Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

нейролингвистика

Энциклопедический словарь

Нейролингви́стика - область знания на стыке неврологии и лингвистики, занимающаяся изучением и восстановлением нарушенных языковых навыков и умений, то есть, исследующая психолингвистические аспекты афазии.

* * *

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА - НЕЙРОЛИНГВИ́СТИКА, область знания на стыке неврологии и лингвистики, занимающаяся изучением и восстановлением нарушенных языковых навыков и умений, т. е. изучающая психолингвистические аспекты афазии.

Большой энциклопедический словарь

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА - область знания на стыке неврологии и лингвистики, занимающаяся изучением и восстановлением нарушенных языковых навыков и умений, т. е. изучающая психолингвистические аспекты афазии.

Слитно. Раздельно. Через дефис

нейролингви/стика, -и

Орфографический словарь

нейролингви́стика, -и

Лингвистика

Нейролингви́стика -

научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового

поведения. Эпизодические наблюдения расстройств языкового поведения

при очаговых поражениях мозга известны с эпохи средневековья, но их

систематическое изучение началось во 2‑й половине 19 в. В отечественной

лингвистике интерес к фактам языковой патологии проявляли И. А. Бодуэн

де Куртенэ, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба и другие. Бодуэн де Куртенэ

исследовал афазию, исходя из представления о

трёх составных компонентах языковой деятельности - фонации (произнесения), аудиции (восприятия) и церебрации («процессы, происходящие в

индивидуальном мозговом центре») («Из патологии и эмбриологии языка»,

1885). Ряд высказанных им мыслей получил развитие у Р. О. Якобсона,

описавшего системные корреляции между строением

фонологических систем в языках мира, последовательностью их становления в

онтогенезе и распада в клинике афазий. В СССР развитие

нейролингвистических исследований базируется на работах А. Р. Лурия,

который на основе психологической концепции Л. С. Выготского о

социальном происхождении высших психических функций человека и успехов

отечественной физиологии (учение И. П. Павлова об анализаторах мозга и

теория П. К. Анохина о функциональной системе) разработал концепцию о

системном строении этих функций. Это позволило привлекать

лингвистический аппарат не только для описания расстройств языкового

поведения, но и для изучения их патогенеза.

Предметом нейролингвистических исследований чаще всего становятся афазии, проявления которых многообразны

и включают в себя фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства. Для нейролингвистики

представляют интерес и неафазические формы расстройств языкового

поведения: речевые агнозии и апраксии, дизартрии, алексии и аграфии.

Продолжают обсуждаться нейролингвистические представления о том, как

человек отражает действительность посредством органов чувств и

сопряженных с ними анализаторов мозга - зрительного, слухового и

тактильно-кинестетического. Языковое отражение действительности, в

т. ч. распознавание речи, осуществляется в направлении от периферии

нервной системы (т. е. от рецепторов органов чувств) к её центральным

отделам. В каждом анализаторе различают два рода нервных структур:

структуры, проводящие комплексы раздражений от данного органа чувств к

коре головного мозга, где осуществляется элементарный анализ и синтез их

пространственно-временны́х параметров (сенсорные проекционные системы

мозга), и структуры, осуществляющие анализ и синтез тех же комплексов

раздражений в их знаковой отнесённости к

предметной действительности (гностические зоны коры). Третий «ярус»

составляют наиболее сложные по анатомической структуре области языковой

коры - зоны перекрытия отдельных анализаторов, где происходит интеграция

знаковых комплексов, поступивших от разных анализаторов мозга, и в

результате становятся возможными языковые обобщения, отвлечённые от

чувственной природы раздражений.

Языковое поведение, в частности порождение

речи, осуществляется в обратном порядке: от центра к периферии.

Речевые программы, сформулированные в зонах перекрытия мозговых

анализаторов, конкретизируются в зонах речевого праксиса и затем

реализуются с помощью механизма проекционных двигательных систем,

сопряжённых с органами речи (а также систем

реализации письменной речи).

В отличие от проекционных систем мозга (сенсорных или двигательных)

гностико-праксическая кора и зоны перекрытия корковых анализаторов

характеризуются функциональной асимметрией: систему языковых обобщений и

мышление в языковых понятиях принято коррелировать по преимуществу с

левым (доминантным) полушарием мозга, а конкретно-образное мышление - с

правым полушарием.

Очаговые поражения сенсорных проекционных систем клинически

обнаруживаются трудностями восприятия устных и письменных языковых

текстов в связи со снижением остроты слуха и зрения или с ограничением

воспринимаемых звуковых частот и полей зрения. Поражения двигательных

проекционных систем обнаруживаются различными дизартриями, при которых

нарушаются артикуляторные и просодические

средства выражения правильно построенных высказываний. Очаговые поражения гностических полей

коры могут обнаруживаться в виде речевых агнозий (слуховых, зрительных и

пр.), а праксических полей коры - в виде апраксий. При речевых агнозиях

больные хорошо видят и слышат, но «не узнают» звуковой облик единиц

родной речи (речевая слуховая агнозия) или графемы письменных текстов (речевая зрительная

агнозия). В то же время языковые фонологические, грамматические и

лексические обобщения у этих больных сохранены, что и обнаруживается в

сохранённой способности говорить и писать. При этом больные с речевой

слуховой агнозией могут читать, а больные с речевой зрительной агнозией

понимают устную речь. При речевых апраксиях наблюдается обратная

картина: у больных нет двигательных расстройств, например параличей, но

они «не умеют» произнести слово или его написать; при этом понимание

речи окружающих и способность читать могут быть сохранены. Принципиально

иные расстройства языкового поведения возникают, когда поражаются

корковые зоны перекрытия анализаторов. В этих случаях развиваются

афазии; у больных расстраиваются все виды языкового поведения

(собственная речь, понимание речи окружающих, чтение, письмо,

понятийно-языковое мышление), хотя и по-разному при различных

локализациях очага поражения в пределах доминантного полушария: при

средневисочных очагах распадается способность фонологической и морфонологической дифференциации, что приводит

к смешению слов с близким фонемным или морфемным составом; при заднелобных очагах

происходит распад грамматической комбинаторики (морфемной и словесной) и

т. д. В то же время при афазиях оказываются нередко сохранёнными

возможности механического повторения услышанного или даже письма без

понимания смысла соответствующих текстов.

Важный для нейролингвистики материал дают наблюдения над языковым

поведением билингвов и полиглотов, страдающих очаговыми поражениями

мозга. Часто наблюдаются речевые диссоциации (когда больные утрачивают,

полностью или частично, владение одним языком при относительной

сохранности другого), а также случаи интерференции между разными языками (в виде

вкраплений элементов одного языка в речь на другом).

Методы нейролингвистических исследований

развиваются и изменяются параллельно с развитием теории неврологии и

лингвистики. Переносить лингвистические критерии в клинику следует

осторожно, ибо одни и те же по внешним проявлениям расстройства

языкового поведения могут быть результатом распада принципиально разных

психолингвистических операций в системно

организованной деятельности мозга. Только системный анализ

расстроенной функции (номинации, чтения, письма

и пр.), введённый в клиническую практику Лурия, может привести к

пониманию её языковой природы. Наиболее результативным является такое

исследование, которое основано на комплексных представлениях о

природе речевых расстройств, опирающихся на результаты и неврологии, и

лингвистики.

Нейролингвистика возникла из потребностей клинической практики для

решения диагностических задач. Отсюда основной её метод - метод

наблюдений над языковым поведением больного в разных условиях (беседа,

рассказы по картинкам, пересказы текстов, чтение, письмо, а также

применение специальных тестов; повторение серии специально подобранных

слов, составление предложений из заданных слов,

нахождение синонимов и антонимов к заданному слову и т. п.). К числу новых

методов изучения здорового и больного мозга относятся: метод

дихотического прослушивания вербального материала, ангиография в

сочетании с амитал-натриевой пробой, унилатеральные электрошоки,

стереотаксические операции и пр. Источником нейролингвистических

обобщений всё больше становятся и педагогические наблюдения, делаемые

в процессе восстановительного обучения больных с расстройствами

языкового поведения.

Разработка проблем нейролингвистики во 2‑й половине 20 в. испытывает

воздействие идей и методов психолингвистики,

нейропсихологии, нейрофизиологии, психоакустики, кибернетики и других

смежных наук. Таким образом, современная нейролингвистика представляет

собой один из аспектов комплексного изучения знакового поведения

человека.

Пенфильд В., Робертс Л., Речь и мозговые

механизмы, пер. с англ., Л., 1964;

Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека и их

нарушения при локальных поражениях мозга, 2 изд., М., 1969;

его же, Основные проблемы нейролингвистики М., 1975;

Винарская Е. Н., Клинические проблемы афазии.

(Нейролингвистический анализ), М.. 1971;

Ахутина Т. В., Нейролингвистический анализ динамической

афазии, М, 1975;

Baudouin de Courtenay J., Z patologii i

embriologii języka, Warsz., 1885.

Е. Н. Винарская, С. Н. Кузнецов.

Морфемно-орфографический словарь

нейр/о/лингв/и́ст/ик/а.

Методические термины

НЕЙРОЛИНГВИ́СТИКА (англ. neurolinguistics).

Научная дисциплина, стоящая на границе психологии, психолингвистики, лингвистики (языкознания) и изучающая механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Первые исследования в области Н. относятся к концу XIX в. Современный этап развития Н. связан с работами А. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (например, учением о фонеме Бодуэна де Куртенэ, Н. Трубецкого, Л. В. Щербы и др.).

Словарь иностранных слов

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА [< гр. neuron - нерв + лингвистика] - психол. отрасль психологической науки, использующая положения психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности; современный этап н. ознаменован, в частности, работами А.Р. Лурия.

Сканворды для слова нейролингвистика

- Отрасль психической науки, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Полезные сервисы