м.
Чудодейственный камень, лежащий на морском дне или на острове в океане (в русских народных поверьях).
м.
Чудодейственный камень, лежащий на морском дне или на острове в океане (в русских народных поверьях).
АЛА́ТЫРЬ -я; м. В народных поверьях: чудодейственный камень, лежащий на морском дне или на острове в океане. ● В старину Балтийское море называлось Алатырским, поэтому Алатырь-камень - скорее всего янтарь; иное название: бел горюч камень; использовался как поделочный камень для украшений (в ожерельях) и как лекарственное средство.
* * *
Алатырь - I
река в России, в Поволжье, левый приток Суры. 296 км, площадь бассейна 11,2 тыс. км2. Средний расход воды 36 м3/с. Сплавная.
II
город (с 1780) в России, Чувашия, пристань на р. Сура, при впадении р. Алатырь. Железнодорожная станция 47,1 тыс. жителей (1998). Электротехническая, деревообрабатывающая, обувная, пищевая промышленность. Краеведческий музей. Известен с 1552.
АЛАТЫРЬ - город (с 1780) в Российской Федерации, Чувашия, пристань на р. Сура, при впадении р. Алатырь. Железнодорожная станция. 7,7 тыс. жителей (1991). Электротехническая, деревообрабатывающая, обувная, пищевая промышленность. Краеведческий музей. Известен с 1552.
-----------------------------------
АЛАТЫРЬ - река в Поволжье, левый приток Суры. 296 км, площадь бассейна 11,2 тыс. км². Средний расход воды 36 м³/с. Сплавная.
Ала́тырь
город в Чувашской АССР. Из тюрк., тур. и т. д. ala "пестрый, пятнистый" и алт., тел., леб., шор., койб. tura 1) "дом", "строение, жилище", 2) "город", о которых см. Радлов 1, 351 и сл. и 3, 1446. Ср. Ala Šähär (местн. н.), Ala Daɣ (название гор).
ала́тырь
"всем камням камень", близ которого упала Голубиная книга; также ла́тырь. Согласно Веселовскому (AfslPh 6, 33 и сл.), Акад. Слов. (6, 53), Мочульскому (РФВ 18, 79 и сл.) и Ягичу (AfslPh 1, 90), это чудесный камень, который был положен спасителем в основание Сионского храма. Он был принесен с Синая и поставлен там как алтарь. Несмотря на остроумную аргументацию, производить от лат. altare, др.-исл. altaristeinn затруднительно в фонетическом отношении. Попытка объяснить форму влиянием местн. н. Алатырь (Цишевский, AfslPh 16, 603 и сл.) не устраняет трудностей, так как этот город расположен не на старой русской территории и в стороне от главных районов распространения устного народного творчества. Неубедительно также предположение Соболевского (Этногр. Обозр. 8, 254) - из прилаг. *латыгорь от *латыгоръ "латыш" со ссылкой на мест. н. Латырево (владимирск.) наряду с Латыгорево (тверск.). Неудовлетворительно также объяснение из греч. ἤλεκτρον (Савинов, РФВ 21, 43), как и из др.-исл. leiðarsteinn "магнит" у Бодуэна де Куртенэ (ИОРЯС 19, 2, 90 и сл.). По Далю (1, 24), камень называется также Ала́бор, Ала́бы́рь.
Горюч-камень древнерусских заговоров и сказок. Некоторые ученые сближают это слово со словом алтарь, другие - янтарь.
- «Бел-горюч камень» из русских сказаний.
- Повесть российского писателя Евгения Замятина.
- Под каким камнем из «Голубиной книги» течёт «живая вода»?
- Разные источники указывают три разных места его нахождения - то ли в Рипейских горах, то ли на берегу реки Смородины у входа в Пекло, то ли на острове Буяне.
- На какой реке стоит город Ардатов?
- Священный камень, именуемый как «пуп земли» в славянской мифологии.
- Река в Нижегородской области, Мордовии, Чувашии, приток Суры.
- Город в Чувашии.
АЛАТЫРЬ (город) - АЛА́ТЫРЬ, город в Российской Федерации, Республика Чувашия, расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу р. Сура, при впадении в нее р. Алатырь, в 195 км к югу от Чебоксар. Железнодорожная станция. Аэропорт. Районный центр. Население 46,2 тыс. человек (2001). Основан в 1552. Город с 1780.
Основные промышленные предприятия: АО «Электроавтомат», «Электроприбор», электромеханический «Лисма», низкотемпературных холодильников, механический, «Альба» (выпуск пианино), «Мебельная фабрика». Предприятия обувной, текстильной, пищевой промышленности. В районе обнаружены месторождения торфа, глины, песка и др.
Основан Иваном Грозным (см. ИВАН IV Грозный) как укрепленный пункт для охраны границ Московского государства в устье р. Алатырь. С 1780 уездный город Алатырь.
В городе работают краеведческий и художественный музеи.
В городе и его ближайших окрестностях насчитывается 15 соборов и церквей, в т. ч. Иоанна Предтечи (1703), Рождества Богородицы (1747). Действующие монастыри: Свято-Троицкий мужской (основан в 1584) и Киево-Николаевский Новодевичий женский (основан в 1634). В Алатыре также сохранились каменные особняки конца 19 - начала 20 вв.
В городе существует дендрарий.
В Алатыре прошли детские и юношеские годы скульптора С. Д. Эрьзя (Нефедова) (см. ЭРЬЗЯ Степан Дмитриевич), кораблестроителя А. Н. Крылова (см. КРЫЛОВ Алексей Николаевич) (установлены памятники, открыты мемориальные дома-музеи), конструктора-оружейника А. И. Судаева (см. СУДАЕВ Алексей Иванович) и др.
АЛАТЫ́РЬ (ЛАТЫ́РЬ)-КА́МЕНЬ - мифологич. камень; фигурирует в разл. фолькл. текстах с разнообр. значениями. В заговорах: "лежит бел камень Алатырь в море-окияне"; "на камне сидит красная девица с палицей железной"; "на камне стоит престол Божий, на этом престоле сидит Пресвятая Матерь"; в камне живет "змея-скоропивка", к-рую с помощью заговорных формул стремятся выгнать. В былинах и песнях "бел горюч камень" часто упоминается без имени А.: на камне плачет девица; камень загорается, на нем сидит "млад ясен сокол"; в былинах богатыри наезжают на камень, лежащий у трех дорог, на нем - предупредит. надписи о грозящей опасности; богатыри собираются у А.-К.; из-под белого Латыря-камня "выбегает Волга-река". В духовном стихе о Голубиной книге А.-К. называется "всем камням мати": на нем "опочив держал" Христос с апостолами, "утвердил веру на камне"; у А.-К. останавливаются корабли, берут "много с него снадобья".
В основе образа А.-К. лежат древнейшие представления о чудесных камнях, обладающих магич. силой, способных предсказать судьбу, о камне, лежащем на границе двух миров - живых и мертвых, на к-рые наслоились б. поздние христ. мотивы - о камне-алтаре, положенном Христом в основание Сионской церкви.
Вопрос о происхождении имени А. (Л.)-К. остается неясным. Толкование А. Н. Веселовского (от слова "алтарь") не получило поддержки у лингвистов. Др. толкования: от утраченного корня, вероятно литовского, со значением "янтарь", к к-рому возводится также греч. "электрон"; от греч. электор - лучезарный, сияющий; от норманнских наименований корабельного компаса (leidtarsteinn), попавших на Русь в 13-14 вв. через Новгород.