Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

языковая способность

Лингвистика

Языкова́я спосо́бность -

одно из ключевых понятий психолингвистики; многоуровневая иерархически

организованная функциональная система, формирующаяся в психике

носителя языка в процессе онтогенетического развития; понятие, введённое

в советской психолингвистической школе А. А. Леонтьевым и восходящее к

идее Л. В. Щербы о «психофизиологической речевой организации

индивида» как «системе потенциальных языковых представлений».

Существует две основные точки зрения на природу Я. с.: согласно одной

из них, Я. с. заложена биологически и развивается по мере развития

ребёнка (в основном американская психолингвистика), и напротив,

согласно другой - Я. с. есть социальное по сути образование,

формирующееся в процессе развития деятельности общения (позиция

советской психолингвистики, опирающаяся на многочисленные экспериментальные исследования и

марксистско-ленинскую методологию).

В Я. с. различаются элементы и уровни. Элементы - это отражённые и

обобщенные сознанием элементы системы языка.

Отражением семантических отношений в языке

служат прескрипторные правила (т. е. правила, предписывающие

говорящему то или иное употребление и сочетание элементов), которыми

связаны элементы Я. с. Эти правила имеют скрытый, неосознаваемый

психолингвистический характер. Уровни Я. с. - связанные

прескрипторными правилами функциональные подсистемы элементов. Есть

основания полагать, что уровни Я. с. соответствуют уровням системы языка: можно выделить фонетический, лексический, грамматический

уровни, в т. ч. словообразовательный

подуровень,

синтаксический уровень. При изучении строения и

функционирования Я. с. исследуется способ репрезентации системы языка

в Я. с., прескрипторные правила выбора элементов, устройство уровней

Я. с., что даёт возможность полнее представить психолингвистические

механизмы речевой деятельности, функционирование системы языка в

речевом общении.

Леонтьев А. А., Психофизиологические механизмы речи, в кн.:

Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка, М.,

1970;

Шахнарович А. М., Лендел Ж., «Естественное» и

«социальное» в языковой способности человека, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ,

1978, т. 37. № 3.

А. М. Шахнарович.

Методические термины

ЯЗЫКОВА́Я СПОСО́БНОСТЬ.

Система неосознаваемых правил речевой деятельности, формирующаяся в сознании человека; система компонентов, служащих обобщенным отражением системы языка. Реализуется в речевой деятельности в соответствии с коммуникативной задачей, ситуацией общения и коммуникативными способностями. Я. с. рассматривается как социальное явление, результат деятельности общения. В то же время можно говорить и врожденных Я. с., часто передающихся по наследству.

Полезные сервисы