Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

иерусалим

Энциклопедический словарь

Иерусали́м - город в Израиле. 591,4 тыс. жителей (1996). Религиозный («священный») центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, лёгкая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальный «Бецалель» (художественный), Национальный Израиля (искусство и археологические памятники) и др.

Первые упоминания об Иерусалиме в середине 2-го тысячелетия до н .э. Позднее в составе различных государств: Иудейского царства, Древнего Рима, Византии, Арабского халифата и др. С начала XVI в. под властью Османской империи. В декабре 1917 занят английскими войсками. В 1920-1948 административный центр английской подмандатной территории Палестина. По решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948-49 Иерусалим был разделён на 2 части: восточная отошла к Иордании, западная - к Израилю. В 1950 правительство Израиля объявило западную часть Иерусалима столицей Израиля. В июне 1967 Израиль присоединил и восточную часть Иерусалима, в июле 1980 провозгласил весь Иерусалим «вечной и неделимой столицей» Израиля. В восточной части Иерусалима - раннехристианские здания (в том числе ротонда «Гроба Господня»; неоднократно перестраивалась). Западная стена («Стена плача») - часть уцелевшей стены после разрушения Второго Храма. Мечеть Куббат ас-Сахра (687-691), церкви XI-XII вв., цитадель (XIV-XVI вв.). Западная часть застраивается с середины XIX в. Комплекс университета, медицинский центр «Хадасса» (1960).

* * *

ИЕРУСАЛИМ - ИЕРУСАЛИ́М, город в Израиле. Население 705,3 тыс человек (2004). Религиозный («священный») центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальный «Бецалель» (художественный), Национального Израиля (искусство и археологические памятники).

Первые упоминания об Иерусалиме относятся к середине 2-го тыс до н. э.

Входил в состав различных государств: Иудейского царства, Древнего Рима, Византии, Арабского халифата и др.

С начала 16 в. под властью Османской империи. В декабре 1917 занят английскими войсками. В 1920-1948 административный центр английской подмандатной территории Палестина.

По решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948-1949 Иерусалим был разделен на 2 части: восточная отошла к Иордании, западная - к государству Израиль. В 1950 правительство Израиля, вопреки решению ООН о выделении Иерусалима в самостоятельную административную единицу, объявило его западную часть столицей Израиля (западная часть Иерусалима - местопребывание парламента и правительства). В июне 1967 Израиль захватил и восточную часть Иерусалима, в июле 1980 провозгласил весь Иерусалим «вечной и неделимой столицей» Израиля.

В восточной части Иерусалима - раннехристианские здания (в т. ч. ротонда «Гроба Господня»; неоднократно перестраивалась). Западная стена («Стена Плача»), часть уцелевшей стены после разрушения Второго Храма. Мечеть Куббат ас-Сахра (687-691), церкви 11-12 вв., цитадель (14-16 вв.). Западная часть застраивается с середины 19 в. Комплекс университета, медицинский центр «Хадасса» (1960).

Большой энциклопедический словарь

ИЕРУСАЛИМ - город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ("священный") центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальный "Бецалель" (художественный), Национального Израиля (искусство и археологические памятники) и др. Первые упоминания об Иерусалиме - в сер. 2-го тыс. до н. э. Позднее в составе различных государств: Иудейского царства, Др. Рима, Византии, Арабского халифата и др. С нач. 16 в. под властью Османской империи. В декабре 1917 занят английскими войсками. В 1920-48 административный центр английской подмандатной территории Палестина.

По решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948-49 Иерусалим был разделен на 2 части: восточная отошла к Иордании, западная - к государству Израиль. В 1950 правительство Израиля, вопреки решению ООН о выделении Иерусалима в самостоятельную административную единицу, объявило его западную часть столицей Израиля (западная часть Иерусалима - местопребывание парламента и правительства). В июне 1967 Израиль захватил и восточную часть Иерусалима, в июле 1980 провозгласил весь Иерусалим "вечной и неделимой столицей" Израиля. В восточной части Иерусалима - раннехристианские здания (в т. ч. ротонды "Гроба господня"); (неоднократно перестраивалась). Западная стена ("Стена плача"), часть уцелевшей стены после разрушения Второго Храма. Мечеть Куббат ас-Сахра (687-691), церкви 11-12 вв., цитадель (14-16 вв.). Западная часть застраивается с сер. 19 в. Комплекс университета, медицинский центр "Хадасса" (1960).

Энциклопедия Кольера

ИЕРУСАЛИМ - древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города), столицей которого он является, и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим единым муниципалитетом под израильским управлением. Священный город трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама, Иерусалим расположен на Иудейском плато на высоте 740 м, в 58 км к востоку от Средиземного моря и в 30 км к западу от Мертвого моря.

Топография. Древний Иерусалим находился в центре Иудейского плато, которое сложено в основном из твердого известняка и обрамлено на западе, юге и востоке долинами. На западе плато опоясывает Енномова долина. На востоке эта долина сохраняет свое древнее название - Кедронская. Параллельно Кедронской тянется небольшая в сравнении с ней другая долина. За столетия она заполнилась наносами, однако в древние времена служила более четкой линией раздела между восточной и западной частями города. В настоящее время она называется эль-Вад, а раньше носила колоритное название - долина Сыроваров, или Тиропеон. До возведения акведуков город водой обеспечивали два источника. Один находился чуть ниже соединения Кедронской и Енномовой долин, сейчас он называется Бир Айюб, а в древности носил имя Ен-Рогел. Другой источник, Айн Ситти Мариам, расположен у подножия Западного холма Кедронской долины. В древности он назывался Гион.

Климат. Климат Иерусалима схож с климатом других частей Израиля и Иордании; год делится на два сезона - дождливый (зима) и сухой (лето). Поскольку Иерусалим находится на возвышенности, максимальные и минимальные температуры там выше и смена погоды происходит быстрее, чем в других частях этого района. Дожди начинаются в октябре или ноябре и длятся до марта или апреля. За эти семь месяцев город получает почти всю свою норму осадков, которая составляет в среднем ок. 560 мм в год. С мая по сентябрь дожди практически прекращаются. Средняя температура января (самого холодного месяца) ок. 7° С, июля (самого теплого месяца) - 23° С. Зимой температуры часто опускаются ниже нуля, иногда выпадает снег. Летом максимальные температуры колеблются от 32 до 38° С, иногда до 44° С. Господствующие ветры северо-западные, однако летом из пустыни часто дует северо-восточный хамсин, который приносит сухую жару. Почвы маломощные, а в некоторых районах почвенный горизонт вовсе отсутствует. Естественная растительность представлена преимущественно травами, кустарниками, местами растет сосна. Ранней весной распускаются дикие цветы, в том числе крокусы и ирисы.

Ханаанейский город. Наиболее благоприятным местом для первого заселения Иерусалима был восточный холм над источником Гион. Здесь в поселении, позже названном Офель, археологи обнаружили следы жизни человека, относящиеся примерно к 3500 до н.э. Ранние поселенцы, по-видимому, жили в пещерах. Хотя во времена завоевания израильтянами город был известен как Иевус (Ис Нав 18,28), название Иерусалим встречается в египетских текстах, относящихся к более ранней эпохе. В амарнский период, время правления фараона Эхнатона (ок. 1390 - ок. 1360 до н.э. согласно основной хронологии и ок. 870 - ок. 840 до н.э. по более поздней альтернативной хронологии), город находился под властью Египта. Среди найденных в Тель-эль-Амарне клинописных табличек (т.н. Тель-эль-Амарнский архив) есть несколько посланий, написанных царем по имени Абди-Хиба. В одном из них он обращается к египетскому фараону с просьбой оказать срочную помощь в отражении захватчиков-грабителей. На одной из табличек Абди-Хиба писал: "Воистину, эта земля Урусалима не дана мне ни отцом, ни матерью, ее дал мне всемогущий царь... Воистину, царь навеки назвал своим именем земли Урусалима. Поэтому он не может оставить эти земли" (ср. Иер 14:9). Согласно Книге пророка Иезекииля (16:3), население ханаанского Иерусалима, численность которого, согласно другим источникам, составляла приблизительно 15 000, было смешанного состава и включало как аморреев, так и хеттеян. В Ис Нав 15:63 и других местах Ветхого Завета обитатели города до его захвата евреями именуются иевусеями.

Ветхозаветный город. Иерусалим был окончательно завоеван евреями вскоре после 1000 до н.э. Первый поход на город осуществил Давид (2 Цар 5:6-10; 1 Пар 11:4-9). Очевидно, Иерусалим был хорошо укреплен, поскольку сообщается, что иевусейские защитники хвастались его неприступностью. Тем не менее в сражении, где отличился Иоав, воинам Давида удалось захватить город. Предположительно они проникли в город через туннель, по которому туда поступала вода. С тех пор крепость Сион носит имя города Давидова. Согласно Библии, Давид "обстроил город кругом". Похоже, что эти слова относятся к работам, произведенным на городских стенах. Во время раскопок в Иерусалиме был обнаружен фрагмент стены шириной 8 м. Считается, что это часть стены города иевусеев, которая после ремонта и укрепления стала главным фортификационным сооружением города Давида. Башня и земляная насыпь, воздвигнутые у источника Гион, вполне могли быть сооружены во времена Давида или Соломона. Обладая мощными укреплениями, город Давида был относительно невелик. На востоке его границей служил холм над Кедронской долиной, а весь город занимал пространство источника Гион до окрестностей пруда Силоам. При царе Соломоне (ок. 973 - ок. 933 до н.э.) Иерусалим значительно разросся и превратился в международный торговый центр. Новая стена, построенная Соломоном, вероятно, окружала часть холма, находившегося на западе плато. Храмовый комплекс к северу от Офеля, воздвигнутый Соломоном, стал наиболее важной частью города. Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Вероятно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а Храм находился от него строго к западу. Соломону понадобилось семь лет на сооружение Храма, для его строительства из Ливана был привезен кедр, а царь Тира Хирам прислал мастеров. Дворец Соломона, строительство которого заняло 13 лет, находился от Храма строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены Соломона. Поблизости располагались знаменитый портик с колоннами и различные административные учреждения. Система водоснабжения иевусейского Иерусалима, соединенная с источником Гион, была расширена. Новый акведук проходил по краю холма от источника Гион до т.н. Старого, или Нижнего, пруда ниже города Давида. Во время царя Езекии старые водопроводы были заброшены, но был прорублен новый туннель Силоам, по которому воды Гиона поступали в Верхний, или Силоамский, пруд. Этот пруд находился внутри окруженного стеной города, недалеко от старого пруда. Чтобы добраться до Силоамского пруда, туннель пришлось прорубать сквозь сплошную скалу на глубине 520 м. Работники использовали клинья, молоты и кирки, они вели проходку с обоих концов и в итоге встретились в середине туннеля внутри холма. Недалеко от Силоамского выхода была обнаружена следующая надпись: "Долго мы пробивались вперед, и вот цель достигнута". Вероятно, прокладку туннеля осуществил Езекия, о котором упоминается в 2 Цар 20:20 и 2 Пар 32:30, с целью обеспечить более надежное водоснабжение перед угрозой вторжения Палестины и вероятностью осады Иерусалима царем Ассирии Синахерибом (Сеннахиримом) (701 до н.э.). Иерусалиму удалось избежать захвата Синахерибом, но он был взят вавилонским царем Навуходоносором II в 598 до н.э. и еще раз после восстания 587 до н.э., когда город подвергся особо жестокому разрушению. Стены были снесены, Храм, дворец царя и "все домы в Иерусалиме, и все домы большие" сожжены (4 Цар 25:8-10). Тогда же родилась памятная клятва: "Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя" (Пс 136). После возвращения евреев из вавилонского плена Иерусалим был отстроен заново. Под руководством Зоровавеля был возведен новый, Второй храм (516 до н.э.), он был меньше и скромнее Храма Соломона. Вдохновителем восстановления городских стен был Неемия, о чем повествует Книга Неемии. На протяжении долгих лет после этого (примерно до 445 до н.э.) Иерусалим оставался небольшим, не имевшим политического значения городом, хотя на время он стал духовным центром для евреев диаспоры. Во время борьбы между Птолемеями и Селевкидами Палестину сначала захватили правители Египта. Вероятно, по крайний мере один раз Иерусалим оказал сопротивление, поскольку зафиксировано, что Птолемей I взял город в еврейскую субботу (320 до н.э.), когда религиозные запреты не позволяли горожанам эффективно обороняться. Однако в 198 до н.э. Антиоху III Великому в конце концов удалось отбить Палестину, и после этого Иерусалим вошел в состав владений правителей Сирии. Селевкиды были приверженцами эллинистической культуры, и в этот период в Иерусалиме получили распространение греческая одежда, обычаи и атлетические упражнения. Молва приписывает первосвященнику Иасону строительство недалеко от храма гимнасия, которого впоследствии назвали Сикст. Однако, когда в 168 до н.э. Антиох IV Епифан предпринял попытку уничтожить религию евреев, фактически осквернив иерусалимский Храм и прекратив религиозные жертвоприношения, он столкнулся с упорным сопротивлением. Имея мало шансов на победу, Маккавеи все же подняли восстание, и после долгой и ожесточенной борьбы евреи добились независимости. На начальном этапе восстания Антиох Эпифан контролировал не только Храм, но и крепость Акру, расположенную на господствующей высоте к югу от храмового комплекса. Через три года Маккавеи отвоевали Храм и вновь освятили его. С тех пор это событие отмечается праздником Освящения (Ханукка). Через двадцать с лишним лет им удалось полностью очистить от врагов Акру и окончательно освободить Иерусалим к 143 до н.э. После этого Маккавеи разрушили Акру и срыли вершину холма, на которой он стоял, чтобы впредь исключить угрозу для храмового комплекса. Они построили крепость Барис на скале в северо-западной части ограды Храма. Другой постройкой маккавейского периода был дворец Хасмонеев (так называли поздних Маккавеев), который сохранялся и во времена Ирода Агриппы II.

ДРЕВНИЙ ИЕРУСАЛИМ (реконструкция).

ДРЕВНИЙ ИЕРУСАЛИМ (реконструкция).

Новозаветный город. При хасмонейском правителе Александре Ианнайе (ок. 103 - ок. 76 до н.э.) независимое иудейское царство достигло почти такого же величия, как и при Давиде. Однако его сыновья Гиркан II и Аристовул II развязали междоусобную борьбу за трон, в результате чего римлянам удалось установить над страной свой контроль. Когда Помпей в 63 до н.э. прибыл в Иерусалим, сторонники Аристовула укрылись на укрепленном холме храмового комплекса, а Гиркан вступил в союз с римским полководцем. После трехмесячной осады Храм был взят в еврейскую субботу, и священнослужители дали себя истребить, поскольку занимались отправлением религиозных обрядов. Подобно Антиоху Епифану, Помпей вступил в Святое святых Храма, но в отличие от него не разграбил богатства и не стал подвергать гонениям евреев. Гиркан II (ум. 30 до н.э.) и его друг и соратник Антипатр Идумеянин вели умелую политическую игру и примкнули к Юлию Цезарю, когда тот стал правителем Рима, обеспечив тем самым Иудее особые привилегии. Антипатр, в свою очередь, назначил двух своих сыновей, Фасаила и Ирода, правителями Иерусалима и Галилеи. В итоге Рим сделал Ирода царем Иудеи, и тот правил с 40 по 4 до н.э. Ирод Великий был неутомимым строителем, и при нем Иерусалим обрел тот облик, с которым город вступил в эру христианства. Ирод восстановил городские стены, разрушенные Помпеем. В старом городе он построил три новые башни - Гиппик, Фасаил и Мариамна. По описанию Иосифа, основания башен представляли собой мощную каменную кладку. Башни имели зубчатые стены и башенки, внутри них были помещения. Вероятно, они были воздвигнуты на том месте, где сейчас стоит т.н. башня Давида близ Яффских ворот. К башням прилегал дворец Ирода. Иосиф сообщает, что во дворце были залы невероятных размеров для пиров и спальные покои для сотен гостей, вокруг дворца были прорыты каналы и высажены деревья. В северо-западной части храмового комплекса Ирод перестроил крепость Барис и переименовал ее в крепость Антония - в честь Марка Антония, который в те годы правил восточными провинциями Римской империи. Каждый из четырех углов крепости, стоявшей на скалистом обрыве, венчали мощные башни. Внутри крепости находился великолепный дворец, а снаружи она соединялась лестницами и мостами с галереями храма. Ирод Великий также завершил возведение стен вокруг холма, на котором располагался храм; типичный образец каменной кладки того времени можно до сих пор видеть на Стене плача в западной части храмового комплекса. Стена сложена из громадных каменных блоков.

При Ироде в Иерусалиме было построено много

зданий, в том числе театр, амфитеатр и ипподром, но его наиболее важным деянием в области строительства считается перестройка самого Храма. Царь не скрывал привязанности к языческой культуре, однако приказал, чтобы работы велись в строжайшем соответствии с канонами иудаизма, причем в качестве строительных рабочих использовались лишь специально обученные священнослужители. При этом сам Ирод не входил во внутренние пределы Храма, куда могла ступить нога лишь посвященного. Работы начались в 20-19 до н.э., перестройка же самого Храма завершилась через полтора года. Строительство продолжалось до тех пор, пока римляне не сожгли Храм в 70 н.э. Согласно приведенным Иосифом данным, во внешний двор храмового комплекса с западной стороны можно было попасть через четверо ворот, в других источниках упоминаются двое ворот на юге - одни на востоке и одни на севере. Стены внешнего двора имели портики, особо примечательным строением была базилика на южной стороне, имевшая не менее 162 колонн, которые с трудом могли обхватить трое мужчин. Внешний двор обычно называли двором гоев (двором язычников), поскольку в него разрешалось входить и непосвященным. Внутреннее пространство Храма отделялось перегородкой, и внутрь имели доступ только евреи. Иосиф упоминает о надписях с соответствующими предупреждениями на этой стене, и эти надписи были найдены современными археологами. Внутренний Храм состоял из двора для женщин, двора для мужчин и двора для священнослужителей. Во дворе для священнослужителей, прямо напротив здания дворца, как и полагалось, находился жертвенник. Над ним был возведен пролет из двенадцати ступеней, который вел в святилище - сооружение из огромных белых камней, покрытых золотом. Внутрення комната святилища называлась Святое святых. Общий вид этого здания, символа еврейской веры, должно быть, поражал воображение, и раввины с гордостью говорили: "Кто не видел нового Храма Ирода, тот в жизни не видел прекрасного сооружения".

См. также ХРАМ. Иосиф упоминает о трех городских стенах, две из которых были восстановлены с разрешения Юлия Цезаря и в таком виде сохранились до времен Христа. Третья стена, которую начал возводить Ирод Агриппа I, была завершена незадолго до 70 н.э. Первая, самая древняя стена шла на запад от храмового комплекса к трем башням Ирода и затем опоясывала всю юго-западную часть города. Некоторые ее фрагменты были найдены к югу от современного Иерусалима. Вторая стена начиналась от ворот под названием Гинаф и охватывала север города, заканчиваясь в крепости Антония. Ворота Гинаф, вероятно, находились около башен Ирода, однако спорным остается вопрос о том, где проходила стена от этого места до крепости Антония. Главный вопрос состоит в том, была ли стена расположена внутри или вовне по отношению к церкви Гроба Господня. Если церковь оставалась за пределами стены, то общепринятое представление о месте распятия и погребения Иисуса оказывается неточным, поскольку в Новом Завете говорится, что Христос страдал, "не выходя за ворота". Если же стена проходила внутри того места, где сейчас расположена церковь Гроба Господня, тогда оно действительно может совпадать с тем местом, где был распят и погребен Иисус, этот факт был авторитетно подтвержден во времена Константина Великого и с тех пор не был опровергнут. Третья стена, сооружение которой началось уже после Христа, шла от башни Гиппика, окружала обширные северные окраины и возвращалась в северо-западный угол храмового комплекса. Фрагменты этой стены были недавно обнаружены в северной части города. Все эти стены находятся значительно севернее современной стены вокруг города, которая, вероятно, была построена Адрианом, когда во 2 в. Иерусалим был римской колонией. Ряд мест, связанных с жизнью Иисуса, можно определить с высокой степенью точности. Пруд Силоам до сих носит это древнее название, тогда как пруд Вифезда, вероятно, располагался в низине рядом с церковью св. Анны, к северу от храмового комплекса. Ворота, через которые триумфально въехал Христос, находились, по-видимому, около Золотых ворот. Гефсимания была приблизительно на месте современной Гефсиманской церкви на нижних склонах Масличной горы. Претория Пилата могла быть в замке Антония, хотя некоторые исследователи считают, что она могла располагаться во дворце Ирода Антипы. Иерусалимская резиденция Ирода Антипы, к которому также водили Иисуса (Лк 23:7), возможно, находилась во дворце Хасмонеев, между храмовым комплексом и дворцом Ирода. Как уже отмечалось, Голгофа могла быть на месте современной церкви Гроба Господня. В 70, во время еврейского восстания, Иерусалим был осажден, взят и разрушен римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Храм был сожжен, а город стерт с лица земли. Когда Тит отбыл из города, оставались только три башни Ирода и часть стены. Последующие исторические события. Римский император Адриан попытался восстановить Иерусалим как языческий город. Это и ряд других действий римлян вызвали еще одно еврейское восстание (132-135), которое возглавил Бар-Кохба. После подавления восстания Адриан разделил город на семь кварталов, построил и перестроил многие общественные здания, в том числе термы, театр и ипподром. Были сооружены два главных храма - Юпитера Капитолийского на том месте, где раньше стоял еврейский Храм, и святилище Венеры на месте гробницы Христа. Новый город был назван колонией Элия Капитолина, евреям под страхом смерти запрещалось входить на его территорию. В 325 император Константин сделал Иерусалим христианским городом. Как свидетельствует церковный историк Евсевий, языческое святилище Венеры было разрушено, и гробница Христа вновь открылась миру. На этом месте была сооружена прекрасная базилика, в 325 она была освящена, что подробно описал Евсевий в Жизни Константина. Церковь разрушили в 614, и от нее остались лишь фрагменты. На этом месте воздвигались другие сооружения, в том числе построенная крестоносцами базилика, она дошла до наших дней как церковь Гроба Господня. В 614 Иерусалим захватили персы во главе с Хосровом II, а в 638 он был завоеван арабским халифом Омаром. Город получил название эль-Кудс, храмовый комплекс был назван Харам аш-Шариф (Благородное святилище). Над священной скалой воздвигли восьмиугольное сооружение с куполом - мечеть Куббат ас-Сахра ("Купол над скалой") или мечеть Омара, в южной части храмового комплекса была сооружена мечеть эль-Акса. В 1072 Иерусалим захватили турки-сельджуки, а в 1099 он был взят крестоносцем Готфридом Бульонским. Город являлся столицей Иерусалимского королевства до 1187, а затем перешел к Саладину. Крестоносцы отбили Иерусалим в 1229, но в 1244 мусульмане вновь установили над ним свой контроль. В 1517 город был захвачен османскими турками. При Сулеймане Великолепном (правил в 1520-1566) была возведена стена, которая до сих пор окружает Старый город. Иерусалим оставался под мусульманским управлением до Первой мировой войны, однако к концу 19 в. большинство его населения вновь составляли евреи.

Современный Иерусалим. Современный Иерусалим делится на две части - Новый и Старый город. В Старом городе, в черте стены Сулеймена, расположены четыре квартала: еврейский на юге; армянский на юго-западе; христианский на северо-западе (примыкает к церкви Гроба Господня) и мусульманский на северо-востоке и востоке, куда входит территория древнего храмового комплекса. Строительство Нового города за пределами стены началось в 1860 с сооружения первой еврейской окраины на западе и продолжалось, пока Новый город не превзошел Старый как по размерам, так и по численности населения. В районе Меа Шеарим проживает община крайне ортодоксальных евреев, придерживающихся неизменных на протяжении столетий традиций. Большую часть периода современной истории город находился под турецким контролем. Союзные войска под командованием британского генерала Алленби нанесли поражение турецким и германским силам во время Первой мировой войны, и город попал под британское управление как часть подмандатной Палестины. Британцы решили уйти из Палестины весной 1948, когда было образовано еврейское государство Израиль. ООН постановила, что Иерусалим должен находиться под международным управлением, однако в ходе войны 1948-1949 между арабами и израильтянами Старый город и прилегающие к нему с севера, востока и юга районы перешли под контроль войск Иордании, а Новый город и прилегающий западный район отошли к Израилю. Благодаря достигнутому под эгидой ООН соглашению о прекращении огня были установлены границы, кроме того, в большинстве городских районов между израильской и иорданской территориями были созданы нейтральные полосы. 14 декабря 1949 Иерусалим был провозглашен столицей Израиля. Во время арабо-израильского конфликта 1967 израильские войска заняли иорданские районы Иерусалима и провозгласили весь город единым муниципалитетом. Барьеры, разделявшие город после 1948-1949, были уничтожены. Вдобавок были разрушены символические Мандельбаумские ворота, служившие в прошлом единственным переходом между двумя секторами. В границы Нового города вошли Рамат Рахиль (Гробница Рахили) и эль-Азария (Вифиния), но Вифлеем остался вне границ. Израильтяне планировали создать арабские кварталы на севере и востоке, а к югу от Старого города обустроить территорию для промышленных предприятий и создать национальный парк. Восстановительные работы были начаты в еврейском квартале Старого города, большая часть которого была разрушена во время военных действий 1948-1949. Из-за климата и тонкого слоя почвы сельское хозяйство не стало важной отраслью в районе Иерусалима. Выращивается пшеница, некоторые сорта овощей, оливы, вокруг города пасутся стада овец и коз. Единственным полезным ископаемым является известняк, который используется в строительстве. Однако в последние годы вокруг города были созданы сельскохозяйственные поселения. Появились виноградники, фруктовые сады, молочные фермы, стали выращивать скот и птицу. Были расширены и модернизированы каменоломни. Однако основное значение Иерусалима заключается в его истории и религиозных святынях, которые привлекают туристов, поэтому в городе развито производство сувениров и предметов религиозного культа. Святые места Иерусалима расположены в Старом городе. Круглый год туристы и христианские паломники приезжают посетить церковь Гроба Господня, Крестный путь (см. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ),

Гефсиманский сад, Масличную гору, церковь Вознесения и Вифинию. Мечеть аль-Акса является третьей по значению святыней мусульман.

Гуманитарный словарь

ИЕРУСАЛИ́М - слово - символ рус. православной традиции. Град И. в рус. культуре занимает особое место. Образ И. со времен Др. Руси прежде всего преломлялся через понятие Небесного Града, воспринимался символико-литургически. Святая Земля как культурно-религиозный и идеологич. феномен по-разному осмысливалась в рус. истории, но всегда являлась одной из центральных тем обществ. сознания. Традиция Др. Руси развивалась в новое время прежде всего в устройстве храмов, где можно условно выделить следующие варианты адаптации образа Святой Земли:

натуралистический - воспроизведение реальных памятников или святынь в архитектурных формах (напр., стр-во к 1866 Палестинской стены Николо-Угрешского мон. под Москвой по замыслу архимандрита Пимена, воспроизводившей иконографич. тип Иерусалима) или иным способом (напр., стр-во модели горы Фавор в Преображенской ц. Спасо-Вифанского мон. под Москвой);

символико-богослужебный - уподобление рус. монастырей палестинским по богослужебным или иным уставным особенностям;

символико-топонимический - уподобление тех или иных местностей по географич. аналогиям или только по имени палестинским (напр., Фаворская Преображенская пустынь под Пермью, Гефсиманские скиты Пюхтицкого мон. в Эстонии и Валаамского, Гефсиманская община под Зарайском, основанные на рубеже нашего столетия; искусств. гора Голгофа, устроенная учеником преп. Серафима Саровского игуменом Иоасафом в Павло-Обнорском мон. под Вологдой);

символико-исторический - собор Воскресения Христова ("Спас на Крови") в С.-Петербурге по своему замыслу обозначает Новый Иерусалим, в к-ром пострадал уподобленный Христу царь-мученик;

символико-сакральный - уподобление Палестине по наличию в храме святынь из Святой Земли - икон (напр., Иерусалимской Божией Матери), частиц мощей, свящ. древ. камней и т. д.

Эти аспекты сосуществовали во многих храмах и прежде всего в монастырях, отличавшихся наиб. устойчивыми принципами устройства и должных являть образ рая на земле, т. е. "Небесного Иерусалима". Напр., в Гефсиманской общине совершалось погребение Божией Матери по Палестинскому чину. Крупнейшими рус. подобиями Святой Земли были окрестности Троице-Сергиевой лавры, где, по желанию митрополитов Платона, а затем св. Филарета, возникли Вифания и Гефсимания, "изобразующая древнюю", дабы "живее переноситься умом в св. Гефсиманию Иерусалимскую", а также Валаамский мон., где, наряду с Гефсиманским и Ново-Иерусалимским Воскресенским скитами (в последнем было устроено подобие храма Гроба Господня), были свои Сион, Фавор, Кедрон, Елеон, Иосафатова долина, село Скудельниче.

Натуралистич. подход в "палестинской теме" никогда не был преобладающим. С одной стороны, разорение реальной Святой Земли после арабского завоевания не могло вдохновить на воспроизведение мало уцелевших святынь, с другой - воспроизведение палестинских реалий требовало значит. материальных затрат. Но прежде всего И. не мог быть полноценно выражен в формах материальной культуры - образом Небесного Града является прежде всего сам храм - хотя естественно взаимопроникновение образов Небесного Града и земного, связанного с воплощением и земной жизнью Спасителя.

Лит.: Пономарев С. И. Иерусалим и Палестина в рус. лит-ре, живописи и переводах (материалы для библиографии). СПб., 1877; Иерусалим в рус. культуре. М., 1994; Москва - третий Рим. М., 1994; Лев Лебедев, протоиерей. Богословие Земли Русской // Москва Патриаршая. М., 1995. С. 285-322, 356-361.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Дамаскские ворота, старый Иерусалим.

Дамаскские ворота, старый Иерусалим.

ИЕРУСАЛИМ, город в Израиле. 544 тыс. жителей. Религиозный ("священный") центр иудеев, христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи: национальные "Бецалель" (художественный), Израиля (искусство и археологические памятники) и др. Первые упоминания об Иерусалиме - в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. Позднее в составе различных государств: Иудейского царства, Древнего Рима, Византии, арабского халифата и др. С начала 16 в. под властью Османской империи. В 1917 занят английскими войсками. В 1920 - 48 административный центр английской подмандатной территории Палестина. По решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948 - 49 Иерусалим был разделен на 2 части: восточная отошла к Иордании, западная к Израилю. В 1950 правительство Израиля объявило западную часть Иерусалима столицей Израиля. В июне 1967 Израиль присоединил и восточную часть Иерусалима, в июле 1980 провозгласил весь Иерусалим "вечной и неделимой столицей" Израиля. В восточной части Иерусалима - руины раннехристианских зданий (в том числе ротонды "Гроба Господня"). Западная стена ("Стена плача"), часть уцелевшей стены после разрушения Второго Храма. Мечеть Куббат ас-Сахра (687 - 691), церкви 11 - 12 вв., цитадель (14 - 16 вв.). Западная часть застраивается с середины 19 в. Здания комплекса университета, медицинского центра (1960). Старый город и его стены включены в список Всемирного наследия.

Старый Иерусалим.

Старый Иерусалим.

Словарь церковнославянского языка

 =  сущ. собств. (греч. Ἱερουσαλήμ) - главный город Иудеи и Палестины, расположенный в южной части Палестины между Иорданом и Средиземным морем, на четырех холмах: Cионе - на юге, Акре - на западе, Mopиa- на востоке и Везефе - на севере, и разделяющийся долиною Тиропеон на две части: верхний город на Сине и нижний на Акре. У Иевусеев этот город назывался Иевус, после завоевания его Давидом (2 Цар. 5), в память видения ангела назвал его Иерусалим - «видение мира» и сделал этот город столицею своего царства, включающего всю Палестину. Иерусалим новый, небесный - царство небесное; перен. новозаветная церковь.         (Марк. 11, 11).              (Откр. 21, 2).

Синонимы к слову иерусалим

сущ., кол-во синонимов: 5

Сион, дарохранительница

Грамматический словарь

Иерусали́м м

Этимологический словарь

Иерусали́м

см. Ерусали́м.

Словарь русских имен

-а, м. Стар. форма имени Ерусалим (см.).

Отч.: Иерусали́мович, Иерусали́мовна.

Словарь имён

-а, муж. Стар. форма имени (см. Ерусалим).

Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна.

Сканворды для слова иерусалим

- В каком городе разворачивались наиболее важные события Нового Завета?

- Какой город сделал своей столицей ветхозаветный царь Давид?

- Священный город трёх религий: иудеев, христиан и мусульман.

- Город со Стеной Плача.

- Этот древний «город мира» никак не поделят арабы и евреи.

- Это третий святой город мусульманской религии после Мекки и Медины.

- Город, являвшийся целью всех крестовых походов.

- Близ какого города находится холм Голгофа, место казни Иисуса?

- Тоннель Западной Стены расположен под зданиями мусульманского квартала этого города и открывает доступ к полукилометровой подземной части стены.

- Картина Жан-Леона Жерома.

- В этом городе похоронено сердце шотландского короля XIV века Роберта Брюса.

- Опера итальянского композитора Джузеппе Верди.

- В этом городе Фредерик Кислер и Арман Бартес возвели храм книги в форме крышки кувшина, где хранились свитки Мёртвого моря, случайно найденные арабским пастухом.

- В XVI веке за вскрытие трупов инквизиция приговорила врача Везалия к смертной казни, но милостиво заменила паломничеством в этот город.

- Этот древний город некоторое время был известен под названием Элиа Капитолина.

- Рассказ Стивена Кинга «Поселение ...».

- Именно в этом городе, который древние римляне почитали священным, во времена римской Империи запрещалось селиться евреям.

- Город в Иордании.

Полезные сервисы

иерусалим - пуп земли

Сборник слов и иносказаний

Ср. Ерусалим - город всем городам мати: что стоит тот город посреди земли.

Гр. А. Толстой. Кн. Серебряный. 21. Сказка.

См. пуп земли.

Полезные сервисы

иерусалим есть пуп земли

Пословицы и поговорки Даль

Иерусалим есть пуп земли.

См. ВСЕЛЕННАЯ

Полезные сервисы

иерусалима

Именины

ж 8 августа (26 июля) - мученица Иерусалима.

Полезные сервисы

иерусалимец

Орфографический словарь

иерусали́мец, -мца, твор. п. -мцем

Полезные сервисы

иерусалимляне

Орфографический словарь

иерусали́мляне, -ян, ед. ч. -янин, -а (библ.)

Полезные сервисы

иерусалимлянин

Орфографический словарь

иерусали́млянин, -а (библ.)

Синонимы к слову иерусалимлянин

См. житель...

Полезные сервисы

иерусалимлянка

Орфографический словарь

иерусали́млянка, -и, род. п. мн. ч. -нок

Полезные сервисы

иерусалимская дорога

Толковый словарь Даля

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ДОРОГА, простонародное млечный путь, дороги. Иерусалимские слезки, вино, водка. - дворянин, жид, еврей.

Полезные сервисы

иерусалимская дорога

Толковый словарь Даля

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ДОРОГА, простонародное млечный путь, дороги. Иерусалимские слезки, вино, водка. - дворянин, жид, еврей.

Синонимы к слову иерусалимская дорога

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

иерусалимская икона

Энциклопедический словарь

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА - ИЕРУСАЛИ́МСКАЯ ИКО́НА Божией Матери (Корсунская, Гефсиманская) (Одигитрия), чудотворная икона, чтимый древний вариант Одигитрии (см. ОДИГИТРИЯ), напоминающий Иверскую икону (см. ИВЕРСКАЯ ИКОНА); отличается левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери). Согласно позднему преданию, в котором нашли отражение сведения о почитании константинопольских святынь и события русской истории, икона написана в 15-е лето по преставлении Богоматери в Гефсимании в Иерусалиме апостолом Лукой, откуда перенесена в Константинополь, затем в Херсонес, далее - в Киев и, наконец, в новгородский Софийский собор; во второй половине 16 века царь Иван Грозный (см. ИВАН IV Грозный) взял икону в Москву. Известны две чтимые иконы, называемые в поздних источниках Иерусалимскими, а в более ранних (до 18 века) - Корсунскими: в новгородском Софийском соборе (поздняя икона в серебряном окладе 11 века) и в Успенском соборе Московского Кремля (древняя икона или список с новгородской; исчезла в 1812 и была заменена списком 17 века). Иконы 16-17 веков, имеющие аналогичную иконографию и называемые Иерусалимскими, повторяют чтимую новгородскую икону. Празднование - 12 (25) октября.

Полезные сервисы

иерусалимская православная церковь

Энциклопедический словарь

Иерусали́мская правосла́вная це́рковь - одна из древнейших поместных автокефальных церквей. Возглавляется патриархом (с 451), резиденция которого находится в Иерусалиме. Распространяет свою юрисдикцию на Израиль, Иорданию и Синайский полуостров.

Полезные сервисы

иерусалимские слезы

Сборник слов и иносказаний

иерусалимские слезы (иноск., в скитах) - водка

Ср. Хоть мать Меропея паче меры любила слезу иерусалимскую, однако и черницы и белицы поверили ее россказням.

Мельников. В лесах. 3, 12.

Полезные сервисы

иерусалимский

Орфографический словарь

иерусали́мский (от Иерусали́м)

Грамматический словарь

иерусали́мский п 3a✕~

Полезные сервисы

иерусалимский барон(дворянин)

Сборник слов и иносказаний

иерусалимский барон(дворянин) (иноск. шуточ.) - еврей, из евреев

Ср. "Иерусалимский барон" (в качестве еврея, не получившего подряда) кинулся ко всемогущим патронессам, которые придумали самое благонадежное средство поправить дело в своем вкусе: они крестят барона и, кажется, со всею его подрядною свитой!...

Лесков. Владычный суд. 20.

См. операция.

См. патрон.

См. свита.

Полезные сервисы

иерусалимский дворянин

Синонимы к слову иерусалимский дворянин

сущ., кол-во синонимов: 2

еврей (68)

жид (19)

Полезные сервисы

иерусалимский еврейский университет

Энциклопедический словарь

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ИЕРУСАЛИ́МСКИЙ ЕВРЕ́ЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕ́Т (англ. Hebrew University of Jerusalem), старейший университет в Израиле (см. ИЗРАИЛЬ (государство)), основан в 1918.

Университет включает 7 факультетов: гуманитарный; общественных наук; юридический; естественнонаучный; медицинский; стоматологический; сельского хозяйства и пищевой промышленности. Университет располагается в двух университетских городах: Скопус (Цофим) в восточной части Иерусалима и Гиват-Рам в западной части города, в больнице Эйн-Керем и в г. Реховот (сельскохозяйственный факультет).

Еще в 1884 году среди деятелей сионистского движения возникла идея создания Еврейского университета на территории Палестины. Инициаторами создания выступили крупные научные деятели Альберт Эйнштейн (см. ЭЙНШТЕЙН Альберт), Зигмунд Фрейд (см. ФРЕЙД Зигмунд), Мартин Бубер (см. БУБЕР Мартин) и Хаим Вайцман. Университет был основан в 1918, однако комплекс университетских зданий на горе Скопус (Цофим) был торжественно открыт лишь в 1925. К моменту образования государства Израиль в 1947 университет был крупным образовательным и научно-исследовательским центром с собственными библиотекой (ныне Национальная библиотека Израиля) и издательством. После арабо-израильской войны 1948 университетский городок на горе Скопус (Цофим) вошел в состав палестинской части Иерусалима, а в 1953 для университета были построены новые корпуса в западном пригороде Иерусалима. После Шестидневной войны 1967 старые корпуса на Скопусе в полуразрушенном состоянии были возвращены университету. Корпуса были восстановлены к 1981.

В 2002 в университетском кафе «Фрэнк Синатра» во время обеденного времени был совершен теракт, погибло 9 человек, в том числе 4 гражданина США. Ответственность за теракт, совершенный палестинским рабочим, выполнявшим ремонтные работы в университете, взяло на себя подразделение ХАМАСа (см. ХАМАС).

В разное время в университете преподавали социолог Л. Гутман, химик А. Кацир, иудаистский мыслитель М. Бубер, нобелевские лауреаты Даниэль Канеман (экономика, 2002) и Роберт Ауманн (экономика, 2005); в университете учились нобелевские лауреаты Давид Гросс (физика, 2004), Аарон Киэхановер и Аврам Хершко (оба - химия, 2004); премьер-министры Израиля Эхуд Барак (см. БАРАК Эхуд), Ариэль Шарон (см. ШАРОН Ариэль), Эхуд Ольмерт.

В 2005 в университете обучалось 24 тыс студентов, работало 1200 преподавателей и 1500 технических и научных сотрудников.

http://www.huji.ac.il

Полезные сервисы

иерусалимский николай дмитриевич

Энциклопедический словарь

Иерусали́мский Николай Дмитриевич (1901-1967), микробиолог, академик АН СССР (1966). Труды по физиологии и биохимии микроорганизмов. Заложил основы ряда микробиологических производств. Исследовал пути микробиологического синтеза белков из нефтепродуктов. Государственная премия СССР (1971, посмертно).

* * *

ИЕРУСАЛИМСКИЙ Николай Дмитриевич - ИЕРУСАЛИ́МСКИЙ Николай Дмитриевич (1901-67), российский микробиолог, академик АН СССР (1966). Труды по физиологии и биохимии микроорганизмов. Заложил основы ряда микробиологических производств. Исследовал пути микробиологического синтеза белков из нефтепродуктов. Государственная премия СССР (1971, посмертно).

Большой энциклопедический словарь

ИЕРУСАЛИМСКИЙ Николай Дмитриевич (1901-67) - российский микробиолог, академик АН СССР (1966). Труды по физиологии и биохимии микроорганизмов. Заложил основы ряда микробиологических производств. Исследовал пути микробиологического синтеза белков из нефтепродуктов. Государственная премия СССР (1971, посмертно).

Полезные сервисы

иерусалимское королевство

Энциклопедический словарь

Иерусали́мское короле́вство - государство, созданное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099. Состояло из собственно Иерусалимского королевства и 3 вассальных государств: графств Триполи и Эдесса и княжества Антиохия. Первый правитель - Готфрид Бульонский. Основные военные силы Иерусалимского королевства - ордена иоаннитов и тамплиеров - не могли противостоять натиску мусульман, усилившемуся с середины XII в. В 1187 египетский султан Салах-ад-дин захватил Иерусалим. В 1291 пал последний оплот крестоносцев - г. Акра.

* * *

ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - ИЕРУСАЛИ́МСКОЕ КОРОЛЕ́ВСТВО, государство, созданное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099. Состояло из собственно Иерусалимского королевства и трех вассальных государств: графств Триполи и Эдесса и княжества Антиохия. Первый правитель - Готфрид Бульонский. Основные военные силы Иерусалимского королевства - ордена иоанитов и тамплиеров - не могли противостоять натиску мусульман, усилившемуся с сер. 12 в. В 1187 египетский султан Салах-ад-дин (см. САЛАХ-АД-ДИН) захватил Иерусалим. В 1291 пал последний оплот крестоносцев - г. Акра.

* * *

ИЕРУСАЛИ́МСКОЕ КОРОЛЕ́ВСТВО, государство крестоносцев, созданное после захвата Иерусалима 15 июля 1099 участниками 1-го крестового похода. Королевство занимало территории современного Израиля, Ливана, частично Иордании и Сирии. Первым правителем с титулом «защитника Гроба Господня» был избран Готфрид Бульонский (см. ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ) , его наследники приняли титул королей.

Исторический очерк

Иерусалим с ближайшими городами Тиром и Акрой составляли королевский домен. В королевство входили три вассальных государства: графства Триполи и Эдесса и княжество Антиохия. Среди других крупных феодов на территории королевства: графства Яффа и Аскалон, Крак (Монреаль), Галилея и Сидон. Привычные для европейцев (франков, как их называли на Востоке) западные традиции были адаптированы к местным условиям: нередко рыцарям в феод наряду с землей или даже взамен ее жаловались доходы от торговли. Однако рыцари должны были являться по первому требованию на военную службу и не могли откупиться деньгами, как это было возможно в Европе.

Уже при Готфриде Бульонском в качестве основных законов королевства были приняты «Иерусалимские ассизы». Главным судом королевства был Высший Суд, в котором заседали королевские вассалы. Для обсуждения политических вопросов нерегулярно созывался парламент - собрание представителей церкви, знати, представителей верхушки духовно-рыцарских орденов, иногда богатых и влиятельных горожан. Помимо обсуждения выбора союзников для войны и экстраординарных налогов парламент мог решать, например, вопрос выбора жениха для наследницы престола (хотя король мог и не следовать его решениям).

После взятия Иерусалима многие рыцари вернулись домой. Среди оставшихся в местном климате смертность была очень высока, приток переселенцев из Европы не мог ее компенсировать. Очень скоро жесткость времен завоевания Иерусалима сменилась относительно терпимыми отношениями с местным населением. Жители в зависимости от религии находились на разных ступенях общественной пирамиды. В самом низу считались мусульмане и евреи, они могли посещать Иерусалим, но жить там (по крайней мере официально) не имели права. Православные находились выше евреев и мусульман, но не считались равными франкам. Монофизиты считались еретиками, им было запрещено приближаться к Гробу Господню.

Большая часть франков жила в городах, но некоторые поселились в своих поместьях. Возникли «новые города» (франц. villeneuves). Для того, чтобы увеличить долю западных христиан, поощрялось переселение с Запада свободных крестьян, которым давалась земля в обмен на 10% от произведенной продукции. За местным населением (в подавляющем большинстве мусульманским) были сохранены их наделы, а размер налогов и податей сохранился в том же объеме, что при мусульманских правителях. Королевские законы гарантировали кочевникам-бедуинам право беспрепятственного передвижения и пастьбы скота.

Наследники Готфрида Бульонского - Бодуэн I (см. БОДУЭН I (иерусалимский король)), Бодуэн II (правил в 1118-31), Фульк Анжуйский (правил в 1131-43) - стремились закрепиться на побережье, захватив основные приморские города. Особенно важное экономическое значение для королевства приобрел порт Акра (Акка (см. АККА) ), которую арабский писатель Ибн Джубайр в 1185 описывал как «цель кораблей и место встречи мусульманских и христианских купцов со всего мира». Важную роль в портовых городах играли итальянские общины - генуэзцы, венецианцы, пизанцы занимали отдельные кварталы, добивались для себя налоговых и юридических привилегий. Итальянцы занимались перевозкой паломников к святым местам.

Наибольших размеров королевство достигло в правление Фулька. Храбрый воин, он, однако, не смог добиться отстранения от власти своей жены Мелисанды, дочери Бодуэна II и матери Бодуэна III (правил в 1152-63). Фульк стал первым королем, заключившим союз с мусульманским правителем Дамаска для обороны от мосульского эмира Зенги, с которым безуспешно пытались бороться участники 2-го крестового похода (в 1144 он взял Эдессу).

Бодуэну III удалось захватить Аскалон (1153), который долго удерживался Фатимидами. С его правления ведущая роль в защите Латинского Востока переходит к духовно-рыцарским орденам (см. ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА). Наследником Бодуэна III стал младший брат Амальрик (правил в 1162-74). Он обратился за помощью в борьбе с турками к Западной Европе, но конфликт между Людовиком VII (см. ЛЮДОВИК VII) и Генрихом II (см. ГЕНРИХ II Плантагенет (английский король)) помешал новому крестовому походу, хотя королевство и получило некоторую материальную и военную поддержку. Амальрик обратился за помощью к Византии, закрепив сотрудничество династическими браками. Амальрик ездил в Константинополь, где, возможно, дал вассальную клятву императору, но со смертью Мануила Комнина (см. МАНУИЛ I Комнин) сближение с Византией закончилось. Преемник Амальрика Бодуэн IV Прокаженный из-за болезни не мог в полной мере управлять страной и иметь наследников. Египетский султан Салах-ад-Дин (см. САЛАХ-АД-ДИН) объединил прежде разрозненные силы мусульман и в 1187 захватил Иерусалим, первое Иерусалимское королевство прекратило свое существование. 3-й крестовый поход из-за раздоров между христианскими вождями закончился неудачно.

Однако религиозное значение Иерусалима для Европы было слишком значительным, чтобы Запад отказался от него. Крестоносцам удалось отстоять небольшую территорию вокруг Акры. Акра стала столицей второго Иерусалимского королевства, в котором с 1197 правил Амальрик из династии Лузиньянов, кипрских королей. Его наследником стал французский рыцарь Жан де Бриенн, на избрании которого настоял французский король Филипп II Август.

В 1229 Иерусалим был возвращен христианам императором Фридрихом II Штауфеном, который получил корону иерусалимского короля. В 1244 турки захватили Иерусалим, устроив жесточайшую резню, но часть владений осталась в руках европейцев. Здесь правили регенты, назначавшиеся высшим советом баронов. В 1268 корону получил Гуго III Лузиньян, но он покинул королевство из-за раздоров с баронами. Среди франков все меньше оставалось потомков родов крестоносцев, из Европы переселялись в основном авантюристы в поисках легких доходов. Вражда между итальянскими городами влияла и на отношения среди итальянских поселенцев; так в 1256 в Акре между ними шла настоящая война. Последним регентом королевства в 1286 был избран Генрих II Лузиньян. В 1291 Акра пала, город и замки крестоносцев были полностью разрушены, хотя крепость сохранилась. Жители были убиты почти поголовно, оставшиеся проданы в рабство. Королевство перестало существовать, но титул иерусалимских королей сохранялся в династии Лузиньянов.

Культура крестоносцев

В завоеванных франками землях сложилась богатая культурная среда. Крестоносцы принесли с собой традиции родных мест - прежде всего Лотарингии, долины реки Маас, Нормандии, Иль-де-Франса и южной Франции, Италии конца 11 в. В новых землях к западным традициям добавились местные. Произведения искусства по заказу крестоносцев создавались в основном местными мастерами, но с учетом вкусов франков. В живописи, лишь немногочисленные образцы которой сохранились, ощутимо византийское влияние (Богоматерь с Младенцем Glycophilousa в вифлеемском храме Рождества Христова), дополненное местными и западноевропейскими традициями. Вехой в развитии искусства крестоносцев стал храм Рождества в Вифлееме. Работами руководил греческий монах и мозаичист Эфраим, Базилий, создавший в центральном нефе мозаики с ангелами, был православный сириец, в южном трансепте работал венецианец Зан. Французское влияние явственно видно в храме Благовещенья, украшенном скульптурами по образцу французских. В интерьерах храма видно и мусульманское влияние. Скульптурами украшались и замки тамплиеров. После падения Иерусалима и захвата святых мест характер искусства становится более светским.

Сохранились немногочисленные памятники книжного искусства. Псалтырь Мелисанды, заказанная королем Фульком (скрипторий вифлеемского храма) проиллюстрирована в византийских традициях, а переплет из слоновой кости сделан французскими мастерами. Совершенно уникальна монументальная Библия, хранящаяся в настоящее время в Сан-Даниэли-дель-Фриули: ее буквицы в виде людей и животных сочетают византийские, армянские и сирийские элементы стиля и иконографии.

Большой энциклопедический словарь

ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - государство, созданное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099. Состояло из собственно Иерусалимского королевства и 3 вассальных государств: графств Триполи и Эдесса и княжества Антиохия. Первый правитель - Готфрид Бульонский. Основные военные силы Иерусалимского королевства - ордена иоанитов и тамплиеров - не могли противостоять натиску мусульман, усилившемуся с сер. 12 в. В 1187 египетский султан Салах-ад-дин захватил Иерусалим. В 1291 пал последний оплот крестоносцев - г. Акра.

Полезные сервисы

иерусалимцы

Орфографический словарь

иерусали́мцы, -ев, ед. ч. -мец, -мца, твор. п. -мцем

Полезные сервисы