АНДЕГРА́УНД -а; м. [от англ. under ground - подполье]. Получившее распространение в конце 60-х гг. 20 в. направление в музыке, литературе и изобразительном искусстве, связанное с поисками новых выразительных средств, отрицающее необходимость широкого признания и коммерческого успеха своей деятельности. Молодёжный а. Увлекаться андеграундом.
◁ Андегра́ундный, -ая, -ое. А-ое искусство. А-ая культура.
* * *
а́ндеграунд - см. Андерграунд.
* * *
АНДЕГРАУНД - АНДЕГРА́УНД (андерграунд) (англ. underground букв. подполье), художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.). Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андерграунд появляется во 2-й пол. 20 в., как правило, в странах, где искусство подчинено идеологии.
АНДЕГРА́УНД, андергра́унд (англ. unerground - подполье) применительно к рус. культуре - это форма последовательного эстетич. и экзистенциального протеста против государственно-бюрократического стиля управления иск-вом и лит-рой. Термин заимствован из худ. практики послевоенной нью-йоркской богемы, где А. возник как оппозиция к "истэблишменту" (система общепринятых ценностей) и массовому коммерческому искусству. С начала 70-х гг. понятие А. проникает в СССР и охватывает все богатство и разнообразие неофициальной нонконформистской, так наз. "второй культуры". Лит. А. сложился как органическое возрождение традиций рус. потаенной словесности в условиях сов. постсталинской реальности. Он тесно связан с практикой самиздата. "Понятие самиздата возникло в начале 1966 г. для обозначения художеств. и публицистич. лит-ры, изготовлявшейся и распространявшейся частным образом в качестве замены официального подцензурного книгоиздательства..." (В. Казак. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г., London: OPI. 1988, С. 665-666). Начало лит. самиздату было положено журналом "Синтаксис", издававшимся машинописным способом в Москве в 1959 Александром Гинзбургом. Арест Гинзбурга не прекратил процесс изготовления и распространения самиздата. В 1962 в Ленинграде изданы коллективные сборники подпольной поэзии "Антология советской патологии" (сост. Г. Ковалев и В. Соколов) и "Лай" (сост. Е. Пазухин и В. Комаров). В 1966 в Москве издан альманах "Феникс" (ред. Н. Горбаневская). С янв. 1976 по 1981 в Ленинграде издается регулярный религиозно-философский и литературно-художественный журнал "37" (ред. Т. Горичева, В. Кривулин и Л. Рудкевич, вышел 21 номер), а также объемистый ежеквартальник "Часы", который до сих пор не прекратил существования (ред. Б. Иванов и Б. Останин, издано более 90 номеров). В 1980 выпускается журн. "Северная почта" (ред. С. Дедюлин и В. Кривулин, вышло 8 номеров), посвященный исключительно поэзии. С 1981 издается лит.-худ. ж. "Обводный канал" (ред. К. Бутырин и С. Стратановский). Среди других самиздатских журналов, выходивших в 80-е гг., следует отметить "Молчание", "Митродор", "Сумерки", "Сумма", "Московский художественный архив" и др. Общая черта самиздатских авторов - изначальная и эстетич. установка на несотрудничество с официозом. Эскапизм можно рассматривать как базовую эстетич. категорию А. Различаются четыре осн. направления А., соответствующие главным тенденциям цензурных запретов: 1) социально-разоблачительная беллетристика и документалистика; 2) литература с явно выраженным религиозно-философским или спиритуальным мировоззрением; 3) интенсивное развитие традиций русского авангарда, насильственно прерванных и загнанных в подполье в 20-30-е гг., а также проекция новейшего опыта западной модернистской и постмодернистской лит-ры на советскую культурно-бытовую ситуацию; 4) эротич. и смеховая литература с использованием нецензурной лексики. Помимо оригинальных текстов в лит-ре А. широкое распространение получили переводы новейших сочинений по философии, религии, социологии и психоанализу, к-рые по цензурным или идеол. соображениям не могли быть опубликованы в СССР. В развитии А. можно выделить 2 периода. Первый - 50-60-е гг. - характеризовался доминированием "опасной" социально-критической проблематики, заостренными, эпатирующими формами экзистенциального и эстетич. протеста, культом буйных гениев и утонченных эстетов. В это время А. близок к демократич. и диссидентскому движению и представлен такими фигурами, как моск. поэты, близкие к А. Крученых, - С. Красовицкий, В. Хромов, поэт-филолог Л. Чертков, "лионозовцы" Г. Сапгир и И. Холин, а также Г. Айги и Вс. Некрасов, поэты журнала "Феникс" - Н. Горбаневская, В. Делоне, Ю. Галансков и др., поэты группы "Смог" - Л. Губанов, В. Алейников, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, ленинградские неофутуристы С. Кондратов, М. Еремин, К. Кузьминский, соцартист В. Уфлянд, неосимволист Р. Мандельштам, "ахматовские сироты" - Анат. Найман, Д. Бобышев, Евг. Рейн, И. Бродский, изысканный А. Волохонский, медитативно-абсурдные лирики круга Л. Аронзона и группы "Хеленукты" - В. Эрль, А. Хвостенко, Ю. Галецкий, Д. Макринов, рижанин И. Бейн. Из андеграундной прозы этого периода необходимо отметить Венедикта Ерофеева, автора классической книги "Москва - Петушки", Юза Алешковского с его романом "Николай Николаевич", мистико-эротические рассказы Ю. Мамлеева и И. Дудинского, повести ленинградцев В. Марамзина, И. Ефимова, новеллы Рида Грачева и С. Довлатова. К литературе А. можно отнести и сатирич. произведения Абрама Терца и Николая Аржака, с той только оговоркой, что они изначально рассчитаны были на публикацию за рубежом, а не на самиздатское бытование. В 70-80-е гг. происходит переоценка идейных и эстетич. ценностей. Стихийный протест сменяется стремлением к упорядочению, анализу, ослабевает социально-критическая линия, усиливается роль мистических и спиритуальных мотивов, обостряется интерес к философии и истории (творчество Е. Шварц, О. Охапкина, В. Кривулина, С. Стратановского, А. Миронова, Е. Игнатовой, Т. Буковской, А. Ожиганова, Б. Куприянова, П. Чейгина, О. Седаковой, Е. Пудовкиной). Развивается медитативно-эзотерическая лирика (А. Драгомощенко, И. Бурихин). С другой стороны, все большее распространение получают смеховые и провокативно-игровые, нарочито демократизованные худ. формы. Моск. концептуалисты - Д. Пригов, Л. Рубинштейн, М. Айзенберг, Т. Кибиров - и их молодые последователи используют "совковый" язык и атрибутику сов. менталитета как нейтрально окрашенный эстетич. материал, позволяющий подвергнуть осмеянию любую идеологию, в том числе и диссидентскую. В рамках А. складывается эстетика поставангардизма, основанная на игре, художественно-провокативных актах и полистилистике. Ее представители - прозаики Н. Климонтович, Вик. Ерофеев, Е. Попов, М. Берг, С. Коровин. С началом перестройки ли-т. А. получает доступ к широкой печати, однако процесс его легализации осложняется принципиальной ориентацией авторов А. на на ничем не ограниченную свободу самовыражения, столь же стесненную в условиях рыночной экономики, как и прежде - в условиях государственно-идеол. контроля.