м.
Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге.
АНА́ПЕСТ, анапеста, муж. (греч. anapaistos) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге, напр.: «Бедняки | ему пес|ню поют.» Некрасов.
АНА́ПЕСТ, -а, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
| прил. анапестический, -ая, -ое.
АНАПЕСТ - муж., греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: анапестанапест- матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестический стих. Анапесто-ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов.
Анапест
-а, м., лит.
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге ( Ù Ù -). Пример анапеста: Я тебе́ ничего́ не скажу́, я тебя́ не встрево́жу ничу́ть... (Фет).
Родственные слова:
анапести́ческий
Этимология:
От греческого anapaistos ‘отраженный назад’, ‘обратный дактилю’.
Культура речи:
Слово ана́пест во всех своих формах не имеет вариантов ударения в пределах литературной нормы.
Энциклопедический комментарий:
Анапест в русском стихосложении употребляется с XIX в. Наиболее частые размеры - 3-стопный (Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу... Н. Некрасов), 4-стопный (Не гуля́л с кистенем я в дрему́чем лесу́... Н. Некрасов) и их чередование.
АНА́ПЕСТ -а; м. [греч. anapaistos - отражённый назад (обратный дактилю)]. Лит. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если па́смурен де́нь, / если но́чь / не светла́, / Если ве́/тер осе́н́ний бушу́ет).
◁ Анапести́ческий, -ая, -ое. А-ие строфы.
* * *
ана́пест (от греч. anápaistos - обратный дактилю, буквально - отражённый назад), стихотворный ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение («Та́м, в ночно́й завыва́ющей сту́же», А. А. Блок). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с середины XIX в.).
* * *
АНАПЕСТ - АНА́ПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю, букв. - отраженный назад), стихотворный метр (см. МЕТР (в стихотворении)), образуемый 3-сложными стопами (см. СТОПА), с сильным местом на 3-м слоге (схема И И - ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (см. СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ) («ТА́м, в ночнО́й завывА́ющей стУ́же», А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю - букв. - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема И И - ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
и (устар.) анапе́ст, -а, м. лит.
Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными слогами, например:
Если па́|смурен де́нь, | если но́чь | не светла́, | Если ве́|тер осе́н|ний бушу́ет (Н. Некрасов, Рыцарь на час).
[греч. ’ανάπαιστος]
АНА́ПЕСТ (от греч. αναπιπτω - обратный (дактилю), букв. - отраженный назад) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые - безударными слогами (схема А.: , где - ударный слог, - безударный слог). Кол-во стоп определяет размер анапестич. стиха (напр., 3-стопный А.: "Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу / В стороне́ от весе́лых подру́г?" - Н. А. Некрасов). Пропуски метрич. ударений в А. встречаются крайне редко (напр., "Русоку́драя, голубоо́кая"), часты сверхсхемные ударения. В рус. стихосложении А. как самостоят. стопу "восходящего метра" впервые выделил М. В. Ломоносов ("Письмо о правилах рос. стихотворства", 1739), за ним - В. К. Тредиаковский. Первые стихи, написанные А. на рус. яз., появляются в 18 в. (А. П. Сумароков, А. А. Ржевский). В нач. 19 в. из эксперимент. А. становится равноправной формой, получая наряду с амфибрахием и дактилем распространение в балладном стихе; гл. размеры - чередующиеся 3-4-стопники (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и др.). В сер. 19 в. А. (гл. обр. 3-стопный и 5-стопный) широко употребителен в лирике (Л. А. Мей, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, К. М. Фофанов); в это же время входит в поэтич. практику вольный А. ("Размышления у парадного подъезда" Н. А. Некрасова). В нач. 20 в. 5-стопный А. переходит из лирики в эпос (Б. П. Пастернак. Девятьсот пятый год); впервые появляются сверхдлинные анапестич. размеры (напр., 8-стопник у В. Я. Брюсова); начинает широко использоваться 4-стопный А. с цезурными наращениями (напр., "У хоро́шенькой ла́сточки / Перело́мана ла́почка" - И. Северянин). В совр. рус. поэзии А. - самый популярный из 3-сложников, особенно распространены 2- и 5-стопные размеры (последние - часто с цезурными наращениями).
АНАПЕСТ (греческое anapaistos - обратный дактилю, буквально - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("Там, в ночной завывающей стуже", А.А. Блок). Смотри Сильное место и слабое место.
Á сущ см. Приложение II
(трехсложный стихотворный размер, в стопе которого за двумя безударными слогами следует ударный)
Наследственность и смерть - застольцы* наших тра́пез.
И тихою зарей - верхи дерев горят -
В сухарнице, как мышь, копается ана́пест,
И Золушка, спеша, меняет свой наряд.
Б. Л. Пастернак, Пиры
Разве я ее сплетник и враг,
чтобы, пристально выследив, наспех,
величавые лес и овраг
обсуждал фамильярный ана́пест?
Б. А. Ахмадулина, Не писать о грозе
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от греческого ἀνάπαιστος и сохраняет в нашем языке ударение на втором слоге, как в первоисточнике.
Сведения о старой норме ударения:
Делая ударение анапе́ст, вы следуете старой норме, которая, впрочем, больше соответствует значению слова: под ударением третий слог. Такое ударение встречается и в поэзии:
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат - анапе́ст.
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как нежность на лике невест.
К. Д. Бальмо́нт, Заветная рифма
* Засто́льцы - обл. участники застолья.
анапе́ст, анапе́сты, анапе́ста, анапе́стов, анапе́сту, анапе́стам, анапе́стом, анапе́стами, анапе́сте, анапе́стах
АНАПЕСТ (греч. anapaistos, от ana - опять, и paiein - бить). Трехсложный размер стиха, состоящий из двух кратких и последнего долгого слога, напр.: Не ропщи, | человек, Что не до|лог твой век.
АНАПЕСТИ́ЧЕСКИЙ, анапестическая, анапестическое (лит.). прил. к анапест. Анапестический размер.
|| Сложенный анапестами. Анапестический стих.
анапести́ческий, анапести́ческая, анапести́ческое, анапести́ческие, анапести́ческого, анапести́ческой, анапести́ческих, анапести́ческому, анапести́ческим, анапести́ческую, анапести́ческою, анапести́ческими, анапести́ческом, анапести́ческ, анапести́ческа, анапести́ческо, анапести́чески
АНАПЕСТИЧЕСКИЙ ая, ое. anapestique. Состоящий из анапестов (о стихах). Сл. 18. Первый род стихов называю ямбическим .. Второй - анапестическим, в котором только одни анапесты находятся. Лом. АСС 7 13. - Лекс. Ян. 1803: анапестический; САН 1847: анапести/ческий.