Мужское имя.
Слуга.
Ясный месяц, полная луна.
Смена.
АЙВАЗОВ АЙВАЗОВСКИЙ
Армянскии фамилии в русифицировались заменой традиционного окончания -ан/янц на русский -ов. Широко распространены фамилии, образованные от названий профессий, при этом основа часто турецкого происхождения. Так Айвазян (ajvaz - "дворецкий) стал Айвазовым и Айвазовским (ЭУ) Возможно происхождение и непосредственно из тюркского языка, минуя армянский.
АЙВАЗОВ АЙВАЗОВСКИЙ
Армянскии фамилии в русифицировались заменой традиционного окончания -ан/янц на русский -ов. Широко распространены фамилии, образованные от названий профессий, при этом основа часто турецкого происхождения. Так Айвазян (ajvaz - "дворецкий) стал Айвазовым и Айвазовским (ЭУ) Возможно происхождение и непосредственно из тюркского языка, минуя армянский.
- Выдающийся русский живописец-маринист, автор картин «Закат на море», «Девятый вал».
- На его картине «Александр II на зимней прогулке по льду Невы» вода представлена лишь снегом и льдом.
- В начале 1890-х годов он совершил поездку в Америку, а уже в Феодосии по сделанным эскизам написал Ниагарский водопад.
- В 1839 году он написал портрет вице-адмирала Лазарева - редкий случай в творчестве художника.
- Познакомившись с его работами, брат Пушкина Лев Сергеевич признался художнику, что впервые в жизни испытал при виде воды не отвращение, а восторг.
- По отзывам недоброжелателей, этот прославленный русский художник явно злоупотреблял ультрамарином и лазурью.
- Его моря были так восхитительны, что он получил право на ношение адмиралтейского мундира и стал первым гражданином Феодосии.
- Он запечатлел неравный бой русского парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года.
- Племянник этого «мариниста» собирался обучать шкидцев рисованию, но не преуспел.
- Его картину «Хаос. Сотворение мира» купил папа Григорий XVI, наградив автора золотой медалью.
- Этот живописец, создавший за 60 лет работы около 6000 картин, кистью и палитрой дослужился до ранга действительного статского советника.
- Его первой выставленной картиной стал «Этюд воздуха над морем».
АЙВАЗО́ВСКИЙ (Гайвазовский) Ив. Конст. (1817-1900) - художник-маринист. Род. в Феодосии в семье мелкого торговца-армянина (его ст. брат Габриэл стал вроследствии изв. богословом и иерархом армяно-григорианской церкви. Рано начал заниматься живописью (первый учитель - феодосийский арх. Кох). В 1833 по ходатайству таврич. губернатора А. И. Казначеева А. зачисляется "казенным пансионером" в АХ, где занимается под рук. пейзажиста М. Н. Воробьева и франц. мариниста Ф. Тоннера. Ученич. работы высоко оценил проф. А. И. Зауэрвейд. В 1835 за "Этюд воздуха над морем" А. получил 1-ю серебр. медаль. В АХ сближается с кружком К. Брюллова, пользуется покровительством Николая I, приобретавшего для своих дворцов многие его картины. После окончания (с зол. медалью) АХ два года работает в Крыму, посещает Италию, Германию, Францию, Испанию. В 1843 за полотна "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и "Остров Капри", получившие награду на Парижской выставке, А. получает звание академика. С 1847 проф. Совершил 5 больших морских плавания, сопровождал вел. кн. Константина Николаевича в качестве художника, участвовал в обороне Севастополя, морских походах и сражениях. Состоял живописцем Гл. Морского Штаба с правом ношения адмиральского мундира. За картину "Четыре богатства России" награжден франц. орденом Поч. легиона. Удостоен чести написать свой портрет для галереи палаццо Питти во Флоренции. Среди ок. 6 тыс. живописных картин (не считая множества рис. и акварелей) - "Девятый вал" (1850) и "Пушкин на берегу моря" (1887, совм. с И. Е. Репиным). Героич. пафос, эмоциональность сближают творчество А. с романтизмом. Картины А. и их репродукции до наших дней сохраняют популярность в домашнем и общественном интерьере.
Лит.: Кузьмин Н. Н. Айвазовский и его произв. СПб., 1901; Айвазовский: Документы и мат-лы. Ереван, 1967; Вагнер Л. А., Григорович Н. С. И. К. Айвазовский. М., 1970; Пилипенко В. Н. И. К. Айвазовский: [Альбом]. Л., 1991.
Айвазовский И. К.
Айвазовский И. К. Парусник.
Айвазо́вский Иван Константинович (1817-1900), российский живописец-маринист. В романтических полотнах («Девятый вал», 1850; «Чёрное море», 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морского сражения.
* * *
АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович - АЙВАЗО́ВСКИЙ Иван Константинович [17(29) июля 1817, Феодосия - 2 (14) апреля 1900, там же], русский живописец-маринист. В романтических полотнах («Девятый вал», 1850; «Черное море», 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения.
Выходец из семьи армянского купца, на всю жизнь сохранил крепкую связь с древними традициями армяно-христианской культуры. Учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Воробьева (см. ВОРОБЬЕВ Максим Никифорович). С 1845 обосновался в Феодосии. Много путешествовал по России и странам Европы, Ближнего Востока, Азии и Африки.
Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена (см. ЛОРРЕН Клод), о влиянии М. Н. Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина (см. ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич). Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835, Третьяковская галерея).
Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в работах 1840-х гг., когда художник завоевывает европейскую известность. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Известнейшее произведение этого периода - картина «Девятый вал» (1850, Русский музей). Типичная для иконографии романтизма тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего пространства.
Художник необычайно плодовитый, Айвазовский часто прибегал к композиционным и колористическим штампам. Однако в лучших картинах - таких, как «Черное море» (1881, Третьяковская галерея), - проступают лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды.
Среди большого числа земных ландшафтов, выполненных Айвазовским, выделяются своими бравурными панорамическими эффектами циклы картин, навеянные впечатлениями от путешествий по Украине и Кавказу (1850-60-е годы). Не раз он обращался к библейским сюжетам сотворения мира и потопа, к евангельским и античным мотивам - как и у Дж. Тернера, изображаемые фигуры выглядят мелким стаффажем среди величавых, «космических» пейзажей. Создавал полотна на темы армянской культуры («Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880, Картинная галерея Армении, Ереван). К числу любимых писателей Айвазовского принадлежал А. С. Пушкин, в стихах которого он находил поэтическое выражение собственного маринизма. В поздний период художник не раз обращался к образу великого поэта - «Пушкин на берегу моря» (фигура поэта написана И. Е. Репиным, 1897, Музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург).
Важную главу в наследии Айвазовского составляет батальная живопись. С 1844 он был художником Главного морского штаба, написал много значительных картин на темы истории русского военного флота («Чесменский бой», 1848, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского).
Будучи одним из самых богатых художников России, он много сделал для своего родного города: на его средства были выстроены здания местной картинной галереи, археологического музея, проведены большие работы по благоустройству Феодосии, постройке порта и железной дороги. Из мастерской, созданной им в 1845, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа (А.И. Куинджи (см. КУИНДЖИ Архип Иванович), К.Ф. Богаевский (см. БОГАЕВСКИЙ Константин Федорович) ). Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя.
АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817-1900) - русский живописец-маринист. В романтических полотнах ("Девятый вал", 1850; "Черное море", 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения.* * *АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович АЙВАН - эйван (перс.), иван, ливан, 1) в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. - терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах.
2) Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (приемные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, в мечетях и дворцах средневековой Ср. Азии, Ирана, Афганистана и др.).
Гайвазовский (1817-1900) русский живописец, маринист. Учился в петербургской Академии художеств (1833-1837) у М. Н. Воробьёва, брал уроки живописи у работавшего в России французского мастера марины Ф. Таннера (1835). Как пенсионер Академии работал в Крыму (1838-1840, в 1839 участвовал в высадке морского десанта на Черном море), Италии (1840-1844), посетил Францию и Англию. С 1845 жил в основном в Феодосии, где руководил художественной мастерской и основал картинную галерею (1880). В 1844 был назначен живописцем Главного морского штаба. Картинам Айвазовского, чаще всего изображающим море, борющиеся с волнами корабли, присущи эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и романтическому пафосу ("Девятый вал", 1850, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Многие его произведения посвящены баталиям, прославившим российский флот ("Чесменский бой", 1948, Феодосийская государственная картинная галерея имени И. К. Айвазовского, Феодосия). За свою жизнь художник создал более 6 тысяч полотен; в лучших работах позднего периода, сдержанных по цвету, но сохраняющих эмоциональную напряжённость, величие и мощь морской стихии воссоздаются при помощи тонких градаций света и тени ("Чёрное море", 1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Литература:
Барсамов Н.С., И.К. Айвазовский, М., 1967. Пилипенко В.Н., И.К. Айвазовский, Л., 1983. Хачатрян Ш.Г. И.К. Айвазовский. Живопись, М., 1997.
И.К. Айвазовский. "Радуга". 1837. Третьяковская галерея.
АЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович (1817 - 1900), российский живописец-маринист. Полотнам ("Девятый вал", 1850) с изображениями моря, кораблей, морских сражений присущи романтические эффекты освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.
И.К. Айвазовский. "Чесменский бой".