Древняя дворянская фамилия. От тюркского азанчи служитель мечети, муэдзин. (Ф). Фамилия Азанчеевых принадлежит выходцам из татар, поступившим на службу к русскому двору в 50-х гг XVII в. Основа фамилии - татарсоке слово azancy "глашатай, призывающий мусульман с минарета к молитве", корень слова заимствован из арабского "призыв к молиетве". Менее вероятно происхождение из татарского azan "межа, край, граница" + аффикс профессии - "устанавливающий границы". (Б) АЗАНЧЕЕВЫ. Дворяне с XVIII века (ОГДР, III, с. 93). Судя по фамилии, поволжско-татарского происхождеия, ср. татар.-мусульм. азанчи, то есть "муэдзин" АЗАНЧЕЕВСКИЕ. Дворяне с XVIII века, через польско-шляхетское, от азанчи. Известные композиторы, революционерка. (СТ) Азначеев - вариант этой же фамилии. (Э)
АЗАНЧЕ́ВСКИЙ Мих. Павл. (1839-81) - муз. деятель и композитор. Значит. часть жизни провел в Пб. Вместе с М. Мусоргским учился в Школе гвардейских прапорщиков, с 1856 - на гражд. службе. Композицией занимался у Г. Рихтера и М. Гаутмана (1861-1864, Лейпциг), брал уроки фп. игры у Ф. Листа (в Риме). В 1866-69 - в Париже; в 1870-76 - председ. дирекции Петерб. отд. Рус. муз. об-ва, в 1871-76 - дир. Петерб. конс. А. ввел б. строгие условия приема в конс. и впервые поставил вопрос об учреждении подготовит. училищ, о роли конс. в распространении муз. образования и эстетич. просвещения широких масс. Начинанием А. стали просветит. симфонич. концерты, в к-рых принимали участие педагоги и воспитанники консерватории. Он пригласил в конс. Н. А. Римского-Корсакова, Г. А. Лароша, изв. певицу Н. А. Ирецкую и др. Автор струнных квартетов и романсов, муз. критик (гл. обр. в ж. "Муз. сезон"), библиофил и коллекционер муз. редкостей. Приглашенный по инициативе А. Г. Рубинштейна на должность поч. библиотекаря Петерб. конс., А. в 1870 предоставил в пользование, а позднее подарил консерватории свою б-ку и уникальную коллекцию автографов. По данным 1882, б-ка А. "заключала в себе: а) книг - 5350 соч. в 6674 томах; б) партитур - 1093 соч. в 1197 томах, переложений для фп. - 630 соч. в 6637 томах; г) оркестровых и хоровых партий - 1543 номера; д) разл. пьес для струнных и духовых инструментов соло, дуэтов, трио и проч. - до 5000 экз. Кроме того - ценные рукописи и старопечатные соч. 15-18 столетий". Среди ценнейших раритетов коллекции автографов А. - рукописи Бетховена, Моцарта и др.
Лит.: Кремлев Ю. Ленинградская гос. консерватория. М., 1938. С. 37-43.