Вавило́ния - государство начала 2-го тысячелетия - 539 до н. э. на юге Месопотамии (территория современного Ирака). В период расцвета (при Хаммурапи, XVIII в.) - централизованное государство. Завоёвано персами.
* * *
ВАВИЛОНИЯ - ВАВИЛО́НИЯ, государство начала 2-го тыс. (539 до н. э.) на юге Месопотамии (территория современного Ирака). Названо по городу Вавилону, но и после его возвышения часто по традиции называлось Шумер и Аккад, так как занимало примерно те же территории. Возвышение Вавилона и образование государства вокруг этого нового центра произошло при царях аморейской (см. АМОРЕИ) династии (начало 2-го тыс. до н. э.). Крупнейший представитель этой династии, Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ) , объединил большую часть Двуречья, подавляющее большинство населения которого принадлежало к потомкам шумеров и аккадцев, слившихся в единый народ «черноголовых».
Основу благосостояния жителей Вавилонии составляло сельское хозяйство. Заботясь об урожае, они восстанавливали старые и прокладывали новые ирригационные системы. Однако из-за засоления земель, типичного при орошении в климате с малым количеством осадков, урожайность постепенно падала. Земледелие оставалось в значительной мере общинным. Лишившись земли за долги, человек лишался и всего комплекса гражданских прав, более того, он не мог более отправлять важнейший культ предков. В период правления Хаммурапи разложение сельской общины и обращение в рабство за долги уже приняло значительный характер. Из законов Хаммурапи видно, что рабство утратило свой прежний патриархальный характер.
Царь ограничивал долговое рабство, так как от уменьшения числа свободных граждан страдало и государство: меньше становилось войско, меньшее число людей облагалось повинностями. В этот период уже существовали профессиональные агенты, занимавшиеся оптовыми торговыми и ростовщическими операциями (тамкары). Возрос удельный вес денежного хозяйства, вытеснявшего оплату натурой, и обмен. Оплата труда ремесленников привлекала их со всех концов Месопотамии и из других стран. Возвышение Вавилона привело к его превращению в крупнейший религиозный центр: местный бог Мардук (см. МАРДУК) занимал место главы шумеро-аккадского пантеона. Проводившиеся здесь празднества Нового года, во время которых царь касался рук Мардука, стали кульминацией культа и признанием божественности царской власти. Пышно справлялся также и культ Инанны (см. ИНАННА)-Иштар.
При наследниках Хаммурапи князья в отдельных частях страны подняли восстания и потребовали большей самостоятельности. Вторгшиеся в Вавилонию в 1595 до н . э. хетты (см. ХЕТТЫ) легко разорили царство. В Вавилоне после хаоса и упадка утвердилась династия других пришельцев, касситов (см. КАССИТЫ) (около 1518-1204 до н. э.). Хотя Вавилония в этот период рядом с Египтом и начавшей возвышаться Ассирией играла довольно скромную роль, ее правителям удавалось лавировать между великими державами (сохранилась интенсивная дипломатическая переписка этого времени). Из Египта Вавилония получала коней и золото в обмен на продукцию местных ремесленников. Большой ущерб был нанесен вторжением эламитов (см. ЭЛАМ), положивших конец правлению касситов. Несколько раз в Вавилон вторгались ассирийцы. В начале 10 в. до н. э. кочевые племена арамеев-халдеев (см. АРАМЕИ) заселили большую часть Месопотамии, смешавшись с местным населением. Ослабленная Вавилония стала постоянным объектом для нападений ассирийских царей, один из которых, Тиглатпаласар III (см. ТИГЛАТПАЛАСАР III) , провозгласил ее частью Ассирийского царства и включил в свою титулатуру. Арамейские князья, тем не менее, продолжали борьбу за город и царство, опираясь на Элам.
В 7 в. до н. э. ассирийцы дважды разрушали Вавилон (689 и 648 до н. э.), но, пользуясь ослаблением Ассирии, наместник Вавилона Набопаласар (см. НАБОПАЛАСАР), халдей по происхождению, в 626 провозгласил отделение Вавилонии от Ассирии и вместе с Киаксаром (см. КИАКСАР), царем Мидии, разделил территорию Ассирийского царства. Набопаласар стал основателем Нововавилонского царства, первым из Халдейской династии. Его сын Навуходоносор (см. НАВУХОДОНОСОР II), сорокалетнее правление которого было временем больших территориальных приобретений, - последний значительный правитель на вавилонском троне. Он вел успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 он сокрушил Иудейское царство, захватил Иерусалим и увел его население в плен (Вавилонский плен (см. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН)), положив тем самым начало значительной еврейской общине в городе, продолжавшей свое существование и после того как Кир Великий разрешил иудеям вернуться.
При Набопаласаре и Навуходоносоре экономика Вавилонии достигла высшей точки развития, Вавилон стал главным торговым и ремесленным центром Передней Азии. Как свидетельствуют результаты клинописи, значительная часть оборота в этот период находилась в руках «банкирских», то есть торгово-ростовщических домов (условно называемых «Энгиби и сыновья», «Мураши и сыновья»). После Навуходоносора начался период дворцовых переворотов. Последний царь, Набонид (см. НАБОНИД), оставив наместником в городе своего сына Валтасара (см. ВАЛТАСАР), попал в плен к персам. Жрецы Мардука, недовольные тем, что Набонид и его сын сделали главным бога Сина, по-видимому, вступили в сговор с Киром, чьи войска во главе с бывшим наместником Набонида Гобрием в 539 легко заняли город, привествуемые большинством населения. Хотя персидские цари некоторое время еще включали Вавилонию в свою титулатуру, но 539 год можно считать концом Вавилонской державы.