Иису́с Христо́с (4 до н. э.? - около 30 н. э.?), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены божественная (как Бог-Сын он - Второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природа, добровольно принявший страдания и смерть на кресте ради искупления первородного греха, совершённого Адамом и Евой в акте грехопадения. Отсюда эпитеты и имена Иисуса: Христос (греч. Christós, буквально - Помазанник, то есть Мессия), Спаситель (Спас), Искупитель (Заступник), Сын человеческий, Сын Божий и др. Проповедуя своё учение, Иисус Христос призвал первых учеников (см. Двенадцать апостолов), творил чудеса (воскрешение мёртвых, хождение по воде, насыщение тысяч людей пятью хлебами, исцеление душевнобольных и др.). Перед Пасхой Иисус Христос торжественно въехал на ослике в Иерусалим, приветствуемый толпой как мессианский царь. Иудейские старейшины решили выдать его на казнь римским властям. Когда Иисус Христос в кругу апостолов справлял обряд пасхального ужина (Тайная вечеря), он был схвачен помощниками старейшин по знаку Иуды Искариота («поцелуй Иуды»). Иисус Христос был отведён на суд Синедриона, который вынес ему смертный приговор, подтверждённый затем римским прокуратором Понтием Пилатом. После смерти и последовавшего воскресения Иисус Христос в течение 40 дней вёл беседы с учениками, а затем вознёсся на небо. С именем Иисуса Христа связано возникновение новой религии - христианства.
* * *
ИИСУС ХРИСТОС - ИИСУ́С ХРИСТО́С, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2,19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Послание к евреям 7, 3), - и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения).
Для ислама Иисус Христос - один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду. С точки зрения секулярной исторической науки, он - явившийся и действовавший в иудейской среде религиозный деятель первой половины 1 в. н. э., с деятельностью учеников которого связано начало христианства (и в чьей историчности, вопреки околонаучным предположениям начала 20 в., позднее насаждавшимся советским официозом, нет причин сомневаться), родившийся, по-видимому, несколько раньше 4 года до н. э. (условно принятая точка отсчета нашей эры «от Рождества Христова», предложенная в 6 в., не может быть выведена из евангельских текстов и противоречит им, поскольку находится после даты смерти царя Ирода), проповедовавший в родной Галилее и других землях палестинского ареала и казненный римскими оккупационными властями около 30 н. э.
Имя
Церковнославянское (в дониконовской Руси и у старообрядцев ) - «итацистская» транслитерация греческого , в свою очередь передающего - арамеизированную форму древнееврейского имени («Господь спасение»); соответственно «этацистская» транслитерация дает латинский вариант Jesus, откуда передача имени в западных языках. (греч. «Помазанник») - передача еврейского понятия «Мессия» (арам. , древнеевр. ). К нему близко по смыслу широко употребляемое в христианской традиции наименование «Спаситель» (в русском обиходе ); это как бы перевод имени «Иисус», в котором отображается идея спасения (сравни Евангелие от Матфея 1, 21: «... и наречешь имя Ему Иисус, ибо Он спасет людей от грехов их»).
Ранние источники
Ранних внехристианских источников, касающихся жизни и личности Иисуса Христа, почти нет. Его характеристика у еврейского историка 1 в. н. э. Иосифа Флавия (см. ИОСИФ ФЛАВИЙ) (Antiq. XVIII, 3,3, 63-64) - более поздняя вставка; однако вариант этого места, дошедший до нас в арабском переводе в составе хроникального труда, не внушает подобных подозрений. Он звучит так: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Образ жизни его был достойным, и он был известен своей добродетелью; и многие люди из иудеев и из других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к распятию и смерти, но те, кто стали его учениками, не отреклись от его учения; они рассказали, что он явился им через три дня после распятия и был живым. Полагали, что он был Мессия, о котором пророки предсказывали чудесное» (Agapius, Kitab al Urvan, ed. par A. Vasiliev, Patrologia Orientalis t. VII, fasc. 4, Paris, 1912, p.472). Кроме того, у Иосифа Флавия упоминается «Иисус по прозванию Христос» в качестве известного родственника побитого камнями Иакова [в христианской традиции Иаков, Брат Господень (см. ИАКОВ) (Antiq. XX, 9, 1)]. В Вавилонском Талмуде (Sanhedrin 43a) говорится об Йешу га-Ноцри (Иисусе Назарянине) как о человеке, который «творил знамения и чудеса и сбивал Израиль с пути», за что его казнили «в канун Пасхи»; однако запись талмудической традиции произошла на столетия позже составления Евангелий.
Евангелия
В христианский канон вошли 4 Евангелия (греч. «Благовестия»), возникшие через несколько десятилетий после описываемых событий. Наряду с этими существовали и другие аналогичные повествования, ныне утраченные. Как явствует из самого названия Евангелий, это не просто повествовательные тексты, имеющие целью лишь рассказать о некоторых событиях, но «весть», непременно обусловленная своим религиозным смыслом [в современном языке критической протестантской экзегезы (см. экзегетика (см. ЭКЗЕГЕТИКА)) употребляется восходящий к Бультману термин «керигматичность», который образован от греческого слова «керигма» - возвещение, проповедь]. Однако эта ориентация Евангелий никоим образом не исключает точной и правдивой фиксации целого ряда фактов, порой отнюдь не легко укладывавшихся в схемы благочестивой мысли той эпохи; достаточно упомянуть версию о безумии Иисуса Христа, имевшую хождение между близкими ему людьми (Евангелие от Марка 3, 21), взаимоотношения Иисуса Христа с Иоанном Крестителем, которые истолковывались порой как статус (неверного) ученика для Иисуса Христа и превосходство Иоанна (например, в мандейской традиции), осуждение Иисуса Христа религиозными авторитетами его народа и римской властью, наконец, смерть на кресте, вызывавшая в позднеримскую эпоху более сильный, брезгливый ужас, чем у нас - смерть на виселице (недаром Распятие, со временем ставшее каноническим сюжетом христианского искусства, долго не изображалось совсем, а первые его изображения были сугубо условными). Евангельское повествование является не более, а гораздо менее стилизованным, чем большинство средневековых житий святых, в историчности которых не сомневается никто; и оно резко отличается от позднейших апокрифов, то есть не принятых традицией повествований, где разрабатываются эффектные сюжеты чудотворчества Иисуса Христа уже в детские годы, живописные детали картины воскресения Иисуса Христа и так далее. При этом авторы Евангелий рассказывают, собственно, о последнем периоде жизни Иисуса Христа, с которым связаны публичные выступления; Евангелия от Марка и от Иоанна так и начинаются с прихода Иисуса Христа к Иоанну Крестителю, Евангелия от Матфея и от Марка добавляют предания о рождении и детстве; сюжеты, связанные с промежутком от 12 лет (Евангелие от Луки 2, 41-52) до примерно 30 лет (там же 3, 23), полностью отсутствуют.
Рождение и детство
Сюжетная канва евангельских рассказов о жизни Иисуса Христа раскрывается следующим образом. Его рождение предсказано ангелом (архангелом) Гавриилом, явившимся Деве Марии в галилейском (северо-палестинском) городке Назарете (Евангелие от Луки 1, 26-38) и возвестившим, что у нее должен родиться Сын, который будет чудесно зачат по действию Духа Святого; эту же тайну ангел, не называемый по имени, открывает Иосифу Обручнику, усыновителю будущего младенца из числа обедневших наследников еврейской царской династии, явившись ему во сне (Евангелие от Матфея 1, 20-23). По ветхозаветным пророчествам (Михей 5, 2) мессианский царь должен родиться на земле Иудеи, в Вифлееме, легендарном городе царя Давида. Провиденциальной причиной, заставившей Марию, ожидающую ребенка, и Иосифа отправиться в Вифлеем, оказывается объявленная римскими оккупационными властями перепись населения, по правилам которой каждый должен был записаться по месту исконного проживания своего рода (Евангелие от Луки 2, 1-5). Там, в Вифлееме, и рождается Иисус Христос - в хлеву, «потому что не было им места в гостинице» (там же 2, 7). Спасая младенца от царя Ирода (узнавшего о таинственных пророчествах и приказавшего уничтожать родившихся в Вифлееме младенцев как потенциальную угрозу своей власти), Мария и Иосиф бегут с ним в Египет, где остаются до смерти Ирода (Евангелие от Матфея 2,13-21). Годы, проведенные затем в Назарете, в целом окружены безвестностью; сообщается, что Иисус Христос выучивается ремеслу плотника (Евангелие от Марка 6, 3), что по достижении им иудейского религиозного совершеннолетия (т. н. бар-мицва) во время семейного паломничества в Иерусалим отрок исчез и был найден в Иерусалимском храме «посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их», что эти рабби «дивились разуму и ответам Его» (Евангелие от Луки 2, 47) и что в остальном он был «в повиновении» у Марии и Иосифа.
Начало проповеди
Перед выходом на проповедь Иисус Христос отправляется к Иоанну Крестителю и принимает от него крещение, после чего уходит в пустыню на 40 дней (срок поста кающихся ниневитян в ветхозаветной Книге Ионы, ср. продолжительность так называемого Великого поста, лат. Ouadragesima [букв. «сороковая»], в практике православия и католицизма), чтобы в полном уединении и воздержании от пищи выдержать духовный поединок с дьяволом (Евангелие от Матфея 4, 1-11, от Луки 4, 1-3). Лишь после этого Иисус Христос выступает с возвещением мессианского времени (Евангелие от Матфея 4, 17). Возраст Иисуса Христа при этом приблизительно определяется в 30 лет (Евангелие от Луки 3, 23) - символически значимая пора совершенной зрелости; впрочем, в Евангелии от Иоанна как будто предполагается несколько более поздний возраст (см. 8, 67: «Тебе нет еще пятидесяти лет»). Иисус Христос призывает первых учеников (т. н. апостолы (см. АПОСТОЛЫ), букв. «посланники») из среды рыбаков Тивериадского озера, ходит с ними по Палестине, проповедуя и творя чудеса.
Фарисеи и саддукеи. Ессейство
Постоянный мотив - столкновения с иудейскими ортодоксами из числа соперничавших тогда религиозных течений фарисеев и саддукеев, вызванные тем, что Иисус Христос постоянно нарушает формальные табу религиозной практики, отдавая приоритет милосердию: исцеляет в субботу, общается с грешниками и ритуально нечистыми лицами и так далее. (По вероучению Иисус Христос во всех спорных вопросах между фарисеями и саддукеями значительно ближе к фарисеям, но тем острее его критика духа набожного начетничества и обрядоверия.) Очень интересен вопрос о его отношении к третьему направлению тогдашнего иудаизма - ессейству (см. Мертвого моря рукописи (см. МЕРТВОГО МОРЯ РУКОПИСИ)). Слово «ессейство» не встречается в Евангелиях; высказывалась гипотеза, что обозначение Симона, в гостях у которого в Вифании был Иисус Христос с учениками (Евангелие от Матфея 26, 6 и др.), как «прокаженного», по смыслу несовместимое с ритуальным запретом для прокаженных проживать в населенных пунктах и тем более вступать в общение со здоровыми, возникло как искажение слова, обозначавшего ессея (интересно, что в Евангелии от Луки 7, 36, менее обращающего внимание на нюансы классификации еврейских религиозных групп, это же лицо названо «фарисеем»); между прочим, об этом заставляет думать спор о благовониях, которыми грешница на пиру умащает Иисуса Христа - ессеи имели специальный запрет на употребление благовоний.
Учитель, «власть имеющий»
Как наставник своих последователей Иисус Христос в иудейском контексте воспринимается как «рабби»; так к нему и обращаются (Евангелие от Матфея 26, 25 и 49; от Марка 9, 5; от Иоанна 1, 38 и 49; 3, 2). Евангелия чаще всего показывают Иисуса Христа именно учащим; иногда это происходит в синагогах или пристройках иерусалимского храма, то есть в нормальной обстановке деятельности рабби (впрочем, проповедь в пустынных местах более напоминает поведение пророка). Другие «учители во Израиле» диспутируют с Иисусом Христом как со своим коллегой и конкурентом. И все же он представляет собой в этой среде совсем особый случай, поскольку учит, не пройдя формальной выучки (Евангелие от Иоанна 7, 15), а главное, иначе говорит - «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Евангелие от Матфея 7, 29; от Марка 1, 22). Проповедь Иисуса Христа акцентирует значение самоотверженной готовности к отказу от выгод и социальных преимуществ, от гарантированной обеспеченности - как решающего критерия духовной жизни. Сам Иисус Христос своей жизнью странствующего проповедника, «не имеющего, где приклонить главу» (Евангелие от Матфея 8, 20; от Луки 9, 58), подает пример такой жизни. Очень важный мотив проповеди - обязанность любви к врагам и гонителям (Евангелие от Матфея 5, 44-46).
Въезд в Иерусалим
В дни перед иудейской пасхой Иисус Христос приближается к Иерусалиму, торжественно въезжает в город на ослице (библейский символ кротости и миролюбия в противоположность боевому коню), принимает приветствия от народной толпы, обращающейся к нему с ритуальными возгласами как к мессианскому царю, и властно изгоняет из помещений иерусалимского храма менял и торговцев жертвенными животными (Евангелие от Матфея 21, 1-13; от Марка 11, 1-11; от Луки 19, 28-46; от Иоанна 12, 12-19). Иудейские старейшины, составляющие особое религиозно-административное и судебное учреждение - синедрион - решают предать Иисуса Христа (как опасного проповедника, стоящего вне системы школ, как нарушителя обрядовой дисциплины и как вождя, могущего поссорить с ними римлян) своему суду, чтобы затем выдать на казнь римским властям.
Тайная вечеря. Суд синедриона и казнь
Иисус Христос в кругу двенадцати апостолов тайно совершает пасхальную трапезу (т. н. Тайная вечеря), во время которой предсказывает, что один из апостолов предаст его, а затем подает ученикам хлеб и вино со словами «это есть Тело Мое» и «это есть Кровь моя», уподобляя себя закланному и вкушаемому пасхальному ангцу, - прообраз христианского таинства Евхаристии (Евангелие от Матфея 26, 20-29; от Марка 14, 18-25; от Луки 22, 8-28; от Иоанна 13, где евхаристические мотивы отсутствуют, но зато описано, как Иисус Христос омыл ноги ученикам, подавая им пример взаимного служения).
Ночь Иисус Христос проводит в Гефсиманском саду к востоку от Иерусалима, «ужасается и тоскует», просит троих самых избранных апостолов (некогда присутствовавших при Преображении) бодрствовать вместе с ним и обращается к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести эту чашу мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Евангелие от Луки 22, 42); напряжение его духа доходит при этом до кровавого пота (там же, 44). Посреди ночи приходят вооруженные пособники иудейских старейшин; Иисус Христос отведен на суд синедриона, где подтверждает свое мессианское достоинство (Евангелие от Марка 14, 61-62), за что ему выносят предварительный смертный приговор, а ранним утром отводят к римскому прокуратору Понтию Пилату для утверждения приговора. Иисуса Христа ждет участь бесправных - бичевание и затем распятие на кресте (специфически римский способ унизительной и особенно мучительной казни).
Воскресение
Когда по истечении субботы женщины из окружения Иисуса Христа пришли, чтобы еще раз омыть и умастить благовониями тело, саркофаг оказался пуст, а сидевший на его краю «юноша» (ангел) сказал, что Иисус Христос воскрес и ученики встретят его в Галилее (Евангелие от Марка 16, 1-8; древнейший текст этого Евангелия на этом и заканчивался).
Другие Евангелия описывают явления Воскресшего ученикам, завершающиеся вознесением на небеса; но само событие воскресения описывается только в апокрифах. Церковное учение об Иисусе Христе как «единосущном» Богу-Отцу Сыне и Слове (Логосе) разрабатывалось в острых спорах в продолжение первых пятисот лет истории христианского богословия. Образ Иисуса Христа в культуре христианских народов выявлял многообразный спектр интерпретаций, образующих, однако, сложное единство: в византийском типе иконографии - отрешенная царственность, аскетическая власть над собой, тонкость ума; для Франциска Ассизского (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ) - идеал радостной нищеты; в культуре позднего западного средневековья - прежде всего «Муж скорбей» в терновом венце, требующий эмоционально-образного погружения в тайну муки; для сознания 19 в., отчасти продолжающего жить, например, у Б. Л. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович), - образ страдающей человечности.
ИИСУ́С ХРИСТО́С - в христианском вероучении - Сын Божий, Спаситель, Искупитель. Его личное имя Иисус - греческая форма еврейского имени Йешуа (Иегошуа) - "Господь спасает". Χριστόζ, Христос - греческое слово, означающее "Помазанник", - это перевод еврейского слова маши́ах (мессия) - царь, помазанный на свое служение. Постепенно слово "Мессия" обрело особый смысл и стало указывать идеального Царя эсхатологического времени спасения. С воцарением Мессии связывались полит. надежды на восстановление теперь уже вечного царства Давида, к-рое распространится на всю Вселенную. В ожиданиях иудейства на исходе ветхозаветных времен земной Мессия (Сын, т. е. потомок, Давида) обретает черты Сына Человеческого, т. е., согласно пророчествам Даниила, сверхъестественного божественного Спасителя, полагающего конец современному греховному порядку ("веку сему") и основывающего новый, божественный порядок ("век грядущий", Царствие Божие).
Евангелия свидетельствуют, что эти ожидания осуществились в И. Х., в к-ром воплотилось и вочеловечилось (т. е. осуществилось в человеческой личности) Слово Божие - абсолютное и окончательное откровение Бога о самом себе, обетование Господа об избавлении людей от тотальной подверженности греху и смерти. Грех здесь понимается как отчуждение от Бога, источника бытия и жизни. Следствие этого отчуждения - смерть и небытие. Бог, соединив себя с человеком в личности И. Х., преодолевает отчуждение и в воскресении И. Х. полагает начало новому бытию человечества - торжеству "вечной жизни".
Согласно евангельским данным И. Х. родился приблизительно в 6-5 г. до н. э. (т. е. до Р. Х.!). Этот парадокс вызван тем, что дата рождения И. Х. первоначально была определена не совсем точно, но закрепилась в традиции, знаменовав собою начало "новой эры". Он появился на свет сверхъестественным образом - от Духа Святого и Девы Марии - в маленьком Вифлееме близ Иерусалима, в семействе праведного Иосифа, плотника по профессии. Родословие И. Х. приводится в двух версиях евангелистами Матфеем (1:1-17) и Лукой (3:23-38). Оба они сообщают о чудесном Рождестве И. Х. и о событиях, сопровождавших Рождество. О ранних годах И. Х., проведенных в доме его названного отца в городе Назарете Галилейском, известно очень мало. Евангелие от Луки кратко сообщает лишь об одном эпизоде его жизни в 12-летнем возрасте (Лк 2:41-52).
Общественное служение И. Х. начинается с его крещения от Иоанна Предтечи в возрасте приблизительно 30 лет. С этого времени и вплоть до смерти и воскресения И. Х. в течение примерно 3-х лет (27-30 н. э.) проводит жизнь странствующего проповедника и чудотворца-целителя в пределах родной Галилеи, Иудеи, Самарии и др. областях Палестины, находившейся под властью Рима. Вся его земная деятельность проходит под знаком возвещения приблизившегося Царствия Божия (Мк 1:15).
Это вторжение власти Бога в жизнь людей неизбежно является вызовом их совести, требующим конкретного жизненного решения - покаяния и веры. Царствие Божие возвещается И. Х. в словесной форме (притчи, провозглашение этических норм) и в форме активных знаков (знамения, чудотворения). Притчи, характерные для Востока многоплановые символические иносказания, в доступной форме предлагают новое учение о Боге, о его Царствии и о новых ценностных установках, к-рые должны отразиться в человеческом поведении.
Этическое учение И. Х. (в первую очередь Нагорная проповедь, Мф 5-7 гл.) переносит акцент с внешнего следования нормам религиозного Моисеева закона на внутреннее преображение человека. Закон пытается устранить симптомы греха, а внутреннее преображение нацелено на устранение самой причины греха. Любовь к Богу - "первая и наибольшая заповедь"; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на этих двух заповедях утверждается весь "закон и пророки" (Мф 22:37-40), - отвечает Христос "искушающему" его законнику.
Многочисл. чудеса, совершаемые И. Х., особенно чудеса исцелений, также служат цели быть знаками (знамениями) избавления от греха и его следствий. Нек-рые евангельские эпизоды имеют глубоко символический характер, являя божественность И. Х., а также новый, уникальный образ его мессианства, противоречащий распространенному представлению о Мессии как "национальном герое" (сцена Крещения, искушений в пустыне, хождения по водам, чудесного улова рыбы, Преображения). В Евангелиях эти эпизоды даны с использованием символического языка и преследуют не столько историко-биографические, сколько богословские цели.
Вся деятельность И. Х., с одной стороны, свидетельствовала о его мессианском самосознании, а с др. стороны - глубоко противоречила тому, что именно еврейское общество ожидало от Мессии. Израиль ждет избавления от языческого римского присутствия, а Иисус явно не разделяет фанатичного патриотизма соотечественников. Израиль желает видеть в Мессии также и экономического чудотворца, а Иисус уже в сцене искушения отказывается "превращать камни в хлебы" (Мф 4:3-4; ср. Ин 6:26). Израиль уповает на Мессию - вселенского земного владыку, а Иисус утверждает, что его власть и Царство не от мира сего (Ин 6:15; 18:36). Своим учением и поведением он постоянно бросает вызов привычному внешнему благочестию уважаемых в народе фарисеев. Постепенно нарастает неизбежный трагический конфликт между И. Х. и влиятельными кругами израильского общества. Свое завершение он находит в "Страстях (Страданиях) Христовых" - в аресте благодаря предательству Иуды Искариота, в издевательствах и суде перед иудейским религ. Советом (Синедрионом) и Понтием Пилатом, в приговоре к смерти и в распятии на кресте, установленном на Голгофе. Довершают трагедию малодушие и трусость учеников, к-рые, "оставив его, бежали" (Мф 26:56), за исключением одного лишь Иоанна.
Смерть И. Х. означала немедленный распад общины так и не понявших смысла его пришествия учеников (см. Лк 24:21). За этим с неизбежностью должно было последовать полное поражение его движения. Однако последующие события, о к-рых повествует Евангелие, показали обратное. Опустевшая гробница и многочисл. случаи явления И. Х. узкому и широкому кругу учеников доказывали, что он жив, что смерти "было невозможно удержать Его" (Деян 2:24), что он воскрес из мертвых, как и предсказывал ранее. Ближайшим следствием его воскресения стало восстановление апостольской общины. Началась история Церкви как собирания учеников вокруг воскресшего и "прославленного" Господа. Именно этим именем - Господь, греч. Κύριοζ - заменявшим в богослужебном языке того времени непроизносимое имя Бога (Яхве), называют с того времени И. Х. его последователи (Флп 2:11).
Новозаветная письменность отражает постепенное формирование христологии (церк. учения о личности И. Х.). Сам факт преодоления смерти - т. е. полного распада личности в отчуждении от Бога как источника жизни - убеждал в том, что в И. Х. проявилось особое действие Бога-Творца, совершившего новый акт творения. Став этим "новым творением" (Новым Адамом), И. Х. избавлен от ограничений, характерных для несовершенного материального "мира сего", пребывающего во грехе. Действие Бога в своем Сыне осознается и выражается в различных "титулах" И. Х. Наиб. часто употребляется наименование "Сын Человеческий". Другое предельно важное имя И. Х. - "Сын Божий". Первоначально просто указывавшее на особое посланничество Мессии, это имя приобретает в Евангелии от Иоанна новый богословский смысл: Сын есть совершенное Откровение Бога Отца, а тем самым и Слово (Логос) Бога ("Слово" здесь обретает смысл предельного Откровения о ранее сокрытом). Здесь также говорится о превечном бытии Слова-Логоса, более того, о том, что Слово было парадоксальным образом отлично от Бога и тождественно Богу: "В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Богом было Слово" (Ин 1:1). Мысль о превечном бытии Бога Слова - Сына Божия, а также о его воплощении в конкретном человеке Иисусе из Назарета выражена и в др. книгах Нового Завета. Эта же мысль дала толчок последующему формированию христианского богословия, прежде всего учению о троичности Бога и о двух природах в И. Х. (божественной и человеческой). В нем сама человеческая природа получила актуальную возможность бесконечного совершенствования в каждом конкретном человеке, его обожения. Согласно классической формулировке св. Иринея Лионского (2 - нач. 3 в. н. э.), "Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы человек мог стать Сыном Божиим".
Лит.: Фаррар Ф. Жизнь И. Х. СПб., 1904; Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1993.
Распятый Иисус Христос. Эскиз росписи для Владимирского собора. Худ. В. М. Васнецов
Спас Ярое Око. Икона 14 в.