м.
1. Один из видов музыкального ударения - слоговой интонации, характеризующийся восходящим движением голосового тона на ударном слоге (в лингвистике).
2. Название диакритического знака (`), обозначающего такой вид ударения.
м.
1. Один из видов музыкального ударения - слоговой интонации, характеризующийся восходящим движением голосового тона на ударном слоге (в лингвистике).
2. Название диакритического знака (`), обозначающего такой вид ударения.
Аку́т
(от лат. acutus - острый; высокий) -
(острый тон, острое ударение) - один из видов
тонического ударения в древнегреческом языке.
Акут характеризовался повышением голоса на ударном слоге, составлявшим, по данным Дионисия
Галикарнасского, максимум одну квинту. Акут означал и высокий тон, и
восходящий характер ударения. Источники не сообщают, было ли это
повышением тона по сравнению с предшествующим слогом или тональным
восхождением внутри ударного слога. Знак акута ставился и на долгом, и
на кратком гласном.
Интонация современного литовского языка, имеющая нисходящий характер.
Однако первоначально в балтийской системе,
сохранившейся в латышском языке и по диалектам - в литовском, интонация акута была
восходящей. То же состояние, по косвенным данным, имело место и в древнепрусском языке. Предполагается, что в
литовском языке восходящая интонация трансформировалась в нисходящую. По
происхождению балтийский акут - интонация долгих унаследованных индоевропейских монофтонгов и дифтонгов.
Реконструируемая праславянская восходящая
интонация долгих слогов. Восстанавливается на основе следующих
соответствий: восходящее ударение в словенском
языке, нисходящая краткая интонация в сербскохорватском языке, долгота в чешском языке, ударение на второй части русских полногласных сочетаний оро́, оло́, ере́.
Генетически праславянский акут тесно связан с балтийским акутом - это
интонация долгих унаследованных индоевропейских монофтонгов и дифтонгов.
Новый акут - восходящая интонация праславянского языка,
возникшая в результате перемещения ударения на предшествующий слог и
сменившая в определённых позициях циркумфлексовую интонацию (см. Циркумфлекс).
Вид музыкального ударения шведского языка,
характеризующийся отсутствием слабого побочного ударения на каком-либо
слоге, следующем за слогом, несущим главное ударение; тон при этом
понижается.
Диакритический знак (´), означающий,
например, во французском языке закрытое e: été, в чешском языке - долготу гласного: víra.
акут (лат.: acutus - высокий)
1. Восходящее тоническое ударение в древнегреческом, сербском и др. языках, характеризующееся повышением голоса на ударном слоге.
2. Вид музыкального ударения в шведском языке.
3. Интонация нисходящего характера в современном литовском языке.
См. accento acuto.
акут (лат.: acutus - высокий)
1. Восходящее тоническое ударение в древнегреческом, сербском и др. языках, характеризующееся повышением голоса на ударном слоге.
2. Вид музыкального ударения в шведском языке.
3. Интонация нисходящего характера в современном литовском языке.
Акут (лат. acutus 'острый').
В языках с музыкальным ударением (интонацией) изменение высоты произношения гласного или дифтонга от более низкого тона в начале к более высокому в конце.
Диакритический знак, обозначающий этот тип ударения (в праславянских реконструкциях - ').
Прил. акутовый.
АКУТ (лат. acutus, острый, резкий). Музыкальный знак (!), показывающий, что означенное место нужно играть резким образом.
- Рассказ «Зубчатые колеса» этого автора опубликовали уже после того, как тот принял смертельную дозу снотворного.
- Эту фамилию персонаж одной повести, учитель литературы, использовал в качестве боевого клича во время выполнения приёмов карате.
Акутага́ва Рюноскэ (1892-1927), японский писатель. Скептицизм, грусть, непознаваемые глубины человеческой души, бессилие добра в холодном и жестоком мире - в изящных по стилю рассказах-притчах, основанных на национальных преданиях («Ворота Ра́сёмон», 1915), психологических новеллах («Осень» 1920; «Холод» (1924), аллегорическом романе-сказке «В стране водяных» (1927), повестях-исповедях «Жизнь идиота», «Зубатые колёса» (обе 1927). Покончил с собой в состоянии депрессии.
* * *
АКУТАГАВА Рюноскэ - АКУТАГА́ВА Рюноскэ (1892-1927), японский писатель. «Загадочность», непредсказуемость человеческого сознания - в новеллах-притчах (не без влияния эстетизма) «Расемон (см. КУРОСАВА Акира) » (1915), «В чаще» (1922); трагические коллизии добра в мире социального зла - в психологических новеллах «Осень» (1920), «Холод» (1924). Социально-фантастическая аллегория (см. АЛЛЕГОРИЯ) «В стране водяных» (1927). Одиночество человека, его бессилие перед временем, историей - в итоговой повести-исповеди «Жизнь идиота» (1927).
АКУТАГАВА Рюноскэ (1892-1927) - японский писатель. "Загадочность", непредсказуемость человеческого сознания - в новеллах-притчах (не без влияния эстетизма) "Расемон" (1915), "В чаще" (1922); трагические коллизии добра в мире социального зла - в психологических новеллах "Осень" (1920), "Холод" (1924). Социально-фантастическая аллегория "В стране водяных" (1927). Одиночество человека, его бессилие перед временем, историей - в итоговой повести-исповеди "Жизнь идиота" (1927).
Акутагава Рюноскэ (1892 - 1927)
Японский писатель. Родился 1 марта 1892 в Токио. Был учеником Нацумэ Сосэки. Печатался с 1914. Умер 24 июля 1927. Покончил с собой в состоянии депрессии. В 1935 в Японии учреждена литературная премия имени Акутагавы.
Афоризмы, цитаты
Сильный попирает мораль. Слабого мораль ласкает. Тот, кого мораль преследует, всегда стоит между сильным и слабым.
Ложь - это вчерашняя правда.
Среди увлекающихся азартной игрой нет пессимистов.
Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно. Обращаться несерьезно - опасно.
Совесть - строгое искусство.
Наследственность, окружение, случайность - вот три вещи, управляющие нашей судьбой.
Совесть не появляется с возрастом, как борода. Чтобы приобрести совесть, требуется некоторый опыт.
Может быть, совесть - источник морали, но мораль никогда еще не была источником того, что по совести считают добром.
Акутага́ва Ясуси (1925-1989), японский композитор. Оперы «Тёмное зеркало» (1960), «Орфей в Хиросиме» (телеопера; 1967), балеты «Грёзы озера» (1950), «Потерянный рай» (1951), симфония «Эллора» (1958), Триптих для струнного оркестра (1948) и др.
* * *
АКУТАГАВА Ясуси - АКУТАГА́ВА Ясуси (1925-89), японский композитор. Оперы «Темное зеркало» (1960), «Орфей в Хиросиме» (1967), балеты «Грезы озера» (1950), «Потерянный рай» (1951), Триптих для струнного оркестра и др.
АКУТАГАВА Ясуси (1925-89) - японский композитор. Оперы "Темное зеркало" (1960), "Орфей в Хиросиме" (1967), балеты "Грезы озера" (1950), "Потерянный рай" (1951), Триптих для струнного оркестра и др.
АКУТИОН Путеольский - АКУТИО́Н (Акутий, Акустий) Путеольский (ум. ок. 305), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 21 апреля (4 мая).
АКУТИОН (Акутий - Акустий) Путеольский (ум. ок. 305), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 21 апреля (4 мая).
аку́товый, аку́товая, аку́товое, аку́товые, аку́тового, аку́товой, аку́товых, аку́товому, аку́товым, аку́товую, аку́товою, аку́товыми, аку́товом, аку́тов, аку́това, аку́тово, аку́товы, аку́товее, поаку́товее, аку́товей, поаку́товей
Акутовый - Прил. от Акут