Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

антихрист

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

АНТИХРИСТ - антагонист Христа, узурпирующий его имя или права. В Новом Завете термин "антихрист" встречается только у Иоанна (1 Ин 2:18, 22; 4:3; 2 Ин 7), однако сама идея антихриста присутствует в евангельских упоминаниях о лжехристах (Мф 24:5, 23, 24; Мк 13:21, 22), в упоминании апостола Павла о "человеке греха" и "сыне погибели" (2 Фес 2:3) и в намеках на "зверя" в Апокалипсисе (Откр 11:7; 13; 17:8 слл.). Некоторые исследователи усматривают связь представлений об антихристе с вавилонским мифом о драконе и с еврейскими мифами о Велиаре (Велиале). На всем протяжении истории церкви разные лица и институции объявлялись отступническими и отождествлялись с антихристом. Первым воплощением духа антихриста считали римского императора Нерона, поскольку числовое значение имени "Цезарь Нерон", написанного еврейскими буквами, соответствовало мистическому "числу зверя" - 666, упомянутому в Откр 13:18. Впоследствии, на основании аналогичных вычислений, апокалиптическое "число зверя" обнаруживали в именах едва ли не всех еретиков или гонителей христиан. Многие, в том числе Лютер, Кальвин, Цвингли и другие, считали антихристом папу Римского.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Гуманитарный словарь

АНТИ́ХРИСТ - в христианстве противник Христа, к-рый явится накануне кон. мира и будет Христом побежден. Как имя нарицательное может использоваться во множеств. числе - "антихристы", т. е. противники Иисуса Христа и Его Церкви. История деяний А., точнее, его "предтеч", простирается от богоборч. эдиктов Антиоха Епифана (см. Маккавеи) до инсценировки политич. трибунала 30 янв. 1923 в присутствии наркомов Л. Д. Троцкого и А. В. Луначарского для вынесения смертного приговора Богу. Цель А. - осуществление последней попытки борьбы со спасит. делом Христа, отторжение от Бога возможно большего числа людей. Образ А. формируется в недрах христ. апокалиптики в кон. 1 в. н. э. О нем говорится преим. во Втором послании ап. Павла к Фессалоникийцам (Солунянам) и в Откровении (Апокалипсисе) ап. Иоанна Богослова. В первом источнике он назван не А., а "человеком греха", "сыном погибели", "противящимся", являя в себе черты не столько анти-Христа, сколько анти-Бога. Бог до определенного Им Самим срока удерживает явление этой личности, оберегая мир от последних искушений и ожидая покаяния и обращения людей. Мотив промедления, удержания - одна из основных тем также книги Откровения. Здесь А. изображен в образе "зверя из моря". Его помощником выступает лжепророк ("зверь из земли"). А. объединяет в себе черты конкретной личности и боговраждебной, боготворящей себя земной власти. Личностной парадигмой А. стала фигура имп. Нерона, изв. кровавыми преследованиями христиан, цифровая символика имени к-рого подводилась под "число зверя" - 666. Согласно одному из вариантов нар. легенды о Нероне ожившем, перед кон. веков он явится из бездны для борьбы с Христом и Церковью, но будет побежден Христом по воле Божьей. Понятие А. как противника Мессии характерно также для иудейской апокалиптики и не чуждо исламу. Представления об А. всегда возбуждаются во время соц. или природных бедствий.

Лит.: Богословский М. Человек беззакония. К истории толкования 2-го [послания к] Сол[унянам] 2: 1-12 // Православный собеседник. 1885. Ч. III. № 10. С. 125-155; Беляев А. Д. О безбожии и Антихристе. Т. 1. Подготовление, признаки и время пришествия Антихриста. Серг. Посад, 1899; принт. М., 1996. Ч. 1-2; Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Словарь церковнославянского языка

 =  сущ. греч. ἀντίχριστος - антихрист, противник Христа, человек беззакония, который должен явиться перед вторым пришествием Иисуса Христа.                       (1 Иоан. 2, 18).

Словарь слов из произведений русской литературы

Сборник слов и иносказаний

Поговорки

Словарь сленга

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова антихрист

Синонимы к слову антихрист

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

анти́христ

др.-русск., встречается часто; см. Срезн. 1, 25. Из греч. ἀντίχριστος; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 32.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова антихрист

Полезные сервисы

антихрист тебя (его и т. п.) возьми (разбей)!

антихристианизм

антихристианский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову антихристианский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

антихристов

антихристово клеймо

антихристовъ

Словарь древнерусского языка

АНТИХРИСТОВЪ (4*) пр. к антихристъ:

Есть же и до нынѩ. держащии прѣльщающа˫а люди слоужба измаильтьска. рекше вѣра сраньска пр(д)ча соущи антихрьстовъ. сходит же ѡ(т) измаилѩ ѡ(т) агары рожьшагосѩ авр(а)моу. (τοῦ ’Αντίχρίστου) КР 1284, 374а; ˫ако оубо Асоуриискоѥ цр(с)твиѥ разоритьсѩ Вавилонѩны... Македоньскоѥ Ромѣ˫ами, тако же Ромѣискоѥ Антихристомь разоритьсѩ, Антих(с)во же Х(с)мь истлѩѥтьсѩ. (τοῦ ’Αντιχρίστου) ГА XIII-XIV, 180в; иже аще кто. не исповѣсть іс(с)а х(с)а с҃на б҃и˫а. во плоти пришедшаго б҃а и чл҃вка. то тъ нѣ(с) б҃ии. но аньтих(с)въ. СбУв XIV, 65 об.; злаго оугодни(к). плевелныи сѣ˫атель. антих(с)въ пр(д)тча (τοῦ ’Αντιχρίστου) ГБ XIV, 185б.

Полезные сервисы

антихристъ

Словарь древнерусского языка

АНТИХРИСТ (25), с. ἀντίχριστος Противник Христа, антихрист:

хс҃а же себе антихрьстъ сътвори. и оученикы прѣже. проповѣдающе посъла. с҃на оц҃ѩ перьськааго недоужьна соуща. ицѣлити обѣщавъсѩ. посемь мьртва сътвори и. (ὁ ἀντίχριστος) ΚΕ XII, 278а; нѣ(с) достоинъ служ(и)ти ѥму. како бо можеть служити. ѩко антихста себе створивъ. КР 1284, 44в; Въ тъ(ж) д҃нь сло(в) ѡ(т) патерика. ѥже не ѡсоужати нікого же. ѡсоужа˫а ибо иного антихр(с)тъ ѥсть. ПрЛ XIII, 54а; в҃ ˫ако во тъ д҃нь соу(б)тныи бывши Х(с)вѣ побѣдѣ и низъпадъшю антих(с)оу Симоноу, на ˫авимыхъ соу(б)тъ || памѩ(т) Римлѩне творѩть и постѩтьсѩ (τοῦ ἀντιχρίστου Σίμωνος) ГА XIII-XIV, 157а; многажды бо бѣси пакости дѣ˫аху ѥму. и гл҃ху нашь ѥси. и поклонилсѩ ѥи нашему старѣишинѣ и намъ. ѡнъ же гл҃ше вашь старѣишана антихрестъ ѥсть. а вы бѣси есте. ЛЛ 1377, 66 (1074); да того ради не подобаѥть чл(в)ка осужати. дондѣже г(с)ь судить ѥму. судъ бо всь далъ ѥсть оц҃ь с҃ну. тѣм же судѩи съгрѣшающаго санъ х(с)въ приѥмлеть. и ѥсть таковыи антихр(с)тъ оукарѩѥми бо здѣ оставлениѥ грѣховъ ѡ(т) г(с)а приимуть. Пр 1383, 4а; судъ бѡ весь далъ оц҃ь сн҃ви. судѩи съгрѣшающагѡ. санъ х(с)въ въсхищаѥть. и ѥсть таковыи антихр(с)тъ. МПр XIV, 49; и шедъ оубо оуалъ и видѣ полъкъ. свѣща носѩща. прѩмо имъ ставъ падъ аньтисх(р)оу [так!] поклониса. (τὸν ἀντίχριστον) ПНЧ XIV, 123в; то бо блг(д)тию б҃ьѥю схраненъ бы(с) на обличеньѥ антих(с)та. Пал 1406, 50б; в правдоу бѣ антихрстъ за скверна˫а дѣла его. ЛИ ок. 1425, 246 об. (1205).

Полезные сервисы