м.
Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на втором слоге.
АМФИБРА́ХИЙ, амфибрахия, муж. (греч. amphibrachys, букв. короткий с обеих сторон) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, напр.: «Боец, не | любивший | покоя.» Некрасов.
АМФИБРА́ХИЙ, -я, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
| прил. амфибрахический, -ая, -ое.
Амфибрахий
-я, м., лит.
Трехсложная стихотворная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными ( Ù - Ù ). Пример амфибрахия: Грибна́я пора́ отойти́ не успе́ла (Н. Некрасов).
Родственные слова:
амфибрахи́ческий
Этимология:
От греческого amphibrachys ‘короткий с обоих концов’.
Энциклопедический комментарий:
В русской поэзии амфибрахий употребителен с начала XIX в., сперва - в балладах и романсах. Наиболее частые размеры амфибрахия - 4-стопный (Гляжу́, как безу́мный на черную ша́ль... Пушкин) и 3-стопный (По си́ним волна́м океа́на... Лермонтов).
АМФИБРА́ХИЙ -я; м. [греч. amphiibrachys - с обеих сторон краткий]. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя неударными. (например: После́дня́я ту́ча / рассе́ян́ной бу́ри! / Одна́ ты / несёшься / по я́сной / лазу́ри).
◁ Амфибрахи́ческий, -ая, -ое. А. размер.
* * *
амфибра́хий (греч. amphíbrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге схема ; например, «Не ве́тер бушует над бором»). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-стопный (с начала XIX в.) и 3-стопный (с середины XIX в.).
* * *
АМФИБРАХИЙ - АМФИБРА́ХИЙ (греч. amphibrachys, букв. - с обеих сторон краткий), стихотворный метр (см. МЕТР (в стихотворении)) , образуемый 3-сложными стопами (см. СТОПА) с сильным местом на 2-м слоге (схема И - И ; напр., «Не вЕ́тер бушУ́ет над бО́ром»). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
-я, м. лит.
Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается между двумя неударными, например:
После́дня|я ту́ча | рассе́ян|ной бу́ри! | Одна́ ты
| несе́шься | по я́сной | лазу́ ри (Пушкин, Туча).
[греч. ’αμφίβραχος]
АМФИБРА́ХИЙ (греч. букв. - с двух сторон краткий) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 3-сложными стопами, в к-рых сильным является второй слог; сильное место обычно заполняется ударным слогом, слабое - безударными (схема А.: , где
- сильный слог,
- слабый). Кол-во стоп определяет размер амфибрахич. стиха (напр., 3-стопный А.: "Средь шу́много ба́ла случа́йно / В трево́ге мирско́й суеты́..." - А. К. Толстой). Как самостоят. стопу рус. метрики А. впервые выделил А. П. Сумароков ("О стопосложении"), до этого амфибрахич. стихи называли "ямбо-анапестич." (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов). Первые А. на рус. яз. появляются в 18 в. сначала в эксперим. стихах иностранцев (И. В. Паус, Ода на обручение царевича Алексея Петровича, 1711), а затем и рус. поэтов (А. П. Сумароков и др.). Популярность обретает лишь в нач. 19 в. в балладном стихе, где становится ведущим метром; гл. размеры - 4-стопный и чередование 4- и 3-стопного (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, Н. М. Языков и др.). В этот же период А. широко распространяется в лирике, особ. романсной, осваивая новые размеры, напр., 5-стопный (М. Ю. Лермонтов, Дубовый листок оторвался от ветки родимой), разностопный (он же. И скучно, и грустно), вольный А. (А. С. Пушкин, Вакхическая песня). В сер. 19 в., опираясь на балладный жанр, А. начинает употребляться в эпосе (Н. А. Некрасов, Мороз Красный нос). Наиб. популярные в это время размеры - 3-стопный и 3-4-стопный. В нач. 20 в. впервые появляются сверхдлинные размеры А. (напр., 6-стопный у К. Д. Бальмонта и 7-стопный у В. Я. Брюсова). В совр. рус. поэзии из амфибрахич. размеров чаще всего используется 4-сложный (иногда - с цезурными наращениями или усечениями).
АМФИБРАХИЙ (греческое amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не ветер бушует над бором", Н.А. Некрасов). Смотри Сильное место и слабое место.
амфибра́хий, амфибра́хии, амфибра́хия, амфибра́хиев, амфибра́хию, амфибра́хиям, амфибра́хием, амфибра́хиями, амфибра́хиях
АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys, от amphi - по обе стороны, и brachys - короткий). Размер стиха, состоящий из трехсложной стопы, в которой средний слог долгий, а крайние два - короткие; напр.: По синим| волнам о|кеана.
- Трёхсложный стихотворный размер.
- Какой стихотворный размер использовал Александр Пушкин в стихотворении про Вещего Олега?
- Название этого стихотворного размера в переводе с греческого означает «с обеих сторон краткий».