ж.
Жизнеописания лиц, объявленных церковью святыми, как один из основных жанров литературы эпохи Средневековья; житийная литература.
ж.
Жизнеописания лиц, объявленных церковью святыми, как один из основных жанров литературы эпохи Средневековья; житийная литература.
АГИОГРА́ФИЯ -и; ж. [от греч. hagios - святой, graphō - пишу]. Вид христианской литературы, содержащий жизнеописания святых.
* * *
агиогра́фия (от греч. hágios - святой и ...графия), вид церковной литературы - жизнеописания святых (см. Жития святых).
* * *
АГИОГРАФИЯ - АГИОГРА́ФИЯ (от греч. hagios - святой и «графия»), вид церковной литературы - жизнеописания святых (см. Жития святых (см. ЖИТИЯ СВЯТЫХ)).
АГИОГРАФИЯ (от греч. hagios - святой и ...графия) - вид церковной литературы - жизнеописания святых (см. Жития святых).
-и, ж.
Вид христианской литературы, содержащий жизнеописания «святых».
[От греч. ’άγιος - святой и γράφω - пищу]
АГИОГРАФИЯ - историческая дисциплина, изучающая документы и литературные памятники, касающиеся святости и святых. Различают агиографические памятники, повествующие о жизни святых или о святынях, (практическая агиография), и работы, посвященные научному исследованию этих памятников (критическая агиография). С первых веков христианской эры отдельные церкви чтили годовщины памяти своих собратьев, претерпевших мученическую смерть. Велись списки мучеников, позволявшие соблюдать установленные дни их памяти. К этим спискам и календарям часто прибавлялись краткие рассказы об отдельных актах мученичества и жизнеописания (жития) наиболее прославленных христиан и христианок, принявших смерть за свою веру. Позднее, наряду с этими краткими рассказами, основанными преимущественно на свидетельствах современников, появились более пространные жития, составленные на основе литературных источников. Эти жития были призваны наставлять верующих примерами подвигов христианских святых и аскетов. Первым собранием рассказов о святых явилась компиляция, составленная Евсевием Кесарийским (ок. 260-340), которая содержала описания подвигов мучеников, живших в эпоху, предшествующую гонениям Диоклетиана. Однако об этом собрании мы знаем лишь по упоминанию о нем у других христианских писателей. К Евсевию восходит также традиция создания агиографических сборников иного типа: его книга, посвященная палестинским мученикам периода последнего гонения на христиан, состояла из житий, которые были написаны самим Евсевием. Еще одно направление в агиографии было связано с возникновением жанра "мартирологов" ("легендариев", или "пассионариев"), представлявших собой собрания кратких житий и сказаний о мученичествах. Эти собрания были основаны преимущественно на древних календарях, и материал в них располагался не в строгой исторической последовательности, а в соответствии с датами чествования памяти святых. Римский мартиролог послужил основой и источником для множества местных мартирологов, которые содержали жития не только святых, чтимых всей церковью, но и предания о местночтимых святых, которые могли сильно различаться между собою по степени достоверности и литературным достоинствам. В Средние века каждая область Западной Европы располагала своим собственным легендарием. К 13 в. возникла потребность в более сжатых и удобных для пользования легендариях, в результате чего стали появляться агиографические антологии. В Новое время одно из лучших таких собраний было составлено О.Батлером (Жития святых, мучеников и других главных святых, Lives of the Fathers, Martyrs and other Principal Saints, 1756). В России широкое распространение получил житийный свод Четьи Минеи, составленный в конце 17 в. Дмитрием Ростовским на основе Великих Четьих Миней митрополита Макария (16 в.), и Acta Sanctorum болландистов. Критическая, или научная агиография возникла лишь в Новое время. Ее задачей является критическое исследование и оценка всех памятников, связанных со святыми и их почитанием. Такое исследование предполагает две стадии: во-первых, критическое установление подлинных текстов и, во-вторых, оценка исторической достоверности этих текстов. Основоположником современной научной агиографии считается иезуит Х.Росвейде (ум. 1629). Его новаторский подход был воспринят и развит И. Болландом и его сотрудниками.
См. также БОЛЛАНДИСТЫ.
ЛИТЕРАТУРА
Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Дмитрия Ростовского, кн. 1-12. М., 1991-1994
АГИОГРА́ФИЯ (от αγιός - святой, γραφω - пишу) - вид церк.-биографич. лит-ры. Первые рассказы о святых были, как гласит традиция, записаны рим. еп. Климентом в 1 в., позднее отд. жития были сведены в сб. для литургич. употребления. В Рус. Правосл. Церкви наиб. ранние образцы житийной лит-ры - "Прологи" представляли собой переводы греко-визант. оригиналов. В 12 в. появились огромные своды житий - "Четьи-Минеи", где жития распределялись в порядке празднования памяти отд. святых. В 1529-49 митр. Макарий составил "Великие Четьи-Минеи", в к-рые вошли все известные к тому времени рус. жития. Особый вид агиографич. лит-ры представляют "Патерики" - сб. рассказов об эпизодах жизни подвижников отд. монастырей.
агиогра́фия, агиогра́фии, агиогра́фий, агиогра́фиям, агиогра́фию, агиогра́фией, агиогра́фиею, агиогра́фиями, агиогра́фиях
АГИОГРАФИЯ и, ж. agiographie f. <гр. hagios святой + grapho. 1813. Рей 1998.Вид церковной литературы, посвященной жизнеописанию лиц, объявленных церковью святыми. СИС 1954. Биографическая ценность труда Самойлова обычно оценивается невысоко из-за его апологетического тона, по сути уже переходящего грань, отделяющую биографию от агиографии. НЛО 1998 31 114. Далее вновь вступает в силу бродячий сюжет внутри явной агиографии. Перед смертью они <Петр и Феврония>приняли постриг, умерли, как уговаривались, в один день и час. Октябрь 2003 11 159. - Лекс. Уш. 1934: агиогра/фия.
АГИОГРАФИЯ (от греч. agios - святой, и graphein - писать). Наука о преданиях и сочинениях духовного и историко-церковного содержания.