Толковый словарь
I м.
Город, где - по библейскому сказанию - люди пытались построить башню до небес, но попытка не удалась, так как разгневанный их дерзостью Господь смешал все языки и строители перестали понимать друг друга.
II м.
Употребляется как символ самого могучего и развращенного города.
Энциклопедический словарь
Вавило́н - древний город в Месопотамии, к юго-западу от современного Багдада. В XIX-VI вв. до н. э. столица Вавилонии. Археологические раскопки с 1899.
* * *
ВАВИЛОН - ВАВИЛО́Н [шумер. Кадингирра («врата бога»), аккад. Бабилу (тот же смысл), греч. Babulwn, лат. Babylon], древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от современного Багдада, близ города Хилла. Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (см. САРГОН Древний) (2350-2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского (см. АМОРЕИ) происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ) сделал Вавилон крупнейшим политическим, культурным и экономическим центром не только Месопотамии, но и всей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук (см. МАРДУК) стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат (см. ЗИККУРАТ) Этеменанки, известный как Вавилонская башня.
Хаммурапи уделял особое внимание строительству городских укреплений, мелиоративных и ирригационных сооружений в Междуречье, заботился не только о возведении новых строений и храмов, но и о нуждах отдельных людей. Свою стелу с записями законов он поставил для всеобщего обозрения. Однако наследники Хаммурапи, лишенные его способностей, утратили контроль над большей частью страны: в Вавилон вторглись хетты (см. ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО) под преводительством Мурсили I, в 1595 до н. э. разграбившие и разорившие город.
После ухода хеттов власть перешла к касситам (см. КАССИТЫ) (около 1520). В начале первого тысячелетия до н. э. царь Ассирии (см. АССИРИЯ) Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя. Вавилоняне через год подняли восстание, закончившееся для них неудачно: ассирийский царь разрушил городские стены, разграбил имущество и даже статую Мардука отправил в Ассирию. После его смерти Вавилон на короткое время обрел независимость, но подвергся сокрушительным атакам эламитов (см. ЭЛАМ), изгнавших окончательно касситов около 1160 до н. э. В результате этого Вавилон лишился многих ценностей, в том числе и стелы Хаммурапи, которая была увезена в Сузы (см. СУЗЫ) - столицу Элама (см. ЭЛАМ).
Начавшиеся в Ассирии внутренние смуты дали возможность Вавилону вновь отстроиться, но борьба с Ассирией практически не прекращалась. Тиглатпаласар I (см. ТИГЛАТПАЛАСАР I) вновь захватил Вавилон, но разрушил лишь царские дворцы и посадил в городе своего наместника. Кочевые племена семитов-арамеев (см. АРАМЕИ), смешавшись с местным населением, вновь отстроили город. С 1050 на престоле утвердилась арамейская династия. Мощный подъем Ассирии в это время вновь привел к столкновениям, в которых перевес был на стороне профессионального ассирийского войска. Город несколько раз занимался ассирийцами, но цари Ассирии щадили его как древний религиозный центр и не применяли к его жителям своих обычных методов тотального переселения. Салманасар III (см. САЛМАНАСАР III) даже ввел в свой дом вавилонянку Семирамиду (см. СЕМИРАМИДА), будущую великую правительницу.
Со времен Тиглатпаласара III (см. ТИГЛАТПАЛАСАР III) Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.), но царь Ассирии оказал городу особое уважение - выполнив обряд касания руки Мардука и таким образом признав себя преемником вавилонских царей, он обязался соблюдать местные законы. Такую же политику по отношению к Вавилону проводил и Саргон II (см. САРГОН II), развернувший в городе оживленное строительство. Но его сын Синахериб (см. СИНАХЕРИБ) в ответ на интриги арамейских князей с Эламом в 689 полностью разрушил город. Статуи Мардука и Царпаниту (см. ЦАРПАНИТУ) были увезены в Ашшур. Но сын и преемник Синахериба, Асархаддон, заново отстроил город, богато украсил храмы. После смерти Асархаддона Вавилон отошел к Шамашумукину, ингриговавшему против своего брата и наследника Ассирии, Ашшурбанипала (см. АШШУРБАНИПАЛ). Ашшурбанипал захватил все города своего брата, в том числе и Вавилон, но пощадил жителей великого города, построил в нем много сооружений. После смерти Ашшурбанипала в Ассирии возникли смуты, царство ослабело, чем воспользовались арамеи-халдеи, добившиеся независимости, а затем перешедшие в наступление. Набопаласар (см. НАБОПАЛАСАР) сравнял с землей столицу Ассирии Ниневию (см. НИНЕВИЯ), а в Вавилоне основал Нововавилонскую, или Халдейскую, династию.
Свою главную задачу Набопаласар видел в украшении и обновлении города. Он начал восстанавливать зиккурат Этеменанки, посвященную Мардуку. Сын Набопаласара, Навуходоносор (см. НАВУХОДОНОСОР II), вел многочисленные войны, за сорок лет своего правления превратив город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами (см. ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ), вновь усилены крепостные стены.
Строительство Этеменанки было доведено до конца. Один из дворцов был отдан под собрание произведений искусства из завоеванных стран - это был, вероятно, первый музей в мире. Один из преемников Навуходоносора, Набонид (см. НАБОНИД), стремясь сохранить завоевания, подолгу не жил в Вавилоне. Он объявил своим покровителем не Мардука, а бога луны Сина (см. СИН (Аккад)), к тому же под предлогом экономии отменил пышные празднования нового года (кульминационный момент культа Мардука), тем самым нажив врагов в лице влиятельных жрецов Мардука. Они вступили в сговор с Киром (см. КИР II Великий), с радостью приняли войска персов.
При Кире Вавилон, уже не будучи столицей, оставался процветающим экономическим и культурным центром. Народы, переселенные в Вавилон, Кир вернул на родину. Однако при преемниках Кира в городе вспыхивали восстания, после одного из которых Дарий (см. ДАРИЙ I) в 521 до н. э. повелел разрушить городские стены. Но город по-прежнему оставался важным центром державы Ахеменидов (см. АХЕМЕНИДЫ), экономическим центром Ближнего Востока, где совершались важнейшие финансовые операции и существовали на протяжении поколений настоящие банкирские дома. В 479 до н. э. после очередного восстания Ксеркс (см. КСЕРКС I) разрушил многие строения, в том числе и Этеменанки, приказал расплавить статую Мардука, а празднования нового года отменил.
Вероятно, он убил и выслал большинство жрецов, после чего Вавилон как религиозный всемесопотамский центр более не существовал, персидские цари перестали включать его в свою титулатуру, однако через город по-прежнему проходили торговые караваны и многие знаменитые постройки еще стояли. Побывавший здесь Геродот (см. ГЕРОДОТ) (между 470 и 460 до н. э.) увидел многонаселенный город с красивыми зданиями, каменным мостом, хотя историк уже не упоминает о Воротах Иштар, Дороге процессий, Висячих садах. В 331 в город вступили войска Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский), встреченные так же восторженно, как некогда войска Кира. Александр признал культ Мардука и выбрал Вавилон столицей своей будущей мировой державы.
В городе развернулось активное строительство и реставрационные работы, однако смерть Александра прервала их. Диадох (см. ДИАДОХИ) Селевк переселил большую часть жителей в основанную им недалеко от Вавилона на берегах Тигра столицу своего царства Селевкию. Вместе с тем и в Вавилоне он осуществил несколько построек: вероятно, еще при Александре был построен греческий театр к северо-востоку от храма Мардука. Вавилонская культура попала под влияние эллинизма, клинопись использовалась мало, и написанная в этот период история Вавилонии Бероса (см. БЕРОС) создавалась по-гречески. С упадком Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ) в Вавилоне воцарились парфяне (140 до н. э.), и город не раз становился местом столкновения Парфянского царства (см. ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО) и Рима. В 115 он был завоеван Траяном (см. ТРАЯН), в 199 - Септимием Севером (см. СЕПТИМИЙ СЕВЕР). Находясь на окраине Парфянского царства, Вавилон постоянно приходил в упадок, торговые пути уже огибали его. Жилища этого времени примитивны, собраны из обломков старых зданий, население города сильно уменьшилось, коренное население в этот период почти вымерло. В 227 после гибели Парфянского царства Вавилон отходит к Сасанидам (см. САСАНИДЫ) , продолжая неуклонно вымирать. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о великом городе, спрятанном под холмами.
В Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразивших те впечатления (см. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ), которые он некогда произвел на древних евреев. Описание Геродота составлено по впечатлениям от путешествия, но в деталях «отец истории» не вполне точен, так как он не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всегда приукрашенных. Лишь немногие европейские путешественники посещали Месопотамию после арабского завоевания. Знаменитый же еврейский путешественник Вениамин из Туделы (см. ВЕНИАМИН из Туделы) интересовался лишь жизнью местных еврейских общин.
Интерес к Вавилону вспыхнул после того как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. Вавилон с деревушкой Хилле отождествил датский ученый К. Нибур в 1765. В дальнейшем английские путешественники, в большинстве эмиссары правительства и деловых кругов, описывали и исследовали холм. Здесь пытался вести раскопки уже добившийся успеха находкой библиотеки Ашшурбанипала О. Г. Лэйярд (1850), но найденные мелкие предметы не показались ему достойными внимания. Большего успеха добилась немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899), которая и положила начало систематическим раскопкам. Экспедиция сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср. Немецкая экспедиция до Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Берлинских государственных музеях (см. БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ) (Переднеазиатский музей).
В пору своего расцвета город был виден издалека по башне Мардука. На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку, делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной части города, рядом располагалась башня Мардука - зиккурат (см. ЗИККУРАТ) Этеменанки (90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами.
Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу «Аибур-шабу» - «Врагу не добиться победы». Дорога процессий кончалась у храма Мардука - Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 м.
Большинство зданий и храмов строилось из необожженного кирпича и требовало частого ремонта и подновления. При ремонте храмов разыскивались закладные надписи, делавшиеся обычно в виде глиняных цилиндров, и о находке такой надписи сообщалось в новой. Большинство городских жилых зданий было построено по одинаковому плану, на улицу они выходил глухой стеной без окон, а внутри имели садики. Здесь существовал водопровод и канализация. Основу городского населения составляли ремесленники и торговцы. Широко была распространена грамотность.
Большой энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
ВАВИЛОН - знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли "Баб-илю", что означало "Врата бога", на древнееврейском это название трансформировалось в "Бабель", на греческом и латинском - в "Бабилон". Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. Раскопки гигантского комплекса руин, оставшихся от древнего города, были начаты в 1899 Немецким Восточным обществом под руководством Роберта Кольдевея.
Вавилонское царство около 1750 до. н. э
На историческом горизонте Вавилон появляется в Старовавилонский период (ок. 1900 - ок. 1600 до н.э.). В начале этого периода прежде незначительный городок Баб-илю в Аккаде сделался столицей небольшого царства, в котором правил аморей Сумуабум, ставший основателем I Вавилонской династии. Его преемниками были Суму-ла-Эль, Сабиум, Апиль-Син, Синмубаллит и Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750 до н.э. Хаммурапи был самым знаменитым правителем эпохи и прославился не только военными успехами, но и как мудрый властитель. Одержав победу над Рим-Сином из Ларсы, Хаммурапи овладел Шумером, расположенным в нижней части Месопотамской долины, и стал властелином Шумеро-Аккадского царства; захватив царство Мари, он раздвинул границы своего государства до верховьев Евфрата. Еще ранее Хаммурапи провел важные реформы, полностью подчинив себе в административном и хозяйственном отношении храмы, упорядочив сбор налогов и создав единую судебную систему; его работа как законодателя запечатлена в знаменитых Законах Хаммурапи, копия которых найдена в Сузах.
ХАММУРАПИ, ЦАРЬ ВАВИЛОНА получает от бога Солнца свод законов.
Раскопки в центральной части холма Меркес в Вавилоне достигли слоя, лежащего частично над и частично под уровнем грунтовых вод и датированного временем I династии. По вскрытым остаткам города видно, что он был хорошо спланирован, улицы пересекали одна другую под прямым углом. Найденные дома были построены из сырцового кирпича и окружены такими же стенами на фундаменте из обожженного кирпича. Уже при сыне Хаммурапи Самсуилуне начались нашествия касситских племен, спускавшихся с восточных гор. Более столетия Самсуилуне и его преемникам удавалось сдерживать натиск касситов. Однако в конце концов они сумели захватить страну и правили в Вавилоне почти полтысячелетия (ок. 1600 - ок. 1155 до н.э.). Раскопки касситского пласта холма Меркес показали, что расположение улиц и кварталов в этот период осталось практически таким же, как во времена Хаммурапи. Дома этого периода строились из сырцового кирпича, но, как правило, не имели фундамента из обожженного кирпича, что было характерной отличительной чертой города Хаммурапи. Керамика носила определенно самобытный характер, особенно обращает на себя внимание изобилие ювелирных изделий. Касситскую династию сменила II династия Иссина, удерживавшая власть в Вавилонии более столетия. Ее наиболее выдающимся царем был Навуходоносор I (1126-1105), сумевший на время подчинить Ассирию. Однако после него большую часть Средне-Вавилонского периода страна находилась под господством Ассирии. Саргон II в 710 до н.э. захватил Вавилон и короновался здесь в качестве царя. Затем он построил у южной цитадели Вавилона массивную стену с круглой угловой башней, оставив на ее каменных стенах надпись: "К Мардуку! Великий Господин, божественный создатель, который живет в Эсагиле, Господин Бабиля, его господин; Саргон, могущественный царь, Царь земли Ашшура, царь всех. Правитель Бабиля, царь Шумера и Аккада, кормилец Эсагилы и Эзида". Сын Саргона Синнахериб в 689 до н.э. полностью разрушил город и даже повернул на него воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли большую его часть. Однако его наследник Асархаддон восстановил и перестроил город. В частности, был восстановлен главный храм Вавилона, Эсагила; при этом был построен и знаменитый зиккурат, вошедший в историю под именем Вавилонской башни.
Нововавилонский период (612-539 до н.э.) начался с захвата царской власти в Вавилоне халдеем Набопаласаром, вступившим в союз с другими антиассирийскими силами и разрушившим в 612 до н.э. Ниневию, столицу Ассирии. При его сыне и преемнике Навуходоносоре II (605-562 до н.э.) Вавилон достиг наивысшего расцвета. Тогда произошла, как назвали это немецкие археологи, ведшие раскопки Вавилона, "колоссальная перестройка всего города". Было перестроено все: Эсагила - храм Мардука, зиккурат Этеменанки, храм Эмах в цитадели и более древний храм Иштар на Меркесе. Южную цитадель дополнили царским дворцом, в северной ее части построили еще один дворец. Стены раннего города восстановили, и выросший в размерах город окружили огромной внешней стеной; были вырыты каналы и построен первый каменный мост через Евфрат. Одним из семи чудес древнего мира считались висячие сады, но современные раскопки не смогли дать материалы, по которым можно было бы с уверенностью идентифицировать их остатки. Самыми великолепными постройками Вавилона того периода были, насколько можно судить по сохранившимся остаткам, Ворота Иштар и Аллея Процессий, нарядный вид которым придавали фризы быков, драконов и львов, выполненные из цветных изразцов. Последним царем этого периода был Набонид, деливший власть в Вавилоне со старшим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). В результате раскопок установлено, что после Набонида в Вавилоне остались новый храм Иштар на Меркесе и мощная фортификационная стена с большой пристанью на берегах Евфрата. В 539 до н.э., как отмечается в Хронике Набонида и свитке Кира, Вавилон был захвачен персидским царем Киром II Великим. До нас дошли описания Вавилона времен персидских царей, оставленные Геродотом и Ктесием, врачом Артаксеркса II; от времен Артаксеркса II сохранились руины здания в южной цитадели. Нет сомнения, что упадок Вавилона начался уже до завоевания его Александром Великим. Александр, избравший Вавилон своей столицей, предполагал произвести здесь большие восстановительные работы, но умер, не успев осуществить своих планов. В греческий и парфянский период оставшиеся от древности царские постройки начали разбирать на материал для нового строительства, и это продолжалось веками, пока от города не остались руины.
Словарь церковнославянского языка
сущ. собств. столичный город Халдеи на Евфрате, на том месте, где было начато строение знаменитой башни. (Исаии, 13, 19).
Практический толковый словарь
крыл. сл. Синоним большого города, полного соблазнов, возникший из Библии, в нескольких местах которой упоминается в этом смысле Вавилон, «город великий», который «яростным вином блуда своего напоил все народы» (Иеремия, 51, 6; Апокалипсис, 14, 8 и др.).
Сборник слов и иносказаний
вавилон (иноск.) - большой безнравственный город
Ср. Ангел говорил: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.
Апок. 14-8.
Ср. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Бытие. 11, 9.
См. новый Вавилон.
Словарь крылатых слов
Синоним большого города, полного соблазнов, возникший из Библии, в нескольких местах которой упоминается в этом смысле Вавилон, "город великий", который "яростным вином блуда своего напоил все народы" (Иеремия, 51, 6; Апокалипсис, 14, 8 и др.).
Словарь крылатых слов и выражений Серова
В библейские времена - один из самый богатых и больших городов на земле, построенный, по преданию, потомками Ноя, столица Вавилонского царства, находящегося в Междуречье, в бассейне рек Тигр и Евфрат (современный Ирак). Впоследствии был разрушен захватившими его персами под командованием Дария.
В глазах составителей библейских текстов Вавилон, этот «город великий», который «яростным вином блуда своего напоил все народы», символизировал средоточие пороков современного им мира (Иеремия, гл. 51, ст. 6; Апокалипсис, гл. 14, ст. 8 и др.). Евангельские авторы часто называли «Вавилоном» императорский Рим.
В новое время родилось выражение «Вавилон на Сене» (о Париже).
Шутливо-иронически: о большом городе как средоточии пороков, всякого рода соблазнов и разврата.
Поговорки
Новый Вавилон. Публ. Неодобр. О гигантском, многолюдном индустриальном городе. БМС 1998, 65.
Выводить (писать) вавилоны. Разг. Идти шатаясь, заплетающейся походкой (о пьяном). ФСРЯ, 90; БТС, 167.
Строить вавилоны. Прост. Устар. Неодобр. Вести себя эксцентрично, чудаковато. БМС 1998, 65.
Крылатые слова
Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова (Большая Морская ул., 42-44).
Орфографический словарь
Вавило́н, -а (ист.; о большом городе) и вавило́н, -а (о суматохе, беспорядке, шуме)
Синонимы к слову вавилон
сущ., кол-во синонимов: 7
неразбериха, шум, беспорядок, суматоха, столпотворение, вавилонское столпотворение
Грамматический словарь
Словарь иностранных слов
ВАВИЛОН (евр. Babel - смешение). 1) древний город на р. Евфрате, в Азии, ставший со времени вавилонского пленения, символом высокомерия, безбожия, порчи нравов; теперь часто Вавилоном наз. место, где господствует развращенность нравов. 2) путаница, беспорядок, смешение (от смешения языков при вавилонском столпотворении).
Сканворды для слова вавилон
- Древний город, ставший символом отсутствия человеческого взаимопонимания.
- Город с недостроенной башней.
- Город, прославившийся столпотворением.
- Подводный туннель под Евфратом, проложенный в XXII веке до нашей эры, соединял обе половины этого города.
- Крепостные ворота этого древнего города переправили в Берлин и поместили под музейные своды.
- Царство Навуходоносора.
- Покровителем какого города был бог Мардук?
- Название этого древнего города на многих семитских языках означало «Врата бога».
- Город, куда Хаммурапи перенёс столицу Месопотамии.
- Город, известный своим столпотворением.
- Древний город, где находились висячие сады Семирамиды.
- Фильм Григория Козинцева «Новый ...».
- Стихотворение русского поэта Семёна Надсона.
- Растафарианцы считают, что всё зло олицетворяет этот несуществующий город.
- Музыкальная симфония Этель Войнич.
- Роман американского писателя Фрэнсиса Фицджеральда «Опять ...».
- Фильма Матье Кассовица «... нашей эры».
- Именно туда были изгнаны евреи после разрушения 1-го Храма.
- «Пуп неба и земли», по мнению древних поэтов.
- Кантата русского композитора Игоря Стравинского.
Полезные сервисы