ПСИХОЛИНГВИ́СТИКА - раздел лин. гвистики, науч. дисциплина, находящаяся на стыке традиционной лингвистики, психологии, физиологии речи. Предмет изучения П. - речевое поведение человека, процессы, позволяющие индивиду осуществить акт коммуникации, кодировать и декодировать информацию.
Психол. подход к яз. существовал уже в 19 в. в работах лингвистов младограмматич. направления. В рус. яз.-знании традиция ориентации на говорящего и слушающего идет от И. А. Бодуэна де Куртенэ и Л. В. Щербы. Однако в самостоятельный раздел яз.-знания П. оформилась только в сер. 20 в. Появление понятия "П." связано прежде всего с именем амер. исследователя Ч. Осгуда. Основы психолингв. направления в отеч. науке заложены в трудах А. А. Леонтьева, а также сов. психологии и физиологии (иссл. Л. С. Выготского, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурия и др.). В отеч. науке наряду с термином "П." используется термин "теория речевой деятельности".
Исследователь, занимающийся П., имеет дело с конкретными людьми и строит модель речевого поведения человека в соответствии с общепсихол. и физиол. законами, учитывая особенности памяти, внимания, эмоц. состояние, образование, возраст, соц. роль, личностные характеристики и пр. факторы, к-рые оказывают влияние на психолингв. организацию чел. Одновременно цель психолингв. исследования - это установление закономерностей, относящихся только к процессам, связанным с яз. и речью; именно поэтому, несмотря на близость П. кдр. наукам о человеке, ее все же следует рассматривать как яз.-ведческую дисциплину.
Особенность П. заключается в том, что, хотя основным предметом исследования является конкретный человек (люди), выводы делаются относительно яз. и речи в целом, поскольку каждый индивид представляет собой носителя конкретного яз., одну из фигур социума, и его речевое поведение в основном подчиняется тем же закономерностям, что и речевое поведение др. людей.
Сложность психолингв. исследования заключается в том, что речевая деят-ность человека носит автоматический характер. Это делает невозможным обращение к сознанию носителя яз. для определения, каким образом осуществляется та или иная операция в процессе порождения и восприятия речи, каким образом решается коммуникативная задача, какие психолингв. единицы хранятся в памяти. Поэтому для П. характерно использование т. н. метода черного ящика, т. е. изучение закономерностей, являющихся следствием рассматриваемых особенностей речевого поведения, характеристик психолингв. системы.
Традиц. для П. прием - использование сведений о ненормативном речевом поведении для создания психолингв. модели речевой деят-ности в норме. Материалом психолингв. исследования оказывается детская речь, различные формы патологии речи, речь в затрудненных условиях, напр. в шуме. Для современной П. характерна высокая степень разработанности эксперим. методик.
П. рассматривает процессы порождения и восприятия речи как сложные иерархически организованные многоуровневые процессы. При этом ни порождение, ни восприятие речи не осуществляется "снизу вверх", не является процессом последовательного перехода от простых единиц к сложным. Речевая деят-ность оказывается одновременным оперированием на разных уровнях, в рез. взаимодействия к-рых решается коммуникативная задача.
Достижения П. используются при создании систем автоматич. восприятия и синтеза речи, для разрешения задач, связанных с проблемой созданий искусственного интеллекта.
Один из аспектов психолингв. направления - изучение речевой деят-ности в разных социолингв. ситуациях, при двуязычии и многоязычии разл. типов.
Результаты психолингв. экспериментов могут явиться критерием принятия решения в тех случаях, когда это невозможно сделать в пределах традиц. лингвистики, на основе чисто описательного метода.
Лит.: Леонтьев А. А. Психолингвистич. единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969; Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969; Основы теории речевой деятельности. М., 1974; Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976; Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.
Психолингви́стика -
наука, изучающая процессы речеобразования, а
также восприятия и формирования речи в их соотнесённости с системой языка. Разрабатывая модели
речевой деятельности и
психофизиологической речевой организации человека,
психолингвистика проверяет их путём психологических экспериментов; таким образом, будучи по предмету
исследования близка к лингвистике, по методам психолингвистика ближе к психологии.
В психолингвистике применяются такие экспериментальные методы, как
ассоциативный эксперимент, метод «семантического дифференциала» и
др. Психолингвистика возникла в связи с необходимостью дать
теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых
чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не
говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а
особенно - иностранному языку; речевое воспитание дошкольников и
вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений;
проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности
средств массовой информации; авиационная и космическая психология;
судебная психология и криминалистика, например опознание людей по
особенностям их речи; проблемы машинного
перевода, речевого ввода информации в ЭВМ и т. п.; информатика).
Термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 после
опубликования в США коллективной работы под этим названием (под ред.
Ч. Э. Осгуда и Т. А. Себеока), но идеи, близкие к проблематике
психолингвистики, развивал в СССР ещё в начале 30‑х гг. психолог
Л. С. Выготский. Его ученик А. Р. Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к психолингвистике
по предмету и задачам, но ориентированной в основном на диагностику
и лечение различных видов афазии.
Сходные с психолингвистикой идеи развивали также психолог
Н. И. Жинкин и позже - лингвист С. Д. Кацнельсон. Развитие собственно
психолингвистики в СССР началось с середины 60‑х гг., прежде всего в
Институте языкознания АН СССР (Москва), работа ведётся также в
Ленинграде, Харькове, Тбилиси, Фрунзе, Алма-Ате и др. Каждые 2-3 года
проводятся всесоюзные симпозиумы по психолингвистике. Советская
психолингвистика опирается на материалистическую психологию школы
Выготского (прежде всего на понятие деятельности) и на
лингвистическое наследие Л. В. Щербы и его школы, в особенности на
его трактовку активной грамматики. Рассматривая психолингвистику как
одну из «дочерних» областей разработанной А. Н. Леонтьевым
психологической теории деятельности, московская
психолингвистическая школа долгое время называла психолингвистику
«теорией речевой деятельности», употребляя параллельно и термин
«психолингвистика».
Основные направления исследования в советской психолингвистике
60-70‑х гг., кроме разработки общих теоретических моделей порождения (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина (Рябова)
и другие] и восприятия (И. А. Зимняя) речи: изучение вероятностной
структуры речевых процессов (Р. М. Фрумкина), вербальных ассоциаций
(А. П. Клименко, А. А. Залевская и другие; создано несколько словарей
ассоциативных норм для различных языков), факторов распознавания
речи (ленинградская группа психолингвистов под руководством
Л. Р. Зиндера), развития детской речи
(А. М. Шахнарович и другие), психолингвистика текста (Т. М. Дридзе) и
т. п.
Зарубежная психолингвистика первоначально (50‑е гг.) ориентировалась
в психологическом отношении на необихевиористическую психологию (Осгуд), а в
лингвистическом - на американскую дескриптивную лингвистику. В дальнейшем (до
начала 70‑х гг.) в основном опиралась на порождающую модель Н. Хомского
(см. Генеративная лингвистика),
развивая и его психологические идеи. Наибольший вклад в развитие
американской психолингвистики в этот период внёс Дж. А. Миллер,
занимавшийся дальнейшей теоретической разработкой и экспериментальной
проверкой модели Хомского; известны также работы Д. Слобина,
Дж. Фодора, Х. Кларка и других. 70‑е гг. характеризуются отказом от
односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлечением в разработку
теоретических основ психолингвистики ряда ведущих психологов
западноевропейских стран; этот этап привёл к пересмотру основ
психолингвистики и проникновению в нее идей «классической»
европейской общей психологии и прогрессивных тенденций современной
социальной психологии. В большей степени стали учитываться
собственно психологические и социальные факторы речевой деятельности
(работы Р. Румметвейта в Норвегии, Дж. Уэрча в США, Ж. Мёлера и Ж. Нуазе
во Франции и других). Из социалистических стран Европы
психолингвистика особенно развита в Румынии (Т. Слама-Казаку),
Чехословакии (Я. Пруха), ГДР (В. Хартунг).
Развившись на основе различных направлений психологистического
языкознания, психолингвистика усвоила его интерес к человеку как
носителю языка и стремление интерпретировать язык как динамическую
систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека. Внутри
этой системы психолингвистика рассматривает гораздо большее число
взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем
«классическое» общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет
своего исследования по сравнению с последним. Для материалистических
направлений психолингвистики, например в СССР, характерен более
глубокий подход к трактовке социальной природы языка и речевой
деятельности, определяемый пониманием общения и других социальных и
социально-психологических процессов в марксистско-ленинской
науке.
Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967;
его же, Психолингвистические единицы и порождение речевого
высказывания, М., 1969;
Теория речевой деятельности, М., 1968;
Психолингвистика за рубежом, М., 1972;
Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
Лурия А. Р., Основные проблемы нейролингвистики, М.,
1975;
его же, Язык и сознание, М., 1979;
Смысловое восприятие речевого сообщения, М., 1976;
Слобин Д., Грин Дж., Психолингвистика, пер. с
англ., М., 1976;
Жинкин Н. И., Речь как проводник информации, М., 1982;
Психолингвистические проблемы семантики, М., 1983;
Исследование речевого мышления в психолингвистике, М., 1985;
Тарасов Е. Ф., Тенденции развития психолингвистики, М.,
1987;
Psycholinguistics. A survey of theory and research
problems, Balt., 1954;
Rommetveit R., Words, meanings and messages,
N. Y. - L. - Oslo, 1968;
Social context of messages, L. - N. Y., 1971;
Sprachliche Kommunikation und Gesellschaft, B., 1976;
Clark H., Clark E., Psychology and
language. An introduction to psycholinguistics, N. Y., 1977.
А. А. Леонтьев.