Нейролингви́стика -
научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового
поведения. Эпизодические наблюдения расстройств языкового поведения
при очаговых поражениях мозга известны с эпохи средневековья, но их
систематическое изучение началось во 2‑й половине 19 в. В отечественной
лингвистике интерес к фактам языковой патологии проявляли И. А. Бодуэн
де Куртенэ, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба и другие. Бодуэн де Куртенэ
исследовал афазию, исходя из представления о
трёх составных компонентах языковой деятельности - фонации (произнесения), аудиции (восприятия) и церебрации («процессы, происходящие в
индивидуальном мозговом центре») («Из патологии и эмбриологии языка»,
1885). Ряд высказанных им мыслей получил развитие у Р. О. Якобсона,
описавшего системные корреляции между строением
фонологических систем в языках мира, последовательностью их становления в
онтогенезе и распада в клинике афазий. В СССР развитие
нейролингвистических исследований базируется на работах А. Р. Лурия,
который на основе психологической концепции Л. С. Выготского о
социальном происхождении высших психических функций человека и успехов
отечественной физиологии (учение И. П. Павлова об анализаторах мозга и
теория П. К. Анохина о функциональной системе) разработал концепцию о
системном строении этих функций. Это позволило привлекать
лингвистический аппарат не только для описания расстройств языкового
поведения, но и для изучения их патогенеза.
Предметом нейролингвистических исследований чаще всего становятся афазии, проявления которых многообразны
и включают в себя фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства. Для нейролингвистики
представляют интерес и неафазические формы расстройств языкового
поведения: речевые агнозии и апраксии, дизартрии, алексии и аграфии.
Продолжают обсуждаться нейролингвистические представления о том, как
человек отражает действительность посредством органов чувств и
сопряженных с ними анализаторов мозга - зрительного, слухового и
тактильно-кинестетического. Языковое отражение действительности, в
т. ч. распознавание речи, осуществляется в направлении от периферии
нервной системы (т. е. от рецепторов органов чувств) к её центральным
отделам. В каждом анализаторе различают два рода нервных структур:
структуры, проводящие комплексы раздражений от данного органа чувств к
коре головного мозга, где осуществляется элементарный анализ и синтез их
пространственно-временны́х параметров (сенсорные проекционные системы
мозга), и структуры, осуществляющие анализ и синтез тех же комплексов
раздражений в их знаковой отнесённости к
предметной действительности (гностические зоны коры). Третий «ярус»
составляют наиболее сложные по анатомической структуре области языковой
коры - зоны перекрытия отдельных анализаторов, где происходит интеграция
знаковых комплексов, поступивших от разных анализаторов мозга, и в
результате становятся возможными языковые обобщения, отвлечённые от
чувственной природы раздражений.
Языковое поведение, в частности порождение
речи, осуществляется в обратном порядке: от центра к периферии.
Речевые программы, сформулированные в зонах перекрытия мозговых
анализаторов, конкретизируются в зонах речевого праксиса и затем
реализуются с помощью механизма проекционных двигательных систем,
сопряжённых с органами речи (а также систем
реализации письменной речи).
В отличие от проекционных систем мозга (сенсорных или двигательных)
гностико-праксическая кора и зоны перекрытия корковых анализаторов
характеризуются функциональной асимметрией: систему языковых обобщений и
мышление в языковых понятиях принято коррелировать по преимуществу с
левым (доминантным) полушарием мозга, а конкретно-образное мышление - с
правым полушарием.
Очаговые поражения сенсорных проекционных систем клинически
обнаруживаются трудностями восприятия устных и письменных языковых
текстов в связи со снижением остроты слуха и зрения или с ограничением
воспринимаемых звуковых частот и полей зрения. Поражения двигательных
проекционных систем обнаруживаются различными дизартриями, при которых
нарушаются артикуляторные и просодические
средства выражения правильно построенных высказываний. Очаговые поражения гностических полей
коры могут обнаруживаться в виде речевых агнозий (слуховых, зрительных и
пр.), а праксических полей коры - в виде апраксий. При речевых агнозиях
больные хорошо видят и слышат, но «не узнают» звуковой облик единиц
родной речи (речевая слуховая агнозия) или графемы письменных текстов (речевая зрительная
агнозия). В то же время языковые фонологические, грамматические и
лексические обобщения у этих больных сохранены, что и обнаруживается в
сохранённой способности говорить и писать. При этом больные с речевой
слуховой агнозией могут читать, а больные с речевой зрительной агнозией
понимают устную речь. При речевых апраксиях наблюдается обратная
картина: у больных нет двигательных расстройств, например параличей, но
они «не умеют» произнести слово или его написать; при этом понимание
речи окружающих и способность читать могут быть сохранены. Принципиально
иные расстройства языкового поведения возникают, когда поражаются
корковые зоны перекрытия анализаторов. В этих случаях развиваются
афазии; у больных расстраиваются все виды языкового поведения
(собственная речь, понимание речи окружающих, чтение, письмо,
понятийно-языковое мышление), хотя и по-разному при различных
локализациях очага поражения в пределах доминантного полушария: при
средневисочных очагах распадается способность фонологической и морфонологической дифференциации, что приводит
к смешению слов с близким фонемным или морфемным составом; при заднелобных очагах
происходит распад грамматической комбинаторики (морфемной и словесной) и
т. д. В то же время при афазиях оказываются нередко сохранёнными
возможности механического повторения услышанного или даже письма без
понимания смысла соответствующих текстов.
Важный для нейролингвистики материал дают наблюдения над языковым
поведением билингвов и полиглотов, страдающих очаговыми поражениями
мозга. Часто наблюдаются речевые диссоциации (когда больные утрачивают,
полностью или частично, владение одним языком при относительной
сохранности другого), а также случаи интерференции между разными языками (в виде
вкраплений элементов одного языка в речь на другом).
Методы нейролингвистических исследований
развиваются и изменяются параллельно с развитием теории неврологии и
лингвистики. Переносить лингвистические критерии в клинику следует
осторожно, ибо одни и те же по внешним проявлениям расстройства
языкового поведения могут быть результатом распада принципиально разных
психолингвистических операций в системно
организованной деятельности мозга. Только системный анализ
расстроенной функции (номинации, чтения, письма
и пр.), введённый в клиническую практику Лурия, может привести к
пониманию её языковой природы. Наиболее результативным является такое
исследование, которое основано на комплексных представлениях о
природе речевых расстройств, опирающихся на результаты и неврологии, и
лингвистики.
Нейролингвистика возникла из потребностей клинической практики для
решения диагностических задач. Отсюда основной её метод - метод
наблюдений над языковым поведением больного в разных условиях (беседа,
рассказы по картинкам, пересказы текстов, чтение, письмо, а также
применение специальных тестов; повторение серии специально подобранных
слов, составление предложений из заданных слов,
нахождение синонимов и антонимов к заданному слову и т. п.). К числу новых
методов изучения здорового и больного мозга относятся: метод
дихотического прослушивания вербального материала, ангиография в
сочетании с амитал-натриевой пробой, унилатеральные электрошоки,
стереотаксические операции и пр. Источником нейролингвистических
обобщений всё больше становятся и педагогические наблюдения, делаемые
в процессе восстановительного обучения больных с расстройствами
языкового поведения.
Разработка проблем нейролингвистики во 2‑й половине 20 в. испытывает
воздействие идей и методов психолингвистики,
нейропсихологии, нейрофизиологии, психоакустики, кибернетики и других
смежных наук. Таким образом, современная нейролингвистика представляет
собой один из аспектов комплексного изучения знакового поведения
человека.
Пенфильд В., Робертс Л., Речь и мозговые
механизмы, пер. с англ., Л., 1964;
Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга, 2 изд., М., 1969;
его же, Основные проблемы нейролингвистики М., 1975;
Винарская Е. Н., Клинические проблемы афазии.
(Нейролингвистический анализ), М.. 1971;
Ахутина Т. В., Нейролингвистический анализ динамической
афазии, М, 1975;
Baudouin de Courtenay J., Z patologii i
embriologii języka, Warsz., 1885.
Е. Н. Винарская, С. Н. Кузнецов.