Анос просторечная форма старинного имени Енос (этимология его неизвестна). Однако иногда Аносами называли людей, крещенных Амосами (см. Амосов) (для звучности часто м удваивалось: вспомним судью Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина в "Ревизоре" Гоголя) или Анастасиями. Анастасий - от греческого "анастас": воскресший. Человека по имени Анос домашние и односельчане могли называть Анохой. Почему-то имя Аноха стало синонимом простоватого, недалекого человека. "Пошло на свете плохо - указчиком Аноха" - гласит поговорка. Известно также выражение "ты Аноху не строй", то есть не притворяйся простачком. (Ф) Отчество от уничижительной формы Оношка через обиходную форму Оноха из канонического мужского личного имени Онуфрий.(См. Онуфриев) В "акающих" говорах - Аноха, Аношка, соответственно и фамилии - Анохин, Аношкин. (Н)
АМУ́СИН Иосиф Давид. (1910-84) - гебраист, кумрановед, историк Др. Востока. Д-р ист. наук (1965). В 1926-30 и 1938-39 в тюрмах и ссылке. В 1941 окончил ист. ф-т ЛГУ. Участвовал в Великой Отеч. войне, награжден медалями. Затем преподавал в ЛГУ и ЛГПИ им. Герцена (1945-50). В период кампании по "борьбе с космополитизмом" 1950-54 преподает в Ульяновском пед. ин-те. С 1955 - науч. сотр. Ин-та археологии и Ин-та востоковедения в Ленинграде. С кон. 50-х гг. интересы А. сосредоточиваются на новооткрытых текстах Кумрана ("рукописей Мертвого моря"), к-рым он посвятил ок. 100 работ. Рассматривал идеологию кумранской общины как своего рода посредствующее звено между ветхозаветным иудаизмом и христианством.
Соч.: Рукописи Мертвого моря. М., 1960; Находки у Мертвого моря. М., 1964; Тексты Кумрана / Пер. с др.-евр., введение, комментарии И. Д. Амусина. Вып. 1, М., 1971; Кумранская община. М., 1983.