севастопольский вальс" (1961) К. Я. Листова; "Москва-Черемушки" (1959) Д. Д. Шостаковича, а также произведения В. П. Соловьева-Седого, Т. Н. Хренникова, А. П. Долуханяна, А. П. Петрова, Н. В. Богословского и мн. др.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОПЕРЕТТА (итальянское operetta, буквально - небольшая опера),
1) до середины 19 в. небольшая комическая опера.
2) Музыкально-театральный жанр, сложившийся в середине 19 в. во Франции. Представление комедийного характера, в котором вокальные номера (арии песенного характера, песни, дуэты, хоры) чередуются с танцами и разговорными диалогами. Разновидности: сатирическая французская оперетта (представитель - Ж. Оффенбах); пронизанная стихией вальса венская оперетта [И. Штраус (сын), Ф. Зуппе]; обогащённая венгерскими танцевальными ритмами в стиле вербункош новая венская оперетта (Ф. Легар, И. Кальман). Представители отечественной оперетты - И.О. Дунаевский, В.П. Соловьёв-Седой.
Орфографический словарь
Формы слов для слова оперетта
опере́тта, опере́тты, опере́тт, опере́тте, опере́ттам, опере́тту, опере́ттой, опере́ттою, опере́ттами, опере́ттах
Синонимы к слову оперетта
сущ., кол-во синонимов: 5
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимология
Заимствование из итальянского, где operetta (буквально - "маленькая опера") образовано как уменьшительное от opera (см. опера).
Этимологический словарь
Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где operetta - суф. производное от opera (см. опера). Оперетта буквально - «маленькая опера».
опере́тта
опере́тка. Заимств. из ит. ореrеttа, откуда и франц. орérеttе, нем. Ореrеttе (с начала XVIII в.. см. Шульц-Баслер 2, 252).
Словарь галлицизмов русского языка
ОПЕРЕТТА ы, ж. ОПЕРЕТКА и, ж. opérette f., ит. operetta > нем. Operette. 1. Комическая опера, в которой пение чередуется с разговорами и танцами. Ож. 1986. Амуры наконец старались изобресть, По вкусу Душеньки, комедии, балеты, Концерты, оперы, забавны опереты. Богданович 71. Италианцы обильны и теми и другими, а французы более комическими операми, особливо маленькими, называемыми у них оперетками. Держ. Продолжение о лирич. поэзии. 1815. // Лит-ра в ее связях 1986 258. Из маленьких французских опереток полюбились мне более .. (маленькие Савояры); есть трогательные места и почти все голоса хороши. Карамз. ПРП 161. По рельсам чинно ездим мы теперь, Цыганок заменили оперетки. Минаев Золотой век. У оперетты (оперетки) и водевиля есть общие черты - комически-бытовой сюжет, музыкально-вокальные номера, однако в оперетте в отличие от водевиля эти номера носят более развернутый характер, кроме того в ней имеется увертюра, арии, дуэты, трио. В классической оперетте всегда представлены две пары - лирическая и так называемая "каскадная" (слово каскад имеет несколько значений, в оперетте оно означает "быстрый танец, сопровождаемый пением"). Каскадная пара - он и она - люди бодрые, неунывающие, находящие выход из любых трудных и запутанных положений. РР 1982 5 120. Оперетта хороша тем, что позволяет даже самому умному три часа побыть идиотом. Господи, до чего же это чудесно! С. Чиз. // Борохов.
2. Театр, в котором ставятся такие музыкально-вокальные произведения комедийного характера. БАС-1.
3. Опереточная труппа. Гастроли столичной оперетты. БАС-1.
4. перен. Что-л. несерьезное. Итак, из опыта <парламентаризма> по западноевропейским образцам, вышла оперетка. 1906. Правые 1 211. - Лекс. Ян. 1804: оперетта; СИЗ: оперетта 1738, оперет 1765; Даль-1: опере/тка.
Словарь иностранных слов
ОПЕРЕТТА - ит., от opera. Небольшая опера.
Сканворды для слова оперетта
- Вид искусства.
- «Сильва» или «Летучая мышь» по жанру.
- Театральный жанр, в котором пение чередуется с разговором и танцами.
- Музыкально-драматическое произведение с пением и танцами.
- С этим жанром впервые россияне ознакомились в 1858 году, во время гастролей парижской труппы, показавшей «Орфея в аду» Жака Оффенбаха.
- Форма лёгкого музыкального театра.
Полезные сервисы