Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шумер

Толковый словарь

м.

см. шумеры 2.

Энциклопедический словарь

Шуме́р - древняя страна в Южном Двуречье (юг современного Ирака). Около 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (XXIV в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.

* * *

ШУМЕР - ШУМЕ́Р, древняя страна в Южном Двуречье (юг современного Ирака). Около 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.

Первые поселения в Южном Двуречье стали появляться в 6 тысячелетии до н. э. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено. Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду - самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн. Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун (см. ДИЛЬМУН), отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Шумерский язык продолжает оставаться загадкой, поскольку не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумерами были создатели Убайдской культуры на юге Двуречья конца 5 - начала 4 тыс. до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и трансформировавшейся в клинопись, на рубеже 4-3 тыс. до н. э. имеются доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским.

На рубеже 4-3 тыс. до н. э. на этой территории окончательно сложилась система оросительных каналов, просуществовавшая без коренных изменений до середины 2 тыс. до н. э. С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации - города-государства, концентрировавшие вокруг себя более мелкие города и поселения. Наиболее значительными среди них были Эшнунна (см. ЭШНУННА), Сиппар, Куту, Киш (см. КИШ (Месопотамия)), Ниппур (см. НИППУР), Шуруппак (см. ШУРУППАК), Урук (см. УРУК), Ур (см. УР), Умма (см. УММА), Лагаш (см. ЛАГАШ).

С конца 4 тыс. до н. э. существовал культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, где находился один из главных храмов Шумера - храм бога Энлиля (см. ЭНЛИЛЬ). Анализ дошедшего до нас так называемого «Царского списка» - последовательного перечня шумерских династий, правивших с «допотопного времени», позволяет предположить, что со второй четверти 3 тыс. до н. э., то есть с начала Раннединастического периода, главнейшими политическими центрами Шумера были Киш на севере и Ур и Урук на юге.

В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей встречаются имена Энмешарра (см. ЭНМЕШАРРА), Лугальбанды (см. ЛУГАЛЬБАНДА) и Гильгамеша (см. ГИЛЬГАМЕШ) - сказания об этих персонажах, записанные в конце 3 тыс. до н. э., дошли до нашего времени. Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города Аратты, находившегося далеко на востоке. Оба вождя через своих послов загадывали друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что посол не мог ее запомнить и пришлось изобрести письменность.

О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге домой. Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Борьба за объединение

Реальная история Шумера, насколько возможно ее проследить по дошедшим письменным и археологическим источникам, представляет собой постоянную борьбу крупнейших городов-государств за гегемонию в своем регионе. Киш, Лагаш, Ур и Урук вели постоянные войны друг с другом в течение нескольких сотен лет, пока страна не оказалась объединенной под властью Саргона Древнего (см. САРГОН Древний) - основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива.

Саргон, который согласно преданию из «Царского списка» начинал со службы садовником у царя Киша, судя по имени, был восточным семитом. Свидетельства контактов шумеров с восточносемитскими народами, населявшими Верхнее Двуречье, мы имеем уже со второй четверти 3 тыс. до н. э. В период правления Саргона стал шире входить в употребление аккадский (восточносемитский) язык, однако шумерский еще сохранялся и в быту, и в делопроизводстве. Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев (см. ГУТИИ) - племен, пришедших с западной части Иранского нагорья. С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц.

На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится новый расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев. Его процветание было связано с правлением Гудеа (см. ГУДЕА) (ум. ок. 2123 до н. э.) - царя-строителя, при котором влияние Лагаша в Шумере распространилось от Ура до Ниппура. Гудеа возвел неподалеку от Лагаша новый грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу (см. НИНГИРСУ). До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеа, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность.

Ур

В конце 3 тыс. до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить все области Нижнего Двуречья. С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры. Царство третьей династии Ура представляло собой древневосточную деспотию, во главе которой стоял царь, носивший титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада (см. АККАД (государство))». Шумерский язык сделался официальным языком царских канцелярий, а население к этому времени уже перешло на аккадский. От этого времени до нас дошли десятки тысяч учетных документов из царских архивов, свидетельствующих об организации централизованного царского хозяйства, которому подчинялись отдельные округа. Сложившийся порядок потребовал создания общегосударственных законов, и они были составлены: самый ранний известный нам свод письменных законов был издан первым царем 3-й династии Ур-Намму (ок. 2112-2094 до н. э.).

В этот же период был упорядочен и систематизирован шумерский пантеон, во главе которого стоял бог Энлиль вместе с 7 или 9 богами, входившими в небесный совет. Тем же богам поклонялись аккадцы, которые к началу 2 тыс. до н.э. уже составляли с шумерами единый народ. В этот же период было создано учение о вечной «царственности», в течение столетий непрерывно передававшейся от одного царя к другому, и это учение легло в основу «Царского списка», составленного, по-видимому, впервые при Ур-Намму.

Падение третьей династии Ура произошло по нескольким причинам: потерпело крах гигантское централизованное хозяйство урских царей, что привело к иссяканию хлебных запасов и голоду в стране, которая в это же время переживала нашествие амореев (см. АМОРЕИ) - западносемитских скотоводческих племен, появившихся на территории Месопотамии на рубеже 3 и 2 тыс. до н. э. В 2004 или 2003 до н. э. Ур был разрушен, и гегемония в Нижней Месопотамии перешла к Иссину, который удерживал ее до последней трети 20 в. до н. э., пока аморей, находившийся на службе у царя Иссина, не захватил власть, объявив себя царем Шумера и Аккада. С этого времени Шумер никогда более не существовал как самостоятельное государство, однако его великие культурные достижения продолжали жить в разных цивилизациях Месопотамии в течение двух последующих тысячелетий. К началу нашей эры древние шумерские города являли собой развалины, постепенно заносимые песком.

Исследования Шумера

Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи. Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19-20 вв., одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.

В 1889 американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли (см. ВУЛЛИ Леонард) вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду (см. ЭРИДУ). Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации. Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты (см. ЗИККУРАТ), служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья. Аналогичный храмовый комплекс, воздвигнутый в Вавилоне спустя столетия после исчезновения шумерской цивилизации, лег в основу знаменитой библейской легенды о Вавилонской башне.

Найденные клинописные архивы донесли около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания. Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых 26 в. до н. э. уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора - жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока.

Само изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Единственным материалом для письма в Месопотамии была глина, а в качестве орудия для письма шумеры пользовались тростниковой палочкой, которую наклонно слегка вдавливали в мягкую глину. Поскольку конец этой палочки имел трехгранную заточку, верхняя часть линии приобретала вид клинышка. Отсюда и происходит название «клинопись». Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Большой энциклопедический словарь

ШУМЕР - древняя страна в Юж. Двуречье (юг современного Ирака). Ок. 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.

Орфографический словарь

шуме́р, -а

Формы слов для слова шумер

шуме́р, шуме́ры, шуме́ра, шуме́ров, шуме́ру, шуме́рам, шуме́ром, шуме́рами, шуме́ре, шуме́рах

Грамматический словарь

шуме́р мо 1a (представитель шумерской народности)

Сканворды для слова шумер

- Первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Месопотамии.

Полезные сервисы

шумёр

Толковый словарь Ушакова

ШУМЁР, шумёра, муж. (театр.). Лицо, ведающее постановкой шумовых эффектов.

Формы слов для слова шумёр

шумёр, шумёры, шумёра, шумёров, шумёру, шумёрам, шумёром, шумёрами, шумёре, шумёрах

Грамматический словарь

шумёр мо 1a (в театре)

Сканворды для слова шумёр

- Древняя страна в Южном Двуречье (юг современного Ирака).

Полезные сервисы

шумерка

Толковый словарь

ж.

см. шумеры 2.

Полезные сервисы

шумерля

Энциклопедический словарь

Шу́мерля - город (с 1937) в России, Чувашия, пристань на р. Сура. Железнодорожная станция. 41,3 тыс. жителей (1998). Комбинат автофургонов, заводы: специальных автомобилей, химическая; деревообрабатывающая, пищевая промышленность.

* * *

ШУМЕРЛЯ - ШУ́МЕРЛЯ, город (с 1937) в Российской Федерации, Чувашия, пристань на р. Сура. Железнодорожная станция. Население 40,2 тыс. человек (2002). Комбинат автофургонов, заводы: специальных автомобилей, химический; деревообрабатывающая, пищевая промышленность.

Большой энциклопедический словарь

ШУМЕРЛЯ - город (с 1937) в Российской Федерации, Чувашия, пристань на р. Сура. Железнодорожная станция. 42,7 тыс. жителей (1993). Комбинат автофургонов, заводы: специальных автомобилей, химический; деревообрабатывающая, пищевая промышленность.

Синонимы к слову шумерля

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Сканворды для слова шумерля

- Город в Чувашии.

- Название этого города в Чувашии в переводе означает «бить, бушевать».

Полезные сервисы

шумеро-аккадо-хеттский

Синонимы к слову шумеро-аккадо-хеттский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

шумеро-аккадский

Слитно. Раздельно. Через дефис

шуме/ро-акка/дский

Орфографический словарь

шуме́ро-акка́дский

Синонимы к слову шумеро-аккадский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

шумеро-вавилонский

Слитно. Раздельно. Через дефис

шуме/ро-вавило/нский

Синонимы к слову шумеро-вавилонский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

шумеро-хеттский

Слитно. Раздельно. Через дефис

шуме/ро-хе/ттский

Полезные сервисы

шумерский

Толковый словарь

прил.

1. Относящийся к шумерам, связанный с ними.

2. Свойственный шумерам, характерный для них.

3. Принадлежащий шумерам.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к шумеры.

Шумерский язык.

Орфографический словарь

шуме́рский

Словарь ударений

шуме́рский

Формы слов для слова шумерский

шуме́рский, шуме́рская, шуме́рское, шуме́рские, шуме́рского, шуме́рской, шуме́рских, шуме́рскому, шуме́рским, шуме́рскую, шуме́рскою, шуме́рскими, шуме́рском, шуме́рск, шуме́рска, шуме́рско, шуме́рски

Морфемно-орфографический словарь

шуме́р/ск/ий.

Грамматический словарь

шуме́рский п 3a✕~

Полезные сервисы

шумерский язык

Энциклопедический словарь

Шуме́рский язы́к - язык шумеров. Известен по клинописным текстам с XXIX-XXVIII вв. по III-I вв. до н. э. Генетические связи не установлены.

* * *

ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК - ШУМЕ́РСКИЙ ЯЗЫ́К, язык шумеров. Известен по клинописным текстам с 29-28 вв. по 3-1 вв. до н. э. Генетические связи не установлены.

Большой энциклопедический словарь

ШУМЕРСКИЙ язык - язык шумеров. Известен по клинописным текстам с 29-28 вв. по 3-1 вв. до н. э. Генетические связи не установлены.

Лингвистика

Шуме́рский язы́к -

язык шумеров (шумерийцев), древнего народа, населявшего Южное

Двуречье (современный Ирак). Вымер к началу 2‑го

тыс. до н. э. Родство Ш. я. с другими языками не

установлено. По клинописным текстам (см. Клинопись) известен с 29-28 вв. по 3-1 вв. до н. э.

Памятники Ш. я. разделяются на старошумерские (до 25 в. до н. э.),

«классические» (24-22 вв. до н. э.), новошумерские (21 в. до н. э.),

позднешумерские (начало 2‑го тыс. до н. э.; главным образом

литературные, отчасти хозяйственные тексты) и «послешумерские»;

последние составлялись, когда Ш. я. оставался в Месопотамии уже только

вторым книжным языком наряду с аккадским

языком.

Консонантный состав реконструируется с трудом

из-за особенностей графики. Характерно правило: в пределах одной

двусложной основы возможен только один и тот же

гласный (a, e, i, u); долгие гласные имелись

только в случае стяжения слогов. Грамматические

черты: наличие эргативной конструкции - субъект действия выражен особым падежом, субъект состояния, в т. ч. состояния как

результата действия (объект), - нулевым показателем. У глагола действия 2 вида и специальный суффикс

незавершённости действия; категория времени

отсутствует; на префиксальных позициях (отчасти и на суффиксальных)

имеются аффиксы наклонений, а также согласования с субъектом действия и состояния, со

всеми косвенными объектами и рядом обстоятельственных выражений. В императиве порядок

показателей обратный. При имени несколько суффиксальных позиций,

которые могут занимать показатели числа, притяжательные местоимения и показатели падежных отношений.

Последние показатели являются и подчинительными элементами при

«номинализованных» оборотах, заменяющих придаточные предложения. Различаются показатели

коллективного, сортового, определённого и других множеств. Все

именные грамматические показатели помещаются в конце синтагмы «определяемое - определение», «имя - придаточное предложение» и

т. п. в порядке, обратном порядку слов, к которым относятся. Обычный порядок слов: определяемое - определение,

субъект действия - косвенные объекты и обстоятельственные обороты -

субъект состояния (= прямому объекту) - предикат. Некоторые слова и фонемы были табуированы для

женщин.

Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967;

его же, Шумерский язык, в кн.: Языки Азии и Африки, т. 3,

М., 1979;

Falkenstein A., Das Sumerische. Handbuch der

Orientalistik, Leiden, 1959.

И. М. Дьяконов.

Полезные сервисы

шумерско-аккадский

Слитно. Раздельно. Через дефис

шуме/рско-акка/дский

Синонимы к слову шумерско-аккадский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

шумерско-аккадско-хеттский

Синонимы к слову шумерско-аккадско-хеттский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

шумеры

Толковый словарь

мн.

1. Древний народ, населявший Южное Двуречье и создавший древнейшую письменность - клинопись.

2. Представители этого народа.

Энциклопедический словарь

ШУМЕ́РЫ -ов; мн. Древний народ, населявший Южное Двуречье (создатели древнейшей письменности в Двуречье - клинописи).

Шуме́рский, -ая, -ое. Ш. язык.

Академический словарь

-ов, мн. (ед. шуме́р, -а, м.).

Древний народ, населявший Южное Двуречье, явившийся создателем древнейшей письменности в Двуречье - клинописи.

Энциклопедия Кольера

ШУМЕРЫ - первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще ок. 4000 до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

ГУДЕА, правитель Лагаша.

ГУДЕА, правитель Лагаша.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью. Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад - семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства - нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи. Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

ЛИТЕРАТУРА

Тураев Б.А. История Древнего Востока, т. 1. М., 1935

Орфографический словарь

шуме́ры, -ов, ед. ч. шуме́р, -а

Словарь ударений

шуме́ры, -ов; ед. шуме́р, -а

Лингвистические термины

Семитские племена, создавшие в Южном Двуречье города - государства Лагаш, Киш, Ур;

датируется их существование примерно III тыс. до н.э.;

общались на шумерском языке;

родственные языки не сохранились;

Ш. пользовались клинописью, образцы которой датируются ХХIХ - I вв. до н.э.

Морфемно-орфографический словарь

шуме́р/ы, ед. шуме́р/.

Полезные сервисы