м.
1. Приверженец адвентизма.
2. Представитель адвентизма.
АДВЕНТИ́СТ, -а, муж.
1. мн. Протестантская секта, проповедующая близость царствия Божия. Адвентисты седьмого дня (признающие седьмым днём недели субботу, а не воскресенье).
2. Член такой секты.
| жен. адвентистка, -и (ко 2 знач.).
| прил. адвентистский, -ая, -ое.
АДВЕНТИ́СТ, -а, м
Человек, являющийся членом секты адвентистов.
// ж адвенти́стка, -и, мн род. -ток, дат. -ткам.
Немка-колонистка, в прошлом учительница немецкого языка, она была фанатично религиозной сектанткой, адвентисткой седьмого дня (Гинзбург).
адвенти́ст, адвенти́сты, адвенти́ста, адвенти́стов, адвенти́сту, адвенти́стам, адвенти́стом, адвенти́стами, адвенти́сте, адвенти́стах
адвентист
- а, м., одуш. (англ. Adventist < лат. advēntus пришествие).
1. Адвентисты - христианская (протестантская - см. протестантизм) секта, в вероучении которой важное место занимает представление о втором пришествии Христа для Страшного суда над всеми живыми и мертвыми.
| Секта адвентистов возникла в 30-х гг. 19 в. в США; в России наиболее популярна секта адвентистов седьмого дня, возникшая в 80-х гг. 19 в.
2. Член этой секты.
Адвентистка - женщина-а.
Адвентистский - относящийся к адвентистам.
АДВЕНТИ́СТЫ, -ов, ед -и́ст, -а, м
Секта в протестантизме, проповедующая близкое наступление конца земной истории и приход Царствия Божьего.
Для совершения богослужения адвентисты приспособили небольшой дом на окраине поселка, пустовавший после отъезда хозяина.
Адвенти́сты (от лат. adventus - пришествие), последователи возникшего в США в 30-х гг. XIX в. течения в протестантизме. Проповедуют близость «второго пришествия Христа» и наступления на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня (в России с 1880-х гг.).
* * *
АДВЕНТИСТЫ - АДВЕНТИ́СТЫ (от лат. adventus - пришествие), протестантская церковь (главным образом в США, возникла в 30-х гг. 19 в.). Проповедуют близость «второго пришествия Христа» и наступления на Земле «тысячелетнего царства божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня (в России с 1880-х гг.).
АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus - пришествие) - протестантская церковь (главным образом в США, возникла в 30-х гг. 19 в.). Проповедуют близость "второго пришествия Христа" и наступления на Земле "тысячелетнего царства божия". Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня (в России с 1880-х гг.).
АДВЕНТИ́СТЫ (от лат. adventus - пришествие) - последователи течения в протестантизме, верящие в скорое второе пришествие Христа. Традиция А. восходит к др. христианам, к-рые также верили в то, что конец света и второе пришествие ожидаются в ближайшем будущем, тогда как Церковь постепенно отодвигала эту дату в отдаленное будущее. Основатель адвентизма, зародившегося в США, баптистский проповедник Уильям Миллер (1782-1849) определил дату пришествия Христа на землю в 1843. Затем он объявил еще два срока пришествия, но и они истекли безрезультатно. Последователи У. Миллера утверждали, что Христос действительно пришел в указанное время, но перед очищением земного святилища был должен очистить небесное. А. отрицают бессмертие души, ад и рай. После смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в Судный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Библия для них единств. источник вероучения. В конце концов мир, согласно А., будет уничтожен огнем, а для верующих будет создана новая земля. Скоро состоится второе пришествие (сроки, правда, теперь не определяются), сопровождающееся воскрешением праведников, затем наступит 1000-летнее Царство Христово, после чего воскреснут и неправедные. Из обрядов А. сохранили водное крещение (совершается над взрослыми) и причащение. Обязательной является и уплата десятой части доходов А. в пользу своей церкви. В ходе споров по вопросам догматики А. раскололись на неск. течений: самое многочисленное - А. Седьмого дня (АСД), А.-реформисты; Церковь Бога (Седьмого дня) и свыше десятка менее крупных церквей. Своей догматикой, обрядностью, бытовым укладом ("санитарная реформа") АСД обязаны Эллен Уайт (1827-1915), последовательнице Миллера, фактич. основательнице и идеологу этой церкви, "пророчице". Она же акцентировала особое внимание на заповеди о соблюдении субботы (т. н. "Четвертая заповедь"), что повлияло на назв. конфессии (т. к. существуют также адвентистские церкви, признающие воскресение - Адвентистская христ. церковь, Адвентистская генеральная конфессия Америки и пр.). В 1863 состоялась первая Генеральная конференция АСД - высший ее орган, состав участников к-рой переизбирается каждые 5 лет на всемирном съезде. В 1901 в Европе насчитывалось 7700, в США - 9240 А. К 1917 в Российской империи зарегистрировано 269 адвентистских общин с 6085 членами. К кон. 90-х гг. АСД ок. 5 млн. человек; общины А. существуют в 192 странах мира и составляют 11 дивизионов. В июле 1990 на всемирном съезде А. (Индианаполис, США) Церковь АСД СССР признана одиннадцатым дивизионом. В России действует ок. 450 молельных домов АСД, объединяющих б. 30 тыс. верующих. Кадры для Церкви АСД готовит Заокская семинария (Тульская обл.).
Адвентисты
(Adventists), разл. протест, секты (протестантские церкви), возникшие в США в 1830-х гг. А. верили в близость второго пришествия Христа. В наст, время существует ок. 2 млн. офиц. членов, включая две крупные группы: А. второго пришествия и А. седьмого дня, строго соблюдающие субботу - традиц. день воздержания от работы и развлечений. Над новообращенными производится обряд крещения. У А. существует ряд запретов, напр., нельзя употреблять алкоголь (эсхатология, милленаризм).
АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ - протестантская церковь, которая опирается на Библию как единственное правило веры и жизни, верит в близость Второго пришествия Христа, соблюдает седьмой день недели (субботу) как день покоя и отдыха, во исполнение божественной заповеди (Исх 20:8-11). Адвентисты седьмого дня представляют собой крупнейшее самостоятельное объединение внутри адвентистского движения. Адвентисты седьмого дня верят в вечное предсуществование Христа как второй ипостаси Божества; безусловно признают догматы о его рождении от Девы, его безгрешной жизни на земле, о его заместительной (за людей) и искупительной смерти. Они также признают его телесное воскрешение, вознесение, небесное служение в качестве великого первосвященника; ожидают окончательного его возвращения. Адвентисты седьмого дня подчеркивают непосредственно личностный характер этого второго пришествия, которое совершится до наступления тысячелетнего царства Христа. Они верят, что вот-вот исполнится великое пророчество Библии о катастрофическом конце нынешнего века. Христос вернется "во время не известное, но близкое" и будет царствовать на небесах со спасенными в течение тысячелетнего периода, который и начнется с того времени. В церкви последних дней будут восстановлены духовные дары, включая дар пророчества. Адвентисты седьмого дня верят в спасение только по благодати через веру во Христа и считают, что благие дела и послушание скорее результат, чем средства спасения. Они рассматривают бессмертие как дар, которым Христос, через свое воскресение, наградит праведников при втором пришествии. Они придерживаются идеи творения из ничего, отвергая представление об эволюционном развитии Вселенной. Адвентисты седьмого дня верят в необходимость духовного возрождения и практикуют крещение взрослых погружением в воду. Большое значение они придают здоровой жизни и полному воздержанию от алкоголя и табака. Адвентисты седьмого дня поддерживают принцип отделения церкви от государства и настаивают на религиозной свободе для всех людей. Полное изложение вероучения содержится в Ежегоднике Адвентистов седьмого дня. Деноминация придерживается представительской формы церковного управления. Местные конгрегации сами избирают диаконов и служителей церкви. Общины группируются в конференции и миссии, которые осуществляют пастырскую деятельность и евангелизацию, контролируют территориальные централизованные фонды. Конференции и миссии, в свою очередь, входят в союз и окружные организации, которые образуют верховный административный орган - Генеральную конференцию (штаб-квартира в Вашингтоне, округ Колумбия). Адвентисты седьмого дня содержат около 4000 школ во всем мире, они работают также в санаториях и больницах, воспитательных домах и центрах для престарелых, в благотворительных организациях для распределения одежды и пищи.
История. Адвентисты седьмого дня появились в ходе распространившегося по всему миру движения межконфессионального пробуждения, которое возникло одновременно в различных странах христианского мира в начале 19 в. Подчеркивая непосредственную близость второго пришествия Христа, это движение опиралось на толкование библейских пророчеств, возвещавших приближение конца времен. Расцвет его относится к периоду с 1840 по 1844, когда оно оформилось в особое движение в США. Адвентисты седьмого дня не пришли к согласию с другими адвентистскими группами по поводу местоположения святыни, о которой говорится в 8 главе Книги пророка Даниила, и относительно срока второго пришествия, предсказанного в Откровении Иоанна Богослова (глава 20). В 1860 отколовшаяся группа официально приняла название "Адвентисты седьмого дня".
См. также АДВЕНТИЗМ.
ЛИТЕРАТУРА
Уайт Е.Г. Великая борьба между Христом и сатаной в течение христианского века. Кишинев, 1991 Уайт Е.Г. Деяния апостолов. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Мацанова А.Г., Мацанов П.А. По тернистому пути. М., 1995 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998