ЩЕРБАТОВ Сергей Александрович - ЩЕРБА́ТОВ Сергей Александрович (1875-1962), князь, российский художник, меценат, коллекционер.
Принадлежал к древнему знатному роду: его предками были по материнской линии сподвижник Петра I Ф. М. Апраксин (см. АПРАКСИН Федор Матвеевич), а по отцовской линии - историк М. М. Щербатов (см. ЩЕРБАТОВ Михаил Михайлович).
Занимался живописью, учился у Л. О. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Леонид Осипович)и И. Э. Грабаря (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович), занимался издательской деятельностью.
В 1902-1903 вместе со своим другом В. В. фон Мекком устроил в Петербурге постоянно действующий художественный салон «Современное искусство». В подготовке выставки участвовала группа художников, среди которых одно из первых мест принадлежало И. Э. Грабарю, но выставка не оправдала в полной мере ожиданий устроителей. В дальнейшем в салоне устраивались и другие выставки, в том числе художников К. А. Сомова (см. СОМОВ Константин Андреевич), Н. К. Рериха (см. РЕРИХ Николай Константинович), японских графиков, французского ювелира и мастера художественного стекла Рене Лалика (см. ЛАЛИК Рене) .
Сергей Александрович владел крупным художественным собранием, которое состояло как из лично им собранных коллекций, так и доставшихся по наследству. Фамильное собрание включало мебель, предметы убранства (ковры, канделябры), фарфор, графику, картины. Особую историко-художественную ценность имела портретная галерея, представлявшая в произведениях западноевропейских и отечественных мастеров род Щербатовых, начиная с петровских времен, и царских особ. К числу уникальных предметов щербатовского собрания следует отнести альбом бабушки Софьи Степановны Щербатовой, урожденной Апраксиной, в котором были собраны автографы (стихи, ноты, рисунки) ее современников: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского. Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, А. Мицкевича, Полины Виардо, Ф. Листа, Дж. Россини, рисунки К. П. Брюллова, О. А. Кипренского.
В русской части собрания были представлены лучшие работы художников «серебряного века». Одним из первых в России он открыл японских мастеров. Западноевропейские художники были представлены картинами 17-18 веков, за исключением «Кельнерши», шедевра О. Ренуара (см. РЕНУАР Огюст), а также статуй работы А. Майоля (см. МАЙОЛЬ Аристид) .
Основу собрания икон составляли произведения новгородской школы (см. НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА).
Обширна была коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, китайского и европейского фарфора, вазы работы Э. Галле (см. ГАЛЛЕ Эмиль) (коллекционер приобрел у вдовы все его личное собрание).
В 1913 в Москве под наблюдением С. А. Щербатова на Новинском бульваре возвели оригинальный особняк-музей, за который архитектор А. И. Таманов получил первую премию Академии художеств, а Московская городская дума постановила заказать Е. Е. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич) (он выполнял всю отделку фасадов) каменный барельеф с изображением Георгия Победоносца, чтобы установить его на фасаде здания, украсившего Москву. Здание было предназначено для задуманного Щербатовым музея личных собраний, который целиком мог бы сдаваться для экспонирования частных коллекций.
С. А. Щербатову удалось выполнить первую часть своего плана: построить оригинальное здание и превратить свою квартиру в музей. В дальнейшем он собирался завещать свой дом городу Москве, который должен был бы со временем называться «Городским музеем частных собраний».
Идея Щербатова нашла поддержку как у городских властей (ее принял городской голова Гучков), так и у коллекционеров. Три владельца ценных собраний (фарфора, икон, нумизматики) изъявили желание поместить свои коллекции в этот музей вместе с библиотеками, подобранными по той же теме, что и коллекции. По условиям, выработанным самим Щербатовым, коллекция поступала целиком в том виде, как ее жертвовал собиратель, и располагалась в отдельной комнате изолированно от других собраний. Обязательно на видном месте должен был помещаться портрет или бюст коллекционера.
В доме на Новинском бульваре В. А. Серов (см. СЕРОВ Валентин Александрович) работал над своим последним произведением - портретом княгини Полины Ивановны Щербатовой, жены Сергея Александровича. Вскоре после смерти художника рисунок оправлен С. А. Щербатовым в раму со стеклом и медной дощечкой с гравированной надписью: «Последняя работа В. А. Серова». Это произведение было принесено владельцем в дар Третьяковской галерее.
Вскоре после октябрьской революции Щербатов эмигрировал; жил во Франции, затем переехал в Соединенные Штаты Америки, где и умер. В годы жизни за рубежом он написал мемуары, в которых воссоздал многие интереснейшие страницы художественной жизни Москвы первых десятилетий 20 века. В его книге даны живые сцены московской жизни, выведены портреты меценатов, собирателей и коллекционеров.
Существенная часть коллекции была сдана самим владельцем на хранение в подвалы Румянцевского и Исторических музеев. После выхода в свет Декрета о национализации частное художественное имущество стало государственной собственностью, лишь частично оставшись в тех музеях, где они нашли временное пристанище. В дальнейшем собрание было разрознено, часть была продана за границу (в том числе Ренуар) или пропала. Из икон Щербатова только одна - «Троица Ветхозаветная» - попала в Третьяковскую галерею. В 1940 Третьяковская галерея приобрела икону «Богоматерь Вертоград заключенный». Из картинной галереи всего 12 работ попали в Третьяковскую галерею, в том числе столь любимые Щербатовым врубелевские картины. Еще в 1913 С. А. Щербатов продал Третьяковской галерее картину А. П. Рябушкина (см. РЯБУШКИН Андрей Петрович) «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Кроме того, ряд картин из щербатовского собрания находится ныне в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова, во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Петербурге.
В 1920-е годы «дворец-музей» на Новинском бульваре был передан под жилье работникам Трехгорной мануфактуры; он утратил большую часть своей художественной отделки, как на фасадах, так и в интерьерах.