адогмати́ческий
импрессионизм
Гуманитарный словарь
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (франц. impressionnisme, от impression -впечатление) - 1) Худож. направление в европ. иск-ве, зародившееся во Франции в последней трети 19 в. Первонач. развивалось в живописи, затем распространилось на др. виды иск-ва. Гл. худож. принцип И.: передача непосредств. субъективных впечатлений от действительности, создание у зрителя ощущения непроизвольно выхваченного из потока стихийного движения фрагмента реальности. В обл. живописной техники термин И. применяется к системе "цветоделанного" письма открытым, свободным мазком, посредством к-рого в картине создается эффект изменчивого движения цвета и света. В России принципы И. реализовали в отд. своих работах такие художники, как В. Серов, И. Грабарь, К. Коровин, Л. Пастернак и др. Для муз. И. кон. 19 - нач. 20 в. (во Франции - К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка и др.) характерны передача тонких настроений, интерес к тембровой и гармонич. красочности.
2) Направление в рус. критике 1890-х - 1900-х гг. Для И. характерен субъективизм в восприятии произв., прихотливость ассоциативного ряда, психологизм, имманентная погруженность в творч. мир писателя, интерес к "тайнам творчества", предпочтение иррационального, внелогич. начала в познании, отсутствие тенденциозности, адогматизм. Импрессионистич. критика основывается на философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, на представлениях о творчестве как единств. подлинной ценности жизни и является критикой эстетич. по преимуществу. Отсюда свобода, непринужденность, эссеистичность манеры письма. Проявление И. в критике кон. 19 - нач. 20 в. связано с общими процессами в культуре эпохи - в живописи, музыке, поэзии. Нек-рые черты И. свойственны критич. работам поэтов-символистов (А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова). Однако И. как метод ярче всего проявился в критике Ю. Айхенвальда, И. Анненского, К. Бальмонта. Лит-ра др. и новая, европ. и рус., поэзия, проза, драма, общие проблемы творчества - вот спектр интересов критиков-импрессионистов. И. в рус. критике связан с И. в европ. лит-ре (О. Уайльд, Р. де Гурмон и др.). Однако, восприняв европ. общекультурные, филос., стилевые воздействия, рус. импрессионистич. критика не утратила связей с нац. культурой, рус. классикой 19 в. как в плане эстетич., так и нравств. Большим достоинством этого метода являются интерес к слову, пристальное внимание к тексту, художественность, артистизм формы.